Полугодовая контрольная работа по географии
5 класс
КОДИФИКАТОР
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 5 класса по географии за первое полугодие по 3 темам: Что изучает география? Накопление знаний о Земле и Земля во Вселенной является документом, определяющим структуру и содержание КИМ. Он составлен на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. География (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089);
программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. География. Землеведение. 5 – 6 классы», М: Дрофа, 2013г. Автор программы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева, 2011
автора учебника В. П. Дронов. Л. Е. Савельева. География. Землеведение. 5-6 классы, М., Дрофа, 2015г.
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе
Код элемента | Элементы содержания, проверяемые на контрольной работе |
1. | Тема 1 | Введение |
| 1.1 | Что изучает география? |
2. | Тема 2 | Накопление знаний о Земле |
| 2.1 | Познание Земли в древности |
2.2 | Великие географические открытия |
2.3 | Открытие Австралии и Антарктиды |
| 2.4 | Современная география |
3. | Тема 3 | Земля во Вселенной |
3.1 | Земля и космос |
3.2 | Земля - часть Солнечной системы |
| 3.3 | Осевое вращение Земли. Обращение Земли вокруг Солнца |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки учащихся 5 класса, достижение которых проверяется на полугодовой контрольной работе
В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем - требования к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется на контрольной работе по 3 темам: Что изучает география? Накопление знаний о Земле и Земля во Вселенной
Код требований | Требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на контрольной работе |
1. | | ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ |
1.1 | Важнейшие географические понятия |
1.1.1. | основные географические понятия: география, географический объект, происхождение географических объектов (природные и антропогенные) |
1.2 | Древняя география и географы |
1.2.1. | Эратосфен, Страбон и их вклад в развитие географии |
1.3 | География Средневековья |
1.3.1. | Начало и конец эпохи средневековья |
1.3.2. | Путешественники средневековья: Марко Поло, Афанасий Никитин, их вклад в развитие географии |
1.4 | Великие географические открытия |
1.4.1. | Начало и конец эпохи Великих географических открытий |
1.4.2. | Марко Поло и первое путешествие в Китай |
1.4.3. | Ф. Магеллан и его первое кругосветное путешествие |
1.4.4. | Бортоломео Диас (Диаш) и открытие мыса Доброй Надежды |
1.4.5. | Экспедиции Х. Колумба, Ф. Магеллана и Дж. Кука (экспедиции по карте) |
1.5 | Открытие Австралии и Антарктиды |
1.5.1. | Джеймс Кук и его исследование берегов Австралии, А. Тасман и Васко да Гама |
1.5.2. | Первооткрыватели Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев Русское кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского |
1.6 | Современная география |
1.6.1. | Приборы для точных изображений географических объектов |
1.7 | Земля и космос |
1.7.1. | Галактика Млечный Путь |
1.8 | Земля - часть Солнечной системы |
1.8.1. | Кометы и астероиды |
1.8.2. | Планеты земной группы и планеты гиганты |
1.8.3. | Площади материков |
1.9 | Осевое вращение Земли и обращение Земли вокруг Солнца |
1.9.1. | Период обращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси |
1.9.2. | Следствия осевого вращения Земли и вращения Земли вокруг Солнца |
2. | 2.1 | Уметь работать |
2.1.1. | Работать с исторической картой, маршрутом |
2.2 | Уметь устанавливать связи между |
2.2.1. | фамилией и портретом путешественника, мореплавателя |
2.2.2. | Фамилией мореплавателя и его маршрутом по карте |
Учитель _____________ /Калинина А.В.
Спецификация
контрольно-измерительных материалов полугодовой контрольной работы учащихся 5 класса
1. Назначение КИМ
Контрольно-измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 5 класса материала по 3 темам: Что изучает география? Накопление знаний о Земле и Земля по результатам полугодовой контрольной работы.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. География. Землеведение. 5 – 6 классы», М: Дрофа, 2013г. Автор программы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева, 2011, учебник В. П. Дронов. Л. Е. Савельева. География. Землеведение. 5-6 классы, М., Дрофа, 2015г.
Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса географии в 5 классе и позволяют проверить:
Знания и понимания |
Важнейшие географические понятия |
основные географические понятия: география, географический объект, происхождение географических объектов (природные и антропогенные) |
Древняя география и географы |
Эратосфен, Страбон и их вклад в развитие географии |
География Средневековья |
Начало и конец эпохи средневековья |
Путешественники средневековья: Марко Поло, Афанасий Никитин, их вклад в развитие географии |
Великие географические открытия |
Начало и конец эпохи Великих географических открытий |
Марко Поло и первое путешествие в Китай |
Ф. Магеллан и его первое кругосветное путешествие |
Бортоломео Диас (Диаш) и открытие мыса Доброй Надежды |
Экспедиции Х. Колумба, Ф. Магеллана и Дж. Кука (экспедиции по карте) |
Открытие Австралии и Антарктиды |
Джеймс Кук и его исследование берегов Австралии, А. Тасман и Васко да Гама |
Первооткрыватели Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев Русское кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского |
Современная география |
Приборы для точных изображений географических объектов |
Земля и космос |
Галактика Млечный Путь |
Земля - часть Солнечной системы |
Кометы и астероиды |
Планеты земной группы и планеты гиганты |
Площади материков |
Осевое вращение Земли и обращение Земли вокруг Солнца |
Период обращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси |
Следствия осевого вращения Земли и вращения Земли вокруг Солнца |
Умения |
Работать с исторической картой, маршрутом |
Уметь устанавливать связи между |
фамилией и портретом путешественника, мореплавателя |
Фамилией мореплавателя и его маршрутом по карте |
ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ |
Важнейшие географические понятия |
основные географические понятия: география, географический объект, происхождение географических объектов (природные и антропогенные) |
Древняя география и географы |
Эратосфен, Страбон и их вклад в развитие географии |
География Средневековья |
3. Структура КИМ
Каждый вариант полугодовой контрольной работы включает в себя 22 задания, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 (А) содержит 18 заданий с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа (выбор одного правильного ответа).
Часть 2 (В) содержит 3 задания: из них задание B1 с кратким ответом, задание В2 с выбором нескольких правильных ответов (множественным выбором), В3 на установление соответствия.
Часть 3 (С) содержит одно задание на установление соответствия.
4. Распределение заданий КИМ по содержанию
Блоки | Номера заданий | Число заданий | Процент заданий на каждый блок, % |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Земля во Вселенной Земля и космос | | | |
| | | |
| | | |
ИТОГО 3 | 22 | Всего 22 | 100 |
5. Распределение заданий по частям
Контрольная работа предусматривает проверку содержания 4 тем: Введение, Атомы химических элементов, Простые вещества и Соединения химических элементов
№ | Часть работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип задания |
1 | Часть 1 (А) | 18 | 18 | С выбором ответа |
2 | Часть 2 (В) | 3 | 6 | В1 с кратким ответом В2 с множественным выбором В3 на соответствие |
3 | Часть 3 (С) | 1 | 6 | С1 на соответствие |
| Итого | 22 | 30 | |
6. Распределение заданий по уровню сложности
В контрольную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Уровень сложности заданий | Номера тестовых заданий | Число заданий | Процент заданий на каждый уровень сложности, % |
Базовый | А1-А18 | 18 | 81 |
Повышенный | В1-В3 | 3 | 13,5 |
Высокий | С1 | 1 | 4,5 |
7. Время выполнения варианта КИМ
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
8. Система оценивания и критерии выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом.
Верное выполнение каждого задания части 1 (А) оценивается в 1балл.
Задания части 2 (В) оцениваются:
В1 с кратким ответом оценивается в 1 балл, если задание выполнено неправильно или к нему не приступили – 0 баллов.
В задании В2 с выбором нескольких правильных ответов 2 баллами оценивается полностью правильный ответ, а 1 баллом - правильный, но не полный, с ошибкой в одной позиции.
В задании В3 на установление соответствия за полностью правильно выполненное задание выставляются 3 балла, частично правильный ответ (ошибка только в одной из позиций) оценивается 1,5 балла.
Задания части 3 (С)
Задание С1 на установление соответствия оценивается от 0 до 6 баллов, за полностью правильно выполненное задание выставляется 6 баллов, частично правильный ответ (ошибка только в одной из позиций) оценивается 3 балла.
Максимальное количество баллов за всю работу 30.
План варианта КИМ
Уровни сложности: Б – базовый; П – повышенный; В - высокий
Порядковый номер зада- ния | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания (по кодифика- тору) | Коды требований к уровню подготовки выпускников (по кодифика- тору) | Уро- вень слож- ности | Макс. балл за выпол- нение задания |
Часть 1 (А) |
1 | Что изучает география? | 1.1 | 1.1.1. | Б | 1 |
2 | Познание Земли в древности | 2.1 | 1.2.1. 1.3.1. 1.3.2. | Б | 1 |
3 | Великие географические открытия | 2.2 | 1.4.1. 1.4.2. 1.4.3. 1.4.4. 1.4.5. | Б | 1 |
4 | Открытие Австралии и Антарктиды | 2.3 | 1.5.1. 1.5.2. | Б | 1 |
5 | Современная география | 2.4 | 1.6.1. | Б | 1 |
6 | Земля и космос | 3.1 | 1.7.1. | Б | 1 |
7 | Земля - часть Солнечной системы | 3.2 | 1.8.1. 1.8.2. 1.8.3. | Б | 1 |
8 | Осевое вращение Земли. Обращение Земли вокруг Солнца | 3.3 | 1.9.1 | Б | 1 |
Часть 2 (В) |
3 | Великие географические открытия | 2.2 | 1.4.3. 1.4.4. 2.2.1. | П | 1 |
4 | Открытие Австралии и Антарктиды | 2.3 | 1.5.1. | П | 2 |
3, 4 | Великие географические открытия. Открытие Австралии и Антарктиды | 2.2 2.3 | 1.4.2. 1.4.5. 1.5.1. 1.5.2. 2.2.1. | П | 3 |
Часть 3 (С) |
3, 4 | Великие географические открытия. Открытие Австралии и Антарктиды | 2.2 2.3 | 1.4.3. 1.4.5. 1.5.1. 2.1.1. 2.2.2. | В | 6 |
Условия проведения работы (требования к специалистам)
Разрабатывалось 2 варианта полугодовой контрольной работы. Ученики выполняют работу по вариантам.
Полугодовая контрольная работа по географии
5 класс
Вариант 1
А1. Название науки «География» с греческого языка переводится на русский как:
землеописание 2) земленаблюдение 3) земленачертание
А2. Что не относится к природному объекту?
материк 2) здание 3) гора 4) остров
А3. Основателем географии был древнегреческий ученый:
Страбон 2) Пифагор 3) Эратосфен 4) Аристотель
А4. Кого считают создателем первой карты?
Птолемея 2) Аристотеля 3) Анаксимандра; 4) Страбона
А5. Какой период времени принято считать Средневековьем?
10-15 век 2) 12-19 век 3) 5-15 век 4) 5- 10 век
А6. В своей книге «Хождение за три моря» Афанасий Никитин описывал природу и население: 1) Китая 2) Индии 3) Египта 4) Сибири
А7. Какой период в истории человечества называют эпохой Великих географических открытий?
1) 10-11 конец века
2) 14-15 начало века
3) 15-середина 17 века
4) 19-начало 20 века
А8. Первое кругосветное путешествие удалось совершить экспедиции:
1) Ф. Магеллана 2) Х. Колумба 3) Васко да Гамы 4) А. Веспуччи
А9. Джеймс Кук внес большой вклад в исследование берегов:
1) Африки
2) Северной Африки
3) Южной Америки
4) Австралии и Океании
А10. Первое русское кругосветное путешествие совершила экспедиция:
1) В. И. Беринга и А.И. Чирикова
2) Ф.А. Попова и С. Дежнева
3) И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского
4) Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева
А11. Наиболее точные изображения больших по площади географических объектов можно получить с помощью:
1) космического снимка 2) рисунка 3) фотографии с поверхности Земли
А12. Планета Земля расположена в Галактике:
Млечный Путь
2) Большое Магелланово облако
3) туманность Андромеды
4) Малое Магелланово облако
А13. В переводе с греческого «звездоподобные» - это:
1) метеоры 2) метеориты 3) кометы 4) астеродиды
А14. Самая дальняя от Солнца из планет земной группы:
Меркурий 2) Марс 3) Земля 4) Венера
А15. Самый большой по площади материк:
Южная Америка 2) Африка 3) Австралия 4) Евразия
А16. Самый маленький по площади океан:
СЛО 2) Индийский 3) Тихий 4) Атлантический
А17. Период обращения Земли вокруг своей оси:
365 суток 2) 24 часа 3) 128 суток 4) 72 часа
А18. Смена времен года на Земле обусловлена:
осевым вращением Земли
действием приливных сил
притяжением Луны и Земли
вращением Земли вокруг Солнца
В1. Фамилия португальского мореплавателя, открывшего мыс Доброй Надежды …
В2. Из предложенного списка путешественников выберите имена тех, чья деятельность связана с исследованием Австралии.
а) Христофор Колумб
б) Абель Тасман
в) Марко Поло
г) Васко да Гама
д) Джеймс Кук
В3. Соотнесите портрет и фамилию:
А.Б. В.
1) Васко да Гама 2) Ф.Ф. Беллинсгаузен 3) Дж. Кук 4) М.П. Лазарев
С1. Соотнесите фамилию мореплавателя и его маршрут по карте:
А) Х. Колумб Б) Ф. Магеллан В) Дж. Кук
1)
2)
3)
Полугодовая контрольная работа по географии
5 класс
Вариант 2
А1. Название науки «География» с греческого языка переводится на русский как:
земленаблюдение 2) землеописание 3) земленачертание
А2. Что не относится к антропогенному объекту?
море 2) здание 3) порт 4) трубопровод
А3. Основателем географии был древнегреческий ученый:
Страбон 2) Пифагор 3) Аристотель 4) Эратосфен
А4. Кого считают создателем первой карты?
Птолемея 2) Анаксимандра 3) Страбона 4) Аристотеля.
А5. Какой период времени принято считать Средневековьем?
5- 10 век 2) 5-15 век 3) 10-15 век 4) 12-19 век
А6. Книга «Хождение за три моря» описывает путешествия:
Марко Поло 2) Генриха Мореплавателя 3) Афанасия Никитина
А7. Какой период в истории человечества называют эпохой Великих географических открытий?
1) 10-11 конец века
2) 14-15 начало века
3) 15-середина 17 века
4) 19 - начало 20 века
А8. Первое кругосветное путешествие удалось совершить экспедиции:
1) Ф. Магеллана 2) Х. Колумба 3) Васко да Гамы 4) А. Веспуччи
А9. Первым из европейцев совершившим путешествие в Китай является:
1) Х. Колумб
2) Афанасий Никитин
3) Васко да Гама
4) Марко Поло
А10. Первооткрыватели Антарктиды:
1) Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев
2) Ф.А. Попов и С. Дежнев
3) И.Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский
4) В. И. Беринг и А.И. Чириков
А11. Наиболее точные изображения больших по площади географических объектов можно получить с помощью:
1) фотографии с поверхности Земли 2) рисунка 3) космического снимка
А12. Планета Земля расположена в Галактике:
Большое Магелланово
Млечный Путь
3) Малое Магелланово облако
4) туманность Андромеды
А13. В переводе с греческого «звезды с хвостом» - это:
1) метеоры 2) метеориты 3) астероиды 4) кометы
А14. Планетой - гигантом является:
Плутон 2) Юпитер 3) Венера 4) Марс
А15. Самый маленький по площади материк:
Австралия 2) Евразия 3) Южная Америка 4) Африка
А16. Самый большой по площади океан:
СЛО 2) Индийский 3) Тихий 4) Атлантический
А17. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за:
365 суток 2) 24 часа 3) 128 суток 4) 72 часа
А18. Смена дня и ночи на Земле является следствием:
вращения Земли вокруг Солнца
действием приливных сил
действием центробежных сил
осевого вращения Земли
В1. Фамилия норвежского путешественника, достигшего первым Южного полюса …
В2. Из предложенного списка путешественников выберите имена тех, чья деятельность связана с исследованием Австралии.
а) Христофор Колумб
б) Абель Тасман
в) Марко Поло
г) Джеймс Кук
д) Васко да Гама
В3. Соотнесите портрет и фамилию:
А. Б. В.
1) М.П. Лазарев 2) Христофор Колумб 3) Ф.Ф. Беллинсгаузен 4) Марко Поло
С1. Соотнесите фамилию мореплавателя и его маршрут по карте:
А) Х. Колумб Б) Ф. Магеллан В) Дж. Кук
1)
2)
3)
География 5 класс
Ключ
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
А1 | 1 | 2 |
А2 | 2 | 1 |
А3 | 3 | 4 |
А4 | 4 | 3 |
А5 | 3 | 2 |
А6 | 2 | 3 |
А7 | 3 | 3 |
А8 | 1 | 1 |
А9 | 4 | 4 |
А10 | 3 | 1 |
А11 | 1 | 3 |
А12 | 1 | 2 |
А13 | 4 | 4 |
А14 | 2 | 2 |
А15 | 4 | 1 |
А16 | 1 | 3 |
А17 | 2 | 1 |
А18 | 4 | 4 |
В1 | Бартоломео Диас (Диаш) | Руаль Амундсен |
В2 | б, д | б, г |
В3 | А-1, Б-3, В-4 | А-4, Б-2, В-3 |
С1 | А-1, Б-3, В-2 | А-1, Б-3, В-2 |