СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по литературе на тему: Проблема народного счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: рассмотреть проблему — в чем же увидел Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы; выяснить, в чём смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть  счастлив отдельный человек среди всеобщего горя.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературе на тему: Проблема народного счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"»

Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876 )

Проблема счастья

в поэме Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

(1863-1876 )

«Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Н.А.Некрасов.

«Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Н.А.Некрасов.

Народ освобожден, но счастлив ли народ?»  Элегия. Н.А.Некрасов

Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Элегия. Н.А.Некрасов

Цель урока:  Проанализировать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» и выяснить: в чем ,по мнению Некрасова, заключается счастье? как понимают счастье ваши сверстники?

Цель урока:

Проанализировать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» и выяснить:

  • в чем ,по мнению Некрасова, заключается счастье?
  • как понимают счастье ваши сверстники?
  1 .  Случайность, желанная  неожиданность, талант,  удача, успех.  2.Благоденствие,  благополучие,  желанная насущная жизнь,  без горя, смуты,  тревоги, покой и довольство.  Словарь В.И.Даля. Счастье

1 . Случайность, желанная

неожиданность, талант,

удача, успех.

2.Благоденствие,

благополучие,

желанная насущная жизнь,

без горя, смуты,

тревоги, покой и довольство.

Словарь В.И.Даля.

Счастье

В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н.Ушакова:  Счастье – 1.Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, удовлетворение жизнью.  2.Успех, удача. Счастье
  • В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н.Ушакова:

  • Счастье – 1.Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, удовлетворение жизнью.
  • 2.Успех, удача.

Счастье

Композиция поэмы  Экспозиция В каком году — рассчитывай,  В какой земле — угадывай,  На столбовой дороженьке  Сошлись семь мужиков:   Сошлися — и заспорили:  Кому живется весело,  Вольготно на Руси?

Композиция поэмы

Экспозиция

В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Сошлися — и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?

Композиция поэмы  Завязка поэмы- это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.

Композиция поэмы

Завязка поэмы- это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.

Образы крестьян в поэме В ряде мест поэмы показана безрадостная, голодная жизнь народа. Мужицкое «счастье» – «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», счастливых среди крестьян нет.

Образы крестьян в поэме

В ряде мест поэмы показана безрадостная, голодная жизнь народа. Мужицкое «счастье» – «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», счастливых среди крестьян нет.

Образы крестьян в поэме Беден, нечесан Калинушка,  Нечем ему щеголять,  Только расписана спинушка,  Да за рубахой не знать.          С лаптя до ворота          Шкура вся вспорота,  Пухнет с мякины живот.        Верченый, крученый,          Сеченый, мученый,          Еле Калина бредет.

Образы крестьян в поэме

Беден, нечесан Калинушка, Нечем ему щеголять, Только расписана спинушка, Да за рубахой не знать.         С лаптя до ворота         Шкура вся вспорота, Пухнет с мякины живот.       Верченый, крученый,         Сеченый, мученый,         Еле Калина бредет.

Образы крестьян в поэме Яким Нагой « В деревне Босове  Яким Нагой живет,  Он до смерти работает,  До полусмерти пьет!..»

Образы крестьян в поэме

Яким Нагой

« В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!..»

Образы крестьян в поэме Савелий Савелий- один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями.

Образы крестьян в поэме

Савелий

Савелий- один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями.

Образы крестьян в поэме Ермил Гирин К нему подходишь к первому,  А он и посоветует,  И справку наведёт;  Где хватит силы- выручит,  Не спросит благодарности,  И дашь, так не возьмёт

Образы крестьян в поэме

Ермил Гирин

К нему подходишь к первому, А он и посоветует, И справку наведёт; Где хватит силы- выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмёт

«Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»  Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах.

«Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах.

Разбойник Кудеяр    Кудеяр- атаман – «великий грешник», герой легенды, рассказанной Божьим странником Ионушкой в главе «Пир на весь мир».     

Разбойник Кудеяр

Кудеяр- атаман – «великий грешник», герой легенды, рассказанной Божьим странником Ионушкой в главе «Пир на весь мир».    

Образ женщины-крестьянки Матрена Тимофеевна Корчагина. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, раннее вдовство- вот как сложилась ее жизнь. Матрена Тимофеевна говорит странникам: «Не дело между бабами счастливую искать!».

Образ женщины-крестьянки

Матрена Тимофеевна Корчагина.

Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, раннее вдовство- вот как сложилась ее жизнь.

Матрена Тимофеевна говорит странникам: «Не дело между бабами счастливую искать!».

Образы помещиков «Ни в ком противоречия, Кого хочу- помилую, Кого хочу-казню». «Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот!» Гаврила Афанасьевич Оболт- Оболдуев

Образы помещиков

«Ни в ком противоречия,

Кого хочу- помилую,

Кого хочу-казню».

«Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!»

Гаврила Афанасьевич

Оболт- Оболдуев

Образы помещиков Князь Утятин Это барин, который «весь век чудил, дурил».

Образы помещиков

Князь Утятин

Это барин, который «весь век чудил, дурил».

Образ народного заступника Гриша Добросклонов Гриша Добросклонов- борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных и «униженных». Он хочет быть первым там, «…где трудно дышится, где горе слышится».

Образ народного заступника

Гриша Добросклонов

Гриша Добросклонов- борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных и «униженных». Он хочет быть первым там, «…где трудно дышится, где горе слышится».

Песня Гриши Добросклонова «Русь» В главу

Песня Гриши Добросклонова «Русь»

В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":     Рать подымается - Неисчислимая,     Сила в ней скажется Несокрушимая!

 И вот поэт знакомит нас с Гришей Добросклоновым и пишет:  Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если бы знать могли они, что творилось с Гришею.  То есть Некрасов считает, что счастливым в поэме является Григорий Добросклонов.  В чем счастье Гриши Добросклонова?   В борьбе “за обойденных за угнетенных”.   Григорий решил, что будет жить для счастия убогого родного уголка.

И вот поэт знакомит нас с Гришей Добросклоновым и пишет:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если бы знать могли они, что творилось с Гришею.

То есть Некрасов считает, что счастливым в поэме является Григорий Добросклонов.

В чем счастье Гриши Добросклонова?

В борьбе “за обойденных за угнетенных”.

Григорий решил, что будет жить для счастия убогого родного уголка.

Вывод:  Итак, Н.А. Некрасов считает, что счастье человеческое в служении своему народу. Человек счастлив тогда, когда счастлив его народ.   Быть полезным своему народу, делать его жизнь (а значит и свою) лучше – в этом счастье человеческое.

Вывод:

Итак, Н.А. Некрасов считает, что счастье человеческое в служении своему народу. Человек счастлив тогда, когда счастлив его народ.

Быть полезным своему народу, делать его жизнь (а значит и свою) лучше – в этом счастье человеческое.

Как понимают счастье ваши сверстники? 43 школьникам был задан вопрос: В чем, по вашему мнению, заключается счастье? Ответы были разные: работа, семья, любовь, здоровье, богатство, всеобщее уважение.

Как понимают счастье ваши сверстники?

43 школьникам был задан вопрос:

В чем, по вашему мнению, заключается счастье?

Ответы были разные: работа, семья, любовь, здоровье, богатство, всеобщее уважение.

Диаграмма:

Диаграмма:

Синквейн. ЖИЗНЬ. Деятельная, кипучая. Вдохновляет, наполняет смыслом.

Синквейн.

  • ЖИЗНЬ.
  • Деятельная, кипучая.
  • Вдохновляет, наполняет смыслом.

Деятельная жизнь на благо других наполняет твою жизнь смыслом.     СЧАСТЬЕ.

Деятельная жизнь на благо других наполняет твою жизнь смыслом.

СЧАСТЬЕ.

 Рефлексия: Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?  Кто же из героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» счастлив по мнению Некрасова ?

Рефлексия:

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Кто же из героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» счастлив по мнению Некрасова ?

Любите своих близких. Уделяйте много сил любимому делу, профессии. Помогайте другим людям. Будьте физически активными. Узнавайте новое во всех областях жизни. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным . Семь способов стать счастливым
  • Любите своих близких.
  • Уделяйте много сил любимому делу, профессии.
  • Помогайте другим людям.
  • Будьте физически активными.
  • Узнавайте новое во всех областях жизни.
  • Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным .

Семь способов стать счастливым

Все будет хорошо! Ты только в это верь! Ведь Счастье, что ушло, опять стучится в дверь! Все будет хорошо! Прости и не грусти! Обиды – это зло, их тяжело нести. Всё будет хорошо! Все к радости пути! Старайся всей Душой не плакать, а цвести! В окошко посмотри: то снег, то дождь пошёл. Прекрасен этот Мир! Всё будет хорошо!  
  • Все будет хорошо! Ты только в это верь!
  • Ведь Счастье, что ушло, опять стучится в дверь!
  • Все будет хорошо! Прости и не грусти!
  • Обиды – это зло, их тяжело нести.
  • Всё будет хорошо! Все к радости пути!
  • Старайся всей Душой не плакать, а цвести!
  • В окошко посмотри: то снег, то дождь пошёл.
  • Прекрасен этот Мир! Всё будет хорошо!
  •  
 Домашнее задание: 1. Перечитать поэму. 2. Ответить на вопрос: -Как меняется понимание счастья и счастливого у крестьян –правдоискателей?

Домашнее задание:

  • 1. Перечитать поэму.
  • 2. Ответить на вопрос:
  • -Как меняется понимание счастья и счастливого у крестьян –правдоискателей?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!