СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по окружающему миру»

Тема: Жизнь леса

Цели: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Формируемые УУД: познавательные – умение извлекать информацию,устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой; коммуникативные- осуществить совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные- формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению.

Оборудованеие: атлас-определител, гербарий растений смешенного леса; видеофильм «НРК. Семейские и буряты»,слайд шоу по этапам урока, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы,

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Представление команд:

  1. «Солнечный ветер»

  2. «Зелёная тропинка»

  3. «Живой родник»

  4. «Мирный огонь»

1.Проверка домашнего задания

Тест

1. Характерные почвы Заиграевского района:

а) черноземы в) тундровые

б) подзолистые г) серые лесные

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре в) в степях

б) в лесной зоне г)в пустынях

3. Плодородие почвы зависит от количества:

А) песка в) глины

б) перегноя г) солей

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода в) камни

б) воздух г) соли

5. Из останков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок в) перегной

б) глина г) ил

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух

г) камни, удобрения грязь

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:

а) 100-150 лет в) 250-300 лет

б) 5-10 лет г) 1-2 года


1.(слайд) «Проверка домашнего задания».

-Если почвы образуются в природе очень медленно, то что это означает?

(это означает ,что они нуждаются в охране)

-Что значит, охранять, защищать почву?

проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения

- Почему люди называют Землю – кормилицей?

(на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу).

С давних пор люди преклонялись перед землёй. Ведь только она могла накормить и напоить всё живое.


Семейские отличались особой любовью к земле-матушке. Существовал целый ряд экологических запретов. Самозабвенно любя землю и усердно трудясь на ней, семейские свято берегли её и сохраняли в чистоте: не плевали на неё, не мусорили, а удобряли, обрабатывали, орошали. Поддерживали чистоту речек, озёр, ручьёв, родников, ключей, аршанов, колодцев, канав.

2.(слайд) НРК

Испокон веков буряты занимались скотоводством. С этим был связан кочевой образ жизни. Чем плодороднее была земля, тем сытнее был скот. Буряты почитали «мать Земли»- символом плодородия была Этуген .Она представлялясь в виде старухи, живущей внутри Земли. Поэтому грехом считалось «копать хозяина земли и горных склонов». Поэтому неслучайно обувь бурят была с загнутым носком, дабы не причинять зла окружающей природе, в том числе и земле.

3. (слайд) НРК

-Подведём итог: чем плодороднее почва, тем богаче растительный мир.


3 Самоопределение деятельности

-О чем идет речь в загадке?

Город этот непростой,

Он дремучий и густой. (Лес)

-О чем будем говорить на уроке? (О лесе)

4.(слайд) «Лес»

5.(слайд) «Тема урока»

-Прочитаем тему урока, записанную на доске. (“Жизнь леса”)

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(узнаем, что такое лес, какие организмы составляют природное сообщество леса).

-Что мы будем делать для достижения этой цели? (будем активно работать в группах),

4 Открытие нового знания

-Почему в моей загадке лес назван городом? (Предположение детей)

-В больших городах, как правило, строят многоэтажные дома. Лес можно сравнить с многоэтажным домом, на каждом « этаже» которого живут свои растения и животные. По научному «лесные этажи» называются «ярусами».

6, (слайд) «Ярусы леса».

Ярусы принято считать сверху вниз в порядке уменьшения:

1 ярус-это деревья

2 ярус- это кустарники

3 ярус- травы

4 ярус- мхи и лишайники

1.Работа в группах

- ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?

-Чтобы ответить на этот вопрос, НАМ НЕОБХОДИМО СОБРАТЬ НЕКОТОРУЮ ИФОРМАЦИЮ. Каждая группа получает задание: подготовить небольшое сообщение о лесе и лесных жителях.

7, (слайд) «Распускающаяся роза».


«Зелёная тропинка» - «Растения нашего края»

- Какую пользу приносят растения?(кислород, жильё и пища для животных, лес- защитник почвы).

«Солнечный ветер» - «Звери нашего края»

- Какую пользу приносят звери? (распространяют семена растений, некоторые являются санитарами леса, хищники регулируют популяции других животных, например грызунов).

«Живой родник» - «Птицы нашего края»

- Какова польза птиц? (распространение семян растений, уничтожение вредных насекомых, украшают лес своим пением).

«Мирный огонь» - «Грибы нашего края»

- Для чего в лесу нужны грибы? (помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворимыми солями, являются пищей и лекарством для животных, способствуют разложению растительных остатков).


8, (слайд) «Виды грибов»

9. (слайд)Золотое правило грибника:”Не знаешь-не бери!”

10. (слайд) Правило грибника.

Физминутка-игра”Да-нет”

(Учитель задает вопрос ,дети отвечают “да” или ”нет”)

-Грибы-это растения? (Нет)

-Ложные опята, бледная поганка-несъедобные грибы?(Да)

-Рыжик, лисичка-съедобные грибы?(Да)

-Может ли гриб вырасти на дереве?(Да)

-Животные едят несъедобные грибы?(Да)

-Может ли гриб дерево съесть?(Да)

Самый ядовитый гриб-мухомор?(Нет)

-За грибами следует отправляться днем?(Нет)

11. (слайд) «Ёжик»


- Так, что же такое лес? (растения ,звери, птицы, насекомые, грибы).

-А без чего все эти живые существа не могут прожить? (без воздуха, воды, солнца).

-Какой сделаем вывод? (лес - это сложное единство живой и не живой природы).

12. Слайд (схема).

-А теперь представим, что растения, животные, грибы решили жить отдельно друг от друга. Смогут ли они? (нет, они погибнут).

-Почему? (1. Птицы и звери останутся без жилья и без пищи.

2. Растения не смогут размножаться, т.к. животные распространяют плоды и семена.

3.Грибы не смогут жить без деревьев, а деревья без грибов.)

- Какой сделаем вывод? Все живые организмы в лесу тесно связаны между собой. Они живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.


5 Первичное закрепление

-Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

-Следующее задание для групп, построить модель цепи питания. Наша модель будет называться «Экологическая башня». (работа с кубиками).

-Если, убрать один из компонентов пищевой цепи, то вся цепочка распадётся. (показать!).

-А что мы ещё упустили? Без чего не возможна жизнь леса? Мы говорили ,что лес-защитник чего? Почвы (без почвы).

- Действительно, в почве тоже кипит жизнь – жуки, личинки насекомых, дождевые черви. А ещё в почве живут совсем крошечные организмы -бактерии. Они тоже важная часть лесного сообщества. Чтобы убедиться в этом, прочитаем материал из учебника на стр. 168. 13. Слайд (лесная подстилка)

1.Работа по учебнику

Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым деревьям

-Вред или пользу приносят короеды в лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых нет)

Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

-Так какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

Растения-животные-грибы- бактерии. 14.(слайд)

-А человек может повлиять на нарушение экологических связей в лесу?

-Каким образом? (пожары, мусор, вырубка, бесконтрольная охота, браконьерство).

-К чему это приведёт?

-Что нужно делать ,чтобы этого не произошло?

Стихотворение

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней родились мы с тобою,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

-Я бы хотела закончить урок словами М. Пришвина «Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу- значит охранять родину»

15.(слайд)

Подведение итогов урока

-Какова была цель урока?

-Какие знания мы открыли? (Высказывание детей)

Рефлексия

-Что нового вы узнали для себя на уроке?

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще надо поработать?

-Поблагодарите соседа за урок. Дерево?

(Капитаны оцените работу в группах, прокомментируйте.)

Домашнее задание

  1. Прочитать текст на с.164-169 учебника.

  2. Выполнить задания рабочей тетради с. 40- 41.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!