СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока литературного чтения на тему "Б.С.Житков "Как я ловил человечков" 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле представлены разработка конспекта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказа Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»»

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока: расширить знания о творчестве Б.С. Житкова; раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова

Задачи:

 - учить характеризовать главного героя, его поступки;

- учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки;

- развивать память, речь, мышление;

- развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, ролевая игра.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока литературного чтения на тему "Б.С.Житков "Как я ловил человечков" 4 класс»

Конспект урока по теме: «Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказа Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока: расширить знания о творчестве Б.С. Житкова; раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова

Задачи:

- учить характеризовать главного героя, его поступки;

- учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки;

- развивать память, речь, мышление;

- развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, ролевая игра.

Планируемые результаты: предметные: умения работать с тек­стом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с тек­стом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, ис­ходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоя­тельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на во­просы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязан­ностей, составление плана совместных действий, умение дого­вариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спа­сение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: учебник по литературному чтению 4 класс УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова 2 часть стр 32-38, презентация, портрет автора, выставка книг, иллюстрации к рассказу, текст Г. Скребицкий «Случай на охоте», карточки с заданием, модель корабля.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Знакомство с новым разделом. Введение в тему.

СЛАЙД 1

Мой секрет.

В той удивительной Стране,

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.


В Стране Фантазий и Проказ

И озорных Затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.


Все те, кто рос тогда со мной

И набирал года,

Однажды с этою Страной

Простились навсегда.

С.В.Михалков

- О какой стране идет речь в стихотворении? (В стихотворении речь идет о стране Детства)

- Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»? (Детство уходит, а мы взрослеем).

- Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела учебника.

- Поняли, как он называется? Прочитайте название на с.29 (Страна детства.)

- О ком и о чём могут быть помещены произведения в этот раздел? (Произведения, связанные с детством)

- Каких писателей, писавших о детстве, вы знаете? (Драгунский, Зощенко, Носов, Толстой) ВЫСТАВКА КНИГ


3. Речевая разминка.

Я однажды видел сам:

Як летал по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил...

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

В. Лунин

- Читаем грустно

- Читаем с чувством радости

- Читаем шепотом.

- Читаем с вопросительной интонацией.

- Как бы вы озаглавили стихотворение В. Лунина?

- Почему столько чудес приснилось мальчику? (Скорее всего, он фантазер.) НА ДОСКУ!

- А как вы понимаете, кто такой фантазер? (человек, который любит фантазировать).

- Кого ещё можно назвать фантазёром?

- Произведением какого автора открывается этот раздел? (Борис Степанович Житков).

СЛАЙД 2.

- Определите цели на урок (Сегодня на уроке мы начинаем работу по разделу «Страна детства». На уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя, благодаря которому узнали о таких экзотических и необыкновенных животных, как слон, мангуста, обезьянка, кенгуру.)

- Какие произведения этого писателя читали? («Храбрый утёнок», «Про слона», «Про обезьянку».)

4. Работа по теме урока.

СЛАЙД 3-9

- Вспомним, что мы знаем об авторе. (Биография выступает ученик)

Борис Степанович Житков родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Житков был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Он был прирожденным рассказчиком и его знания привели к писательству.

Житков сыграл большую роль в становлении советской детской литературы: внес в нее строгий реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе; он умел показывать красоту и творческую силу труда.

Написал также «Рассказы о животных» (1935) и несколько рассказов для самых маленьких читателей. Сотрудничал во многих детских газетах и журналах: Ленинские искры, Новый Робинзон, Еж, Чиж, Юный натуралист и др. Писал и для самых маленьких читателей: «Пудя», «Метель» и др.

- Сколько лет прожил писатель? (56)

- В каком веке он родился? (19в) Скончался? (20в)

- Дома вы прочитали произведение этого писателя.

СЛАЙД 10-11

- Прочитайте ещё раз заголовок рассказа. А как бы вы назвали произведение?

СЛАЙД 12

6. Анализ содержания произведения.

- Понравился ли вам рассказ?

- Кто главный герой рассказа? (мальчик Боря)

- Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего?

Физкультминутка

7. Составление плана

- Давайте вместе составим план рассказа. Для чего мы это делаем? (с.30 вверху)

- На сколько частей вы бы разделили текст? (5)

- Расскажите, о чём говорится в каждой части?

(1 часть. Как герой увидел красивый кораблик в доме своей бабушки.)

- Что ему понравилось? (пароходик)

- Кто прочитает вслух как выглядит пароходик? (ученик читает вслух).

- Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения.

- Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия (повесить слово на доску).

- Как можно озаглавить первую часть? (1. Пароходик)

(2 часть. Как герой по ночам наблюдал за корабликом в надежде поймать человечков.)

-Когда вы читали рассказ, думали ли вы, что в пароходике и на самом деле живут человечки? Почему?

- Как озаглавим вторую часть? (2. Таинственные человечки)

(3 часть. Как и чем мальчик приманивал человечков.

- Прочитайте чем приманивал мальчик человечков?

- Что, по-вашему, ещё больше тревожило и разжигало интерес Бори?

- Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб?

- Как озаглавим 3 часть? (3. Приманка для человечков)

(4 часть. О том что мальчик придумал, как достать человечков.)

- Как он пытался достать человечков из пароходика?

- Как озаглавим эту часть? (4. Борина затея)

(5 часть. Как герой разломал кораблик, но так и не нашел человечков.)

- Что он придумал, чтобы не пойти с бабушкой в гости? (натер лоб и щеки варежками)

- Что испытывал Боря, когда ушла бабушка и заветный пароходик оказался в его руках?

- Как он пытался достать человечков из пароходика?

- Что у него из этого вышло?

- Как вы думаете, что пережил мальчик, когда увидел, что пароходик пуст?

- Почему у Бори дрожали руки, когда он пытался все поправить? Только ли из-за боязни быть наказанным?

- Почему же он плакал, когда пришла бабушка?

- Как вы озаглавите 5 часть? (5. Сломанная палуба)

СЛАЙД 13

План

1. Пароходик

2. Таинственные человечки

3. Приманка для человечков

4. Борина затея

5. Сломанная палуба

СЛАЙД 14-16

5. Лексическая работа.

Работа в паре по карточкам. Найдите значение слова из второго столбика и соедините линией.

1. Тайком

угрюмо морщила лицо

2.Пароходик

приводил в порядок

3. Нюнил

настоящий

4. Заперла

всё разрешала

5. Всамделишные

плакал

6. Нахмурилась

закрыла

7. Прилаживал

тайно, скрытно

8. Позволяла

судно с паровым двигателем

- Объясните значение выражения: «Я сейчас вернусь, живым духом». (Вернусь очень быстро.)

СЛАЙД 17

- Проследим, как развиваются его фантазии:

Выборочное чтение:

“… тихонько зашуршало…”

“… дать им конфетку…”

“… отломить от леденца кусок…”

“… Я положил хлеб…”

“… хотел взять, намочить чернилами…”

8. Продолжение работы по теме урока

- В каком месте рассказа у героя был восторг?

- В каком месте рассказа – печаль?


Чтение по ролям разговора внука с бабушкой.

- Стр.32-33 со слов «Я сразу запросил….» 1 абзац с конца третье предложение. До слов «Я всё смотрел на пароходик…»

- От чьего имени идет повествование? (От 1 –го лица, от лица автора, т.к. везде местоимение «я») Значит сколько ролей? (2)

- Как будет бабушка разговаривать с внуком? (угрюмо и задумчиво сморщить лицо, лоб, брови)

- А внук? (умоляюще)

- Как называется разговор двух героев? (диалог), (дети читают).

Взаимооценка.

- Что хотел сказать нам автор своим произведением? (Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)

- Что вы посоветуете герою?

СЛАЙД 18 (если затрудняются, то фрагмент мультфильма)

- Назовите главное отличие автора от героя и рассказчика произведения? (ВОЗРАСТ. Автор и герой-рассказчик – это один и тот же человек. Только в произведении он маленький.)

- Сколько лет было Борису Житкову, когда его привезли к бабушке? (6 лет)

9. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Какие пословицы больше подходят к нашему рассказу?

  • Давши слово, держись, а не давши, крепись.

  • Запретный плод сладок.

Не тычь носа в чужое просо.

  • Давая волю фантазии, придержи руку.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- Что нового вы узнали?

- За что бы вы себя похвалили сегодня? Кого бы из одноклассников вы бы похвалили?


Домашнее задание на выбор.

  1. Отгадать кроссворд

  2. Творческая работа. Представьте себе, что мальчик нашёл в пароходике человечков. Придумайте и запиши в тетрадь свой конец рассказа.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Кроссворд к рассказу Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»


01.Дорогая память для бабушки и мечта Бориса- …

02. Что подковырнул мальчик при разборе пароходика?

03. Винт блестел перед рулём как медная…

04. Чем должны, по мнению Бориса, человечки проталкивать леденец?

05. Кого хотел увидеть мальчик ночью около пароходика?

06. Что положил мальчик у дверки пароходика второй раз?

07. Что решил положить мальчик у пароходика первый раз?

08. Что пережил мальчик в конце рассказа за свой поступок?

09. Чем решил намочить Борис коврик около пароходика?

10. На ней располагалось медное рулевое колесо.










01.














02.









03.

















04.











05.























06.














07.













08.














09.



















10.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!