Задание 27
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ 2022
- 1.Проблема (=тезис)
- 2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
- 3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).
- 4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)
- 5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).
- 6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.
- 7. Позиция автора.
- 8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения.
- 9.Вывод.
Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор.
Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.
- проблема милосердия, материнства, детства
(НЕВЕРНО)
-проблема выбора между чувством и долгом
-проблема безответной любви
(ВЕРНО)
Два основных способа
формулировки проблемы
Вопросительное предложение
Конструкция «Проблема чего»
Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора).
Автор поднимает проблему отцов и детей.
Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.
В центре внимания автора проблема дружбы.
В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.
(ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой проявления доброты.
Тема-это широкий аспект текста.
- Внутри темы мы ищем проблему.
- Проблема-это вопрос, над которым автор рассуждает в рамках той или иной темы.
- Проблема доброты -Проблема отношения к доброте
- -Роль доброты в современном обществе
- -Влияние доброты на развитие личности человека
Эффективный алгоритм выхода на проблему и позицию автора
- Определяем, нравятся ли автору герои?
ДА НЕТ
↓ ↓
За что? За что?
(за честность , (за недоверие ,
благодарность) плохое отношение к людям )
↓ ↓
Делаем вывод = авторская позиция !
Надо быть честным Надо доверять людям,
нельзя безосновательно относиться к людям плохо
↓↓ ↓↓
То абстрактное существительное , которое объясняет нам, за что герой автору нравится или не нравится, и будет ключевым в
формулировке проблемы : проблема честности ;
2. Формулировка, исходя из авторской позиции : проблема доверия людям , отношения общества к человеку.
ВЫБИРАЯ ПРОБЛЕМУ, ДУМАЙТЕ НАПЕРЕД:
-КАК БУДЕТ СТРОИТЬСЯ КОММЕНТАРИЙ?
-КАКИЕ ДВА ПРИМЕРА ПО ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ ВЫ ПРИВЛЕЧЕТЕ В СВОЕМ КОММЕНТАРИИ?
ПОМНИТЕ ПРО ПРОБЛЕМУ!
В КАЖДОЙ ЧАСТИ СВОЕЙ РАБОТЫ СВЕРЯЙТЕСЬ С ТЕМ, КАКАЯ ПРОБЛЕМА ВАМИ ЗАЯВЛЕНА.
РАЗВИВАЙТЕ НАВЫК – ПРОВОДИТЬ АНАЛИЗ ТЕКСТА, НАЧИНАЯ С ПЕРВОГО ЧТЕНИЯ! ДЕЛАЙТЕ ПОМЕТЫ В ТЕКСТЕ.
Как выявить проблему в художественном тексте ?
- Проанализируйте поступки героев , отношения между ними.
- Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.
- Подберите абстрактные существительные , которые называют соответствующие качества ( долг, честь, совесть, благородство - равнодушие, черствость, эгоизм ).
- Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
Тема войны
- Проблема проявления героизма
- Проблема нравственного выбора на войне
- Проблема поведения человека на войне
- Проблема проявления гуманизма в тяжелых человеческих условиях
Комментарий – это анализ текста под углом зрения сформулированной проблемы.
-Рассуждение по поводу сформулированной проблемы.
В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса
( проблемы ) приходит к определенному ответу ( позиции автора ).
Комментарий подменяется пересказом
- Если «автор показал, как Селиван привез шкатулку»-это иллюстрация.
- А если «однажды Селиван привез шкатулку»-это пересказ
Это комментарий
- Автор повествует
- Автор изображает
- Автор акцентирует внимание на…..
- Автор убеждает..
пересказ
- Описание героев
- Излагаете текст
Пояснение-микровывод
Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия
поставленной проблемы информация текста,
сопровождаемая пояснениями , интерпретациями учащегося.
Пример: Что говорит автор? Что делает герой?
Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой
целью? Что это означает?
Косвенное цитирование
Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.
Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
Юрий Яковлев изображает мальчика-велосипедиста, который въезжает на заминированный фашистами мост, чтобы предупредить, уберечь от гибели колонну советских солдат. Это настоящий подвиг самопожертвования, и только сильный духом человек мог совершить такой поступок.
Приводим примеры
Публицистический текст
Художественный текст
- Писатель изображает (кого, что)…
-
- Герой говорит: «…»
-
- Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
-
- Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
-
- Симпатии автора на стороне героя, который…
- Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
-
- Автор не случайно приводит слова (кого)…
-
- Автор разделяет мнение (кого)….
-
- Автор спорит (с кем)…
-
- Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
-
- Особого внимания заслуживает мнение автора о…
Поясняем примеры
Публицистический текст
Художественный текст
- Автор не случайно обращает наше внимание на…
- Поступок героя показывает, что…
- Слова (мысли) героя позволяют увидеть….
- Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
- Эти события автор описывает, чтобы…
- Писатель хочет сказать, что…
- Этот пример показывает, что…
- Смысл этого высказывания в том, что…
- Эти слова убедительно доказывают, что…
- Я думаю, этим примером автор хотел показать…
- Приведённые слова содержат глубокий смысл…
Указать смысловую связь между примерами означает ее назвать : «автор противопоставляет…», «писатель сравнивает…», «публицист объясняет…».
Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.
Где обозначать связь между примерами?
- Указание на связь примеров как зачин в комментарии:
- Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев , каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни.
Указание на связь примеров при переходе от 1 ко 2.
- … .Для сравнения обратимся к другому примеру….
Указание на связь примеров как итог комментирования
- Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть….
- Отмечает
- Подчеркивает
- Обращает внимание
- Указывает
- Акцентирует внимание
Смысловые отношения
конструкции
противопоставление
Противопоставляя эти примеры, автор показывает
сравнение
Сравнивая эти примеры, мы можем увидеть…
причина
Что стало причиной этих событий?
следствие
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Ф.КРИВИН. «ДВА КАМНЯ »
- … размышляет о значимости чего…
- Комментируя эту проблему, хочется отметить, как…. Читатель понимает:….
- Раскрывая суть этого вопроса, прозаик приводит пример того, как… Автор акцентирует внимание на том… Прозаик отмечает…
Смысловая связь «противопоставление»
- Это противопоставление позволяет автору показать, каким….
Выделение главного +детализация
- Приведенные примеры позволяют писателю показать отдельные стороны многогранного понятия «добрый человек».