СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы элективного курса по химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована молодым учителем при проведении элективных курсов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы элективного курса по химии.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов" г. Ухта



Рекомендована

методическим объединением

учителей Бигландии

Протокол №________

от «____»___________2017 г.


Утверждаю

Директор МОУ «СОШ № 20»

___________С.Е. Николаева

«_____»_____________2017 г.





Рабочая учебная программа

элективного курса

по химии 10 класс

« Окислительно-восстановительные реакции»


Составлена на основе программы элективного курса по химии

автора В.Е. Морозова. (Химия 10-11 классы: сборник элективных

курсов/ авт.-сост.В.Е. Морозов – Волгоград: учитель 2007)



Составитель:

Киреева И.А., учитель химии





г. Ухта

2017г.







Пояснительная записка


Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений естественно-математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении органической химии и владеющих достаточными знаниями о строении и свойствах органических веществ.


Основная цель курса - показать необходимость развития в процессе обучения химии способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию.


Основная задача курса – показать возможность межпредметной интеграции двух предметов (химии и биологии). В практической реализации знаний ( новые направления в науке, которые возникли, как результат тесного взаимодействия химии и биологии), в теоретическом изучении ( явления природы, которые объясняют и химики, и биологи) и практическом использовании экспериментальные задания, различные виды задач, для решения которых необходимы знания двух предметов)


Содержание элективного курса базируется на материале курса химии, изучаемого в основной школе, в соответствии с программой общего образования по химии. Для отбора биохимического материала можно указать три основных направления.

Первое направление имеет цель – показать учащимся единство законов природы, применимость законов химии к живому организму.

Второе направление соответствует ознакомлению с химическими методами воздействия и исследования, широко применяемыми и в биологии, и в медицине.

Третье направление предполагает ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами применения окислительно- восстановительных реакций в жизнедеятельности человека.






















Тематический план



Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии

3

3.

Окислительно-восстановительные свойства неметаллов и их соединений

3

4.

Восстановительные свойства металлов

4

5.

ОВР с участием органических веществ

7


Всего

18









































Содержание изучаемого курса


Тема 1. Вводное занятие. (1 ч)

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой, Теория ОВР (повторение и обобщение ранее изученного в обязательном курсе химии материала).



Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии. (3 ч)

Важнейшие восстановители и окислители. Составление ОВР методом электронного баланса. Классификация окислительно-восстановительных реакций. ОВР с несколькими окислителями или восстановителями.




Тема 3. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов и их соединений. (3 ч)

Окислительно-восстановительные свойства галогенов и их соединений. Окислительно-восстановительные свойства серной кислоты и соединений серы. Окислительные свойства соединений азота и азотной кислоты.


Тема 4. Восстановительные свойства металлов. (4 ч)


Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов как ОВ процесс. Получение металлов как ОВ процесс. Электролиз растворов и расплавов электролитов. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах.


Тема 5. ОВР с участием органических веществ. (7 ч)


ОВР с участием предельных и непредельных углеводородов. ОВР с участием кислородсодержащих соединений. ОВР с участием углеводов. Использование метода полуреакций для составления уравнений ОВР с участием органических веществ. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе.
















Поурочное планирование


Всего уроков – 18, (1 н/ч в 2 недели)


№ урока

п/п

Тема урока


Раздел 1


Тема 1. Вводное занятие. (1 ч)

1.

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Теория ОВР


Раздел 2


Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии. (3 ч)

2.

Важнейшие восстановители и окислители. Составление ОВР методом электронного баланса.

3.

Классификация окислительно-восстановительных реакций.

4.

ОВР с несколькими окислителями или восстановителями.


Раздел 3


Тема3.Окислительно-восстановительные свойства неметаллов и их соединений. (3ч)

5.

Окислительно-восстановительные свойства галогенов и их соединений.

6.

Окислительно-восстановительные свойства серной кислоты и соединений серы.

7.

Окислительные свойства соединений азота и азотной кислоты.


Раздел 4


Тема4. Восстановительные свойства металлов. (4ч)

8.

Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов как ОВ процесс. Получение металлов как ОВ процесс.

9.

Электролиз растворов и расплавов электролитов.

10.

Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах.

11.

Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах.


Раздел 5


Тема 5. ОВР с участием органических веществ. (7ч)

12.

ОВР с участием предельных углеводородов.

13.

ОВР с участием непредельных углеводородов.

14.

ОВР с участием кислородсодержащих соединений.

15.

ОВР с участием углеводов.

16.

Использование метода полуреакций для составления уравнений ОВР с участием органических веществ.

17.

Окислительно-восстановительные процессы в живой природе.

18.

Итоговый урок.







Список литературы.


  1. Сборник элективных курсов. Химия 10-11 классы В.Е.Морозов. Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Хомченко Т.П.«Окислительно-восстановительные реакции», М. «Просвещение», 1989г,

  3. Третьяков Ю.Д., Метелин Ю.Г. «Основы общей химии», М.»Просвещение», 1985г.

  4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г.«Задачи по химии для поступающих в вузы» М.Высшая школа, 1990г.

  5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. «2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы», М. Дрофа, 1999 г.



Требования к уровню подготовки учащихся.


После овладения учебным материалом элективного курса учащиеся должны знать:

•основные теоретические понятия темы: окислительно-восстановительные реакции, степень окисления, окислитель, восстановитель; электролиз, связь окислительно-восстановительных свойств с электронным строением атомов, значение ОВР в химии, химической технологии, процессах окружающей среды;

Учащиеся должны уметь:

•находить степени окисления химических элементов, отличать ОВР от других типов химических реакций, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР, используя метод электронного баланса;

•определять окислительно-восстановительные свойства веществ, возможность протекания ОВР и их продукты с учетом среды, в которой протекает реакция;

•определять процессы, протекающие на электродах при электролизе растворов и расплавов солей, кислот, щелочей, продукты электролиза, записывать уравнения катодных и анодных процессов;

•отвечать на вопросы связанных с материалом данного элективного курса.




















Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов" г. Ухта


Рекомендована

методическим объединением

учителей Бигландии

Протокол №

от « » июня 2017г.


Утверждаю

Директор МОУ «СОШ № 20»


_______________С.Е. Николаева

« » июня 2017 г.




Рабочая учебная программа

элективного курса

по химии

9 класс

«Химия и медицина»


В программу включены идеи факультативных занятий Е.И. Субботиной ( ХВШ №5/2005г стр.67-74), опыты ( ХВШ № 1/2005.стр 22-24; № 9/2004.стр.61-65; № 5/2005.стр 68;№5/1995. стр 61-62; теоретический материал и опыты из «Биологическая химия» М.В.Ермолаевой , аналитической химии, фармацевтической химии, практикума по качественному микроанализу М.В.Михалевой и Б.В.Мартыненко; материал о лекарственных растениях.

Вид программы- экспериментальная (автор: Матвеева Л.И.)





Составитель:

Киреева И.А., учитель химии

МОУ «СОШ № 20»





г. Ухта

2017 г.


Пояснительная записка

Курс "Химия и медицина" рассчитан на учащихся 9 классов.

Разносторонняя учебная деятельность учащихся в школе на уроках и вне уроков является основным условием полноценного развития личности ученика. При сохранении урока в качестве ведущей организационной формы обучения в средней школе большое значение имеют также другие формы обучения – факультативные, элективные и внеклассные кружковые занятия.

Актуальность программы. Школьники обладают достаточно скудными знаниями о своем организме, способах сохранения здоровья и путях выхода из ситуаций, когда организму требуется помощь. В факультатив включены актуальные для современной молодежи темы для того ,чтобы учащиеся смогли реализовать химические знания в повседневной жизни.

Практическая значимость. Учащимся необходимо знать, что собой представляет человеческий организм с точки зрения химии и биологии, как поддерживать здоровье и помочь своему организму справиться с некоторыми заболеваниями и что лучше применить: лекарственные или растительные препараты.

Новизна программы: Профориентация учащихся в результате знакомства с основами медицины ,как взаимосвязанного курса по изучению физиологических процессов происходящих в организме человека; влияния внешних факторов на состояние здоровья человека в результате интегрирования знаний по аналитической химии, физхимии, биохимии, биологии, истории, валеологии.

Элективные курсы по химии "Химия и медицина» являются продолжение факультативных курсов

Особенности программы. Основной идеей построения программы курса "Химия и медицина " является углубление знаний учащихся о физиологических особенностях организма человека и влиянии различных лекарственных препаратов , сбалансированного питания на биохимические процессы ,происходящие в организме человека. При изучении данного курса формируются понятия о здоровье, лекарствах, их действии на организм и правильном их употреблении. Он позволяет погрузиться в систему вопросов: химические и биологические свойства металлов и неметаллов, химические реакции, химическая зависимость, фармакологические группы веществ. Особое внимание уделено составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами, изучению лекарственных растений нашей местности. При этом учащиеся усваивают, что здоровый образ жизни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем. В организации курса большое внимание уделяется практической работе . Ознакомление с организацией работы работников медицинских специальностей в ходе проведения экскурсий в медицинские учреждения и предприятия , нацеливают учащихся на получение углубленных знаний по выбранному профилю.

Таким образом содержание данного курса вводит учащихся в область теоретических основ медицины, связанных с сохранением здоровья, а также частично обеспечивает профессиональную ориентацию старшеклассников.

Цели курса. Продолжить формирование у учащихся понимания важности сохранения здоровья; углубление знаний учащихся о физиологических особенностях организма человека и влиянии различных химических веществ, лекарственных препаратов , сбалансированного питания на биохимические процессы ,происходящие в организме человека ;дать представление о профессиях, связанных с медициной; предоставить учащимся возможность удовлетворить свои познавательные интересы в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ.


Задачи курса.

Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения; научить школьников анализировать свой образ жизни с точки зрения влияния на здоровье; ознакомить учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на живой организм, с приемами оказания доврачебной помощи; ознакомление учащихся с организацией работы работников медицинских специальностей ;совершенствовать умения обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием Воспитательные: формирование социальной активности, навыков здорового образа жизни

Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, самостоятельности, ответственности, аккуратности, воображения.

Продолжительность курса – год; объем – 17 ч.









































Тематический план



Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Вещества живых клеток

5

3.

Водно-минеральный обмен в организме человека

4

4.

Гигиена питания

2

5.

Лекарственные средства

1

6.

Химия вредных привычек

2

7.

Химия вокруг нас

1

8.

Медицинские специальности

1


Всего

17



































Содержание изучаемого курса


Тема 1. Вводное занятие. (1ч)

Роль химии в медицине. Знакомство с основными задачами медицины, роль аналитической, фармацевтической химии.


Тема 2. Вещества живых клеток. (5ч)

Химия белков. Структура, химический состав, обмен, свойства, классификация, биологическое значение, норма белка в питании. Промежуточный обмен. Белки сыворотки крови. Патология обмена. Химия углеводов. Переваривание и всасывание, промежуточный обмен, анаэробный и аэробный распад, регуляция обмена, свойства, биологические функции, патология обмена. Исследование обмена углеводов. Химия липидов. Классификация. Простые и сложные липиды. Переваривание и всасывание, промежуточный обмен, биологические функции, превращение фосфолипидов, холестерина, триглициринов. Регуляция обмена и патология. Витамины. Биологическое значение витаминов, классификация, гипервитаминоз, симптомы недостаточности, суточная потребность, источники витаминов. Ферменты. Химическая природа, свойства, механизм действия, значение для медицины.


Тема 3. Водно-минеральный обмен в организме человека. (4ч)


Водно-минеральный обмен. Биологическое значение макроэлементов: серы, фосфора, кислорода, азота, углерода. Металлы. Понятие о металлах - биогенах, истории открытия и использования препаратов, содержащие металлы, токсическое действие металлов на организм. Буферные системы в организме. Значение для жизнедеятельности организма сохранения постоянства кислотности жидких сред.

Тема 4. Гигиена питания. (2ч)


Диета и питание при различных заболеваниях. Гигиена питания. Значение воды в жизни человека.


Тема 5. Лекарственные средства. (1ч)


Основные лекарственные средства и их применение: анальгетики, сульфаниламидные препараты, антибиотики и т.д. Химическая природа и безопасность применения лекарственных препаратов.



Тема 6. Химия вредных привычек. (2ч)


Здоровый образ жизни. Биохимическое обоснование действия на организм человека никотина и алкоголя. Химия наркотических веществ. Обоснование вреда употребления наркотиков.

Тема 7. Химия вокруг нас. (1ч)


Химия вокруг нас. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Консерванты и красители. Химия средств гигиены и косметики.


Тема 8. Медицинские специальности. (1ч)

Профессии работников медицинского и фармацевтического направления. Основные предприятия фармацевтической промышленности.

Поурочное планирование


Всего уроков – 17, (1 н/ч в 2 недели)


№ урока

п/п

Тема урока


Тема 1. Вводное занятие. (1 ч)

1.

Роль химии в медицине. Знакомство с основными задачами медицины, роль аналитической, фармацевтической химии.


Тема 2. Вещества живых клеток. (5ч)

2.

Химия белков.

3.

Химия углеводов.

4.

Химия липидов.

5.

Витамины.

6.

Ферменты.


Водно-минеральный обмен в организме человека. (4ч)

7.

Водно-минеральный обмен.

8.

Металлы.

9.

Буферные системы в организме.

10.

Значение для жизнедеятельности организма сохранения постоянства кислотности жидких сред.


Тема 4. Гигиена питания. (2ч)

11.

Диета и питание при различных заболеваниях. Гигиена питания.

12.

Значение воды в жизни человека.


Тема 5. Лекарственные средства. (1ч)

13.

Основные лекарственные средства и их применение. Химическая природа и безопасность применения лекарственных препаратов.


Тема 6. Химия вредных привычек. (2ч)

14.

Здоровый образ жизни. Биохимическое обоснование действия на организм человека никотина и алкоголя.

15.

Химия наркотических веществ. Обоснование вреда употребления наркотиков.


Тема 7. Химия вокруг нас. (1ч)

16.

Химия вокруг нас. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Консерванты и красители. Химия средств гигиены и косметики.


Тема 8. Медицинские специальности. (1ч)

17.

Профессии работников медицинского и фармацевтического направления. Основные предприятия фармацевтической промышленности.











Список литературы.


1.Сказания о лекарственных растениях. М. А. Кузнецова. Москва. «Высшая школа » 1992год.

2. Книга по химии для домашнего чтения. Б. Д. Степанова. Москва. " Химия". 1995год

3.Растения и животные.Руководство для натурлиста В.Н. Вехова М.Мир.2007г.

4.Занимательная физиология .Книга для чтения.Б.Ф.Сергеев М. «Просвещение» 2011г

5.Пособие по химии Г.П.Хомченко М. «Новая волна» 2002г.

6.Химия. А.С. Егоров Ростов-на-Дону «Феникс» 2004г












































Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- состав органических веществ, их классификацию, изомерию, свойства;

- нахождение в природе и биологическую роль;

- значение в быту, технике, медицине.

Уметь:

- самостоятельно отбирать и анализировать информацию;

- представлять информацию в графическом виде;

- оценивать последствия влияния на здоровье человека «факторов риска» нерационального питания, алкоголя, никотина, наркотиков;

- проводить химический эксперимент и грамотно представлять результаты исследования; решать расчетные задачи;

- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни, в выборе профессии.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!