СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока "Расы и их происхождение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обучающихся 11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока "Расы и их происхождение"»

Открытый урок

Тема «Расы и их происхождение»


Цели:

сформировать знания о человеческих расах и их единстве, определить единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду — Человек разумный;

познакомить учащихся с гипотезами и факторами расогенеза;

сформировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных данных;

способствовать формированию работы в коллективе, навыка работы с учебником, умение делать выводы, развития устной речи.

Оборудование: фотопортреты «Расы человека», презентация, компьютер, проектор, экран, электронный планшет.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня проведу урок у вас я – Листопад Елена Павловна - учитель биологии школы №10 с.Ачикулак. Я очень рада, что мне довелось работать именно с вами – учащимися школы №3. И думаю, что мы плодотворно проведем время: вы – покажите свои знания и эрудицию, а я свою работу. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением. Работать мы будем в группах. Каждая группа будет выполнять определенные задания, получая за это баллы. В конце мы подведем итоги, и вы получите оценку своей работе.

2. Изучение нового материала.

Начать урок я хочу с простых, казалось бы, вопросов:

Сколько видов людей живет на планете Земля в настоящее время? Относятся ли к одному виду двухметровый чернокожий баскетболист, миниатюрная японка, белокожий гимнаст? Почему? А чем они отличаются? Исходя из сказанного, как вы думаете, о чем будет наш урок?

Тема нашего урока: «Расы и их происхождение».

Цели урока:

- сформировать знания о человеческих расах и их единстве, определить принадлежность всех людей к одному виду — Человек разумный;

- познакомиться с гипотезами и факторами расогенеза;

- доказать несостоятельность расизма;

- учиться работать в коллективе, работать с пособиями, делать выводы, развивать речь.

Наша планета Земля очень маленькая при взгляде из космоса и одновременно большая. На ней проживает в настоящее время около 6 млрд человек, которые живут в разных условиях среды. В каждой популяции людей можно найти особей отличающихся по многим признакам: росту и массе, чертам лица, окраски кожи и волос. Даже близнецы, развивающиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство, всегда какими – то мелкими чертами отличаются друг от друга. Это индивидуальная изменчивость. Но есть признаки, характеризующие не отдельного человека, а целую общность, обычно связанную с определенным районом обитания. Объяснить их происхождение пытались еще до нашей эры. Вопрос о классификации этих групп названых расами имеет давнюю историю.

Первые попытки классификации человечества делаются в конце 17 века французским ученым Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 одну из первых классификаций человеческих рас. К.Линней в “Системе природы” (1740г). разделил человечество по цвету кожи на 4 разновидности или расы: американскую, европейскую, азиатскую и африканскую. Ламарк различал 6 рас: кавказскую, монгольскую, эфиопскую, малайскую, американскую и гиперборейскую. В настоящее время большинство антропологов придерживаются следующей классификации рас. Это экваториальная или австрало-негроидная, евразийская или европеоидная, азиатско-американская или монголоидная.

Я предлагаю вам выполнить первое задание. Максимальная оценка 3 балла.

На ваших столах есть портреты людей, принадлежащих к определенной расе, выявите морфологические признаки расы, можно использовать материал в учебнике с.286, заполните имеющуюся таблицу №1 Время для обсуждения 3 минуты. Отвечает один.

Таблица №1

Характеристика больших человеческих рас.

Морфологические признаки

Экваториальная

Монголоидная

Европеоидная


Цвет кожи

темная

светлая желтая или желто-коричневая 

светлая

Форма волос

курчавые

жесткие

прямые

жесткие 

прямые мягкие 

Разрез глаз

широкий 

узкий 

широкий 

Губы

толстые 

средней толщины 

узкие 

Нос

уплощенный

широкий 

средней ширины

слабо выступает 

узкий

высокий 

Усы, борода

нет или слабо развиты 

слабо развиты 

хорошо развиты 

(Обсуждение, дополнение, уточнение)

Расовые различия возникли не случайно, и как вы уже знаете из курса 8 класса, в связи с климатическими условиями.

Так что же такое расы? (Зачитывание понятия расы)

Формирование рас началось в Африке. Человек разумный – вид уникальный по широте ареала обитания существования. Он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды. Поэтому, отобранные эволюцией морфологические различия в пределах одного вида Homo sapiens, объясняются характером окружающей среды - климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду, к определенному количеству солнечного света. Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления дополнительных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующих смешению отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселившимися группами.

Так что же лежит в основе деления человечества на расы? Как вы думаете?

Вывод учащихся: В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки, носящие адаптивный характер.

Давайте сейчас попробуем изобразить портрет человекообразного инопланетянина, используя отрывок из его письма: «Моя маленькая планета Зея прекрасна! Лучи света не слишком тревожат её поверхность, а веселые холодные ветра ежедневно создают мягкий пыльный покров…»

Подумайте и объясните, какими чертами лица мог обладать зеянин. (Для примера учитель рисует овал лица на доске и объясняет, что цвет кожи должен быть белым, так на планете недостаток света, необходимый для синтеза витамина D в организме). За правильно выполненное задание 1 балл.

1 группа – нос 2 группа – губы 3 группа – глаза Средней ширины Узкие Узкий разрез глаз слабо выступает

(холод, пыль) (холод) (пыль)

Время на обсуждение 2 мин.

(Представители групп, после обдумывания и заполнения конкурса на листе ,выходят к доске и дорисовывают портрет).

Вы можете заработать дополнительный балл для группы, если ответите на вопрос, используя знания из курса физики: Какой рост мог бы иметь этот инопланетянин?

Некоторые ученые антропологи утверждают, что расы это разные виды из рода Человек. Согласны ли вы с этим? Но прежде чем дать ответ проанализируйте следующие данные:

В клетках любой расы содержится по 46 хромосом; от брака людей белой расы с людьми желтой или черной расы рождается плодовитое потомство; кровь человека одной расы можно переливать человеку любой расы (если соответствует группа крови).

Объясните: 1 гр. –что такое вид? гр.2 - а) к каким критериям вида относятся перечисленные данные гр.3 – какие выводы о расах можно сделать из данного описания.

Вывод учащихся:

1. Все расы одинаковы по генетическим, физиологическим и биохимическим признакам;
2. Могут свободно скрещиваться (вступать в брак);
3. Их потомство плодовито т. к. все расы относятся к одному биологическому виду - Homo sapiens.

Процесс возникновения и становления рас называется расогенезом. Существуют различные гипотезы происхождения рас. Полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков в разных местах. Моноцентристы признают общность происхождения, социально-психического развития, одинаковый уровень физического и умственного развития всех рас, возникших от одного предка. Данная теория является наиболее правдивой, т.к имеет больше доказательств.

Причины расогенеза те же, что и факторы эволюции в целом:

Давайте вспомним факторы эволюции:

  • естественный отбор

  • мутации

  • изоляция

  • смешение популяций

А сейчас давайте поработаем с географической картой мира. Покажите по карте современные области расселения рас. Скажите, есть ли преграды для перемещения рас сегодня? Сегодня, когда мы имеем возможность путешествовать, жить там, где нам нравиться, изучать языки мира, то уже нет преград для существования всего лишь 3 рас. В пределах этих больших рас насчитывается около 30 малых рас. Между тремя основными группами рас существуют переходные расы. Пройдет еще много лет и возможно не будет разделения нас на расы. Наши потомки будут представителями одной единственной расы.

(Знакомство со схемой расовой классификации, по окружности большие, в секторах малые, между расами – по две переходные.)

Мечта человечества – «На Земле одна раса» «Хороший человек»

Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека.

Предлагаю выполнить следующее задание: соотнесите признаки общие для всех людей с критериями вида:

1. Нижняя челюсть имеет подбородочный выступ.

2. Эмбриональное развитие длится 9 месяцев.

3. Стопа сводчатая.

4. Межрасовые браки дают плодовитое потомство.

5. По типу питания являются гетеротрофами.

6. Автотрофные организмы.





7. Встречаются на всех материках.

8. Половые клетки содержат 46 хромосом.

9. Половые клетки содержат 23 хромосомы.

10. Наиболее близкие предшественники – кроманьонцы.

11. Ген гемофилии расположен в Х – хромосоме.



1 группа

  1. Морфологический ________

  2. Исторический _____________


2 группа

  1. Физиологический__________

  2. Географический ___________


3 группа

  1. Генетический __________

  2. Экологический _________

Не смотря на то, что все люди имеют одинаковые критерии, существует понятие расизма. Что вы об этом знаете?

- Что такое расизм? (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас)

- Основатель расизма граф Жозеф де Гобино, который пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе, которую активно поддерживал Адольф Гитлер.

- Имеют ли право на существование термины «высшая раса» и «низшая раса»? Почему?

Конечно же, нет. Среди представителей различных рас есть выдающиеся ученые, политики, актеры, путешественники, преподаватели, люди искусства.

Грани между расами постепенно стираются на их место приходит понятие нация. Используя знания из обществознания, ответьте: одинаковые ли понятия «раса» и «нация»?

Раса и нация два разных понятия.

В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада.

Раса представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определённым ареалом.

В нашем Нефтекумском районе проживает более 60 наций и этносов. Каждая из них является одной из форм существующих больших рас. Активно идет процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В спорте, искусстве, науке, экономике и политике, на равных участвуют представители разных рас. А это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами.

В Конституции РФ сказано: “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождении. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностям” (статья 19.2 из конституции РФ).

3. Закрепление материала:

Предлагаю выполнить задание: каждой группе предлагается текст, найдите по 2 ошибки в каждом. Максимальное количество баллов – 2.

1 группа

2группа

3 группа

1. Существуют 3 гипотезы расогенеза, но лишь олицентрическую можно перевести в разряд теорий, т. к. она имеет ряд доказательств.


2. Люди разных рас отличаются по ряду существенных признаков: цвету кожи, способности к речи, разрезу глаз и т.д.


3. Современное человечество на Земле представлено одним родом – Человек домашний.



4.Подведение итогов. Выставление оценок.

Скажите, ребята, а пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

5. Д/з п.73.

Могут ли возникнуть новые виды человека?

Какая единая раса может появиться на Земле?

Заключение:

В наше не простое время Вам - человечеству третьего тысячелетия, не взирая на разные расы и этносы, предстоит объединить усилия для спасения планеты от назревших кризисов. А, значит, нужно учиться толерантности, т.е. терпимости и уважению друг к другу – это веление времени. “Дети разных народов, мы мечтою о мире живем” - эти строки звучат уже много десятилетий, а истина, заключенная в них, будет жить еще много столетий. Возьмемся за руки и вместе споем этот гимн.

(звучит песня)

Мы откуда появились?

Звезд далеких порожденье?

Или все ж планете нашей мы обязаны рожденьем?

Наделил Душою Созидатель?

Или разум как зарница

Вспыхнул в теле наших предков?

Как могли мы появиться?!

Скрыто тайной все на веки.

Но откуда б мы не взялись,

Раз, возникнув Человеком,

Надо, чтоб им оставались.


Спасибо за работу на уроке! Желаю успехов в освоении наук!

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!