СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Склонение  имён существительных»

Цели и задачи урока:

1.      Углубить знания детей об имени существительном как части речи.

2.      Формировать навыки склонения имён существительных в единственном числе.

3.      Учить определять падеж существительного.

4.      Развивать навыки сознательного использования падежных форм имени существительного в речи.

5.      Обогащение словаря учащихся.

6.      Воспитание чувства бережливого отношения к хлебу.

7.      Расширение знаний о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.

Оборудование: карточки с текстом, со стихотворением, тест по теме на листочках.

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Подтянулись. Улыбнулись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

-Ребята, наш урок сегодня будет необычным. У нас урок – устный журнал. И на уроке много гостей. Мы все немного волнуемся, но вы способные, умные.  Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас всё получится.

-Ребята, у этого урока есть свои правила поведения. Давайте ознакомимся с ними.  Читаем хором.

Будь вежливым.

Уважай других.

Говори чётко, правильно, кратко.

Не перебивай других.

Ребята, на уроке постарайтесь придерживаться этих правил.

А теперь запишите сегодняшнее число.

I.                   Сообщение темы и цели урока.

-О чём ещё сегодня пойдёт речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку. Прочитайте её. (Слайд) Отгадайте.

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра на столе.

-Правильно, это хлеб. Ребята, у хлеба есть ещё

1.      Письмо по памяти.

-Ребята, вы должны были дома подготовиться к письму по памяти. Давайте повторим.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

          Слава тем, кто хлеб растил,

  Не жалел трудов и сил!

(Взаимопроверка)

YI. Страница 4. Закрепление.

1.      Тест

(два ученика работают на компьютере, остальные работают на местах на карточках)

Самопроверка.  (На доске лист самоконтроля)

 

одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито. Оно образовано от слова жити.

 На уроке мы будем говорить о хлебе и будем учиться склонять имена существительные в единственном числе и различать падежи.

Сейчас перед вами откроются страницы устного журнала "Склонение имён существительных". Наш журнал как настоящий. Только его не читают, а слушают, рассказывают, отвечают и выполняют задания. Страницы устного журнала откроются перед вами одна за другой.

III. Страница 1.  Минутка чистописания.

-Для начала  проведём минутку чистописания: напишем букву Х, слово хлеб и предложение: Хлеб – всему голова. Вы пишите и думайте, что значит эта пословица.

-Как вы понимаете значение пословицы?

- Человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может. Не будет вкусной каша, суп без хлеба. Без хлеба нет ни поэта, ни учёного, ни космонавта.

На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. 

(Ученик читает стихотворение. Звучит тихая музыка)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

С караваем соль подносим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук.

(Ученик подносит гостям на расшитом полотенце каравай хлеба)

IY.  Страница 2. Повторение. Актуализация опорных знаний.

1. Ответы на вопросы.

-Ребята, а к какой части речи относится слово хлеб?

-Что вы знаете про имя существительное?

-Что называется склонением?

-Сколько падежей в русском языке?

-Назовите падежи с вопросами.

2. Грамматическая сказка. (слайд)

 

-Ребята, есть такая грамматическая сказка " Откуда пошли названия падежей". Послушайте.

Он, т. е. падеж, ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.

Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫЙ.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫЙ.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫЙ.

Потом подрос, стал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫЙ.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫЙ.

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом.

Давайте хором прочитаем припев этой песни:

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный.

 

3. Склонение существительных.

-А теперь письменно просклоняем существительное ХЛЕБ.

(С записью в тетрадях. Один ученик комментирует.)

-Выделите изменяемую часть слова – окончание.

-Самостоятельно просклоняйте существительное БУЛКА.

(Проверка по компьютеру. Слайд.)

 

Y. Страница 3. Работа по теме урока.

2.      . Работа с учебником .

-Ребята, прочитайте вопрос Почемучки на странице 52. Ответ найдём в памятке на стр. 53.

Знакомство с памяткой. (Стр. 53)

 

 Домашнее задание: упражнение 112.

-О чём мы говорили на уроке?

-Чему учились?

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!