СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по теме Витамины"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по теме Витамины"

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по теме Витамины"»

МБОУ «Мещеринская СОШ№1с углубленным изучением отдельных предметов »








Открытый урок по биологии

На тему «Витамины»


8 класс








Учитель биологии:

Киржаева Ирина Алексеевна.



















2015г.


Тема урока: «Витамины»

Цель урока:

  • рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

Задачи урока.

Образовательные:

  • обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека;

  • сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;

  • сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе;

  • раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои  творческие работы;

  • развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

  • развить умения и навыки самостоятельной работы;

  • формировать понятие о здоровой пище.

Воспитательные:

  • формировать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;

  • показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

  • прививать навыки здорового образа жизни;

  • формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека;

  • воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.

Методы.

Объяснительно - иллюстративный:

  • рассказ учителя

  • беседа

  • чтение текстов слайдов

  • работа с таблицами

Частично-поисковый:

  • Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации

  • работа по заполнению таблицы


Наглядный:

  • Работа с интерактивной доской

  • работа с картинками, таблицами, наглядным материалом

Формы организации урока:

  • фронтальная

  • индивидуальная

Оборудование:

  • интерактивная доска, презентация по теме

  • учебники

  • таблица «Витамины»

  • витаминные препараты

  • плакаты с изображением овощей, плакаты о витаминах

  • муляжи овощей и фруктов

  • раздаточный материал.

  • таблицы «Витамины», «Суточные нормы витаминов», рисунки витаминосодержащих растений, овощи, фрукты, продукты животного происхождения, богатые витаминами, поливитаминные синтетические препараты, выставка литературы, книга «Азбука витаминов».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

План урока:

  1. Организационный момент. (2 мин)

  2. Проверка домашнего задания. (8 мин)

  3. Изучение нового материала.(27мин)

  4. Закрепление. (4мин)

  5. Рефлексия. (2мин)

  6. Домашнее задание. (2мин)

Ход урока

  1. Организационный момент. (2 мин) (Приветствие, проверка отсутствующих).

Здравствуйте, присаживайтесь. Звенит звонок и нам с вами пора начать урок. II. Проверка домашнего задания. (8 мин)

  • Ребята, предлагаю вспомнить, что мы изучали на прошлом уроке?

( Обмен веществ и превращение энергии)

  • Сейчас мы поработаем с тестом, а затем произведем проверку в парах

(Работа в парах, листы с тестами на каждом столе)

  1. Обмен веществ:
    А) совокупность процессов представляющих основу жизни;
    Б) Механическая обработка пищи;
    В) активное взаимодействие с окружающей средой;

  2. К органическим веществам относятся: 
    А) белки; 
    Б) вода; 
    В) жиры; 
    Г) углеводы.

  3. Пластический обмен:
    А) превращение энергии; 
    Б) биологическое окисление;
    В) создание в клетках новых соединений и структур.

  4. Энергетический обмен: 
    А) превращение энергии;
    Б) процесс усвоения организмом веществ;
    В) транспортировка питательных веществ.

  5. Белки расщепляются до:
    А) глицерина; 
    Б) аминокислот; 
    В) глюкозы.

  6. Жиры расщепляются до: 
    А) глицерина; 
    Б) аминокислот; 
    В) простых сахаров.

  7. Сложные углеводы распадаются в ротовой полости под действием: 
    А) пепсина; 
    Б) амилазы; 
    В) трипсина.

  8. Внутренняя среда человека содержит воды до: 
    А) 70%;
    Б) 90 %;
    В) 60 %.

  9. К макроэлементам относятся: 
    А) кальций;
    Б) железо;
    В) цинк.

  10. К микроэлементам относятся: 
    А) йод;
    Б) натрий; 
    В) хлор.

Ответы : 1 – А; 2 – А, В, Г ; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – А; 7 – Б; 8 – Б; 9 – А ; 10 – А.

Если вы набрали : 12-11 баллов – 5

10-9 баллов – 4

8-7 баллов – 3

6-5 баллов – 2

Подвести итоги по тестированию. СЛАЙД 2.

Проверка в парах по ключу выведенного на доску.

III. Изучение нового материала. (27мин)

Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока

В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Андрея и Полины
Что полезно? - ...
(Витамины)


Так какая же тема нашего урока? (Витамины ) Запишите ее пожалуйста в тетрадь. СЛАЙД 3.

Каждый из нас не раз слышал это слово. Каждый из нас употреблял препараты витаминов. Как вы думаете, что означает это слово? А что бы вы хотели узнать о витаминах сегодня? ( Ребята предлагают цели, я все обобщаю , показываю ):


СЛАЙД 4. Цель нашего урока: рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

В течении урока мы выясним: Что же такое витамины. Какое влияние на организм человека оказывает дефицит, избыток витаминов. Познакомимся с классификацией витаминов.

Сегодня мы познакомимся с азбукой, но необычной с «Азбукой витаминов». Эту азбуку называют чудесной азбукой здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины


СЛАЙД 5. И Девиз нашего сегодняшнего урока:

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

(Б.Шоу)

СЛАЙД 6. Страница первая «Историческая»

Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

В 1881 г. русский врач Н.И. Лунин произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были проведены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (Ответы детей.)

Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат. «Vita» – жизнь, «amin» – содержащий азот.) Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Итак , попробуйте сформулировать определение термину витамины (помогаю детям).. Запишите пожалуйста в тетрадь.

СЛАЙД 7. «Витамины – это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для нормального протекания биохимических реакций в организме».


В настоящее время известно 12 истинных 11 витаминоподобных веществ. В первых работах по изучению витаминов, их обозначали буквами латинского алфавита – витамины А, В, С, Д и т.д. Витаминам же открытым не так давно, присваивают химические названия, например, ниацин, биотин. Если же рассматривается группа витаминов, то внизу ставится цифра, например В1, В2, В6 и т.)



Как и все вещества витамины имеют свою классификацию. Один из основных признаков витаминов является – их растворимость. Одни витамины хорошо растворяются в воде, поэтому их называют как? (водорастворимые), а другие поступают в организм растворенными в жирах и называются они соответственно как? (жирорастворимые).Найдите в учебнике на стр. 189- 192 витамины, относящиеся к этим группам и выпишите их в 2 колонки водорастворимые и жирорастворимые.

водорастворимые

жирорастворимые

С

А

В2

Д

В12

Е

В1

 

СЛАЙД 8


Что у нас получилось? (ответы детей)

СЛАЙД 9. Страница вторая «Жизненно необходимые»


За редким исключением витамины не вырабатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей. Действие витаминов специфично, нельзя вместо одного недостающего витамина употреблять другой.

* Как вы думаете, в каких количествах необходимы витамины: в килограммах, граммах или миллиграммах?

(Суточная потребность в витаминах выражается от десятых и сотых долей миллиграммов до нескольких граммов. В зависимости от интенсивности обмена веществ потребность в витаминах может быть больше или меньше. Повышается она при усиленной физической работе, в экстремальных условиях и т. д.)

Если содержание витаминов в организме не соответствует его потребностям, то происходит нарушение физиологических процессов и развиваются заболевания: СЛАЙД 10

(Записать в тетрадь)

гиповитаминоз (от греч. «гипо» - мало) – при недостатке витаминов;

авитаминоз («а» - отрицание) – при их отсутствии;

гипервитаминоз («гипер» - много) – при избытке витаминов в организме.


СЛАЙД 11. А сейчас более подробно познакомимся с наиболее известными витаминами. О них мы узнаем от ребят, которые подготовили небольшие сообщения. (Сообщения даются заранее)

Витамин А – ретинол суточная доза 1,5 мг, влияет на рост и развитие , повышает защитные свойства организма, улучшает в сумерках зрение. Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, сливочном масле, моркови, помидорах.

Возможные заболевания - Замедление роста, повреждение роговицы глаза, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи.

Витамины группы В.

В1-тиамин суточная доза 2-3мг. Влияет на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервозным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления.

Возможные заболевания -Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость. Отеки.

Содержится в оболочке и зародышевой часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце ,содержится в хлебе, фруктах и особенно в дрожжах.

В2-рибофлавин суточная доза 2 мг. Недостаток витамина В2 в организме проявляется очень коварно и сокращает продолжительность жизни. Это «кожный» витамин. Если мы хотим иметь эластичную, молодую, гладкую, здоровую кожу, надо позаботиться о том, чтобы в нашем рационе были продукты, богатые витамином В2. Известно, что здоровье и общее состояние организма человека зависят от его кожи.

Чем грозит недостаток витамина В2 в организме? Он приводит к плохому зрению, расстройству нервной системы, пищеварения, хроническим колитам, гастритам, общей слабости, различным кожным заболеваниям, нервным срывам, депрессиям, снижению сопротивляемости болезням. Если ваша кожа негладкая и нездоровая, если у вас часто появляются ячмень, герпес, фурункул — вы должны принимать продукты, богатые рибофлавином и срочно изменить свою диету, введя в нее продукты, богатые этим витамином.

Возможные заболевания Задержка роста, катаракта, поражение слизистой оболочки полости рта.

Содержится в пивных дрожжах пшеничных отрубях, печень, молоко, томаты, яйца, шпинат, капуста.


В6-пиридоксин суточная доза 1-2 мг. Витамин В6 (пиридоксин) очень важен для организма, поскольку улучшает усвоение ненасыщенных жирных кислот. Вместе с кальцием он способствует нормальному функционированию мышц и сердца и эффективному их расслаблению. Установлено, что при недостатке витамина В6 может возникнуть воспаление среднего уха.

Возможные заболевания - дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость.

Содержится - Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника

В12- цианкобаламин суточная доза 0,001-0,003 мг. витамин В12 участвует в кроветворении, регулирует углеводный и жировой обмен в организме. При его недостатке развивается малокровие — анемия.

Каковы симптомы, сопровождающие злокачественную анемию? Это усталость, слабость, жжение языка, болезни желудка, вызванные недостатком желудочного сока, трудности при ходьбе, боль в ногах. Трудно понять, как может один витамин избавить сразу от стольких неприятностей. Еще до Второй мировой войны злокачественную анемию считали неизлечимой болезнью, к ней относились как к разновидности рака. Однако на острове Шри-Ланка (Цейлон) веками лечили злокачественную анемию сырой печенью.

Возможные заболевания -злокачественная анемия

Содержится- Печень рыбы, свиней, крупного рогатого скота + синтезируется микрофлорой кишечника

Витамин С аскорбиновая кислота суточная доза50-100 мг повышает сопротивляемость организма к инфекциям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов. Потребность в витамине С возникает зимой и весной.

Возможные заболевания – При отсутствии витамина С в пище развивается тяжелый авитаминоз – цинга. При этом человек слабеет, его устойчивость к инфекциям и неблагоприятным условиям окружающей среды снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек погибает.

Содержится- Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше свежих овощей, фруктов, квашеной капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине а также в

Перец, лимоны красная смородина, зелёный лук , молоко, печень

Витамин Д эргокальциферол суточная доза 0,025 мг образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Отсутствие его у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят. Скелет у них формируется неправильно, искривляются кости ног. Для предупреждения болезни надо больше бывать на воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу. Пить рыбий жир.

Возможные заболевания –Рахит, ухудшение обмена кальция и фосфора.

Содержится- Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток



Витамин Е-токоферол суточная доза 10-12 мг Витамин Е необходим всем тканям организма. Он защищает клетки крови эритроциты, улучшая транспорт кислорода к тканям. Благодаря воздействию на свертываемость крови препятствует образованию тромбов в сосудах. Используется для профилактики атеросклероза сосудов (витамин Е может только затормозить развитие атеросклероза, но не излечить от него).

Велико значение витамина для половой системы, поэтому его часто называют «витамином размножения». Он улучшает питание кожи и слизистых оболочек, благодаря чему препятствует сухости кожи, улучшает состояние волос и ногтей, способствует «омолаживанию» организма. Из-за этих свойств витамин Е в используется в составе различных косметических средств – кремов, лосьонов, шампуней, помад и даже влагалищных смазок (хотя многие ученые считают, что для того, чтобы витамины оказали свое действие, необходимо их включение в общий обмен веществ, а на местном уровне витамины не усваиваются).



Возможные заболевания –Дистрофия скелетных мышц, атрофия, бесплодие, малокровие .

Содержится- Растительные масла, Зелёные части овощей

Физминутка. Вначале всем необходимо встать.

Если я называю водорастворимый витамин – вы встаете на носочки и хлопаете ладошками вверху над головой, если жирорастворимый витамин – вы присаживаетесь на корточки.











Спасибо ребята! Присаживайтесь! Послушайте задачки!

Задача 1. Во время морских экспедиций моряки страдали цингой. Почему? (ответы детей: недополучено витамина С, не могли во время плавания добывать свежие овощи и фрукты)

Задача 2. У бедуинов женщины всегда полностью закрыты одеждой лишь для глаз остается щель. При этом они часто страдают от размягчения костей. Почему? (Ответ Авитаминоз Д возникает в результате дефицита ультрафиолетовых лучей.)


СЛАЙД 12. Страница третья «Лесные целители»

Выступление учащихся о витаминных растениях (Сообщение дается заранее)

После прослушивания проводится мини-викторина.

  • Какая лесная ягода может заменить лимон (клюква, она содержит лимонную кислоту)

  • Плоды каких кустарников богаты витаминов С? (черной смородины, шиповника)

  • Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными солями, полезны при малокровии, содержат много витаминов)

Какая трава самая горькая и очень популярная в народной медицине (Полынь. Её издавна применяли как жаропонижающее средство, кровоостанавливающее, желчегонное средство. Капли улучшают аппетит и пищеварение.)


СЛАЙД 13. Страница четвертая «Формацевтическая промышленность»

СЛАЙД 14. Витаминная промышленность вырабатывает синтетические Витамины, коферменты в виде чистых кристаллических веществ и готовых к применению форм (драже, таблетки, ампулы, капсулы, гранулы, концентраты) и в небольших количествах витаминные препараты из растительного и животного сырья. Витамины повышают пищевую ценность продуктов питания, применяются в лечебной практике и для витаминизации кормов с целью повышения продуктивности животноводства.


IV. Закрепление. (4мин) Ребята вернемся к цели нашего урока. Достигли мы ее? (дети отвечают) А теперь поговорим и проверим, что нового вы узнали о витаминах, но не в беседе, а в игре. Вашему вниманию предлагается черный ящик, в нем разные задания, вы берете одно и даете ответ, и если затрудняетесь в ответе, то просим помощи у ребят.
  1. Какое заболевания возникают при недостатке в пище витамина Д? (рахит)

  2. Какие заболевания возникают при недостатке в пище витамина А? (заболевания глаз, кожи)

  3. Какой авитаминоз возникает чаще всего у мореплавателей и путешественников? (С)

  4. Какое заболевание возникает при отсутствии витамина В?(Бери-бери мышечная система и нервная , а также сердечная недостаточность)

  5. Какое заболевание возникает при отсутствии витамина С? (цинга)

  6. Какие продукты содержат много витамина А? рисунки печень, морковь, рыба, сливочное масло.

  7. Какие продукты содержат много витамина В? рисунки Хлеб, фрукты, дрожжи.

Какие продукты содержат много витамина С? рисунки помидоры, огурцы, квашенная капуста.

  1. Где можно добыть витамин Д? морская рыба, солнце.



V. Рефлексия. (2мин). У каждого из вас на парте лежат жетоны.

Ребята, оцените урок с помощью красного и зеленого жетона.

Красный - мне работалось легко и интересно.

Зеленый - были небольшие затруднения.

Спасибо большое! Ребята подведем итоги, оцените свою работу. Сейчас вы вручаете свой жетон, тому ученику, который по вашему мнению плодотворно поработал на уроке, тот кто наберет максимальное количество получает отметку 5, следующее число за максимальным отметка 4, ну а отметки 3 и 2 сегодня не выставляю, даем время еще подготовиться(выставляю оценки).

VI. Слайд 15.Домашнее задание. (2мин)

  1. Параграф 37. ответить на вопросы в конце параграфа. Задания в рабочей тетради соответственно теме.

  2. Составить рецепт самого витаминизированного салата. Оформить его на отдельном листе.

Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания сегодняшней темы урока позволили бы вам правильно питаться, применяя витамины.

На этом наш урок окончен спасибо всем за работу!











Список используемой литературы

  1. Учебник и методическое пособие Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология «Человек», 8 класс изд. ДРОФА 2013г.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс. Москва, Дрофа, 2010 год.

  3. Интернет информация, презентации подготовленные учителем.

 







































Приложение

Характеристика основных витаминов, необходимых человеку

витамины, суточная норма

Возможные заболевания

Продукты, содержащие витамины


А-ретинол

1,5 мг

Замедление роста, повреждение роговицы глаза, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи

Животные жиры, рыба, яйца, молоко, печень, морковь, томаты

Д-эргокальциферол

0,025 мг

Рахит,ухудшение обмена кальция и фосфора

Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток

Е-токоферол

10-12 мг

Дистрофия скелетных мышц, атрофия, бесплодие, малокровие

Растительные масла,

Зелёные части овощей

К-филлохинон

В норме не требуется

Нарушение свертываемости крови , желудочно-кишечные кровотечения

Синтезируется кишечными микроорганизмами

С-аскорбиновая кислота

50-100 мг

Ослабление иммунитета, утомляемость, кровоточивость дёсен, цинга, поражения стенок кровеносных сосудов

Перец, лимоны, чёрная и красная смородина, плоды шиповника, зелёный лук , молоко, печень

РР-никотиновая кислота

15 мг

Воспаление кожи, поражение слизистых оболочек ротовой полости, пеллагра, нарушение психики

Говядина, печень, почки, рыба (лосось, сельдь), пророщенные злаки (пшеница , рожь)

В1-тиамин

2-3

Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы

Оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце

В2-рибофлавин

2 мг

Задержка роста, катаракта, поражение слизистой оболочки полости рта

Пивные дрожжи, пшеничные отруби, печень, молоко, томаты, яйца, шпинат, капуста

В6-пиридоксин

1-2 мг

Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость

Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника

В12- цианкобаламин

0,001-0,003 мг

Злокачественная анемия

Печень рыбы, свиней, крупного рогатого скота + синтезируется микрофлорой кишечника





Заболевания, вызванные авитаминозом.

АВИТАМИНОЗЫ (от а — отрицательная приставка и витамины), группа различных по клиническим проявлениям заболеваний, развивающихся вследствие резкой недостаточности витаминов в организме.

ПЕЛЛАГРА (от итал. pelle agra — шершавая кожа), заболевание, обусловленное недостатком в организме никотиновой кислоты и некоторых других витаминов группы В; проявляется поражением кожи и слизистых оболочек, поносами, нервно-психическими расстройствами.

ЦИНГА (скорбут), заболевание, обусловленное недостатком в организме человека витаминов С (аскорбиновая кислота) и Р: слабость, мышечно-суставные боли, кровоточивость, выпадение зубов и др. Профилактика — включение в пищу богатых витамином С продуктов (смородина, шиповник и др.).

РАХИТ (от греч. rhachis — хребет, позвоночник), заболевание преимущественно раннего детского возраста, характеризуется нарушением фосфорно-кальциевого обмена вследствие недостатка в организме витамина D. Проявления: нарушения функций нервной системы, костеобразования и др. Применяют витамин D, рыбий жир, ультрафиолетовое облучение, цитраты, массаж, лечебные ванны. Рахит наблюдается и у животных.

ПОЛИНЕВРИТ (от поли... и греч. neuron — нерв), множественное воспаление нервов: боли, расстройства чувствительности, парезы, трофические нарушения.

"КУРИНАЯ СЛЕПОТА" (гемералопия), расстройство способности видеть при ослабленном (сумеречном, ночном) освещении. Причина — недостаток в организме витаминов А и В2 (рибофлавина), входящих в состав т. н. зрительного пурпура палочек сетчатки глаза.

БЕРИ-БЕРИ (от сингальского beri — слабость), заболевание, обусловленное главным образом недостатком в пище витамина В1. Проявления: полиневрит, сердечно-сосудистые расстройства, отеки. Распространено преимущественно на юге и востоке Азии

ДЕРМАТИТ, воспалительные заболевания кожи, развивающиеся при воздействии на нее внешних (физических, химических, биологических) раздражителей

ВИТАМИННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, болезненное состояние, возникающее в случаях, когда расход витаминов в организме превышает их поступление (авитаминозы, гиповитаминозы).






Список используемой литературы

  1. Учебник и методическое пособие Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология «Человек», 8 класс изд. ДРОФА 2013г.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс. Москва, Дрофа, 2010 год.

  3. Интернет информация, презентации подготовленные учителем.

 







































Витамин А – ретинол суточная доза 1,5 мг, влияет на рост и развитие , повышает защитные свойства организма, улучшает в сумерках зрение. Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, сливочном масле, моркови, помидорах.

Возможные заболевания - Замедление роста, повреждение роговицы глаза, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи.

Витамины группы В.

В1-тиамин суточная доза 2-3мг. Влияет на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервозным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления.

Возможные заболевания -Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость. Отеки.

Содержится в оболочке и зародышевой часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце ,содержится в хлебе, фруктах и особенно в дрожжах.





В2-рибофлавин суточная доза 2 мг. Недостаток витамина В2 в организме проявляется очень коварно и сокращает продолжительность жизни. Это «кожный» витамин. Если мы хотим иметь эластичную, молодую, гладкую, здоровую кожу, надо позаботиться о том, чтобы в нашем рационе были продукты, богатые витамином В2. Известно, что здоровье и общее состояние организма человека зависят от его кожи.

Чем грозит недостаток витамина В2 в организме? Он приводит к плохому зрению, расстройству нервной системы, пищеварения, хроническим колитам, гастритам, общей слабости, различным кожным заболеваниям, нервным срывам, депрессиям, снижению сопротивляемости болезням. Если ваша кожа негладкая и нездоровая, если у вас часто появляются ячмень, герпес, фурункул — вы должны принимать продукты, богатые рибофлавином и срочно изменить свою диету, введя в нее продукты, богатые этим витамином.

Возможные заболевания Задержка роста, катаракта, поражение слизистой оболочки полости рта.

Содержится в пивных дрожжах пшеничных отрубях, печень, молоко, томаты, яйца, шпинат, капуста.




В6-пиридоксин суточная доза 1-2 мг. Витамин В6 (пиридоксин) очень важен для организма, поскольку улучшает усвоение ненасыщенных жирных кислот. Вместе с кальцием он способствует нормальному функционированию мышц и сердца и эффективному их расслаблению. Установлено, что при недостатке витамина В6 может возникнуть воспаление среднего уха.

Возможные заболевания - дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость.

Содержится - Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника

В12- цианкобаламин суточная доза 0,001-0,003 мг. витамин В12 участвует в кроветворении, регулирует углеводный и жировой обмен в организме. При его недостатке развивается малокровие — анемия.

Каковы симптомы, сопровождающие злокачественную анемию? Это усталость, слабость, жжение языка, болезни желудка, вызванные недостатком желудочного сока, трудности при ходьбе, боль в ногах. Трудно понять, как может один витамин избавить сразу от стольких неприятностей. Еще до Второй мировой войны злокачественную анемию считали неизлечимой болезнью, к ней относились как к разновидности рака. Однако на острове Шри-Ланка (Цейлон) веками лечили злокачественную анемию сырой печенью.


Возможные заболевания -злокачественная анемия

Содержится- Печень рыбы, свиней, крупного рогатого скота + синтезируется микрофлорой кишечника.




Витамин С аскорбиновая кислота суточная доза50-100 мг повышает сопротивляемость организма к инфекциям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов. Потребность в витамине С возникает зимой и весной.

Возможные заболевания – При отсутствии витамина С в пище развивается тяжелый авитаминоз – цинга. При этом человек слабеет, его устойчивость к инфекциям и неблагоприятным условиям окружающей среды снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек погибает.

Содержится- Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше свежих овощей, фруктов, квашеной капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине а также в

Перец, лимоны красная смородина, зелёный лук , молоко, печень.





Витамин Д эргокальциферол суточная доза 0,025 мг образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Отсутствие его у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят. Скелет у них формируется неправильно, искривляются кости ног. Для предупреждения болезни надо больше бывать на воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу. Пить рыбий жир.

Возможные заболевания –Рахит, ухудшение обмена кальция и фосфора.

Содержится- Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток.





Витамин Е-токоферол суточная доза 10-12 мг Витамин Е необходим всем тканям организма. Он защищает клетки крови эритроциты, улучшая транспорт кислорода к тканям. Благодаря воздействию на свертываемость крови препятствует образованию тромбов в сосудах. Используется для профилактики атеросклероза сосудов (витамин Е может только затормозить развитие атеросклероза, но не излечить от него).

Велико значение витамина для половой системы, поэтому его часто называют «витамином размножения». Он улучшает питание кожи и слизистых оболочек, благодаря чему препятствует сухости кожи, улучшает состояние волос и ногтей, способствует «омолаживанию» организма. Из-за этих свойств витамин Е в используется в составе различных косметических средств – кремов, лосьонов, шампуней, помад и даже влагалищных смазок (хотя многие ученые считают, что для того, чтобы витамины оказали свое действие, необходимо их включение в общий обмен веществ, а на местном уровне витамины не усваиваются).



Возможные заболевания –Дистрофия скелетных мышц, атрофия, бесплодие, малокровие .

Содержится- Растительные масла, Зелёные части овощей










































































































О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!