СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока "Создание графических изображений"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по информатике: "Создание графических изображений" 7 класс. Содержит технологическую карту урока, презентацию, практическую работу, рефлексию .

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока 7 класс»

Технологическая карта урока

ФИО

Машкина Ирина Валерьевна

Место проведения

МКОУ «Ленинская СОШ с УИОП» Октябрьского района Курской области

Должность

Учитель информатики и ИКТ

Предмет

Информатика

Класс

7

Базовый учебник

Информатика: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 224с. : ил.


Тема: Создание графических изображений.

Тип: комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

      • умение работать в графических редакторах;

      • знание о возможностях и особенностях графических редакторов;

      • знание о принципах работы в графических редакторах;

      • знание о способах создания компьютерной графики;

      • знание о принципе работы сканера;

      • умение различать векторные и растровые изображения;

      • знание о принципах построения изображения на экране монитора;

      • знание о цветовой модели RGB;

Метапредметные:

  • познавательные – овладение способностью выделять и формулировать познавательные цели, ставить задачи; планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, создание собственных продуктов в освоении знаний, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

  • регулятивные – оценивать правильность выполнения заданий;

  • коммуникативные – формировать готовность слушать и слышать собеседника , вести диалог, уметь вступать в речевое общение со сверстниками, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

  • Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Личностные:

      • Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;

      • формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

      • осуществление контроля и самоконтроля;

      • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

Решаемые учебные задачи:

1) повторение основных положений компьютерной графики;

2) обобщение представлений учащихся об интерфейсе графических редакторов;

3) отработка основных приѐмов работы в векторнгом графическом редакторе;

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • графический редактор

  • растровый графический редактор

  • векторный графический редактор

  • интерфейс графических редакторов

  • палитра графического редактора

  • инструменты графического редактора

  • графические примитивы

Используемые на уроке средства ИКТ:

1. Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

2. ПК учащихся.

3.Система голосования

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Создание графических изображений» из электронного приложения к учебнику.


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели:-проверка готовности обучающихся их настроя на работу


Подготовка учащихся к уроку.

Отмечает присутствующих.

Обеспечивает благоприятную обстановку для работы на уроке.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.



Здравствуйте, ребята, я рада встрече с вами.

- Сегодня наше учебное занятие мы начнем с минутки доброты.

Улыбнитесь друг другу. А теперь улыбнитесь нашим гостям. Подумайте о чем-нибудь хорошем, ведь миром правит доброта и любовь.

- Подумали?

- И пусть это состояние останется до конца урока.

Эпиграфом к уроку будут слова Аристотеля

«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на практике»


Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация ранее изученного

Цели: актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся

Выполнение заданий

Предлагает учащимся выбрать задание для поверки.


На прошлом уроке мы с вами познакомились с компьютерной графикой, с ее применением в жизни, так же поговорили о ее видах.

На дом я вам задавала учить § и так же решить задачу. Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте проверим, на сколько вы уяснили прошлую тему нашего урока

- Ребята, на лепестках ромашки записаны задания. Выберете лепесток и выполните предложенное задание.

  1. Работа у доски

  2. Выполнение он-лайн теста на компьютерах (2 варианта)

http://testedu.ru/test/informatika/7-klass/obrabotka-graficheskoj-informaczii-3.html

  1. Решение задачи по изученной на прошлом уроке теме.


Личностные : 

развитие познавательных интересов и учебных мотивов; умение находить ответ на вопрос; формирование границ собственного знания и незнания; формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и само восприятия.

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи; оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив; осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя.

 Коммуникативные:

понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование собственного мнения.

Познавательные :

построение речевого высказывания; поиск разнообразных способов решения задач; анализ объектов с целью выделения признаков, использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осуществление поиска необходимой информации; выделение информации из текстов; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы



Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.



- Теперь открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. А вот, чтобы записать сегодняшнюю тему урока вам нужно сначала ее отгадать. На доске вы видите ребус. Ре́бус — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно посмотреть на картинки и разгадать нашу тему урока, какова же она? Ответ: «Создание графических изображений». Совершенно верно, записываем тему урока – Создание графических изображений (Т, Д). На слайде тема урока. Учитель сообщает тему урока, его цели, задачи, ключевые понятия, конечный результат, который необходимо достигнуть в процессе работы.




Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание


IV. Открытие новых знаний

(10 мин)

Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией


Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.


- Давайте с вами запишем, что же такое графический редактор. Графический редактор – это компьютерная программа, позволяющая создавать и редактировать изображения (Т, Д). Примером простейшего растрового графического редактора является программа Microsoft Paint, которая предоставляется вместе с операционной системой Windows. Давайте теперь посмотрим на окно программы Paint:

На строке заголовка мы с вами можем увидеть имя файла, а так же можем его свернуть, развернуть и закрыть. Чуть ниже строки заголовка находится строка меню, содержащая названия групп команд, объединенных по функциональному признаку. Каждое слово в этой строке – кнопка, открывающая список команд. С левой стороны вы видите панель инструментов. Основными инструментами являются: выделение произвольной и прямоугольной областей; ластик и заливка; определитель цвета и масштаб; карандаш и кисть; распылитель и надпись; прямая и кривая линия; прямоугольник и многоугольник; овал и так далее. Центральную часть занимает рабочая область. Под рабочей областью находится палитра цветов, и под палитрой строка состояния, в которой мы можем увидеть информацию о нашем изображении (Обсуждаем каждый из инструментов).

Вообще графический редактор Paint ориентирован на процесс рисования простых изображений и на комбинирование готовых фрагментов. Большинство растровых графических редакторов предназначены не столько для создания изображений, сколько для их обработки (Photoshop, Gimp). Они позволяют изменить цветовую палитру всего изображения и цвет каждого отдельного пикселя, проводить художественную обработку графических изображений.

Задача. Некое растровое изображение было сохранено в файле p1.bmp как 24-разрядный рисунок (т.е. глубина цвета = 24). Во сколько раз будет меньше информационный объём файла p2.bmp, если в нём это же изображение сохранить как 256-цветный рисунок?

Решение.

Для кодирования 256 разных цветов требуется 8-разрядный двоичный код (256 = 28), т. е. для кодирования цвета каждого пикселя используется 8 битов. Для кодирования цвета каждого пикселя исходного изображения использовалось 24 бита. Так как количество пикселей в двух изображениях одинаково, то информационный объём файла p2.bmp в 3 раза меньше информационного объёма исходного файла.

Ответ: в 3 раза.

Давайте теперь посмотрим, в чем же будет особенность создания графических изображений в векторных редакторах. Конструирование сложных графических изображений из простых геометрических фигур (графических примитивов) – основная идея векторных графических редакторов. Особенности работы в векторных редакторах рассмотрим на примере редактора CorelDraw.

.

К графическим примитивам в CorelDraw относятся: линии и стрелки; прямоугольники, окружности, эллипсы, дуги, сегменты и секторы; кривые; фигуры-символы, выноски, звезды; соединительные линии; трехмерные объекты (куб, шар, цилиндр); текстовые документы и так далее (показываю объекты на интерактивной доске).

Векторный графический редактор воспринимает каждый графический примитив как отдельный объект, который можно преобразовывать – уменьшать и увеличивать, поворачивать, наклонять, использовать другие эффекты. Но для этого нужно предварительно выделить объект, для этого нужно выбрать инструмент Выделение объекта и щелкнуть на нужном изображении. Каждый графический примитив рисуется в новом слое. Это позволяет создавать сложные изображения, накладывая объекты, друг на друга (пример на интерактивной доске). Отдельные графические примитивы можно преобразовывать в единый объект. С полученным объектом можно проводить те же действия, что и с исходными объектами. Программные средства для работы с векторной графикой предназначены преимущественно для создания изображений, а не для их обработки. Программы векторной графики широко используют в конструкторских и дизайнерских бюро, рекламных агентствах и так далее.



V. Физкультминутка

Выполняют упражнения.




VI. Закрепление нового (15 мин)

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности



Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух




Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в восприятии различных видов информации.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке


Сейчас, я вам буду диктовать вопросы и варианты ответа, вы же должны внимательно прослушать вопрос и сразу же на него ответить в вашей тетради. Все понятно? Слушаем первый вопрос!

Проверочный тест «Создание графических изображений»

1.  Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:

  • точка экрана (пиксель);

  • прямоугольник;

  • круг;

  • палитра цветов.

2. Деформация изображения при изменении размера рисунка - один из недостатков:

  • векторной графики;

  • растровой графики.

3. Графика с представлением изображения в виде совокупностей точек называется:

  • фрактальной;

  • растровой;

  • векторной;

  • прямолинейной.

4. Достоинство растрового изображения

  • точность цветопередачи;

  • небольшой размер файла;

  • четкие и ясные контуры;

  • возможность масштабирования без потери качества.

5. Векторные изображения строятся из:

  • фрагментов готовых изображений;

  • графических примитивов;

  • отрезков и прямоугольников;

  • отдельных пикселей.

6. Глубина цвета – это количество…

  • базовых цветов;

  • пикселей изображения;

  • цветов в палитре;

  • информации, которое используется для кодирования цвета пикселя.

Все ответили? Повторяю все вопросы еще раз, а вы проверяете. Теперь меняемся с соседом тетрадью и проверяем, я называю правильный вариант ответа, а вы напротив каждого варианта ответа ставите «+», если ответ совпал с моим и «-», если ответ неверный. Теперь считайте сколько правильных ответов и называем мне (Выставляю оценки за тест).













Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

VII. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученными знаниями.


Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.








Контролирует выполнение работы.

Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.

Учениками выполняется практическая проверочная работа на компьютерах

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию;



Домашнее задание:

Домашнее задание (2 мин)

- На следующем уроке у вас будет контрольная работа. Ваша задача состоит в том, чтобы дома подготовиться к ней. Открываем дневники и записываем домашнее задание – повторить параграфы 3.1-3.2-3.3, стр.140-142 прорешать тест


Рефлексия. Использование системы голосования.


Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Урок окончен, до свидания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность



Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.


Список используемой литературы:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса /Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа»

Практическая работа

  1. Запустите CorelDraw

  2. Сделайте ориентацию страницы альбомной

  3. Мысленно разбейте объект на составные части

  1. Для трубы выберите на панели инструментов инструмент Основные фигуры, на панели свойств инструмента выберите трапецию

  1. Нарисуйте трубу необходимого размера, переверните ее, для этого на панели свойств инструмента Основные фигуры установите угол поворота 180

Для передней части паровоза на панели инструментов выберите инструмент Эллипс. Нарисуйте эллипс необходимого размера. На панели свойств инструмента Эллипс нажмите на кнопку дуга.  Инструментом Форма   подхватите верхний узел и перетащите его в крайне верхнее положение.

слева Эллипс, справа измененная дуга

  1. Раскрасьте все части паровоза и соберите их в единый объект.

  2. Для передней части паровоза используйте радиальную заливку. На панели инструментов выберите Заливка ® Градиентная заливка

 




 

  1. Наш паровозик готов, а теперь нарисуем вагончик. Мысленно разбейте вагон на составные части… А колеса для вагончика возьмем у паровоза (копируем их)…

 Теперь раскрашиваем вагон и собираем в целое (Окна можно залить градиентом, используя линейный тип градиента)… Не забудьте сгруппировать.

  1. Скопируем вагон… И у нас получился поезд…

 

Осталось соединить вагоны. Рисуем сцепление.. и копируем…

 

  1. И вот, что у нас получилось…

 

Просмотр содержимого презентации
«Создание графических изображений»

СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Ключевые слова

Ключевые слова

  • графический редактор
  • растровый графический редактор
  • векторный графический редактор
  • интерфейс графических редакторов
  • палитра графического редактора
  • инструменты графического редактора
  • графические примитивы
Интерфейс графических редакторов Графический редактор - компьютерная программа, позволяющая создавать и редактировать изображения. Различают растровые и векторные графические редакторы. Строка меню Строка заголовка Рабочая  область Палитра Полосы прокрутки Панель инструментов Строка состояния Окно растрового графического редактора Microsoft Paint

Интерфейс графических редакторов

Графический редактор - компьютерная программа, позволяющая создавать и редактировать изображения.

Различают растровые и векторные графические редакторы.

Строка меню

Строка заголовка

Рабочая область

Палитра

Полосы прокрутки

Панель инструментов

Строка состояния

Окно растрового графического редактора Microsoft Paint

Некоторые приёмы работы в растровом графическом редакторе Задача. Некое растровое изображение было сохранено в файле p1.bmp как 24-разрядный рисунок (т.е. глубина цвета = 24). Во сколько раз будет меньше информационный объём файла p2.bmp, если в нём это же изображение сохранить как 256-цветный рисунок? Решение.  Для кодирования 256 разных цветов требуется 8-разрядный двоичный код (256 = 2 8 ), т. е. для кодирования цвета каждого пикселя используется 8 битов. Для кодирования цвета каждого пикселя исходного изображения использовалось 24 бита. Так как количество пикселей в двух изображениях одинаково, то информационный объём файла p2.bmp в 3 раза меньше информационного объёма исходного файла. Ответ: в 3 раза. Для рисования нужен холст (рабочая область), краски и инструменты. Базовые инструменты Работа  с фрагментами Режимы  работы Работа с текстом Создание изображения Редактирование  рисунка

Некоторые приёмы работы в растровом графическом редакторе

Задача. Некое растровое изображение было сохранено в файле p1.bmp как 24-разрядный рисунок (т.е. глубина цвета = 24). Во сколько раз будет меньше информационный объём файла p2.bmp, если в нём это же изображение сохранить как 256-цветный рисунок?

Решение.

Для кодирования 256 разных цветов требуется 8-разрядный двоичный код (256 = 2 8 ), т. е. для кодирования цвета каждого пикселя используется 8 битов. Для кодирования цвета каждого пикселя исходного изображения использовалось 24 бита. Так как количество пикселей в двух изображениях одинаково, то информационный объём файла p2.bmp в 3 раза меньше информационного объёма исходного файла.

Ответ: в 3 раза.

Для рисования нужен холст (рабочая область), краски и инструменты.

Базовые

инструменты

Работа

с фрагментами

Режимы

работы

Работа

с текстом

Создание

изображения

Редактирование

рисунка

Особенности создания изображений в векторных графических редакторах Конструирование сложных графических изображений из простых геометрических фигур (графических примитивов) - основная идея векторных графических редакторов. Интерфейс графического  редактора CorelDraw Изображение объектов в CorelDraw Работа с объектами в CorelDraw

Особенности создания изображений в векторных графических редакторах

Конструирование сложных графических изображений из простых геометрических фигур (графических примитивов) - основная идея векторных графических редакторов.

Интерфейс графического

редактора CorelDraw

Изображение объектов

в CorelDraw

Работа с объектами

в CorelDraw

Самое главное Графический редактор - программа, позволяющая создавать и редактировать изображения с помощью компьютера. Основными элементами интерфейса любого графического редактора являются: строка заголовка, строка меню, рабочая область, панели инструментов, палитра, строка состояния . Различают растровые и векторные графические редакторы. Большинство растровых графических редакторов ориентированы не столько на создание изображений, сколько на их обработку. Векторные графические редакторы , наоборот, применяются для создания изображений.

Самое главное

Графический редактор - программа, позволяющая создавать и редактировать изображения с помощью компьютера.

Основными элементами интерфейса любого графического редактора являются: строка заголовка, строка меню, рабочая область, панели инструментов, палитра, строка состояния .

Различают растровые и векторные графические редакторы.

Большинство растровых графических редакторов ориентированы не столько на создание изображений, сколько на их обработку.

Векторные графические редакторы , наоборот, применяются для создания изображений.

Вопросы и задания Соедините линиями основные элементы окна графического редактора CorelDRAW и соответствующие названия. Для чего предназначены графические редакторы? Что такое графический примитив? Некое растровое изображение было сохранено в файле как 256-цветный рисунок. Во сколько раз уменьшится информационный объём файла, если это же изображение сохранить как монохромный (чёрно-белый без градаций серого) рисунок? Опишите основные возможности векторных графических редакторов. Сравните фрагменты растровых и векторных изображений, которые можно подвергать преобразованиям. В каком редакторе, растровом или векторном, вы будете редактировать фотографию? Почему с помощью цветовой модели HSB человеку более удобно подбирать нужный цвет, чем с помощью цветовой модели RGB? Опишите основные приёмы работы в графическом редакторе Paint (KolourPaint). Опишите основные возможности растровых графических редакторов. Перечислите основные элементы интерфейса графического редактора. Строка заголовка Строка меню Рабочая область Панель инструментов Строка состояния Линейка

Вопросы и задания

Соедините линиями основные элементы окна графического редактора CorelDRAW и соответствующие названия.

Для чего предназначены графические редакторы?

Что такое графический примитив?

Некое растровое изображение было сохранено в файле как 256-цветный рисунок. Во сколько раз уменьшится информационный объём файла, если это же изображение сохранить как монохромный (чёрно-белый без градаций серого) рисунок?

Опишите основные возможности векторных графических редакторов.

Сравните фрагменты растровых и векторных изображений, которые можно подвергать преобразованиям.

В каком редакторе, растровом или векторном, вы будете редактировать фотографию?

Почему с помощью цветовой модели HSB человеку более удобно подбирать нужный цвет, чем с помощью цветовой модели RGB?

Опишите основные приёмы работы в графическом редакторе Paint (KolourPaint).

Опишите основные возможности растровых графических редакторов.

Перечислите основные элементы интерфейса графического редактора.

Строка заголовка

Строка меню

Рабочая область

Панель инструментов

Строка состояния

Линейка

Опорный конспект Графический редактор - программа, позволяющая создавать и редактировать изображения с помощью компьютера. Графический редактор Основные элементы интерфейса графического редактора Строка заголовка Растровый Векторный Строка меню Панель инструментов Создание изображений Обработка изображений Палитра Рабочая область Строка состояния Полосы прокрутки

Опорный конспект

Графический редактор - программа, позволяющая создавать и

редактировать изображения с помощью компьютера.

Графический

редактор

Основные элементы интерфейса

графического редактора

Строка заголовка

Растровый

Векторный

Строка меню

Панель инструментов

Создание

изображений

Обработка

изображений

Палитра

Рабочая область

Строка состояния

Полосы прокрутки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!