СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока литературы по теме "А.С.Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока литературы по теме "А.С.Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью"»

Конспект урока литературы ( 8 А класс)

ФИО: Пимченкова Жанна Альбертован
Должность: Учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУгимназия №44 им.В.Н.Деева, г. Ульяновска
Тема урока: А.С.Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью.
Тип урока:
урок закрепления изученного материала.
Цели урока:
Обучающая:

продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя;
познакомить с повестью «Алые паруса»;
сформировать понятие о произведении такого жанра, как феерия;
совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы;
находить ответы на поставленные вопросы;
совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения.
Развивающая:
развивать устную речь;
развивать способность высказывать собственное мнение;
развивать творческое воображение, память, мышление;
совершенствовать навык монологической речи.
Воспитательная:
воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения друг к другу;
показать А.С. Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса;
воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать;
создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений;
воспитывать ответственность за свои поступки.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский,
Приёмы:
беседа по вопросам, рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, просмотр фрагментов фильма, характеристика героев, инсценирование, аналитическая работа с текстом художественного произведения.
Формы:
фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование:
мультимедийная установка, белый парусник, кадры из х/ф «Алые паруса», макет парусника с алыми парусами на окне, рисунки детей.


Ход урока:

1. Организационный момент.(1х30)
2. Вступительное слово учителя. (Постановка цели и задач урока)
3. Актуализация знаний с целью подготовки усвоения нового материала по теме урока.(Викторина по биографии А.Грина)

4. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока. (2х30)

А. Инсценировка.
Б. Анализ феерии.
В. Фрагмент из фильма. (3х30)
Г. Беседа по фрагменту из фильма.
5. Закрепление новых знаний

А. Работа с эпиграфом.
6. Рефлексия. Домашнее задание.


Содержание урока.


1. Организационный момент. (1х 30)
- Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свои эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто хорошее настроение. Посмотрим на своего соседа по парте и передадим ему взглядом только всё доброе и хорошее.
2. Вступительное слово учителя. (Постановка цели и задач урока)

- Какие ассоциации возникают у вас со словом МЕЧТА? Вслушайтесь в него. Подберите к нему синонимы.

(Грезы, видение, фантазия).

-Дайте толкование этим словам. Оно одинаково? (Работа с “Толковым словарем” Ожегова).

Мечта – 1 – нечто, созданное воображением; 2 – предмет желаний, стремлений.

Грезы – мечта; первоначально “призрачное видение, сон”.

Видение – призрак, привидение, что-нибудь, возникшее в воображении.

Фантазия – 1 – способность к творческому воображению; 2 – мечта, продукт воображения.

- Какое прилагательное вы употребили бы со словом “мечта”?

(Голубая, розовая, хрустальная).

- Можно употребить в словосочетании со словом “мечта” прилагательные “серая”, “черная”, “тяжелая”? Почему?

(Мечта – это что-то светлое, доброе. Прилагательные “серый, черный, тяжелый” можно употребить со словом “думы”, но не “мечта”).

- Вспомните фольклор. О чем мечтали люди? Исполнились ли их мечты?

(Мечтали летать – летают. Мечтали попасть в подводное царство – попали. Мечтали о сапогах-скороходах – имеем автомобили, поезда, сверхзвуковые самолеты).

- Возможно ли было это без мечты?

- У каждого в жизни есть мечта, тайна, к которой он стремится, о которой он может рассказать только самому близкому человеку. Это ваше восприятие слова “мечта”. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы попытаемся понять, что вкладывает в это слово А. Грин в феерии “Алые паруса”. (Запись темы урока в тетрадь: : А.С.Грин «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью.)


3. Актуализация знаний с целью подготовки усвоения нового материала по теме урока.

- Для начала, давайте вспомним, каким был А.Грин( Так как с биографией А. Грина мы познакомились на прошлом уроке, беседа по этому материалу пройдет в форме небольшой викторины , на какое-то время мы превратимся в волшебников (На доске на ватмане нарисован парусник с белыми парусами. За каждый правильный ответ ученик выходит к доске и наклеивает паруса из красной бумаги.)


Викторина:

1. Настоящая фамилия Александра Грина. (Гриневский)
2. Когда и где родился А.Грин.( Родился 23 августа 1880г. в Вятской губернии, вскоре семья переехала в Вятку)

3. Как учился и чем увлекался Грин в детстве? ( Учеба давалась нелегко, окончил 4-классное городское училище, рисовал. Любил читать Майн Рида, Жюль Верна )

4. В 16 лет отправился в Одессу с какой целью? ( Мечтал с детства о путешествиях, поехал в Одессу , где устроился учеником без жалованья на пароход, но долго там не задержался. Сделал всего два рейса.)

5. Как называется первый рассказ , с которого Грин начинает печататься постоянно.(«Остров Рено» Это простой рассказ о силе красоты природы и о матросе).

6. Литературное наследие А.Грина очень богато и разнообразно. За последние 25 лет( с 1906 года) сколько произведений было им создано?( Грин создал свыше 400 произведений, но наследие его до сих пор не полностью собрано.)

7. Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
В. Саянов

Как вы думаете, о какой стране говорится в стихотворении В. Саянова?( (Грин создал свою загадочную страну с морями, материками, бухтами, архипелагами, проливами, с замечательными городами с мужественными и сильными людьми, умеющими любить, мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Критик К. Зелинский назвал эту страну Гринландией).

8.История создания феерии «Алые паруса.

4. . Усвоение новых знаний Работа по теме урока.

Беседа с учащимися:

- Вот и наш парусник стал алым, и мы невольно своими руками совершили небольшое чудо.

-- Сегодня и мы попробуем пройти через человеческие страсти и любовь, совершив с героями феерической повести «Алые паруса» путешествие к берегам Лисса и Каперны, где живёт мечта о счастье в душе маленькой прелестной девочки с музыкальным именем Ассоль, узнать тайну алых парусов, поразмыслить о великой силе любви. Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, он думал о счастье, поэтому эпиграфом урока я взяла слова Константина Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». (Записать в тетрадь) К этим словам мы вернёмся в конце урока.
- Вы знакомы с содержанием феерии "Алые паруса". Какие впечатления произвело на вас это произведение? Что запомнилось? Какие строки вы выписали, чем они примечательны?

(ответы уч-ся, проверка домашнего задания.)

- Для Александра Грина очень важно сделать человека счастливым, как сделал Грей Ассоль.

.- Грин назвал своё произведение феерией. А что такое феерия?
- Феерия – это волшебное сказочное зрелище. (Запись в тетрадь) В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку. Как вы думаете, можно ли это произведение можно отнести к жанру сказки? (Ответ: Это неверно, для сказки в повести слишком много реальных событий. Но всё-таки кое-что нам напоминает о сказке в повести)
- Феерия начинается с описания детства Ассоль. Каким оно было? (Ответ: Рано умерла мать. Воспитание занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери диковинные фантастические истории об игрушках, о жизни людей)
- Почему умерла мама Ассоль? Найдите это место в тексте и зачитайте. (1 глава: «месяца три назад… - принесёт ливень»)
- Что же случилось дальше? (Ответ: Мама всё же пошла в город, простудилась и вскоре умерла.)
- В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане? (Ответ: учащиеся высказывают свою точку зрения)
- Маленькую Ассоль отличает праздничное видение жизни и чуда. Откуда в ней это? (Ответ: Повлияли рассказы отца, а главное, встреча Ассоль с Эглем, которую нам сейчас представят…)


А. Инсценировка: Встреча Эгля с Ассоль. (2х 30)


– Как зовут тебя, крошка? – спросил старик.
— Ассоль, — сказала девочка.
— Хорошо, — продолжал речь старик, — Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально. Тем более я не желаю знать, кто ты, кто твои родители и как ты живешь. К чему нарушать очарование? Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов... как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты... Такая как есть. Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзинке?
— Лодочки, — сказала Ассоль,— потом пароход да еще три таких домика с флагами. Там солдаты живут.
— Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?
— Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль,— Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?
— Я это знал.
— А как же?
— Потому что я — самый главный волшебник.
— Тебе нечего бояться меня, — серьезно сказал он. — Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. Ах, почему я не родился писателем? Какой славный сюжет». — Ну-ка, — продолжал Эгль,— Ассоль, слушай меня внимательно. Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идешь; словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах... Стой, я сбился. Я заговорю снова.
Подумав, он продолжал так:
— Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну.
— Это все мне? — тихо спросила девочка.; она подошла ближе. — Может быть, он уже пришел... тот корабль?
— Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? — это будет, и кончено.

Б. Анализ феерии
- Какую сказку подарил Эгль Ассоль? О чём она? (Ответ…)
- Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником? (Ответ: Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.)
- Повлияло ли мнение жителей на мечту, которой жила Ассоль? (Ответ: Конечно же нет, она продолжала ждать своего принца.)
- Вернёмся к разговору Ассоль и Эгля.
- Мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, надеется, продолжает жить мечтой. Как вы считаете, кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? (Ответ: Грей.)
- Случилось как в сказке – шёл и нашёл свою принцессу. Когда пересекаются судьбы героев, в каком они возрасте? (Ответ: Ассоль 17 лет, Грей – 24 года) (Зачитать: 3 глава «Он тихо… - …Арнольда Беклина»)
- Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль? (Ответ: Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к любви с первого взгляда.)
- Что он делает? (Ответ: Он оставляет кольцо на пальце девушки)
- А что означало кольцо для девушки? (Ответ: Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.)
- Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Ответ: Решает заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог найти нужный цвет. И вот он его увидел)
- Найдите в тексте и прочитайте описание именно того алого цвета, который искал Грей. (Зачитать: 5 глава. «этот совершенно… - …духовного отражения»)
- Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное.
- Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Ответ: Нет, не случайно, в их характерах очень много общего (записать в тетради):
-любят всё живое,
-близки к природе,
-добры и бескорыстны,
-трудолюбивы,
-верят в мечту.)

В. Фрагмент из фильма ( 3х 30)


- Вера в мечту и соединила их под алыми парусами. Посмотрим как произошла их встреча.
Г. Беседа по фрагменту из фильма.
- Мы с вами посмотрели фрагмент художественного фильма по мотивам повести Александра Грина «Алые паруса», поставленного Александром Птушко.
- Какое впечатление произвело на жителей появление корабля в Каперне? (Ответ: Все всполошились, удивились, так как не верили в появление алых парусов, считали это невозможным, все побежали на берег)
- Герои встречаются. Грей говорит девушке: «Вот я пришёл, Узнала ли ты меня?» Вспомните, что отвечает Ассоль? (Если не помните, найдите ответ в тексте, зачитайте её ответ: «Совершенно такой.»)
- Какими словами автор передаёт счастье Ассоли? Найдите в тексте. («Счастье сидело в ней пушистым котёнком.»)
- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей. Это бесконечно счастье.)
- Что же увидел в глазах любимой Грей? Зачитайте. («В них было всё лучшее человека.»)
- А теперь оставим влюблённых и счастливых Ассоль и Грея одних. Закроем последнюю страничку и ответим на вопрос: Можно ли быть спокойными за героев? (Ответ: Да, они обязательно будут счастливы, потому что они открыты для любви, добра, прощения. Они умеют бороться за своё счастье, то есть делать чудо своими руками.) (Если остается время, записать это.)
5. Закрепление новых знании

А. Работа с эпиграфом.
- Итак, мы с вами вернулись к словам из эпиграфа. Зачитайте мне их.
Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.
К. Паустовский.
- Согласны ли вы с этими словами? (Ответ детей.)
- Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то не будет ничего: ни искусства, ни науки, ни культуры. Жизнь станет неинтересной.
Пусть и к вам однажды приплывёт корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. И это обязательно будет, если только вы постараетесь сами.
6. Рефлексия. Домашнее задание.
- Понравился ли вам сегодня урок? Что особенно запомнилось?
Домашнее задание: Написать развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое счастье?» СЛАЙД
На доске записываю слово «СЧАСТЬЕ – ЭТО», а ребята по одному выходят к доске и пишут по одному слову к определению.
- И в заключение давайте все вместе споем песню
- Ребята! Надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
С друзьями легче море переплыть
И соль морскую есть, что нам досталась.
И без любви на свете было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!