СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по биологии на тему "Борьба за существование. Естественный отбор"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработа для студентов первого курса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по биологии на тему "Борьба за существование. Естественный отбор"»

Курс: I

Мамандық/Специальность: «Организация питания (Повар)»

Пән/Предмет:«Биология»

Мұғалім/Преподаватель:Айтжанова А.Ш.

Сабақтақырыбы:

Тема урока: Борьба за существование. Естественный отбор и его формы. (Слайд 4)


Тема: Сабақ мақсаты/ Цель: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о двух взаимосвязанных процессах.

Задачи:

Образовательная: познакомить с формами борьбы за существование и формами естественного отбора, выяснить их роль в эволюции.

Развивающая: продолжить формирование понятий о движущих силах эволюции,составлять схемы.

Воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Тип урока: урок комбинированный

Методы обучения: рассказ, беседа

Оборудование: компьютер; учебник, мультимедийная презентация, карточки-задания

Эпиграф:

В борьбе стихий, в развитье постепенном

Все существа, все формы создались
И жизнью могучею зажглись!
Э.Дарвин


Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Мотивационно-побудительный момент

Здравствуйте ребята, садитесь. Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть сегодня из урока много нового и интересного. Метод «Поздоровайся ладошками»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие.


Выполнение

2.Актуализация знаний


Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. 

Ответьте на вопросы Шкатулка (3 вопроса для каждого) .

  1. 1. Что такое изменчивость и какие ее формы выделил Дарвин?

  2. 2. В чем особенности модификационной изменчивости?

  3. 3. Какие виды наследственной изменчивости вы знаете? Каково их значение? (Взаимопроверка)


Изучение новой темы  (слайд 1-3)

Кто не наблюдал, как летят по ветру, подвешенные на парашютиках семянки одуванчика? Задумайтесь, что случилось бы, если каждое семя одуванчика проросло и дало потомство? И так продолжалось бы много лет? Подсчитано, что уже за 10 лет потомство только одного одуванчика покрыло бы нашу планету сплошным слоем толщиной 20 см. Но есть растения, приносящие ещё больше семян. Так, в коробочке мака насчитывается до 3000 семян, а таких коробочек на одном растении бывает до десяти. Нетрудно подсчитать, сколько семян рассеивает только одно растение мака ежегодно.

Плодовиты и многие животные. Осётр живет около 50 лет. Каждый год он мечет почти 300 тыс. икринок, выметывая за свою жизнь более 15 млн. Если ни одна икринка не пропадет, то потомство одной самки осетра достаточно, чтобы заселить все наши реки. Пара слонов – одного из менее плодовитых животных, - дающая за весь период не более 6 детенышей, за 750 лет потенциально может дать потомство, исчисляющееся в 19 млн. особей. Но ни слоны, ни одуванчики не заполняют собой весь земной шар.

Как вы думаете, почему? Это происходит потому, что далеко не каждый организм доживает до половозрелого возраста: большинство особей погибает из-за недостатка места, пищи, влаги, света и других причин. Противоречие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью средств жизни неизбежно приводит к борьбе за существование. Результатом борьбы за существование является естественный отбор.

Название темы, запись её в тетрадь. Борьба за существование. Естественном отбор и его формы. (слайд 4)

Сообщить цель урока сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о двух взаимосвязанных процессах.

Работа с  таблицей Знал-Узнал

Биография Ч. Дарвина и его труды.(Выступление студентов) (слайд 5)

Под выражением “борьба за существование” Ч. Дарвин понимал сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой. Наградой в такой борьбе являются жизнь и возможность её продолжения в череде последующих поколений.  Решающее значение для эволюционных преобразований имеет интенсивность размножения и избирательная гибель особей, плохо приспособленных к меняющимся условиям окружающей среды. Не следует думать, что особь, имеющая неже­лательный признак, непременно должна погибнуть. Просто суще­ствует большая вероятность того, что она либо оставит после себя меньше потомков, либо совсем их не оставит, тогда как нормальная особь — размножится.

Следовательно, выживают и размножаются всегда более приспособленные. В этом и заключен главный меха­низм естественного отбора. Избирательная гибель одних и пере­живание других индивидуумов — неразрывно связанные явления.

Именно в таком простом и на первый взгляд очевидном утверж­дении состоит гениальность дарвинской идеи естественного отбора, т.е. размножения более приспособленных особей, побеждающих в борьбе за существование.

Ч.Дарвин различал три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями (запись схемы в тетрадь).

Формы борьбы за существование (слайд 6)

внутривидовая борьба межвидовая борьба  борьба с неблагоприятными условиями  

Работа в группах, и задать вопросы другой группе метод «Толстые и тонкие вопросы»

1гр. внутривидовая борьба (слайд 7)

План:

-Что такое внутривидовая борьба

-Назовите причины внутривидовой борьбы

-Условия

-примеры

-Биологическое значение полового отбора

2гр. межвидовая борьба (Слайд 8)

- Что такое межвидовая борьба?

- Их виды(паразит, хищничество, парах среди животных)

-Причина почему это происходит

-Примеры

3гр. борьба с неблагоприятными условиями  (Слайд 9)

-Что такое изменчивость, модификационная, мутационная их различия

-их взаимосвяз с естеств. Отбором

-примеры

И меж растений царствует война.

Деревья, травы – вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно
А корни их, в земле неся, свой труд,
За почву и за влажность спор ведут.
Э. Дарвин

Возникает вследствие того, что особи одного вида нуждаются в сходных источниках питания, которые к тому же ограничены, в сходных условиях для размножения, в одинаковых убежищах. Дарвин считал внутривидовую борьбу самой напряженной.  Но в тоже время взаимоотношения особей в пределах вида не ограничиваются борьбой и соревнованием, существует также и взаимопомощь. Взаимопомощь особей, разграничение индивидуальных террито­рий — все это снижает остроту внутривидовых взаимодействий. Наиболее четко взаимопомощь проявляется в семейной и групповой организации животных, когда сильные и крупные особи защищают детенышей и самок, охраняют свою территорию и добычу, способ­ствуя успеху всей группы или семьи в целом, часто ценой своей жиз­ни. Размножение и гибель индивидуумов приобретают избиратель­ный характер через соревнование генетически разнородных особей внутри данной популяции, поэтому внутривидовая борьба — наибо­лее важная причина естественного отбора.

Внутривидовая – приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида. (сл.9)
Примеры:
борьба за территорию;
состязание за добычу;
внутривидовой каннибализм;
борьба за главенство в стае;
борьба за обладание самкой.
взаимопомощь
забота о потомстве
межвидовая борьба (Слайд )

Охотнице сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка
Не посмотрев на прелесть огонька,
Светляк же – ночи светоч оживленный
Вползая вверх, цветок съедает томный
 Ч. Дарвин

Под межвидовой борьбой следует понимать борьбу особей разных видов. Особой остроты межвидовая борьба достигает в тех случаях, когда противоборствуют виды, которые живут в сходных экологических условиях и используют одинаковые источники питания. В результате межвидовой борьбы происходит либо вытеснение одного из противоборствующих видов, либо при­способление видов к разным условиям в пределах единого ареала или, наконец, их территориальное разобщение.

С одной стороны это может быть такая борьба за существование как взаимоотношения между хищником и жертвой (зайцы и волки). С другой стороны между различными видами может существовать конкуренция за ресурсы (пища, свет, места обитания). К межвидовой борьбе относятся и взаимоотношения организмов в форме паразитизма

приводит к победе более жизнеспособных особей или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида. (сл.10)
Примеры:
вытеснение одного подвида другим
конкуренция за свет
паразитизм
хищничество
каннибализм
симбиоз Борьба с неблагоприятными условиями  (Слайд )


Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются (суточные и сезонные колебания температуры и влажности), а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности

Ребята мы с вами разобрали, что такое борьба за существование и её виды. Но есть ещё естественный отбор

2. Естественный отбор. (Слайд 10)
Явление изменчивости было известно давно. Давно была известна и способность организмов размножаться в геометрической прогрессии. Но именно Ч.Дарвин сопоставил эти два явления в природе и сделал гениальный вывод: в процессе борьбы за существование выживают лишь те организмы, которые отличаются какими-то полезными в данных условиях особенностями. Следовательно, вероятность выживания неодинакова: особи, обладающие хотя бы незначительными преимуществами над остальными, имеют больше шансов выжить и оставить потомство. Процесс сохранения одних особей за счет гибели других Ч. Дарвин назвал естественным отбором.

Результатом борьбы за существование является естественный отбор. Естественный отбор - процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями

«Выражаясь метафорически, можно сказать, что естественный отбор ежедневно и ежечасно расследует по всему свету  мельчайшие изменения, отбрасывая дурные, сохраняя  и слагая хорошие, работая неслышно и невидимо, где бы и когда бы ни представился к тому случай, над усовершенствованием каждого органического  существа в связи с условиями его жизни, органическими и неорганическими». 

Ч. Дарвин 

Учащимся предлагается познакомиться с текстом учебника и статьей «Формы естественного отбора в популяции» (учебное пособие [1]). На работу отводится 20 минут. Стр.94-98

После прочтения текста они составляют отчет в виде таблицы.

Форма отбора

Условия среды обитания

Результат

Движущая форма естественного отбора

 

 

Стабилизирующая форма естественного отбора

 

 

Дизруптивная форма естественного отбора

 

 



А) Стабилизирующий отбор (Слайд 19-20)
Приспособленность к определенным  условиям среды не означает прекращения действия отбора в популяции. Поскольку в любой популяции всегда осуществляется мутационная и комбинативная изменчивость, то постоянно возникают особи с существенно отклоняющимися от среднего значения признаками. Стабилизирующая форма отбора, направлена в пользу установившегося в популяции среднего значения признака. При стабилизирующем отборе устраняются особи, существенно отклоняющиеся от среднего значения признаков, типичного для популяции или вида.
Наблюдаемое в любой популяции животных или растений боль­шое сходство всех особей — результат дей­ствия стабилизирующей формы естествен­ного отбора.

  1. Действует в постоянных условиях среды.

  2. Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства.

  3. Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

Примеры:

  1. Латимерия – палеозойская (девон) 570 млн. лет

  2. Наутилус – мезозойская (триас)

  3. Черепахи – триас 200 млн. лет

  4. Гаттерия – юрский период 165 млн. лет

  5. Действием этой формы естественного отбора объясняется устойчивость размеров и формы цветков у насекомоопыляемых растений.

Теорию о стабилизирующем отборе разработал И. И. Шмальгаузен.


Б) Движущий отбор 
Но окружающий мир меняется и организмы, чтобы выжить тоже должны приспосабливаться к новым условиям и здесь включается в работу движущий отбор который способствует изменениям фенотипов.

  1. Способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой средней нормы вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям.

  2. Движущая форма действует при изменении условий внешней среды.

- Яркий пример существования движущего отбора  индустриальный меланизм (бабочка перечная пяденица): 
в загрязненный районах - темные бабочки, в незагрязненной местности – светлые
- Утрата признака как результата действия движущего отбора могут служить редукция глаз у слепыша, ведущего подземный образ жизни.
- Устойчивость крыс к яду, вызывающему кровотечение.  
- восприимчивость некоторых видов комаров к действию инсектицидов (ядов). Отбор помог многим видам насекомых противостоять ядам. У некоторых видов комаров, например, имеется ген, кодирующий образование фермента, который блокирует действие малых доз яда. Там, где используются инсектициды, большинство комаров погибает, выживают единицы, но способные вырабатывать соответствующий фермент с удвоенной скоростью. Они-то и дают начало новой популяции, особи которой практически невосприимчивы к яду.

3. Значение отбора.    Результаты естественного отбора
 - многообразие видов;

приспособленность организмов к условиям окружающей среды;

- постепенное усложнение и повышение уровня организации живых существ.

Накапливая полезные для популяции и вида наследственные изменения и отбрасывая вредные, естественный отбор постепенно создает новые, более совершенные и прекрасно приспособленные к среде обитания виды.
 Естественный отбор- главная движущая сила эволюции





Отвечают на вопросы дополняют ответы









Дополняют ответы,вместе с преподавателем формулируют название темы урока.














Отвечают на проблемный вопрос
















Заполняют таблицу





























Самостоятельная работа в группах
































Выполняют задание, работая в группе. По окончанию работы готовят выступление. Оценивают.















































Знакомство с материалом по учебнику, и дополнительной информацией

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА


1. Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры: игра «Кто быстрее…»
1. Глухозимье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов. ( межвидовая, с неблагоприятными условиями). (сл.13)
2. И меж растений царствует война. Деревья, травы вверх растут задорно. За свет и воздух борются упорно, а корни их, в земле неся свой труд, за почву и за влажность спор ведут. (межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными условиями) (сл.14)
3. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, страшатся щуки крокодила, от тигра гибнет волк, а кошка ест мышей. Всегда имеет верх над слабостью сила (межвидовая). (сл.15)
4. Желаю жизни много лет, не знай ты вовсе обо мне!
Найду я ужин и обед, пока ты есть в моей судьбе. (межвидовая, паразитизм) (сл.16)
6.В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений (внутривидовая)(18)
7. Серая крыса более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни. (межвидовая) (19)
8. Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их больном количестве (21) (внутривидовая)
9.В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода (борьба с неблагоприятными условиями). (30)


Задания №2

Определите, к какой форме естественного отбора можно отнести данные примеры (Взаимопроверка)

1.появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов (движущая);

2.формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки (дизруптивная);

3.соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя (стабилизирующая);

4.кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет (стабилизирующая);

5.возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов (движущая);

6.на океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями (дизруптвная).




4 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Рефлексия:

1.Какая форма борьбы является самой интенсивной? Почему?
2.Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции?
Внутривидовая борьба является самым жестоким видом борьбы, так как особи конкурируют между собой за одинаковые условия существования, одинаковые источники питания, одинаковые возможности размножения. Результатом этой борьбы является преимущественное право на размножение более приспособленных особей и гибель менее приспособленных.
В результате борьбы за существование эволюция идет по пути приспособления организмов к меняющимся условиям, выживают более сильные, с новыми приспособлениями, появляющиеся на основе наследственности, изменчивости.
Оценка активности учащихся на уроке зависит степень усвоения материала урока.

Студентам даются сигнальные карточки приём «Всё в твоих руках»

Зелёный –мне было интересно

Жёлтый- Узнал много нового

Красный- Недостаточно информации

Отвечают на вопросы делают выводы

5 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домашнее задание 

Подготовить сообщения (презентации), или рисунки о различных формах борьбы за существование в живой природе. 

Записывают д/з













Скачать

© 2018, 1733 30

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!