СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка практического занятия с упором на профзнания студентов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В создании урока важно учитывать связь профессии и преподаваемого предмета. Данный материал на тему "Профессиональная и терминологическая лексика" не только окунет в мир нового, но и поможет закрепить полученные знания материала. Включены творческие задания, раазличные формы и методы, которые помогут держать внимаие студентов в течение всего занятия

Просмотр содержимого документа
«Разработка практического занятия с упором на профзнания студентов»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

УД.01 Русский язык и литература. Русский язык


Тема: Лексика русского языка.

Профессиональная и терминологическая лексика


Профессия: 43.01.09 Повар, кондитер

Специальность: 19.02.10. Технология продукции общественного питания















Содержание

  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Методическое обоснование темы занятия

    2. Методические рекомендации по проведению практического занятия

  3. Методическая разработка практического занятия

    1. Конспект практического занятия

    2. Технологическая карта занятия

  4. Список использованных источников

  5. Приложение к практическому занятию



ВВЕДЕНИЕ

Русский язык в системе СПО является дисциплиной общеобразовательной подготовки. Содержание дисциплины охватывает широкую область знаний об окружающем мире и законах языковых коммуникаций. Целью изучения является приобретение практических умений:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

-принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме.

Информационный компонент

В настоящее время нельзя представить себе жизнь без таких сфер жизнедеятельности человека, как русский язык и культура делового общения. За многолетнюю историю языка произошло обогащение его лексического состава, что привело к необходимости более глубокого изучения данного раздела в курсе русского языка.

Термин лексика (гр. lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка. Он используется также и в более узких значениях: для определения совокупности слов, употребляемых в той или иной функциональной разновидности языка, в отдельном произведении писателя и даже одного человека.

Лексикологией (гр. lexis - слово + logos - учение) называется раздел науки о языке, изучающий лексику.

В задачи лексикологии входит изучение значений слов, их стилистической характеристики, описание источников формирования лексической системы, анализ процессов ее обновления и архаизации. Объектом рассмотрения в этом разделе курса современного русского языка является слово как таковое. Слово находится в поле зрения и других разделов курса.

Содержательный компонент

Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика

Лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов.

Социально ограничено употребление терминологической и профессиональной лексики, используемой людьми одной профессии, работающими в одной области науки, техники. Термины и профессионализмы даются в толковых словарях с пометой "специальное", иногда указывается сфера употребления того или иного термина: физ., медиц., матем., астроном. и т. д.

В русском языке наряду с лексикой общеупотребительной существуют слова и выражения, используемые группами лиц, объединенных по роду своей деятельности, т.е. по профессии. Это профессионализмы

К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие, однако, общеупотребительными. В отличие от терминов - официальных научных наименований специальных понятий, профессионализмы функционируют преимущественно в устной речи как "полуофициальные" слова, не имеющие строго научного характера.

Профессионализмы можно сгруппировать по сфере их употребления: в речи спортсменов, шахтеров, врачей, охотников, рыбаков и т. д. Профессионализмы, в отличие от их общеупотребительных эквивалентов, служат для разграничения близких понятий, используемых в определенном виде деятельности людей. Благодаря этому профессиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах, предназначенных для подготовленного читателя.

Термины - слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства. В основе каждого термина обязательно лежит определение (дефиниция) обозначаемой им реалии, благодаря чему термины представляют собой точную и в то же время сжатую характеристику предмета или явления. Каждая отрасль знания оперирует своими терминами, составляющими суть терминологической системы данной науки.

В составе терминологической лексики можно выделить несколько "слоев", различающихся сферой употребления, особенностями обозначаемого объекта. Прежде всего это общенаучные термины, которые используются в различных областях знаний и принадлежат научному стилю речи в целом: эксперимент, адекватный, эквивалент, прогнозировать, гипотетический, прогрессировать, реакция и т. д. Различаются и специальные термины, которые закреплены за определенными научными дисциплинами, отраслями производства и техники; например, в лингвистике: подлежащее, сказуемое, прилагательное, местоимение; в медицине: инфаркт, миома, пародонтит, кардиология и пр. По выражению Ш. Балли, такие термины "являются идеальными типами языкового выражения, к которым неизбежно стремится научный язык" [Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961 С. 144].

Терминологическая лексика, как никакая другая, информативна. Поэтому в языке науки термины незаменимы: они позволяют кратко и предельно точно сформулировать мысль. Однако степень терминологизации научных трудов неодинакова. Частотность употребления терминов зависит от характера изложения, адресации текста.


Методический компонент

Методические советы к самостоятельной работе при подготовке к уроку

Перед проведением урока-обобщения необходимо:

1) ознакомить детей с основными лексическими понятиями и историческими и межъязыковыми процессами,

2) представить систему лексических единиц,

3) осуществить лингвистический тренинг, подбор лексических единиц.

Для проведения занятия

1) предусмотреть в уроке использование приемов работы по формированию УУД

2) смоделировать структуру занятия с учетом компетентностно-деятельностного подхода

3)подготовить и проверить все используемое на уроке оборудование,

4)организовать инструктаж по охране труда и соблюдению техники безопасности,

5)подобрать упражнения здоровьесберегающего характера,

Данный урок ориентирован на студентов первого курса на базе 9 классов (возраст 15-16 лет).

Условия для проведения – кабинет русского языка, интерактивная доска, компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (Microsoft Office PowerPoint), презентация «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика».



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Методическое обоснование темы

Открытый урок - «Лексика русского языка Работа со словом и над словом (профессиональная и терминологическая лексика)»» - это обобщающее занятие в разделе «Лексика» по предмету русский язык на 1 курсе по профессии СПО 43.01.09 «Повар, кондитер»/специальности СПО 19.02.10 «Технология продукции общественного питания». В процессе повторения и систематизации материала осуществляется проверка знаний и умений употребления в речи таких понятий, как лексическое значение слова, прямое и переносное значение, сфера употребления, профессиональная и терминологическая лексика, а также выявляются взаимосвязи разделов русского языка.

Методические рекомендации по проведению урока

  1. Придите в кабинет, где будет проходить урок, за 2-3 минуты до его начала.

  2. Осмотрите кабинет, убедитесь, что все готово к уроку: каково санитарное состояние класса, чиста ли доска, на месте ли наглядные пособия? Не превращайте этот элемент занятия в пустую формальность.

  3. Старайтесь показать студентам красоту и привлекательность организационного начала занятия.

  4. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Это можно сделать до урока.

  5. Начинайте занятие энергично. Не задавайте обучающимся вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?». Это приучит студентов к мысли, что невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Сделайте так, чтобы каждый обучающихся с начала занятия и до его конца был занят делом, не остался без работы.

  6. Увлекайте обучающихся интересным содержанием материала, следите, все ли студенты способны работать в заданном темпе, помогите слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого неустойчивое внимание, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

  7. Обращайтесь немного чаще с вопросами к тем обучающимся, которые могут заняться на занятии посторонним делом.

  8. Не допускайте вопросов учащимся, требующих хоровых ответов.

  9. Мотивируя оценки, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер, дайте указания обучающемуся, над чем ему надо работать на занятии или после него. Проверьте, понял ли он ваши указания; проверьте, как они будут выполнены. Это приучит к дисциплинированному труду. Обучающийся будет привыкать к тому, что указания преподавателя надо выполнять обязательно.

  10. Объективно оценивайте знания студента. Прекращайте занятие со звонком. Продолжение его на перемене недопустимо. Это приводит к неоправданному утомлению детей и нарушению дисциплины.

  11. Держите на уроке себя с достоинством, серьезно, не допускайте ненужных шуток и острот.

  12. Ведите себя спокойно, не нервничайте, не возбуждайте группу резкими замечаниями или окриками. Для поддержания дисциплины отдельных обучающихся достаточно пристального взгляда преподавателя или спокойного замечания без раздражения и без повышения голоса. Помните, лучшее замечание студенту – это замечание без слов: недоуменный или удивленный взгляд, пауза в рассказе.

  13. Во время урока стойте лицом к группе, чтобы студенты видели и осознавали, что они всегда находятся под наблюдением преподавателя. Это обеспечивает необходимый деловой контакт между преподавателем и группой.

  14. Не делайте общих замечаний, на них никто, как правило, не реагирует. Замечания должны быть адресованы конкретным нарушителям дисциплины. Не делайте частых замечаний, к ним обучающиеся адаптируются. Лучше смените вид деятельности на уроке, например, дайте какое-нибудь самостоятельное задание, а в это время скорректируйте свою дальнейшую работу на уроке.

  15. Не допускайте неловких и смешных поз, не расхаживайте непрерывно перед группой, не поворачивайтесь спиной к группе, когда пользуетесь доской или наглядным пособием.

  16. Излагая содержание материала, не отводите своего взгляда в сторону, а внимательно смотрите на студентов, наблюдая за их работой и поведением.

  17. Ведите преподавание культурно – всегда пользуйтесь указкой, не стирайте с доски мел рукой и следите за тем, чтобы обучающиеся тоже не вытирали доску руками. Своим поведением и внешним видом преподаватель должен служить примером для студентов. Будьте всегда опрятны, скромно и строго одеты.

  18. Не допускайте фамильярности во взаимоотношениях с обучающимися, стремитесь к установлению взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.

  19. Следите за своими действиями и старайтесь не допускать ошибок, а если сделали ошибку, то не стыдитесь сознаться в этом и немедленно исправьте ее.

  20. Не оставляйте без реагирования ни одного нарушения дисциплины. Продуманно подходите к выбору и принятию мер по каждому проступку студента с учетом характера нарушения, обстоятельств, его породивших, и индивидуальных особенностей обучающегося. Нельзя делать замечания безразличным тоном или небрежно.

  21. Умейте придавать голосу нужные интонации.

  22. Урок длится 45 минут и требует от преподавателя большого нервного напряжения в течение всего времени. В связи с этим, необходимо предусмотреть на занятии небольшие паузы, позволяющие преподавателю сосредоточиться на дальнейших этапах урока. Но на занятии пауза для преподавателя может быть только в период самостоятельной работы обучающихся. Поэтому желательно такие задания предусматривать.

  23. Для укрепления дисциплины желательно продумывать задания обучающимся, заставляющие их «браться за ручку» и делать записи в тетрадях. В эти моменты студент сосредотачивает внимание на содержании занятии.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Конспект урока

Тема открытого занятия: Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика

Профессия/специальность: Повар, кондитер/ Технология продукции общественного питания

Продолжительность: 45 мин

Тип занятия: Урок общения, систематизации и закрепления знаний

Вид занятия: практический

Цель методическая: создание условий для формирования умений переноса теоретических знаний и умений в новые ситуации

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика»

Задачи:

  1. Образовательная: способствовать обобщению знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления»; систематизировать и углубить знания по теме «Профессиональная и терминологическая лексика», применять полученные знания в конкретных ситуациях;

  2. Развивающая: развивать учебно-организационные умения; развивать умение вести диалог в группе (компоненты компетенции ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем и ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами)

  3. Воспитательная: способствовать развитию ответственности, способности к открытому взаимодействию, воспитывать интерес к профессии (компоненты компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы)

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: репродуктивный, продуктивный, эвристический.

Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, видеометод, беседа.

Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (Microsoft Office PowerPoint).

Учебно-методическое обеспечение: презентация по теме «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика», раздаточный материал: опорный конспект, кроссворд, текст с «неизвестными», видео «Русская кухня. Дмитрий Каневский»

Междисциплинарные связи: ПМ.8 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий

Внутрипредметные связи: темы разделов «Орфоэпия», «Грамматика», «Морфология».

Ход занятия

  1. Организационный момент (2мин)

Приветствие

- Вы – повара, а это люди профессионально творческие, они как художники ваяют красоту. Только художники передают свое настроение в картинах, а повара – в оформлении блюд, в его изысканности и неповторимости. В вашей профессии также важна речь, которая должна быть грамотной, точной и, конечно же, профессиональной.

Прекрасных блюд красивые названья

Нам нужно правильно произнести.

И в речи профессиональной

Должны свою мы мысль донести!

- Как Вы думаете, важно ли знание профессиональной и терминологической лексики? Пригодится ли она Вам в дальнейшем?

- А важно ли произносить или писать используемую лексику правильно?

  1. Мотивация учебной деятельности (3мин)

- Сегодня наш урок пройдет в нетрадиционной форме и будет носить продуктивный характер. Для начала разделимся на 3 команды. Команда выбирает себе лидера и выполняет свои задания. За правильно выполненные задания команда будет получать буквы, из которых в конце урока соберется слово «ПОБЕДА» (приложение 1)

Мы с Вами совершим небольшое путешествие в мир профессий, связанных с пищевой отраслью по одной из дорог русского языка…

Перед путешествием предлагаю всем повернуться друг к другу, улыбнуться и пожать руки, желая добра

Решение ситуационной задачи.

Начнем с первого маленького испытания… Чтобы у Вас не возникало ситуаций по использованию в речи слов в неправильном значении, мы решим задачу.

Посмотрите на экран. На слайде представлены слова и задание к ним

- Определите какие слова относятся к профессии

Спец…и, л..дник, …зыковая, дро(жж/ж)и, пирож(о,ё)к, борщ(ь), параш…т

- Какие орфограммы Вам встретились при выполнении данного задания? (Предполагаемый ответ: правописание безударной гласной, непроверяемой ударением (словарные слова), ь и ъ знаки на конце существительных после шипящих, гласные о-ё после шипящих, гласные и/ы после ц, удвоенная согласная в словах)

- Выполнение данного задания позволило убедиться в тесной связи двух разделов науки о языке. Назовите их (Предполагаемый ответ: Орфография и Лексика)

Как Вы думаете, чему же будет посвящен наш сегодняшний урок?

  1. Объявление темы и целей урока (2 мин)

Тема урока: Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика.

Цель: обобщить и систематизировать знания по профессиональной и терминологической лексике.

(запись темы в рабочих тетрадях)

IV. Актуализация опорных знаний, связанных с теоретической частью (4 мин)

- Мы с Вами сегодня не только обобщим и систематизируем свои знания по теме, но и потренируемся в выполнении различных видов заданий

Вернемся к теме урока: «Профессиональная и терминологическая лексика». Что же такое лексика? (Приложение 2)

Лексика – это совокупность слов, входящих состав того или иного естественного языка; это словарный состав языка.

Общеупотребительная лексика – лексика, употребляемая всеми людьми. И, конечно же, в вашей профессии есть такие слова. Какие это слова, назовите их. (Предполагаемый ответ: Ложка, вилка, тарелка, суп, каша и т.п.)

Кроме общеупотребительной лексики есть лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Жаргонизмы – это слова и выражения, выходящие за пределы установленной нормы литературного языка и относящиеся к какому-либо жаргону – разновидности речи группы людей, объединенных общими интересами.

(Картофельное пюре – «толчёнка», манная каша – «манка»)

Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности

(Еда – брашно; блины - каравайцы; домашняя колбаса – кишка; яичница – пряженица, фартук - передник)

- Знаете ли вы профессиональную и терминологическую лексику вашей профессии? (Студенты называют профессионализмы и термины)

А теперь отправляемся в мир профессии

V. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности (4 мин)

- Сейчас закрепим тот материал, который проходили по разделу «Лексика». Вспомните, что такое синонимы? Антонимы? Паронимы? Обратите внимание на экране. Перед Вами даны слова, необходимо соединить эти пары слов по группам

Задание «Установи соответствие» (Приложение 3) «П»

1 группа парами подбирает синонимы

  1. повар

а) гарнир

  1. блюдо

б) курник

  1. суп

в) передник

  1. пирог

г) сотейник

  1. фартук

д) кок

  1. кастрюля

е) первое

(Проверка: 1 –д; 2 –а; 3 –е; 4 – б; 5 – в; 6 – г)

2 группа – группирует парами антонимы

  1. активный

а) малоежка

  1. обжора

б) большой

  1. аппетитный

в) подчиненный

  1. маленький

г) пассивный

  1. шеф

д) достаток

  1. нужда

е) несъедобный

(Проверка: 1 –г; 2 – а; 3 – е; 4 – б; 5 – в; 6 –д)

3 группа – группирует парами паронимы

  1. торт

а) абонент

  1. адресат

б) рецептура

  1. желанный

в) желательный

  1. будний

г) тарталетка

  1. абонемент

д) адресант

  1. рецепт

е) будничный

(Проверка: 1 – г; 2 – д; 3 – в; 4 – е; 5 – а; 6 – б)

- Какие понятия вспомнили, выполняя это задание? Что такое синонимы? Антонимы? Паронимы?

VI. Обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика» (26 мин)

Задание 1 «Текст с неизвестными» (Приложение 4) «О» (4 мин)

В русском быту есть поговорка «Щи да каша - пища наша» Щи да каша – это традиционные блюда русской кухни. Перед Вами на экране представлен текст. Ваша задача: вставить пропущенные слова, обращая внимания на падежные окончания этих слов. А чтоб работа шла быстрее текст состоит из 3-х предложений, каждое из которых закреплено за командой.

(1к)Щи должны обязательно готовиться в глиняном______ русской печи, и не просто вариться, а томиться и настаиваться некоторое время для того, чтобы они приобрели свой насыщенный и уникальный _____ и _______.

(2к)Обязательными для любых щей является _______, щавель и кислая заправка, которая достигается за счет добавления кислой капусты, соленых ______, сметаной или кислым _____ в щах из свежей капусты. (3к)Одна из особенностей русской кухни – все овощи закладываются в щи сырыми, их не нужно _______ или _________, а когда они сварятся и станут мягкими, добавляют соль и _______.

Слова – помощники: горшок, вкус, аромат, капуста, грибы, молоко, обжаривать, пассировать, пряности

Ответ:

Щи должны обязательно готовиться в глиняном горшке русской печи, и не просто вариться, а томиться и настаиваться некоторое время для того, чтобы они приобрели свой насыщенный и уникальный вкус и аромат.

Обязательными для любых щей является капуста, щавель и кислая заправка, которая достигается за счет добавления кислой капусты, соленых грибов, сметаной или кислым молоком в щах из свежей капусты. Одна из особенностей русской кухни – все овощи закладываются в щи сырыми, их не нужно обжаривать или пассировать, а когда они сварятся и станут мягкими, добавляют соль и пряности.

Задание 2. «Кулинарный кроссворд» (Приложение 5) «Б» (5 мин)

- В следующем задании Вам необходимо решить кроссворд. Он содержит слова, которые связаны с Вашей профессиональной деятельностью. Запишите ответы в свои рабочие тетради. Чья команда справится быстрее?

По горизонтали: 1. Изделие из муки, яиц. 4. Жареные пирожки с мясом. 6. Пищевой клей животного происхождения.

По вертикали: 2. Способ консервирования. 3. Холодный суп. 5. Технология приготовления пищи. 7. Приправа к блюдам

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на задание «Кулинарный кроссворд»

По горизонтали: 1. Макароны. 4. Беляш. 6. Желатин

По вертикали: 2. Вяление. 3. Окрошка. 5. Кулинария 7. Горчица

Задание 3. Мини – проект. Составьте маленький проект, используя 4 слова из предложенных без значения. Дайте им определение с юмором. (Приложение 6) «Е» (6 мин)

Примеры: СУПОСТАТ – повар, ведущий статистику первых блюд

КУРГАН – повар, гоняющий кур

Архивариус –

Варвар –

Варяги –

Горячка –

Докладчик –

Железяка –

Желтуха –

Накладка –

Нетто –

Паркетчик –

Протестант –

Самовар –

Стажировка –

Суфлер –

Трусливый –

Утварь –

Худощавый –

Частушка -

Задание 4. «Терминологическая лексика» (Приложение 7) «Д» (5 мин)

- Что такое термины? Чем они могут отличаться от профессионализмов? (Предполагаемый ответ: Термины – точное определение слова для обозначения чего-либо в какой-либо сфере, а профессионализмы могут включать слова обиходные в профессии, например, котелок – колпак, хлеб – батон)

- Обратите внимание на экран. Что Вы видите одинакового в этих терминах?

(Предполагаемый ответ: Это существительные со значением действия, среднего рода, единственного числа, неодушевленные)

Все эти слова даны в толковом словаре с пометой «спец».

Ваша задача: установите соответствие между термином и его значением.

1

Бланширование

1

Загущение супов, соусов, муссов, фаршей, пюре яйцами, мукой, крахмалом

2

Вымачивание

2

Легкая обжарка нарезанных лука, моркови, кореньев, томата-пюре в слабо нагретой посуде

3

Лиирование

3

Ошпаривание продуктов кипятком или паром

4

Пассерование

4

Доведение отвара, соуса до загустения путем выпаривания жидкости

5

Уваривание

5

Погружение продукта в воду

(Ответы: 1-3; 2-5;3-1; 4-2; 5-4)

Задание 5. «Профессиональная лексика в речи шеф-повара» (Видео «Русская кухня Дмитрия Каневского») «А» (6 мин)

Запишите профессиональную лексику, которую услышите из просмотра видео

(Предполагаемые ответы: шеф-повар, ресторан, кухня, блюда, дровяная печь, стерлядь в печи, филе палтуса, утятница, гречка, капуста, котлеты, ингредиенты, рецепты, перловка, овощной салат, фрукты, соленья, варенья, маринады, открытый огонь, закуски, выпечка хлеба, первое и второе блюдо)

VII. Подведение итогов урока (3 мин)

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы окунулись в мир профессии с помощью русского языка. Вам путешествие понравилось?

- Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: для чего необходима профессиональная и терминологическая лексика? Важно ли произносить и писать используемую лексику правильно?

Давайте посмотрим, с какими же результатами мы подошли к финалу. Чья команда собрала слово «ПОБЕДА»?

(оценивание команд за проделанную работу)

Предлагаю Вам оценить урок. На доске вы видите повара, который в руках держит подносы. На столе у меня рисунки красных и зеленых яблок. Если понравилось занятие, то крепите красные яблоки на поднос, на котором нарисована улыбка, а если нет, то берете зеленые яблоки и крепите на поднос, где видите грусть

… - Спасибо за оценку, которую Вы дали занятию.

Для завершения урока прошу выйти в центр и встать в круг.


VIII. Физминутка «Мы вместе!» (1мин)

Предлагаю передать хлопок в ладоши своему соседу справа. Передаем по кругу.

(Урок заканчивается аплодисментами)

- Спасибо большое за урок и удачи в профессиональной деятельности!

Технологическая карта урока по теме

«Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика»

Планируемые результаты урока

Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

КУМО

Развитие учебно-организационных умений

- ОК 2. Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- Создание комфортной обстановки на уроке

Организационный момент

2

- Лирическое вступление

- Постановка цели урока

Слушают

- Отвечают на вопросы

- Слайды

Мотивировать на работу по обобщению ранее полученных знаний, используя решение проблемной ситуации

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Мотивация учебной деятельности

3

- Организация распределения по группам

- Оценка работы студентов (буквы от слова «ПОБЕДА»)

- Физминутка «Подари улыбку»

- Решение – ситуационной задачи

- Определяют лидера в команде

- Участвуют в физминутке «Подари улыбку»

- Определяют таких языковых понятий как профессионализмы

- Выполняют практическое задание

- Слайды

- Карточки-буквы

«П», «О», «Б», «Е», «Д», «А» - на 3 команды

ОК 2. Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Сообщение темы и целей урока

2

- Сообщение темы и цели урока

- Записывают тему урока в рабочие тетради

- Слайды

- Обобщение знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления»

- Развитие способности к открытому взаимодействию

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Актуализация опорных знаний

(теоретическая часть)

4

- Рассказ преподавателя о лексике и ее разновидностях

- Организация работы с помощью опорных конспектов

- Дополняют высказывания своими рассуждениями

- Отвечают на вопросы

- Слайды

- Опорные конспекты


- Развитие умений вести диалог в группе (ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами)

Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности

4

- Объяснение правил выполнения задания на повторение языковых понятий (синонимы, антонимы, паронимы)

- Организация работы по группам

- Оценка работы студентов (Буква «П»)

- Работают в группах

- Обсуждают в группе полученные задания

- Приходят к единому мнению

- Записывают выбранные варианты ответа в тетрадь

- Отвечают на вопросы

- Слайды

- Карточки с парами языковый понятий на соответствие

- Систематизация и углубление знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика»

Применение полученных знаний в конкретных ситуациях

- Развитие умений вести диалог в группе (ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководство, клиентами)

- Воспитание интереса к профессии (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес)

Обобщение и систематизация знаний по теме

26




Задание 1. «Текст с неизвестными»

4

- Объяснение правил выполнения задания

- Организация работы по группам

- Оценка работы студентов (Буква «О»)

- Работают в группах

- Общаются

- Вставляют пропущенные слова в текст

- Записывают в рабочую тетрадь

- Озвучивают ответ

- Слайды

- Текст

Задание 2. «Кулинарный кроссворд»

5

- Объяснение правил выполнения задания

- Организация работы по группам

- Оценка работы студентов (Буква «Б»)

- Работа в группах

- Общаются

- Приходят к единому мнению

- Записывают выбранный вариант ответа в рабочую тетрадь

- Вносят ответы в кроссворд на доске

- Слайды

- Кроссворд (бумажный вариант)

Задание 3. Мини-проект

6

- Объяснение правил выполнения задания

Организация работы по группам

- Оценка работы студентов (Буква «Е»)

- Работа в группах

- Общаются

- Оформляют мини-проекты на листах формата А 4

- Защищают проекты

- Слайды

- Листы формата А 4

- цветные карандаши (фломастеры)

Задание 4. «Терминологическая лексика»

5

- Беседа со студентами о понятии «термин»

- Объяснение правил выполнения задания

- Организация работ по группам

- Оценка работы студентов (Буква «Д»)

- Работают в группах

- Общаются

- Приходят к единому мнению

- Записывают выбранный вариант соответствия термина и его лексического значения в тетрадь

- Озвучивают ответ

- Слайды

- Тест

Задание 5. «Профессиональная лексика в речи шеф-повара»

6

- Объяснение правил выполнения задания

- Организация работы по группам

- Оценка работы студентов (буква «А»)

- Смотрят видео

- Выбираю из речи шеф-повара профессиональную лексику

- Озвучивают ответы

«Видео «Русская кухня» (Дмитрий Каневский)

- Развитие способности к открытому взаимодействию

Подведение итогов урока

4

- Организация рефлексии (Оценка урока через дидактический наглядный материал)

- Оглашение победителя

- Оценивание работы студентов

- Проведение физминутки «Мы вместе!»

- Отвечают на предложенные вопросы

- Дают оценку занятию

- Участвуют в физминутке «Мы вместе!»

- Слайды

- Повар (рисунок)

- Мини-наглядности (яблоки красного и зеленого цвета)



Список использованных источников

Основная:

  1. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф.учеб. завед. [Текст]/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2014. – 320 с.

  2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку5-9 кл. – 2-е изд. – М: ВАКО, 2016 – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника)

  3. Васильева ,С.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык». – М., 2008.

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей УЗ ИПК – Ростов-н/Д: изд-во «Учитель», 2005 – 288 с.

  5. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

Словарь:

  1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990

Электронные ресурсы:

  1. Занимательная лексика - https://pedportal.net/starshie-klassy/russkiy-yazyk/zanimatelnaya-leksika-708731

  2. Опорная таблица по теме «Лексика. Сфера употребления» – www.ote4estvo.ru

  3. Русский язык в мире: культура речи, проблемы языка, возможности изучения на сайте http://www.about-russian-language.com/index.html/

  4. Словарь поварских терминовhttp://www.liveinternet.ru/users/lara_lapanik/post282789311/

  5. Слова-профессионализмы в различных отраслях деятельности: http://fb.ru/article/140034/primeryi-professionalizmov-v-literature-i-razgovornoy-rechi-slova-professionalizmyi-v-razlichnyih-otraslyah-deyatelnosti

  6. Справочно-информационный портал «Русский язык» - http:// www.gramota.ru

  7. Создание кроссвордов: http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

  8. Профессионализмы в профессии «Повар» (открытый урок) https://videouroki.net/razrabotki/urok-russkogo-yazyka-po-teme-professionalizmy-professiya-povar.html

  9. Русская кухня. Дмитрий Каневский - https://www.youtube.com/watch?v=mtW-tEW0Rr8

  10. Щи – национальное русское блюдо - http://schci.ru/schci.html



Приложения к уроку

«Профессиональная и терминологическая лексика»

Приложение 1

А

Д

Е

Б

О

П


Приложение 2

ОПОРЫЙ КОНСПЕКТ

«Лексика русского языка. Лексика с точки зрения ее употребления»

(на столы)


Приложение 3

Задание «Установи соответствие»

(по 2 карточки на команду)

1 команда

Задание «Установи соответствие»

Соедините пары слов по группе «Синонимы»



  1. повар

а) гарнир

  1. блюдо

б) курник

  1. суп

в) передник

  1. пирог

г) сотейник

  1. фартук

д) кок

  1. кастрюля

е) первое




2 команда

Задание «Установи соответствие»

Соедините пары слов по группе «Антонимы»



  1. активный

а) малоежка

  1. обжора

б) большой

  1. аппетитный

в) подчиненный

  1. маленький

г) пассивный

  1. шеф

д) достаток

  1. нужда

е) несъедобный




3 команда

Задание «Установи соответствие»

Соедините пары слов по группе «Паронимы»



  1. торт

а) абонент

  1. адресат

б) рецептура

  1. желанный

в) желательный

  1. будний

г) тарталетка

  1. абонемент

д) адресант

  1. рецепт

е) будничный




Приложение 4

Задание 1. «Текст с неизвестными»

(по 2 копии на команду)


(1к)Щи должны обязательно готовиться в глиняном______ русской печи, и не просто вариться, а томиться и настаиваться некоторое время для того, чтобы они приобрели свой насыщенный и уникальный _____ и _______.

Слова – помощники: горшок, вкус, аромат, капуста, грибы, молоко, обжаривать, пассировать, пряности














(2к)Обязательными для любых щей является _______, щавель и кислая заправка, которая достигается за счет добавления кислой капусты, соленых ______, сметаной или кислым _____ в щах из свежей капусты.

Слова – помощники: горшок, вкус, аромат, капуста, грибы, молоко, обжаривать, пассировать, пряности















(3к)Одна из особенностей русской кухни – все овощи закладываются в щи сырыми, их не нужно _______ или _________, а когда они сварятся и станут мягкими, добавляют соль и _______.

Слова – помощники: горшок, вкус, аромат, капуста, грибы, молоко, обжаривать, пассировать, пряности




Приложение 5

Задание 2. «Кулинарный кроссворд»

По горизонтали: 1. Изделие из муки, яиц. 4. Жареные пирожки с мясом. 6. Пищевой клей животного происхождения.

По вертикали: 2. Способ консервирования. 3. Холодный суп. 5. Технология приготовления пищи. 7. Приправа к блюдам

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Приложение 6

Задание 3. Мини – проект.

Примеры: СУПОСТАТ повар, ведущий статистику первых блюд

КУРГАНповар, гоняющий кур

Архивариус – Паркетчик –

Варвар – Протестант –

Варяги – Самовар –

Горячка – Стажировка –

Докладчик – Суфлер –

Железяка – Трусливый –

Желтуха – Утварь –

Накладка – Худощавый –

Нетто – Частушка -






Приложение 7

Задание 4. «Терминологическая лексика»

Ваша задача: установите соответствие между термином и его значением.

1

Бланширование

1

Загущение супов, соусов, муссов, фаршей, пюре яйцами, мукой, крахмалом

2

Вымачивание

2

Легкая обжарка нарезанных лука, моркови, кореньев, томата-пюре в слабо нагретой посуде

3

Лиирование

3

Ошпаривание продуктов кипятком или паром

4

Пассерование

4

Доведение отвара, соуса до загустения путем выпаривания жидкости

5

Уваривание

5

Погружение продукта в воду




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!