Разработка открытого урока.
Тема: В лес к первоцветам.
Цели:
• познакомить с раннецветущими растениями нашего края, их особенностями и мерами по их сохранению в природе;
• развивать умение выступать перед аудиторией;
• учить выражать свое внутреннее настроение через форму, цвет, образы цветов, закреплять умение использовать ранее приобретенные знания и умения для реализации замысла;
• воспитать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Эпиграф (на доске):
Цветок весны,
идущий к нам по снегу, –
Простой цветок,
но, сколько он несет
Добра и радости, и счастья человеку.
Оформление класса:
Плакат: «Посмотри на нежный весенний цветок – он вырос не для того, чтобы ты сорвал его и бросил… Он несет свет и радость теплых весенних дней. Первоцвет – вестник весны!»
Рисунки учащихся «Первоцветы надо спасти».
Фотографии раннецветущих растений в презентации.
Перед началом занятия - ВИДЕО: ЧАЙКОВСКИЙ. АПРЕЛЬ.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
- Всем говорим мы: “Здравствуйте!
Доброе утро, друзья!
Этот день прекрасный,
Ведь на дворе ВЕСНА!”
- И сегодня мы приветствуем гостей, которые пришли посмотреть на вас, увидеть то, чему вы научились, и вместе с нами совершить прогулку в весенний лес.
II. Релаксация “Солнечный зайчик”
- Сядьте удобно, расслабьтесь. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Зажмурьте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладил нос, щечки, подбородок, коснулся ваших рук, ног. Он любит вас. Откройте глаза, глубоко вдохните и улыбнитесь друг другу.
-Посмотрите на тех, кто справа, слева, позади от вас, посмотрите вокруг себя, улыбнитесь всем. Поприветствуйте наших гостей, подарив им свои улыбки.
- Ребята, а как вы думаете, о чем говорит улыбка?
- А еще улыбка говорит нам о том, что у нас хорошее настроение. Давайте постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.
III. Актуализация знаний.
– А пока мы улыбались, нам по электронной почте пришло письмо из леса.
Мы – первая зелень. Нас топчут, вырывают с корнями. Мы боимся распускаться. Помогите нам, ребята. Первоцветы.
-Поможем первоцветам?
А знаете ли вы, что такое первоцветы?
Кто в России не знает подснежники? Конечно, знают все. И знают, какого они цвета. Белые – говорят одни, голубые – утверждают другие, желтые – считают третьи. У нас подснежниками называют любые ранневесенние первоцветы. Они могут быть белыми, голубыми, желтыми.
Тогда придется поспешить в лес
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Руки сложили назад.
-Как вы думаете, с какой целью мы прибыли в лес? (Ответы детей)
А так же нам предстоит:
- познакомиться с раннецветущими растениями нашего района;
- узнать, что такое КРАСНАЯ КНИГА;
- понять, почему многие первоцветы попали на страницы Красной книги;
- а, главное, любить природу и решить: что же мы сможем сделать, чтобы не допустить их полного исчезновения?
В путешествии нам будет помогать проект, над которым мы начали работу с наступлением весны и который нас познакомит с некоторыми первоцветами родного края «Первоцветы Ростовской области»
Еще лежит в канаве снег, а я уже синею,
Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею.
Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет,
И всю цветочную красу весна во мне являет.
Мне дни недолгие даны, но счастье пью я жадно
И быть избранником весны мне любо и отрадно.
Ведущий: Самый красивый весенний цветок – голубая пролеска, именно ее, чаще всего, мы называем подснежником.
Это прозвище недаром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте,
Медунице поклониться.
Весной, один из самых ранних
На свет явился первоцвет.
Как неизвестный, дивный странник
Пришел сказать нам всем: - "Привет!"
Свисают гроздья золотые
С высоких и тугих стеблей,
Как будто иноки святые
Родимой кланяясь земле.
А там, где первоцвета много,
Дано лишь только по весне
Увидеть дивного барашка
В изящном золотом руне.
Ветерок веселый, смелый
В лес весенний залетел –
Встрепенулся ландыш белый
И тихонько зазвенел…
III. Постановка учебной проблемы
Цветы – символ прекрасного, улыбка матушки Природы. Но они так беззащитны перед нами, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. Их нужно беречь, преумножать. Представьте себе мир без единого цветка – это будет печальное зрелище.
В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Учитель: Ребята, какой вы можете сделать вывод из выше сказанного?
-Давайте подумаем, что необходимо сделать каждому из нас для охраны редких видов растений, как их сберечь, сохранить в природе? (Ребята высказывают свои мнения).
Не тронь, не сорви цветок в дикой природе, не бери того, что взращено не тобой. Цветы на букеты и венки следует собирать на грядках, в садах, на дачах.
Каждый год в в апреле – мае, в стране проводится акция «Вестники весны» по защите редких первоцветов. Мы с вами сегодня поддерживаем её.
Очень хочется верить, что встретив в природе первоцветы, вы остановитесь, чтобы полюбоваться ими и никогда не будете их рвать на букеты. Обязательно расскажите о редких весенних растениях своим друзьям, родным, знакомым.
Объясните всем, что от нас с вами зависит, появятся ли на следующий год многие первоцветы. В процессе дальнейшей работы над проектом, мы выполним листовки, чтобы напомнить жителям нашего района об охране цветов.
Все вместе хором:
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!»
Итог по путешествию: - Ребята! Закончилась наша прогулка в мир ранних, самых смелых первых цветов. Мы вновь оказались в классе.
IV.Практическая часть.
– Цветы всегда поднимают настроение. Особенно, если это первые весенние цветы – подснежники. Сегодня мы с вами попробуем воссоздать красоту первоцветов из бисера.
Работать будем парами. А сейчас, посмотрите на бисер, лежащий перед вами, в соответствие с цветом бисера определите, какой первоцвет будете плести…(Обратить внимание на экран)
1. Анализ конструкции цветов и технологии их изготовления.
– Какие материалы будем использовать? (Бисер, проволока)
– Какие инструменты? (Ножницы.)
Повторение Т/Б
Во время плетения будем пользоваться ножницами, бисером и проволокой, которые при неправильном обращении могут быть очень опасными, поэтому соблюдение правил по т/ б обязательны.
- Давайте вспомним, как надо работать с ножницами? Проволокой? Бисером?
2. Планирование предстоящей работы.
Работа со схемой.
-Перед вами схема плетения первоцвета. Все первоцветы, как и все растения имеют общее строение.
- Назовите мне части цветкового растения….
Наш цветок будет состоять из пяти лепестков. Определите по схеме, каким способом будем плести лепестки, стебель, лист, корень?
3. Повторение правил рабочего человека и работы с ножницами. (перед работой)
а) подготовка пальчиков к работе:
В прятки пальчики играют
И головки убирают.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
И подснежник голубой
Поклонился нам с тобой.
Первоцветы – цветы-
Очень вежливы, а ты?
4. Самостоятельная практическая работа.
(С текстом: «Кто любит цветы, тот не может быть злым»)
5. Оценка результатов деятельности. (Качество. Творческие находки. Соответствие замысла способу реализации и материалам.)
– Вывод: Красоту можно создавать своими руками.
V.Рефлексия
Сохранилось ли у вас хорошее настроение к концу занятия? Подводя итог всего занятия с уверенностью, что можете сказать? (По таблице)
На доске вы видите 3 растения, но цветков у них пока нет, они еще не расцвели. Но когда они расцветут, то будут такими, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит по 3 лепестка. Выберите один, соответствующий вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш урок.
Закончить занятие хочется словами великого сказочника Г. Х. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Подарим же наши маленькие цветочки дорогим гостям, как символ жизни!
А я, благодарю вас за работу.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого занятия по теме: "В лес к первоцветам"»
Мы – первая зелень. Нас топчут, вырывают с корнями. Мы боимся распускаться. Помогите нам, ребята!
Все растения, которые расцветают ранней весной, называютПЕРВОЦВЕТАМИОни первыми появляются из-под снега, поэтому их ещё называютПОДСНЕЖНИКАМИ
МЕДУНИЦА
Когда распускается медуница, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.
Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.
МЕДУНИЦА
ПРИМУЛА (первоцвет)
Весной, один из самых ранних На свет явился первоцвет. Как неизвестный, дивный странник Пришел сказать нам всем: - Привет!
Примулам принадлежит имя «первоцвет» — цветущий первым. В народе их называют «ключиками» (цветки собраны в соцветие, напоминающее связку ключей).
ПРИМУЛА
СОН-ТРАВА
По русскому поверью, один охотник, однажды увидел в лесу медведя и стал за ним наблюдать. Медведь откопал неведомый корень, лизнул его несколько раз и ушёл в берлогу спать. «Что за трава такая? – думает. – Может, целебная?», и сам лизнул корень, после чего немедленно повалился без чувств. На своё счастье, он упал в яму под корнем большого дерева. Несколько дней спал охотник, а как проснулся, поглядел вокруг - ничего понять не может. Побежал он из лесу домой. Ох, и обрадовались же домашние, думали что погиб от лап медвежьих ! Собрали праздничный стол по такому случаю, и там-то знахарь поведал охотнику, что лизнул он не простой корень, а корень сон-травы.
Сон-трава
ЛАНДЫШ
Ветерок веселый, смелый В лес весенний залетел – Встрепенулся ландыш белый И тихонько зазвенел…
Этот цветок очень красив, имеет приятный запах, он украшает лес весной, но является ядовитым растением.
ЛАНДЫШ
МАТЬ – И - МАЧЕХА
Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная.Теплая – это мать,холодная – мачеха.
МАТЬ-И-МАЧЕХА
Когда тепла так для цветенья мало,
Когда снега не полностью сошли,
Пробив заснеженное покрывало,
Подснежники неярко зацвели..
Подснежник — самое раннее растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками.
ПОДСНЕЖНИКИ
Мы растения эти знаем, бережем и охраняем. В книгу Красную они уже давно занесены. - сон-трава- примула- ландыш- медуница- подснежник-мать-и-мачеха…
Большинство первоцветов очень красивы. Но следует помнить, что почти все они нежные и хрупкие, что собирать их в букеты не стоит: очень уж быстро вянут цветы-снегурочки. Немало среди первоцветов и таких, которые с каждым годом становятся все более редкими, а некоторые по нашей вине – находятся на грани исчезновения. Так давайте же любоваться ими только в природе, чтобы каждый год мы могли надеяться на радость встречи с их красотой!
Передать красоту природы можно с помощью техники квиллинг.
Порядок выполнения работы
Из белых полос скрутить слабую спираль диаметром
1- 1,5см, из этой формы получить форму «глаз».
2. Из зеленых полос, скрутить тугую спираль, используя 3 зеленые полоски.
3. С помощью ручки или карандаша придайте тугой спирали форму «конус».
4. Смажьте клеем ПВА внутреннюю часть конуса и оставьте до полного высыхания.
5. Вклейте три лепестка (форма «глаз») белого цвета в зеленый конус.
6. Из полос зеленого цвета сделайте листики, форма «глаз».