Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 20
с углубленным изучением отдельных предметов" г. Ухта
Рекомендована методическим объединением учителей Бигландии Протокол №________ от «____»___________2017 г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 20» ___________С.Е. Николаева «_____»_____________2017 г. |
Рабочая учебная программа
элективного курса
по химии 10 класс
« Окислительно-восстановительные реакции»
Составлена на основе программы элективного курса по химии
автора В.Е. Морозова. (Химия 10-11 классы: сборник элективных
курсов/ авт.-сост.В.Е. Морозов – Волгоград: учитель 2007)
Составитель:
Киреева И.А., учитель химии
г. Ухта
2017г.
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений естественно-математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении органической химии и владеющих достаточными знаниями о строении и свойствах органических веществ.
Основная цель курса - показать необходимость развития в процессе обучения химии способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию.
Основная задача курса – показать возможность межпредметной интеграции двух предметов (химии и биологии). В практической реализации знаний ( новые направления в науке, которые возникли, как результат тесного взаимодействия химии и биологии), в теоретическом изучении ( явления природы, которые объясняют и химики, и биологи) и практическом использовании экспериментальные задания, различные виды задач, для решения которых необходимы знания двух предметов)
Содержание элективного курса базируется на материале курса химии, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по химии. Для отбора биохимического материала можно указать три основных направления.
Первое направление имеет цель – показать учащимся единство законов природы, применимость законов химии к живому организму.
Второе направление соответствует ознакомлению с химическими методами воздействия и исследования, широко применяемыми и в биологии, и в медицине.
Третье направление предполагает ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами применения окислительно- восстановительных реакций в жизнедеятельности человека.
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии | 3 |
3. | Окислительно-восстановительные свойства неметаллов и их соединений | 3 |
4. | Восстановительные свойства металлов | 4 |
5. | ОВР с участием органических веществ | 7 |
| Всего | 18 |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Вводное занятие. (1 ч)
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой, Теория ОВР (повторение и обобщение ранее изученного в обязательном курсе химии материала).
Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии. (3 ч)
Важнейшие восстановители и окислители. Составление ОВР методом электронного баланса. Классификация окислительно-восстановительных реакций. ОВР с несколькими окислителями или восстановителями.
Тема 3. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов и их соединений. (3 ч)
Окислительно-восстановительные свойства галогенов и их соединений. Окислительно-восстановительные свойства серной кислоты и соединений серы. Окислительные свойства соединений азота и азотной кислоты.
Тема 4. Восстановительные свойства металлов. (4 ч)
Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов как ОВ процесс. Получение металлов как ОВ процесс. Электролиз растворов и расплавов электролитов. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах.
Тема 5. ОВР с участием органических веществ. (7 ч)
ОВР с участием предельных и непредельных углеводородов. ОВР с участием кислородсодержащих соединений. ОВР с участием углеводов. Использование метода полуреакций для составления уравнений ОВР с участием органических веществ. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе.
Поурочное планирование
Всего уроков – 18, (1 н/ч в 2 недели)
№ урока п/п | Тема урока |
| Раздел 1 |
| Тема 1. Вводное занятие. (1 ч) |
1. | Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Теория ОВР |
| Раздел 2 |
| Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии. (3 ч) |
2. | Важнейшие восстановители и окислители. Составление ОВР методом электронного баланса. |
3. | Классификация окислительно-восстановительных реакций. |
4. | ОВР с несколькими окислителями или восстановителями. |
| Раздел 3 |
| Тема3.Окислительно-восстановительные свойства неметаллов и их соединений. (3ч) |
5. | Окислительно-восстановительные свойства галогенов и их соединений. |
6. | Окислительно-восстановительные свойства серной кислоты и соединений серы. |
7. | Окислительные свойства соединений азота и азотной кислоты. |
| Раздел 4 |
| Тема4. Восстановительные свойства металлов. (4ч) |
8. | Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов как ОВ процесс. Получение металлов как ОВ процесс. |
9. | Электролиз растворов и расплавов электролитов. |
10. | Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах. |
11. | Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах. |
| Раздел 5 |
| Тема 5. ОВР с участием органических веществ. (7ч) |
12. | ОВР с участием предельных углеводородов. |
13. | ОВР с участием непредельных углеводородов. |
14. | ОВР с участием кислородсодержащих соединений. |
15. | ОВР с участием углеводов. |
16. | Использование метода полуреакций для составления уравнений ОВР с участием органических веществ. |
17. | Окислительно-восстановительные процессы в живой природе. |
18. | Итоговый урок. |
Список литературы.
Сборник элективных курсов. Химия 10-11 классы В.Е.Морозов. Волгоград: Учитель, 2007.
Хомченко Т.П.«Окислительно-восстановительные реакции», М. «Просвещение», 1989г,
Третьяков Ю.Д., Метелин Ю.Г. «Основы общей химии», М.»Просвещение», 1985г.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г.«Задачи по химии для поступающих в вузы» М.Высшая школа, 1990г.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. «2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы», М. Дрофа, 1999 г.
Требования к уровню подготовки учащихся.
После овладения учебным материалом элективного курса учащиеся должны знать:
•основные теоретические понятия темы: окислительно-восстановительные реакции, степень окисления, окислитель, восстановитель; электролиз, связь окислительно-восстановительных свойств с электронным строением атомов, значение ОВР в химии, химической технологии, процессах окружающей среды;
Учащиеся должны уметь:
•находить степени окисления химических элементов, отличать ОВР от других типов химических реакций, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР, используя метод электронного баланса;
•определять окислительно-восстановительные свойства веществ, возможность протекания ОВР и их продукты с учетом среды, в которой протекает реакция;
•определять процессы, протекающие на электродах при электролизе растворов и расплавов солей, кислот, щелочей, продукты электролиза, записывать уравнения катодных и анодных процессов;
•отвечать на вопросы связанных с материалом данного элективного курса.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 20
с углубленным изучением отдельных предметов" г. Ухта
Рекомендована методическим объединением учителей Бигландии Протокол № от « » июня 2017г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 20» _______________С.Е. Николаева « » июня 2017 г. |
Рабочая учебная программа
элективного курса
по химии
9 класс
«Химия и медицина»
В программу включены идеи факультативных занятий Е.И. Субботиной ( ХВШ №5/2005г стр.67-74), опыты ( ХВШ № 1/2005.стр 22-24; № 9/2004.стр.61-65; № 5/2005.стр 68;№5/1995. стр 61-62; теоретический материал и опыты из «Биологическая химия» М.В.Ермолаевой , аналитической химии, фармацевтической химии, практикума по качественному микроанализу М.В.Михалевой и Б.В.Мартыненко; материал о лекарственных растениях.
Вид программы- экспериментальная (автор: Матвеева Л.И.)
Составитель:
Киреева И.А., учитель химии
МОУ «СОШ № 20»
г. Ухта
2017 г.
Пояснительная записка
Курс "Химия и медицина" рассчитан на учащихся 9 классов.
Разносторонняя учебная деятельность учащихся в школе на уроках и вне уроков является основным условием полноценного развития личности ученика. При сохранении урока в качестве ведущей организационной формы обучения в средней школе большое значение имеют также другие формы обучения – факультативные, элективные и внеклассные кружковые занятия.
Актуальность программы. Школьники обладают достаточно скудными знаниями о своем организме, способах сохранения здоровья и путях выхода из ситуаций, когда организму требуется помощь. В факультатив включены актуальные для современной молодежи темы для того ,чтобы учащиеся смогли реализовать химические знания в повседневной жизни.
Практическая значимость. Учащимся необходимо знать, что собой представляет человеческий организм с точки зрения химии и биологии, как поддерживать здоровье и помочь своему организму справиться с некоторыми заболеваниями и что лучше применить: лекарственные или растительные препараты.
Новизна программы: Профориентация учащихся в результате знакомства с основами медицины ,как взаимосвязанного курса по изучению физиологических процессов происходящих в организме человека; влияния внешних факторов на состояние здоровья человека в результате интегрирования знаний по аналитической химии, физхимии, биохимии, биологии, истории, валеологии.
Элективные курсы по химии "Химия и медицина» являются продолжение факультативных курсов
Особенности программы. Основной идеей построения программы курса "Химия и медицина " является углубление знаний учащихся о физиологических особенностях организма человека и влиянии различных лекарственных препаратов , сбалансированного питания на биохимические процессы ,происходящие в организме человека. При изучении данного курса формируются понятия о здоровье, лекарствах, их действии на организм и правильном их употреблении. Он позволяет погрузиться в систему вопросов: химические и биологические свойства металлов и неметаллов, химические реакции, химическая зависимость, фармакологические группы веществ. Особое внимание уделено составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами, изучению лекарственных растений нашей местности. При этом учащиеся усваивают, что здоровый образ жизни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем. В организации курса большое внимание уделяется практической работе . Ознакомление с организацией работы работников медицинских специальностей в ходе проведения экскурсий в медицинские учреждения и предприятия , нацеливают учащихся на получение углубленных знаний по выбранному профилю.
Таким образом содержание данного курса вводит учащихся в область теоретических основ медицины, связанных с сохранением здоровья, а также частично обеспечивает профессиональную ориентацию старшеклассников.
Цели курса. Продолжить формирование у учащихся понимания важности сохранения здоровья; углубление знаний учащихся о физиологических особенностях организма человека и влиянии различных химических веществ, лекарственных препаратов , сбалансированного питания на биохимические процессы ,происходящие в организме человека ;дать представление о профессиях, связанных с медициной; предоставить учащимся возможность удовлетворить свои познавательные интересы в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ.
Задачи курса.
Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения; научить школьников анализировать свой образ жизни с точки зрения влияния на здоровье; ознакомить учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на живой организм, с приемами оказания доврачебной помощи; ознакомление учащихся с организацией работы работников медицинских специальностей ;совершенствовать умения обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием Воспитательные: формирование социальной активности, навыков здорового образа жизни
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, самостоятельности, ответственности, аккуратности, воображения.
Продолжительность курса – год; объем – 17 ч.
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Вещества живых клеток | 5 |
3. | Водно-минеральный обмен в организме человека | 4 |
4. | Гигиена питания | 2 |
5. | Лекарственные средства | 1 |
6. | Химия вредных привычек | 2 |
7. | Химия вокруг нас | 1 |
8. | Медицинские специальности | 1 |
| Всего | 17 |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Вводное занятие. (1ч)
Роль химии в медицине. Знакомство с основными задачами медицины, роль аналитической, фармацевтической химии.
Тема 2. Вещества живых клеток. (5ч)
Химия белков. Структура, химический состав, обмен, свойства, классификация, биологическое значение, норма белка в питании. Промежуточный обмен. Белки сыворотки крови. Патология обмена. Химия углеводов. Переваривание и всасывание, промежуточный обмен, анаэробный и аэробный распад, регуляция обмена, свойства, биологические функции, патология обмена. Исследование обмена углеводов. Химия липидов. Классификация. Простые и сложные липиды. Переваривание и всасывание, промежуточный обмен, биологические функции, превращение фосфолипидов, холестерина, триглициринов. Регуляция обмена и патология. Витамины. Биологическое значение витаминов, классификация, гипервитаминоз, симптомы недостаточности, суточная потребность, источники витаминов. Ферменты. Химическая природа, свойства, механизм действия, значение для медицины.
Тема 3. Водно-минеральный обмен в организме человека. (4ч)
Водно-минеральный обмен. Биологическое значение макроэлементов: серы, фосфора, кислорода, азота, углерода. Металлы. Понятие о металлах - биогенах, истории открытия и использования препаратов, содержащие металлы, токсическое действие металлов на организм. Буферные системы в организме. Значение для жизнедеятельности организма сохранения постоянства кислотности жидких сред.
Тема 4. Гигиена питания. (2ч)
Диета и питание при различных заболеваниях. Гигиена питания. Значение воды в жизни человека.
Тема 5. Лекарственные средства. (1ч)
Основные лекарственные средства и их применение: анальгетики, сульфаниламидные препараты, антибиотики и т.д. Химическая природа и безопасность применения лекарственных препаратов.
Тема 6. Химия вредных привычек. (2ч)
Здоровый образ жизни. Биохимическое обоснование действия на организм человека никотина и алкоголя. Химия наркотических веществ. Обоснование вреда употребления наркотиков.
Тема 7. Химия вокруг нас. (1ч)
Химия вокруг нас. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Консерванты и красители. Химия средств гигиены и косметики.
Тема 8. Медицинские специальности. (1ч)
Профессии работников медицинского и фармацевтического направления. Основные предприятия фармацевтической промышленности.
Поурочное планирование
Всего уроков – 17, (1 н/ч в 2 недели)
№ урока п/п | Тема урока |
| Тема 1. Вводное занятие. (1 ч) |
1. | Роль химии в медицине. Знакомство с основными задачами медицины, роль аналитической, фармацевтической химии. |
| Тема 2. Вещества живых клеток. (5ч) |
2. | Химия белков. |
3. | Химия углеводов. |
4. | Химия липидов. |
5. | Витамины. |
6. | Ферменты. |
| Водно-минеральный обмен в организме человека. (4ч) |
7. | Водно-минеральный обмен. |
8. | Металлы. |
9. | Буферные системы в организме. |
10. | Значение для жизнедеятельности организма сохранения постоянства кислотности жидких сред. |
| Тема 4. Гигиена питания. (2ч) |
11. | Диета и питание при различных заболеваниях. Гигиена питания. |
12. | Значение воды в жизни человека. |
| Тема 5. Лекарственные средства. (1ч) |
13. | Основные лекарственные средства и их применение. Химическая природа и безопасность применения лекарственных препаратов. |
| Тема 6. Химия вредных привычек. (2ч) |
14. | Здоровый образ жизни. Биохимическое обоснование действия на организм человека никотина и алкоголя. |
15. | Химия наркотических веществ. Обоснование вреда употребления наркотиков. |
| Тема 7. Химия вокруг нас. (1ч) |
16. | Химия вокруг нас. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Консерванты и красители. Химия средств гигиены и косметики. |
| Тема 8. Медицинские специальности. (1ч) |
17. | Профессии работников медицинского и фармацевтического направления. Основные предприятия фармацевтической промышленности. |
Список литературы.
1.Сказания о лекарственных растениях. М. А. Кузнецова. Москва. «Высшая школа » 1992год.
2. Книга по химии для домашнего чтения. Б. Д. Степанова. Москва. " Химия". 1995год
3.Растения и животные.Руководство для натурлиста В.Н. Вехова М.Мир.2007г.
4.Занимательная физиология .Книга для чтения.Б.Ф.Сергеев М. «Просвещение» 2011г
5.Пособие по химии Г.П.Хомченко М. «Новая волна» 2002г.
6.Химия. А.С. Егоров Ростов-на-Дону «Феникс» 2004г
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
- состав органических веществ, их классификацию, изомерию, свойства;
- нахождение в природе и биологическую роль;
- значение в быту, технике, медицине.
Уметь:
- самостоятельно отбирать и анализировать информацию;
- представлять информацию в графическом виде;
- оценивать последствия влияния на здоровье человека «факторов риска» нерационального питания, алкоголя, никотина, наркотиков;
- проводить химический эксперимент и грамотно представлять результаты исследования; решать расчетные задачи;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни, в выборе профессии.