Просмотр содержимого документа
«Разработка практической работы по теме: АПК. Сельское хозяйство.»
Конспект урока географии в 9 классе
Учитель: Трифонова Г.И.
Тема: Растениеводство
Класс: 9 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: создать условия для усвоения учащимися особенностей растениеводства России.
Задачи:
помочь учащимся осознать значение растениеводства в хозяйстве страны, его современных проблемах;
обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий «зерновое хозяйство», «технические культуры», «АПК»;
организовать деятельность учащихся по выявлению основных районов выращивания зерновых и технических культур;
содействовать развитию у школьников умений выделять признаки факторов размещения, проводить исследование на основе статистических материалов и графических схем, формулировать выводы.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Содержание темы предполагает:
усвоение содержания понятий и терминов «АПК», «Растениеводство», «зерновые и технические культуры»;
выявление взаимосвязи культуры и продукции с экологическими показателями ( t, типами почв и распределения осадков);
определение тенденций в развитии растениеводства России, его связи с другими межотраслевыми комплексами.
Планируемые результаты.
Предметные: Проводить сравнительный анализ сельскохозяйственных угодий России и сельскохозяйственных угодий других стран (регионов), комментировать полученные результаты.
Выявлять существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики.
Определять по картам и характеризовать агроклиматические ресурсы со значительными посевами тех или иных культур. Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых, технических культур.
Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства.
Организация образовательного пространства
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, атласы, презентация
Этап урока (примерные) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. У вас всё готово к уроку и я желаю вам, чтобы вы были старательными, активными и внимательными. | Стоя приветствуют учителя. |
Актуализация | Вспомним, какие отрасли мы изучили? Что объединяет эти отрасли? | Отвечают: ТЭК, Машиностроение, металлургия Они относятся к промышленности. |
Целеполагание, Планирование | Ситуативное задание: внимание на сл.1 1. Астраханские арбузы - так только называются, на самом деле их выращивают в Волгограде. 2. Соя – универсальное растение, которое широко используется в пищевой промышленности. В приготовленном виде может напоминать мясо, рыбу. Очень часто на прилавках магазинов можно увидеть соусы из сои. В продуктах из сои малокалорий, но много витаминов и других полезных веществ. 3. В Белгородской области появится новая отрасль – ореховодство. В регионе решено наладить производство грецкого орехе и фундука. 4. Занятых в отрасли - всего 6,3 млн человек. 5. В отрасли 27 тыс. сельхозпредприятий, 16 млн. личных подсобных хозяйств и 261 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Продукцию перерабатывают 4 700 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. 6. У нас заброшено 40 млн га пахотных земель - их достаточно просто вернуть в оборот. Если мы создадим равные условия конкуренции для наших крестьян по сравнению с зарубежными, российская продукция вытеснит импортную. Но пока сегодня половину продуктов мы завозим из-за рубежа. Для осознанного восприятия новой темы необходимо использовать жизненный опыт обучающихся. Как назовём тему урока? Сл.2 Предлагает обучающимся составить план (вопросы), над которым будем работать на уроке. Сл. 3 | Формулируют тему урока, подходят к выводу, что им необходимо узнать. Составляют план урока. |
Изучение нового материала | Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала и сообщает о способах его реализации, формулирует вместе с учащимися проблему урока, которую следует разрешить. Учитель организует усвоение понятия «АПК». Проблема: Каков состав агропромышленного комплекса России? Задание 1. Запись определения АПК текст стр. 63 Почему растениеводство относят к первичному сектору хозяйства? Какую функцию выполняет растениеводство? Задание 2. По слайду 9. Заполнить схему в раб. Листе. По тексту учебника составьте схему состава растениеводства. 1.Проанализируйте рисунки стр.58 Проанализируйте диаграммы рис.1.3.5. 2.Назовите причины различий. Практическая работа №5 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.(работа в группах 1-я группа зерновые, 2-я технические культуры) | Учащиеся фиксируют ответ в рабочем листе. Заполняют схему в р.л. Работа с диаграммами рис.1.3.5 Выполняют практическую работу. |
Закрепление полученных знаний | Выполните Тест | Выполняют тест Самооценка в листах оценивания |
Подведение итогов урока. Рефлексия | Благодарит ребят за сотрудничество на уроке | Учащиеся вспоминают и рассказывают, что нового узнали на уроке. Заполняют лист самооценки. |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Районы выращивания | Зерновые культуры | Технические культуры |
Тундра | - | - |
Тайга и смешанные леса. | Рожь, ячмень. | Лен, картофель. |
Широколиственные леса и лесостепи. | Пшеница, ячмень, овес, просо. | Сахарная свекла. |
Степи. | Пшеница, кукуруза, гречиха. | Подсолнечник, сахарная свекла, горчица. |
Полупустыни и пустыни. | Ячмень, пшеница. | - |
Рабочий лист по теме: __________________________________________________________________
Практическая работа № 5
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.
Цель: Выявление основных районов выращивания зерновых и технических культур. Проверить умение работать с различными формами учебного материала, отражать результаты работы в таблице.
Ход работы:
1. Используя карты атласа, определите специализацию сельского хозяйства зоны тундр; тайги и смешанных лесов; широколиственных лесов и лесостепей; степей; полупустынь и пустынь. Результаты оформите в виде таблицы.
Районы выращивания | Зерновые культуры | Технические культуры |
Тундра | | |
Тайга и смешанные леса. | | |
Широколиственные леса и лесостепи. | | |
Степи. | | |
Полупустыни и пустыни. | | |
Вывод:
Ответы к тесту: 1___,2____, 3____, 4_____,5_____
Оценка за урок:
______
Самооценка:
Актуализация | Целеполагание | Работа со схемами | Практическая работа в группе | Тест |
| | | | |