СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка плана мероприятий по разрешению конфликтных ситуаций в ОУ с использованием восстановительного подхода.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Психолого-педагогическое сопровождение деятельности 

Службы примирения в условиях образовательной организации»

Просмотр содержимого документа
«Разработка плана мероприятий по разрешению конфликтных ситуаций в ОУ с использованием восстановительного подхода.»

Министерство образования и науки Самарской области


Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»









Итоговая работа

по программе повышения квалификации по ИОЧ (вариативный блок)

«Психолого-педагогическое сопровождение деятельности

Службы примирения в условиях образовательной организации»


по теме: Разработка плана мероприятий по разрешению конфликтных ситуаций в ОУ с использованием восстановительного подхода.






Работу выполнила:

Зимнюкова Наталья Станиславовна

Педагог-психолог



Работу проверил(а):

Прянишникова Татьяна Вячеславовна









Самара

2022











При написании итоговой работы учитываются требования:

1.Стандартная структура работы (введение, основная часть, выводы, рекомендации, список использованных источников, приложения).

2.Соблюдение стандартных правил оформления.

3.Представление собственного опыта работы в соответствии с темой итоговой практической работы.


Темы для итоговой практической работы (выбрать самостоятельно0


1. Психолого-педагогическое сопровождение служб примирения в образовательной организации.

2. Разработка плана мероприятий по разрешению конфликтных ситуаций в ОУ с использованием восстановительного подхода.

3. Восстановительный подход в работе педагога образовательного учреждения.


ВВЕДЕНИЕ

Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье или национальной культуре, оказываются совсем неподходящими в условиях современной мультикультурной школы. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к ≪чужим≫. Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений, если не происходит эскалация конфликта и втягивание в него других людей.

Что можно предложить в ответ?

Школьная служба примирения

Школьная служба примирения (медиации) создается в образовательной организации, где есть постоянный состав обучающихся. Школьные службы

примирения (медиации) основываются на восстановительной модели медиации. Цель школьных служб примирения – создать оптимальные условия для качественного проведения восстановительных программ в образовательной организации и распространения идей восстановительного подхода (восстановительного правосудия). В действующую школьную службу примирения входят взрослые, ведущие восстановительных программ и медиаторы – ровесники.

Восстановительная медиация

«Восстановительная медиация» – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Понятие «восстановительная» указывает на важность восстановления человеческих отношений, на то, что разрешение конфликта должно фокусироваться на восстановлении пострадавшего и обидчика, на их исцелении от боли и страданий, а также на заглаживании обидчиком нанесенного пострадавшему вреда.

Нормально работающая (активная) служба примирения использует широкий спектр восстановительных программ

  • «Круг ответственности» — первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями   первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса существует напряженность.

  • «Программа примирения» — урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).

  • «Восстановительная медиация» — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.

  • «Круг сообщества» — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.  

  • «Семейный совет» — согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 

  • «Программа по заглаживанию вреда» — вторичная профилактика и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п. (в том числе по делам, переданным в КДНиЗП и суда) — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 

  • «Школьно-родительский совет» (в формате Круга) — сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 

  • Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе — для педагогов и классных руководителей.

  • Восстановительный подход к управлению и развитию образовательной организации для администрации и управленческо-педагогической команды ОО — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.



















Программа примирения

Дата проведения программы – 16.12.2022.

Источник получения информации о конфликте — сообщение классного руководителя.


Фабула: на физкультуре шестиклассник сильно ударил девочку мячом по лицу, у нее синяк. Она была в шоке от того, что одноклассник не извинился перед ней и перестала с ним разговаривать.


Предварительная встреча с нарушителем (обидчиком)

Цель: готовность «нарушителя» к исправлению ситуации и заглаживанию вреда

Задачи:

  1. Установление доверительного контакта с «обидчиком».

  2. Прояснение видения «обидчиком» ситуации и ее последствий.

  3. Прояснение чувств «обидчика» по поводу произошедшей ситуации между сторонами конфликта.

  4. Поиск предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда.

  5. Предложение об участии в примирительной встрече, объяснение хода и правил

Ведущая: здравствуй! Меня зовут Зимнюкова Наталья Станиславовна. Я пришла по поводу ситуации, которая произошла на уроке физкультуры. Информацию о ней мне передал классный руководитель. Я – психолог, и также являюсь членом школьной службы примирения, я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша служба помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом. Саша, скажи, готов ли ты побеседовать со мной по поводу этого случая? (Ответ Саши). Но вначале я попрошу рассказать о случившемся подробнее поскольку я обладаю довольно общей информацией, но мне хотелось бы узнать именно твое отношение к случившемуся событию. Что произошло? Что случилось? Расскажи, пожалуйста.

Саша: ну на уроке физкультуры мы играли в волейбол, и я заехал мячом по лицу Маше. Она обвинила меня что теперь у нее из-за этого синяк, и теперь еще в добавок со мной не разговаривает. У девочек всегда мальчики виноваты. Кто сказал, что это из-за меня у нее синяк появился, может она просто где-то ударилась, а теперь меня во всем обвиняет.

Ведущая: Саша, правильно ли я тебя поняла, что ты во время игры попал мечом в Машу и она обвинила тебя что у нее теперь синяк и из-за этого она с тобой не разговаривает? Но ты считаешь, что она ударилась где-то в другом месте.

Саша: Да.

Ведущая: что тебя наиболее тревожит в этой ситуации?

Саша: Меня огорчает что теперь Маша со мной не разговаривает.

Ведущая: правильно ли я тебя поняла, что тебя расстраивает что Маша с тобой не общается?

Саша: все так.

Ведущая: Саша, скажи, а что ты чувствовал до того, как всё случилось?

Саша: ну мне было весело, когда мы играли и я чувствовал азарт

Ведущая: что ты чувствуешь сейчас?

Саша: ну мне грустно немного, неприятно как-то.

Ведущая: Какие у вас с Машей были отношения раньше?

Саша: ну мы, дружили хорошо. Мы живем рядом и поэтому часто ходили домой вместе и к друг другу в гости, а сейчас она со мной не разговаривает, мы даже домой ходим не вместе.

Ведущая: Какие возможны последствия, если этот конфликт не решать?

Саша: Я думаю, что Маша так и будет меня игнорировать и не будет со мной разговаривать.

Ведущая: Какие пути выхода ты видишь из создавшейся ситуации?

Саша: Я хочу извиниться перед Машей, на самом беле я хотел извиниться, но сначала я испугался, а потом как-то стыдно было, потом я пытался к ней подойти и извиниться, но она быстро от меня убежала.

Ведущая: Готов ли ты встретиться на совместной встрече с Машей и поговорить с ней?

Саша: Я хотел бы.

Ведущая: что ты хотел бы обсудить на встрече с Машей?

Саша: Я бы сказал, что я не специально попал в нее мячом.

Ведущая: как ты планируешь заглаживать причиненный вред?

Саша: Я извинюсь.

Ведущая: итак, ты согласился участвовать в программе примирения. Напоминаю, на ней мы не будем выяснять вопросы вины, поучать или сочувствовать. Самыми главными лицами на программе будете вы, ты и Маша. Моя задача — наладить диалог между участниками конфликта (при этом я буду сохранять нейтральность) для того, чтобы вы достигли соглашения. А чтобы вы чувствовали себя комфортно, на программе будут введены следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому

участнику.

  • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

  • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Ведущая: Ты согласен с правилами?

Саша: Да

Ведущая: раз ты согласен, то давай обсудим удобное для всех место и время.



Предварительная встреча с «пострадавшим» (жертвой)

Цель: готовность «пострадавшего» к встрече с «нарушителем»

Задачи:

  1. Установление доверительного контакта с «пострадавшим».

  2. Прояснение видения «пострадавшим» ситуации и ее последствий.

  3. Прояснение чувств «пострадавшего» и подготовка к тому, чтобы он рассказал о них «нарушителю».

  4. Поиск предложений и прояснение потребностей «пострадавшего» по

исправлению ситуации и заглаживанию вреда.

  1. Предложение об участии в примирительной встрече, объяснение хода и правил предложений.

Ведущая: здравствуй! Меня зовут Зимнюкова Наталья Станиславовна. Я пришла по поводу ситуации, которая произошла на уроке физкультуры. Информацию о ней мне передал классный руководитель. Я – психолог, и также являюсь членом школьной службы примирения, и сейчас я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша служба помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом. Маша, скажи, готова ли ты побеседовать со мной по поводу этого случая? (Ответ Маши). Но вначале я попрошу рассказать о случившемся подробнее поскольку я обладаю довольно общей информацией, но мне хотелось бы узнать именно твое отношение к случившемуся событию. Что произошло? Что случилось? Расскажи, пожалуйста.

Маша: на уроке физкультуры Саша попал мне в лицо мячом и у меня теперь синяк.

Ведущая: что тебя наиболее тревожит в этой ситуации?

Маша: мало того, что он не извинился, так еще сказал, что я вру.

Ведущая: Маша, правильно ли я тебя поняла, что на уроке физкультуры Саша попал в тебя мячом и не извинился и тебя это огорчает?

Маша: угу

Ведущая: Маша, скажи, а что ты чувствовала до того, как всё случилось?

Маша: у меня было хорошее настроение

Ведущая: что ты чувствуешь сейчас?

Маша: мне обидно, я даже с ним теперь разговаривать не хочу

Ведущая: Какие у вас с Сашей были отношения раньше?

Маша: мы дружили и хорошо общались

Ведущая: Какие возможны последствия, если этот конфликт не решать?

Маша: Я думаю у меня будет плохое настроение

Ведущая: Какие пути выхода ты видишь из создавшейся ситуации?

Маша: на самом деле я сначала просто хотела немного пообжаться на Сашу чтобы помучить его и наказать, но потом простить, если бы он подошел и извинился, все-таки мы дружим давно.

Ведущая: Маша, правильно ли я тебя поняла, что ты не хотела обижаться на Сашу, а просто хотела его немного проучить и тебя тоже тревожит данная ситуация, что вы с Сашей не разговариваете как раньше?

Маша: Да

Ведущая: Готова ли ты встретиться на совместной встрече с Сашей и поговорить с ним?

Маша: да

Ведущая: что ты хотела бы обсудить на встрече с Сашей?

Маша: Я бы хотела, чтобы он понял, что мне было обидно и неприятно.

Ведущая: итак, ты согласилась участвовать в программе примирения. Напоминаю, на ней мы не будем выяснять вопросы вины, поучать или сочувствовать. Самыми главными лицами на программе будете вы, ты и Саша. Моя задача — наладить диалог между вами, при этом я буду сохранять нейтральность для того, чтобы вы достигли соглашения. А чтобы вы чувствовали себя комфортно, на программе будут введены следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому

участнику.

  • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

  • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Ведущая: Ты согласна с правилами?

Маша: Да

Ведущая: раз ты согласна, то давай обсудим удобное для всех место и время.


Анализ проведения предварительных встреч

Этапы технологии соблюдены. Ведущей удалось снять эмоциональное

напряжение сторон. Потребности пострадавшего учтены. Выход на примирительную встречу.


Примирительная встреча конфликтующих сторон

Цель: организация диалога и принятие совместного решения сторон об исправлении ситуации

  1. Создание безопасной атмосферы для обеих сторон конфликта

  2. Прояснение видения ситуации сторонами.

  3. Обеспечение понимания и принятия сторонами чувств и мыслей участников

  4. Организация диалога без посредничества ведущего.

  5. Сбор предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда.

Ведущая: Добрый день. Я понимаю, что вам возможно было нелегко прийти сюда и благодарю вас ребята, что вы пришли на встречу. Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами. Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача — не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть её, как только посчитаете нужным. Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я

предлагаю ввести следующие правила (напомню их):

  • Прошу вас не перебивать, говорить по очереди, быть культурным, уважать мнение друг друга

  • Прошу вас воздерживаться от каких-либо оскорблений;

  • Прошу вас соблюдать конфиденциальность этот разговора.

Вы согласны с предложенными правилами?

Саша, Маша: Да.

Ведущий: Саша, Маша, расскажите, пожалуйста, как вы видите эту ситуацию друг другу?

Маша: можно я начну. На самом деле мне было обидно, что Саша, когда попал в меня мячом даже не извинился.

Ведущая: Маша, ты можешь обратиться прямо к Саше

Маша: Саша мне было неприятно что ты передо мной не извинился и еще сказал, что я обманываю.

Ведущая: Саша, ты услышал, что сказала Маша. Что ты об этом думаешь?

Саша: но на самом деле сначала я испугался, а потом мне было стыдно, но когда я все-таки понял, что повел себя не красиво и хотел уже извиниться, то Маша почему-то сразу же убегала, когда я с ней заговаривал.

Ведущая: Саша, можешь спросить прямо у Маши.

Саша: Маша почему ты все время убегала, когда я подходил и хотел извиниться?

Маша: Я была очень сильно зла и обижена и просто хотела тебя проучить я не знала, что ты хотел извиниться. Я думала пообижаюсь немного и все.

Ведущая: Маша, ты сказала, что была очень зла и обижена. А как ты чувствуешь себя сейчас? Я правильно понимаю, что сейчас ты больше не злишься на Сашу?

Маша: сейчас уже нет. Может я и правда погорячилась.

Саша: на самом деле я тоже виноват, надо было сразу извиниться. Маша прости меня пожалуйста, я не специально кинул в тебя мяч. Я бы хотел как прежде продолжать общаться.

Ведущая: Саша, Маша, после того как вы услышали мнения друг друга, как вы представляете свое будущее?

Маша: Я бы тоже хотела, чтобы мы продолжали дружить. Я хочу общаться с Сашей и дальше.

Саша: Я надеюсь, что мы больше не будем ссориться и будем дружить как прежде.

Ведущая: Саша, как ты можешь загладить вину?

Саша: Я куплю Маше шоколадку в качестве извинений.

Ведущая: Я вижу, что вы примирились, чему я очень рада. В течение 2 недель я буду интересоваться как вы общаетесь и выполняете ли обещания. Если понадобится помощь, то обращайтесь.

Анализ проведения примирительной встречи

В ходе примирительной встречи сторонам удалось выразить свои чувства. Взаимопонимание по поводу последствий конфликта достигнуты. Ребята решили продолжать дружить и общаться. Извинения прозвучали с двух сторон обоюдно.

Общие выводы: Результат примирения достигнут. Стороны легко пошли на контакт, проговорили свои переживания и пришли к обоюдному решению.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. http://www.8-926-145-87-01.ru/

  2. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.

  3. Статья «Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации» Авторы: Рустем Максудов, Людмила Карнозова, Антон Коновалов ( http://www.8-926-145-87-01.ru/)

  4. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / А. Ю. Коновалов; под общ. ред. Л. М. Карнозовой. - 2-е изд., дораб. - Москва: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. — 306 с.

  5. Рыженко С.К., Маркова Л.М. Служба школьной медиации: практическое руководство: учеб. - метод. пособие / С.К. Рыженко, Л.М. Маркова. – Краснодар, 2017. – 47 с.

  6. В помощь школьным службам примирения. Сборник методических материалов. - ДОБРЯНКА, 2008-32 С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!