СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока на тему "Культура мусульманского права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

даннаня разработка на тему кльтура мусульманского права   являкетс яактуальным для учителей национальных школ

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока на тему "Культура мусульманского права"»

Урок по КТНД

Учитель истории и обществознания Хамзатов Х.З.

Тема: Культура мусульманского права (мазхабы).

Цели урока:

Образовательные:

Рассмотреть историю развития мусульманского права, источники мусульманского права; познакомить учащихся с основными мазхабами и их особенностями.      

Развивающие:

   Формировать у учащихся понятие о системе и источниках мусульманского права;

развивать умение учащихся давать самостоятельную оценку происходящих  событий и явлений; создавать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать индивидуально, в группе, выслушивать и уважать других.

 Воспитательные:

Формировать у учащихся уважительного отношения к культуре и традициям разных народов. Способствовать формированию поликультурной личности.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: Компьютерная презентация

 Раздаточный дидактический материал: Опорные схемы.

Прогнозируемый результат: Учащиеся должны понять и усвоить ведущие идеи мусульманского права.

План урока

1. Организационный момент. Постановка цели урока. 

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

3.1.Возникновение и развитие мусульманского права.

3.2.Источники мусульманского права.

 3.3.Мазхабы – школы мусульманского права.

3.4.Шариат в современном мире.

4. Закрепление

5.  Подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места учащегося. Приветствие учителя.

2. Актуализация знаний учащихся. Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Когда и где возник ислам? (630 год, аравийский п-в).

  2. Назовите основные ценности, проповедуемые в исламе? (уважение к человеку и его жизни, добро и справедливость, духовность и милосердие).

  3. Объясните значение терминов – Коран, Сунна, хадис, сура,  аят.



3. Изучение нового материала.

Учитель: В течение урока мы рассмотрим причины появления  мусульманского права, его источники, этапы развития и значение в обществе.

3.1. Возникновение и развитие мусульманского права.

Появление новой религии привело к необходимости регулировать отношения между верующими на новой правовой основе, которая опиралась на священное писание – Коран.

Задание: По тексту учебника с.71-77 найти ответы на вопросы:

  1. Что такое шариат? (Шариат (от арабского правильный путь, образ действия) – совокупность правовых, морально-нравственных и религиозных норм ислама.

  2. В течение какого времени складывались нормы шариата? ( С VII по XII вв.)

  3. Что является основными источниками шариата? (Коран, Сунна)

  4. В чем выражаются особенности шариата

  • Универсальная правовая система мусульманского мира.

  • Предписания шариата охватывают гражданское, уголовное, административное, семейное право, а также мораль и этикет.

Шариат- это совокупность обязательных норм поведения мусульман.

 3.2.  Источники шариата – Коран, Сунна. (записать)

 3.3. Мазхабы – школы мусульманского права.

На основе различных методов толкования Корана и Сунны в 8-9 веках сложились мазхабы – школы мусульманского права. Основателями правовых школ стали авторитетные имамы – теологи.

? – Назовите 2 течения в исламе ( сунниты и шииты).

В суннитском исламе действует 4 мазхаба – ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский.

Задание: Работа в группах (5 групп) по тексту учебника с.71-77. Заполнить таблицу.

Мазхабы - основные школы мусульманского права

Особенности.

Источники, способы решения спорных вопросов

ханафитский

имам Ханифа

8 в.

Центральная Азия, Поволжье, Турция, Афганистан, Пакистан, Индия, Китай

Источники – Коран и Сунна, адат(обычное право), народные обычаи и традиции, мнение человеческого ума, Используют метод аналогии (кийас»).

Маликитский

Малик ибн Анас

8 в

Страны Магриба (Северная Африка) –Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет , Судан

Источники – Коран и Сунна, адат. Строги к местным традициям.

Шафиитский.

 аш-Шафии

9 в.

Сирия , вост.Африка, Индия, Пакистан, Индонезия.

В правовых положениях более консервативны чем ханафиты.

 

Ханбалитский, Ахмед Ибн-Ханбал

9 в.

Государства Аравийского полуострова (Саудовская Аравия, Йемен, ОАЭ)

Источники – Коран и Сунна. Строгость в следовании Корану,

легкость в социальных отношениях.

После окончания заполнения таблицы группы меняются работами по кругу («карусель»), каждая группа проверяет работу, выносит на полях замечания или ставит знак +. Затем работы прикрепляются магнитами на доске, выбирается коллективно лучшая работа. Представитель группы, выполнившая лучшую работу, защищает её.

Закрепление:

? – С чем связано наличие нескольких мазхабов?

? - Какие отношения существуют между представителями разных мазхабов?

? - Как вы думаете, к какому мазхабу относятся мусульмане Дагестана? (Обоснуйте свой ответ).

 3.4. Шариат в современном мире (презентация учащихся).

  • В Саудовской Аравии шариат остается единственной правовой системой.

  • В Индии, Пакистане, Ираке, Сирии. Ливане, мусульманской Африке государственные правонарушения и сделки между гражданами рассматриваются с точки зрения норм светского законодательства, шариат регулирует вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организация.

Турция является светским государством.

В настоящее время, ислам является наиболее быстро растущей религией в мире. Общее количество мусульман составляет от 1,2 млрд. до 1,57 млрд.

С 1950 по 2000 год доля мусульман в населении Западной Европы утроилась, а в американском — выросла в 14 раз.

В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией.

4.2.   Вопрос знатоку шариата.

 1. Вопрос: У меня украли деньги, отданные мне на хранение. Являюсь ли я должником?( Если аманат был украден, значит тот, кому эти деньги были оставлены на хранение, допустил небрежность в его хранении и, следовательно, обязан возместить всю эту сумму ее владельцу. Например, если человек кладет собственные деньги во внутренний карман, а деньги, данные ему в качестве аманата, во внешний, то это и есть небрежность, поскольку он обязан оберегать аманат как минимум так же, как он оберегает свои собственные деньги.)

2. Вопрос: Я пенсионерка, не работаю. Должна ли я выплачивать закят (милостыню)? (Если у Вас нет накоплений в сумме 120 000 рублей, которые вы сохранили в течении одного лунного года, то вы не обязаны выплачивать закят.)

3. Вопрос: Нужно ли выплачивать закят с дохода, полученного за сдачу жилья в аренду?( ваша тётя не обязана выплачивать закят со стоимости квартиры, однако она обязана заплатить закят с суммы дохода за аренду, если сумма денег, которые она имеет, вместе с суммой дохода от аренды достигнет суммы нисаба (120.000 рублей).


5.  Подведение итогов.

6.  Домашнее задание. С.71-77.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!