Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению химии
МБОУ «СОШ №1»
Учитель химии
Абдурашидова Элеанора Исметовна
Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. (В.А.Сухомлинский)
Проблема современной школы
Низкая учебная мотивация
Нежелание учиться
Низкое качество обучения
Изменение роли ученика
Ученик – активный участник образовательного процесса
Ученик – послушный исполнитель
АМО (активные методы обучения)
Что такое мотивация?
Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
АМО строятся на:
- использовании знаний и опыта обучающихся
- вовлечении в процесс всех органов чувств
- групповой форме организации работы обучающихся
- деятельностном подходе в обучении
- творческом характере обучения
- практической деятельности
- диалоге и полилоге
- интерактивности
- игровом действие
Человек запоминает:
- только 10% того, что он читает,
- 20% того, что слышит,
- 30% того, что видит;
- 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
- 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
- И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
(данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями)
Развитию высокой мотивированности ,
интересу и желанию заниматься на уроках химии способствуют:
- игровая форма разбора и презентации материала
- подключение творчества при подготовке презентации
- соревнование команд
- азарт
- значительная доля самостоятельности на уроке
- ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими
Изменение роли учителя
Модератор, консультант, наставник, старший партнер
«контролирующий орган»
Технология модерации
Нетрадиционные формы уроков:
- урок-интервью;
- урок-тренажер;
- урок-экскурсия;
- мозговая атака;
- урок-лекция;
- урок-консультация;
- уроки взаимообучения;
- урок-аукцион;
- урок-творческий отчет;
- уроки-фантазии;
- уроки-суды;
- уроки-концерты
- интегральные уроки;
- урок-мастерская.
- урок-конференция;
- урок-соревнование;
- урок-исследование;
- урок-викторина;
- урок-диспут;
- урок-конкурс;
- урок-аукцион знаний;
- урок творчества;
- урок-турнир;
- урок-спектакль;
- смотр знаний;
- урок-зачет;
- урок-путешествие;
- урок-диалог;
Активный поиск решения, выдвижение предположений, гипотез
Наличие проблемы, противоречия, нерешенный вопрос
Мини исследовательские работы
Проверка с помощью химического эксперимента
Темы курса химии 9-11 класса:
- ««Красное, зеленое, желтое, какое полезнее?»
- «Исследование химического состава чая»
- « ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА »
Темы курса химии 8 класса:
- «Понятие о газах. Воздух. Кислород . Горение»
- - «Основные классы неорганических соединений»
Деловые игры
Цель: активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущего специалиста, подготовить к профессиональной, практической деятельности.
- Пресс-конференции «О воде и ее свойствах» (3 класс)
«За здоровый образ жизни» (9 класс)
- Ролевая игра «Решение расчетных задач» «Справочное бюро» (8 класс)
Командные химические соревнования
Викторина-игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы.
Турниры, игра, в которой команда составляет творческое задание для команды соперников по вопросам темы
Химическая игра «Что?Где? Когда?»
«Металлы-друзья и надежные помощники человека»
(8 класс)
(9 класс)
«Занимательная химия»
Уроки с использованием мультимедийных презентаций
Подводя итоги…
Использование нестандартных заданий при изучении курса химии :
• позволяет поддерживать интерес к предмету;
• развивает умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие явления;
• воспитывает грамотное отношение к окружающей действительности.
В практике обучения есть положительные и отрицательные факторы влияющие на мотивацию
Для развития мотивации нужно использовать все средства совершенствования учебного процесса
Источники информации
- http://Электронный курс образовательного портала "Мой университет» «Активные методы обучения»
- http://mou29-klgd.narod.ru/ob.htm
- http://www.yartoys.ru/shop/show_cat.php?start=30&catid=101&option=bypriced
- http://www.proshkolu.ru/user/Politova65/file/317858/
- http://www.your-mind.ru/category/training/uprazhneniya/dlya-zaversheniya-treninga/