СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка на тему: «Внутренний и внешний имидж педагога»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка на тему: «Внутренний и внешний имидж педагога»»

Внутренний и внешний имидж педагога Выполнила:  Учитель физики Зорина Екатерина Сергеевна МБОУ «Лудорвайская СОШ им. Героя Советского Союза А.М. Лушникова»

Внутренний и внешний имидж педагога

Выполнила: Учитель физики

Зорина Екатерина Сергеевна

МБОУ «Лудорвайская СОШ им. Героя Советского Союза А.М. Лушникова»

Понятие имиджа Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя , так и от индивидуальных особенностей ученика , его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Понятие имиджа

Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов.

Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя , так и от индивидуальных особенностей ученика , его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Три составляющие имиджа:   Внешний имидж ( мимика, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походка). Процессуальный имидж. Внутренний имидж ( внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом).

Три составляющие имиджа:

  • Внешний имидж ( мимика, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походка).
  • Процессуальный имидж.
  • Внутренний имидж ( внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом).
1. Внешний имидж педагога Основной стиль учителя – это КЛАССИКА . Уверенность в себе и самообладание Решительность и психологическая гибкость  Авторитет Уверенность в себе и самообладание Решительность и психологическая гибкость  Авторитет Уверенность в себе и самообладание Решительность и психологическая гибкость  Авторитет Одежда учителя несет большую психологическую нагрузку. Аккуратно, чисто и со вкусов одетый учитель воспитывает эти качества в учениках.

1. Внешний имидж педагога

Основной стиль учителя – это КЛАССИКА .

  • Уверенность в себе и самообладание Решительность и психологическая гибкость Авторитет
  • Уверенность в себе и самообладание Решительность и психологическая гибкость Авторитет
  • Уверенность в себе и самообладание
  • Решительность и психологическая гибкость
  • Авторитет

Одежда учителя несет большую психологическую нагрузку.

Аккуратно, чисто и со вкусов одетый учитель воспитывает эти качества в учениках.

Предпочтительные цвета в одежде педагога Красный цвет ситуация требует создания непререкаемого авторитета, например, первое родительское собрание или важное выступление. Оранжевый цвет  Создать благоприятную обстановку и снять нервозность при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении открытых уроков.   Жёлтый цвет  повышает концентрацию внимания, улучшает память и настроение. Зелёный цвет при всех его положительных качествах лишает обладателя права на эмоции и чувства, поэтому, его нужно использовать дозировано. 

Предпочтительные цвета в одежде педагога

  • Красный цвет ситуация требует создания непререкаемого авторитета, например, первое родительское собрание или важное выступление.
  • Оранжевый цвет Создать благоприятную обстановку и снять нервозность при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении открытых уроков.
  •   Жёлтый цвет  повышает концентрацию внимания, улучшает память и настроение.
  • Зелёный цвет при всех его положительных качествах лишает обладателя права на эмоции и чувства, поэтому, его нужно использовать дозировано. 
Розовый цвет  необходим при работе с маленькими детьми, поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы.  Голубой цвет будет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда требуется дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.  Фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач, и эту особенность нужно учесть при оформлении интерьера класса. Не рекомендуется часто использовать в одежде  чёрный цвет , так как он способен настроить на уныние и меланхолию.
  • Розовый цвет  необходим при работе с маленькими детьми, поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы. 
  • Голубой цвет будет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда требуется дипломатия и рациональный подход к решению проблемы. 
  • Фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач, и эту особенность нужно учесть при оформлении интерьера класса.
  • Не рекомендуется часто использовать в одежде  чёрный цвет , так как он способен настроить на уныние и меланхолию.
Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя.

Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним.

Вербальное поведение. Доносить информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Невербальное поведение. Это мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.
  • Вербальное поведение. Доносить информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.

  • Невербальное поведение. Это мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка.

Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

2. Профессиональный имидж педагога «Специальные учительские свойства»: 1. Научная подготовка учителя ( объективный характер) Степень знания педагогом преподаваемого предмета;  Cтепень научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам Знакомство с методологией предмета, общими дидактическими принципами Знание свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело. 2. Личный учительский талант ( субъективный характер) Преподавательское искусство, Личный педагогический талант творчества (педагогический долг и педагогический такт, педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство).

2. Профессиональный имидж педагога

«Специальные учительские свойства»:

1. Научная подготовка учителя ( объективный характер)

  • Степень знания педагогом преподаваемого предмета;
  • Cтепень научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам
  • Знакомство с методологией предмета, общими дидактическими принципами
  • Знание свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело.

2. Личный учительский талант ( субъективный характер)

  • Преподавательское искусство,
  • Личный педагогический талант творчества (педагогический долг и педагогический такт, педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство).
Профессиональный педагогический долг Совокупность требований, которые общество предъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли этого учитель или нет. Чувство долга необходимо любому человеку, но учитель без него вообще не учитель.

Профессиональный педагогический долг

Совокупность требований, которые общество предъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли этого учитель или нет.

Чувство долга необходимо любому человеку, но учитель без него вообще не учитель.

Педагогическая справедливость Качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимых» и «нелюбимых». Справедливость – основа доверия учеников к учителю.

Педагогическая справедливость

Качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимых» и «нелюбимых».

Справедливость – основа доверия учеников к учителю.

Отсутствие справедливости – опасный враг В классах задерживается формирование коллектива;  Замедляется становление коллективистской направленности личности учащихся; Некоторые учащиеся превращаются в невротиков.

Отсутствие справедливости – опасный враг

  • В классах задерживается формирование коллектива;
  • Замедляется становление коллективистской направленности личности учащихся;
  • Некоторые учащиеся превращаются в невротиков.
Профессиональная честь педагога Предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии.

Профессиональная честь педагога

Предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии.

Педагогическая совесть. Это некий общественный представитель в сознании учителя, представитель, который контролирует выполнение учителем его профессионального долга. Совесть учителя отражает его этическую культуру. 1. Создает в коллективе атмосферу взаимоуважения. 2. Формирует у учащихся этические нормы, их нравственное поведение в обществе. Совесть учителя должна быть неподкупной и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитывать других.

Педагогическая совесть.

Это некий общественный представитель в сознании учителя, представитель, который контролирует выполнение учителем его профессионального долга.

Совесть учителя отражает его этическую культуру.

1. Создает в коллективе атмосферу взаимоуважения.

2. Формирует у учащихся этические нормы, их нравственное поведение в обществе.

Совесть учителя должна быть неподкупной и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитывать других.

Профессионально значимые группы качеств педагога: качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему; качества, которые обеспечивают владение собой; качества, способствующие активному воздействию на ученика.

Профессионально значимые группы качеств педагога:

  • качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;
  • качества, которые обеспечивают владение собой;
  • качества, способствующие активному воздействию на ученика.
3. Внутренний имидж педагога «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». К.Д. Ушинский Социально значимые черты всесторонне развитой личности : духовное и физическое развитие, научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности, умственный и физический труд, знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом, научное образование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами. Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.

3. Внутренний имидж педагога

«Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

К.Д. Ушинский

Социально значимые черты всесторонне развитой личности :

  • духовное и физическое развитие,
  • научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности, умственный и физический труд,
  • знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом,
  • научное образование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами.

Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.

Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.

Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению.

Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.

Портрет педагога XXI века

Компоненты личности учителя:

  • Гносеологический : осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
  • Аксиологический : осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
  • Творческий : организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.
  • Коммуникативный : способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
  • Этический : способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений.
Нравственные черты характера педагога заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество. визуальная привлекательность; вербальное поведение; невербальное поведение; манеры, этикет; соответствие необходимому образу; обаяние.

Нравственные черты характера педагога

  • заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость;
  • внимательность;
  • разумная требовательность;
  • справедливость, снисходительность, терпеливость;
  • готовность к взаимопониманию и взаимопомощи;
  • толерантность (терпимость);
  • самообладание;
  • профессиональная гордость, уверенность в себе;
  • требовательность к себе и к своей работе;
  • стремление к новаторству и саморазвитию;
  • трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач;
  • деловитость, целеустремленность, инициативность;
  • правильная самооценка; подвижничество.
  • визуальная привлекательность;
  • вербальное поведение;
  • невербальное поведение;
  • манеры, этикет;
  • соответствие необходимому образу;
  • обаяние.
Формирование позитивного имиджа – трудоёмкий процесс, требующий систематической работы над собой, над своими не только профессиональными, но и личными проблемами, так как от успешности их решения зависит вся педагогическая деятельность. Каждый отдельный учитель не должен допускать ни в своём внешнем виде, ни в поведении портящие его репутацию ошибки. «Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен».  В.М. Шепель.

Формирование позитивного имиджа – трудоёмкий процесс, требующий систематической работы над собой, над своими не только профессиональными, но и личными проблемами, так как от успешности их решения зависит вся педагогическая деятельность. Каждый отдельный учитель не должен допускать ни в своём внешнем виде, ни в поведении портящие его репутацию ошибки.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен».

В.М. Шепель.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!