Внутренний и внешний имидж педагога
Выполнила: Учитель физики
Зорина Екатерина Сергеевна
МБОУ «Лудорвайская СОШ им. Героя Советского Союза А.М. Лушникова»
Понятие имиджа
Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов.
Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя , так и от индивидуальных особенностей ученика , его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Три составляющие имиджа:
- Внешний имидж ( мимика, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походка).
- Процессуальный имидж.
- Внутренний имидж ( внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом).
1. Внешний имидж педагога
Основной стиль учителя – это КЛАССИКА .
- Уверенность в себе и самообладание Решительность и психологическая гибкость Авторитет
- Уверенность в себе и самообладание Решительность и психологическая гибкость Авторитет
- Уверенность в себе и самообладание
- Решительность и психологическая гибкость
- Авторитет
Одежда учителя несет большую психологическую нагрузку.
Аккуратно, чисто и со вкусов одетый учитель воспитывает эти качества в учениках.
Предпочтительные цвета в одежде педагога
- Красный цвет ситуация требует создания непререкаемого авторитета, например, первое родительское собрание или важное выступление.
- Оранжевый цвет Создать благоприятную обстановку и снять нервозность при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении открытых уроков.
- Жёлтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает память и настроение.
- Зелёный цвет при всех его положительных качествах лишает обладателя права на эмоции и чувства, поэтому, его нужно использовать дозировано.
- Розовый цвет необходим при работе с маленькими детьми, поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы.
- Голубой цвет будет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда требуется дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.
- Фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач, и эту особенность нужно учесть при оформлении интерьера класса.
- Не рекомендуется часто использовать в одежде чёрный цвет , так как он способен настроить на уныние и меланхолию.
Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя.
Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним.
- Вербальное поведение. Доносить информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.
Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.
- Невербальное поведение. Это мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка.
Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.
2. Профессиональный имидж педагога
«Специальные учительские свойства»:
1. Научная подготовка учителя ( объективный характер)
- Степень знания педагогом преподаваемого предмета;
- Cтепень научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам
- Знакомство с методологией предмета, общими дидактическими принципами
- Знание свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело.
2. Личный учительский талант ( субъективный характер)
- Преподавательское искусство,
- Личный педагогический талант творчества (педагогический долг и педагогический такт, педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство).
Профессиональный педагогический долг
Совокупность требований, которые общество предъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли этого учитель или нет.
Чувство долга необходимо любому человеку, но учитель без него вообще не учитель.
Педагогическая справедливость
Качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимых» и «нелюбимых».
Справедливость – основа доверия учеников к учителю.
Отсутствие справедливости – опасный враг
- В классах задерживается формирование коллектива;
- Замедляется становление коллективистской направленности личности учащихся;
- Некоторые учащиеся превращаются в невротиков.
Профессиональная честь педагога
Предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии.
Педагогическая совесть.
Это некий общественный представитель в сознании учителя, представитель, который контролирует выполнение учителем его профессионального долга.
Совесть учителя отражает его этическую культуру.
1. Создает в коллективе атмосферу взаимоуважения.
2. Формирует у учащихся этические нормы, их нравственное поведение в обществе.
Совесть учителя должна быть неподкупной и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитывать других.
Профессионально значимые группы качеств педагога:
- качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;
- качества, которые обеспечивают владение собой;
- качества, способствующие активному воздействию на ученика.
3. Внутренний имидж педагога
«Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
К.Д. Ушинский
Социально значимые черты всесторонне развитой личности :
- духовное и физическое развитие,
- научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности, умственный и физический труд,
- знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом,
- научное образование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами.
Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.
Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению.
Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.
Портрет педагога XXI века
Компоненты личности учителя:
- Гносеологический : осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
- Аксиологический : осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
- Творческий : организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.
- Коммуникативный : способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
- Этический : способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений.
Нравственные черты характера педагога
- заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость;
- внимательность;
- разумная требовательность;
- справедливость, снисходительность, терпеливость;
- готовность к взаимопониманию и взаимопомощи;
- толерантность (терпимость);
- самообладание;
- профессиональная гордость, уверенность в себе;
- требовательность к себе и к своей работе;
- стремление к новаторству и саморазвитию;
- трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач;
- деловитость, целеустремленность, инициативность;
- правильная самооценка; подвижничество.
- визуальная привлекательность;
- вербальное поведение;
- невербальное поведение;
- манеры, этикет;
- соответствие необходимому образу;
- обаяние.
Формирование позитивного имиджа – трудоёмкий процесс, требующий систематической работы над собой, над своими не только профессиональными, но и личными проблемами, так как от успешности их решения зависит вся педагогическая деятельность. Каждый отдельный учитель не должен допускать ни в своём внешнем виде, ни в поведении портящие его репутацию ошибки.
«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен».
В.М. Шепель.
Спасибо за внимание!