СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока географии в 7 классе по теме: «Карты климатических поясов. Климатограмма. Практическая работа «Описание климата территории по климатической карте и климатограмме»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока географии в 7 классе по теме: «Карты климатических поясов. Климатограмма. Практическая работа «Описание климата территории по климатической карте и климатограмме»»

Учитель географии: Актимирова Александрина Анатольевна,

высшая категория, МБОУ «СОШ д.Сакты

Шаранский район Республика Башкортостан»

24.10.2023 год

Разработка открытого урока географии в 7 классе по теме:

«Карты климатических поясов. Климатограмма.

Практическая работа «Описание климата территории

по климатической карте и климатограмме»


Цель урока: сформировать представление о климатических поясах Земли и факторах их образования

Задачи урока:

– Повторить и закрепить знания учащихся о влияние климатообразующих факторов на Земле.
– Повторить и закрепить знания учащихся с понятием “климатический пояс” и картой климатических поясов мира.
– Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования.
– Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей.
– Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.

Тип урока: комбинированный, проблемно-поисковый урок.

Оборудование: климатическая карта мира, атласы и учебники 7 класс.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят ученики в ходе урока:

Актуализируют:

Знания:
– о распределении на Земле температуры, атмосферного давления, осадков;
– о причинах образования системы постоянных ветров на Земле;
– о воздушных массах.

Умение:
– сравнивать свойства воздушных масс Земли.

Навыки:
– работы с тематической картой;
– работы с систематизирующей таблицей.

Приобретут:

Знания:
– о климатических поясах и особенностях их географии;
– о климатообразующих факторах и механизме их действия.

Умения:
– описывать и сравнивать климатические пояса;
– объяснять причины формирования климата посредством нахождения климатообразующих факторов.
– определять климатический пояс по климатограмме.

Закрепят:

Знания:
– о климатических поясах и их особенностях;
– о влиянии климатообразующих факторов на климат на примере юга Африки.

Умения:
– описывать и сравнивать климатические пояса;
– описывать климат по климатической карте;
– объяснять причины формирования климата в данном месте Земли.

Навыки:
– работы с климатической картой, картой климатических поясов;
– поисковой деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости!

Я рада всех приветствовать на нашем уроке! Надеюсь, что гостям будет не скучно на сегодняшнем уроке, а для ребят он будет интересным и познавательным.

2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного

Географический диктант

1 вариант

  1. Перечислите климатообразующие факторы…..

  2. Сколько на земле переходных климатических поясов

  3. Перечислите переходные климатические пояса…..

  4. Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики:

а) жаркая и влажная;

б) жаркая и сухая

5. Сравните пассаты и муссоны



Географический диктант

2 вариант

  1. Что такое климат

  2. Сколько на земле основных климатических поясов

  3. Перечислите основные климатические пояса

  4. Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики:

в) холодная и сухая

г) свойства меняются по сезонам года

5. Что такое воздушные массы

Изучение нового материала:

4. Работа над новым материалом.

    1) Однажды мне в руки попалось шуточное стихотворение одного неизвестного автора.        Я предлагаю его вашему вниманию. 

                                                        Ах, как же прекрасна наша планета!

                                                         Вот – белая лента,

                                                         Вот – синего цвета,

                                                         А вот голубеет над ней полоса…

                                                         Земля в разноцветные ленты одета,

                                                         Точней – в Климатические пояса.

                                                         Взгляните, вверху, там, где Южный полюс,  

                                                          Вы сразу Полярный увидите пояс.

                                                          Там климат суровый и жутко коварный:

                                                          Теплые ветры летят как ножи,

                                                          И мерзнут пингвины, и даже моржи.

                                                          Чуть ниже – пояс Тропический

                                                           И климат в нем тоже нужный:

                                                            Не то, чтобы очень северный,

        Но и не так, чтобы южный.

        Еще ниже - пояс Умеренный,

                                                            Там даже зимою тепло,

        И снег видят люди практически,

                                                              Не чаще, чем НЛО.

          А в поясе Экваториальном,

          Самом холодном из поясов,

          Все ходят в костюме купальном,

           Летом и зимой.

Найдите ошибки в стихотворении и исправьте их

  Во время работы используйте материал ученика стр. 40-41.

- Попробуем исправить стихотворение вместе (фронтально). 

          Ах, как же прекрасна наша планета!

                                                         Вот – белая лента,

                                                         Вот – синего цвета,

                                                         А вот голубеет над ней полоса…

                                                         Земля в разноцветные ленты одета,

                                                         Точней – в Климатические пояса.

                                                         Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,  

                                                          Вы сразу Полярный увидите пояс.

                                                          Там климат суровый и жутко коварный:

                                                          Холодные ветры летят как ножи,

                                                          И мерзнут медведи, и даже моржи.

                                                          Чуть ниже – пояс Умеренный

                                                           И климат в нем тоже нужный:

                                                            Не то чтобы очень северный,

        Но и не так, чтобы южный.

        Еще ниже - пояс Тропический,

                                                            Там даже зимою тепло,

        И снег видят люди практически,

                                                              Не чаще, чем НЛО.

          А в поясе Экваториальном,

          Самом жарком из поясов,

          Все ходят в костюме купальном,

           Летом и зимой.

     (проверка, оценка за работу в парах)

Существует два вида климатических поясов: постоянные и переходные

Постоянными климатическими поясами называются климатические пояса, в которых преобладает один тип воздушных масс, а переходными – те, в которых воздушные массы меняются по сезонам года. В переходных климатических поясах летом воздушные массы двигаются на север, а зимой -на юг.

-Выберите из климатических поясов постоянные и переходные пояса обоснуйте свой ответ и составьте схему в тетрадях



Кл иматические пояса

Постоянные Переходные

примеры: примеры:

… …

… …

ФИЗМИНУТКА

Практическая работа

«Описание климатических условий материка по климатограммам»


Цель: научиться работать с климатограммами, определять тип климата, полушарие

Оборудование: атлас, учебник, презентация, мультимедийное оборудование.

Задачи:

1)      Рассмотреть предложенные диаграммы (прил. 1), прочитать инструкцию по работе с климатограммами (прил.2)

2)      Соблюдая инструкции по работе с климатограммами, заполнить таблицу

3)      Сделать вывод, исходя из целей работ

Задание 1. Запишите определение:

Климатограмма – это графическое изображение (диаграмма) двух каких-либо показателей погоды.


Показатели  климатограмм

Климатограммы

А

Б

В

Г

Д

Е

ж

самый теплый месяц в году и значение его температуры воздуха,°С

 

 

 

 

 

 

 

самый холодный  месяц в году и значение его температуры воздуха,°С

 

 

 

 

 

 

 

годовая амплитуда температуры воздуха,°С

 

 

 

 

 

 

 

среднегодовое количество осадков, мм

 

 

 

 

 

 

 

самый влажный месяц в году и количество осадков, выпавших за этот месяц, мм

 

 

 

 

 

 

 

самый засушливый месяц в году и количество осадков, выпавших за этот месяц, мм

 

 

 

 

 

 

 

климатический пояс и область

 

 

 

 

 

 

 

полушарие (Северное или Южное)

 

 

 

 

 

 

 

 

 Прил. 1


1. Описание климатограммы:

  • Столбцы в климатограмме – количество месяцев, снизу отмечены первые буквы месяцев. Иногда изображены 4 сезона, иногда не все месяцы.

  • Слева отмечена шкала температур. Нулевая отметка может стоять как первая снизу, так и посередине. Выше нуля – положительные температуры, ниже – отрицательные.

Изотерма изображена линией, положительная – красной(выше нуля), отрицательная – синей(ниже нуля).

  • Справа отмечена шкала количества осадков.

  • Каждый столбец – среднемесячные показатели осадков, если мы их сложим, получим среднегодовое значение.

  • Сверху цифрой показано годовое количество осадков.

2. По колебанию температуры можно определить климатический пояс:

  • если t +24-+26 в течении всего года – значит это экваториальный пояс;

  если амплитуда t незначительная (3–7 градуса) выше +20, значит – это субэкваториальный пояс;

  • если амплитуда больше, но зимние температуры не опускаются ниже +10, то это тропический пояс;

  • если зимние температуры ок. нуля, +3-+5, то это субтропики;

  • если появляются отрицательные температуры, то это умеренный, субполярный или полярный пояса.

3. Тип климата можно определить не только по амплитуде температур, но и по количеству осадков и режиму их выпадения:

  • если годовое количество осадков более 2000 мм – это экваториальный климат;

  • если осадков в течении года также много, но есть месяца засухи – это субэкваториальный климат

  • если среднегодовое количество осадков менее 150 мм – это тропический климат

  • если в летнее время осадков очень мало, а зимой – много (среднегодовое от 700 до 1000 мм), то это субтропический климат;

  • если, наоборот, в зимнее время осадков мало, а 2/3 осадков выпадает летом, то это муссонный климат. В умеренном поясе в таком климате годовое количество не превышает 800 мм, а в субтропиках достигает 1500 мм.

4. По режиму температур можно определить полушария:

  • если понижение температуры (зима) в январе – это климатограмма северного полушария;

  • если понижение температуры (зима) в июле – это климатограмма южного полушария.



Закрепление

Спрашиваются в первую очередь те дети, которые ставили в начале урока для себя задачи, отвечая на вопрос учителя, что бы они хотели узнать на уроке.

  1. Сколько климатических поясов на Земле?

  2. Перечислите основные пояса?

  3. Перечислите переходные пояса?

  4. Что такое климатограмма?

V. Домашнее задание. Подведение итога урока.

  1. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание. §15 пересказ, письменно выполнить задание 8 на стр. 59

  3. Рефлексия.



1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был








активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!