Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме "Разделительный мягкий знак»
Разделы: Русский язык
Цель урока: формирование умений грамотно писать слова с разделительным мягким знаком.
Задачи урока:
Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.
Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.
Пополнять словарного запаса учащихся.
Развивать монологическую речь.
Совершенствовать базовые знания и умения учащихся:
Формировать обще – учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, позитивное отношение к себе.
Технология: проблемного обучения, дифференцированный подход, ИКТ-технология, личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.
Ход урока
Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Мин. чистописания
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Откройте тетради, запишите число.
- Посмотрите на строку чистописания
На доске записаны буквосочетания: НЯ НЬЯ НЬ ЛЬ ЛЬЕ ЛЕ
Цель чистописания?
- Следим за высотой, наклоном и шириной букв.
- Подчеркните самое красивое сочетание букв.
- Какую работу выполняет Ь знак в НЬ и ЛЬ?
- Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЕ?
Тема урока: Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?
(Разграничение слов с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным)
III.Словарная работа.
Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.
К…ньки, т...традь, мальч…к, м…рковь, п...льто, м…дведь.
Проверка: сигнал-о,е,и,о,а,е
-Что объединяет все слова? (ь знак)
- На какие 2 группы можно разделить? (1.Одушевленные, неодушевленные, 2. ь знак в конце, в середине).
-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?
-Где может стоять ь знак, который смягчает согласный?
-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?
-Хотите узнать?
-Тогда за работу!
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Как понимаете смысл?
1.Здоров будешь - все добудешь.
2.Ум да здоровье дороже всего.
3.Чистота - залог здоровья.
- А как вы понимаете слова: "Моё здоровье в моих руках!"
-Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни.
-Какое слово повторяется во всех предложениях? (здоровье)
- Какую роль играет ь в этом слове?
-Какую орфограмму нужно помнить, чтобы правильно написать это слово? (разделительный ь)
- Какая проблема стоит перед нами?
- Перед Вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило.
На доске записаны слова: Слайд
коньки шитьё
пеньки ульи
деньки деревья
крыльцо счастье
редька вьюга
- Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь).
- По какому принципу я разделила слова в столбики?
- В каком столбике слова с ь – показателем мягкости? Как узнали?
- А с разделительным ь?
Прочитаем слова 2 столбика.
- Послушайте, как звучат эти слова.
- Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части)
-Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (йа, йо…)
- А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (мягкий знак- разделительный)
- Давайте найдем ответ на нашу проблему: Когда же пишется разделительный ь?
- Запишите слова второго столбика в тетрадь, в строчку, через запятую и подчеркните ь знак одной чертой, а гласную двумя чертами.
VI. Открытие нового знания.
Итак, что получилось? .
- Что дала проверка?
Шитьё, ульи, деревья, счастье, вьюга.
- Попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.
составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после……..(согласных)
перед гласным…….(гласными е,ё,ю,и,я)
-Что скажите о словах 1 столбика
Мягкий знак показатель мягкости пишется…
на конце слова и в середине слова
Между буквами согласными
Какую работу он выполняет в этих словах? (для обозначения мягкости согласного звука)
– Так какой это мягкий знак?
Вывод: правильно в данных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука стоит в конце слова или в середине слова между согласными буквами.
Физминутка
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
-Если услышите в словах разделительный мягкий знак хлопайте в ладоши
Работа по учебнику
Упр 201 стр 132
(По заданию. Двое учащихся работают у доски)
-Посчитайте количество букв и звуков в слове вьюнок из 1 столбика и пеньки из 2 столбика.
-Сделайте вывод.(Количество букв одинаковое, а количество звуков различается, так как мягкий знак звука не обозначает, но в слове вьюнок он стоит перед гласной ю, которая обозначает два звука)
Упр 202
-Почитайте задание.
-Запишите пословицу, в которой есть слово с разделительным мягким знаком.(Маленькое дело лучше большого безделья)
-Объясните смысл данной пословицы. В какой ситуации можем ее употреблять?
-Как нашли слово с разделительным мягким знаком? Когда он пишется?
Упр 200
-Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
_Спишите понравившуюся пословицу. Подчеркните слова с разделительным ь.
С.133 Задание профессора Самоварова
(Резервное задание. Работа в парах)
-Прочитайте задание. Какое правило нужно повторить Ване? (Написание слов с разделительным мягким знаком)
Включение нового знания в систему знаний
Узнав, новое о мягком знаке, мы сможем выполнить различные упражнения.
Работа с электронным тренажером (Помоги сове развесить таблички со словами на деревья с разделительным мягким знаком и показателем мягкости)
Рефлексия деятельности.
Подарок- стихотворение о разделительном мягком знаке.
Перед е, ё, и, ю, я,
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
Перед я, ю, и, е, ё.
Каменья, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
- Чему научились сегодня мы на уроке?
- Что сегодня было легко?
-В чем испытывали затруднения на уроке?
- Почему? Какие задачи поставим на последующие уроки?
Домашнее задание: стр 133 упр 203