СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка на Конкурс юных педагогов "Школа Росатома" Лесной

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка посвящена педпгогу - Дятловой В.П., проработавшей старшей пионерской вожатой более 50 лет.

Просмотр содержимого документа
«Классный час Беспокойное сердце»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Название мероприятия: «Учителя, взрастившие целый город».

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ: «БЕСПОКОЙНОЕ СЕРДЦЕ»

Устный журнал: «Беспокойное сердце» о старейшем педагоге школы-интерната№63 Дятловой Вере Павловне, проработавшей в школе-интернате №63 более 50 лет.

Цель: сформировать представление о личности старейшего педагога Дятловой Веры Павловны.

Задачи:

образовательные:

  • подвести обучающихся к пониманию важности труда педагога и его роли в истории государства;

  • повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности.

Развивающие:

  • развивать умения работы с различными информационными источниками;

  • умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;

  • продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности;

  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия).

Форма мероприятия: устный журнал.

Ход. (Мероприятие сопровождается презентацией).

Звучит музыка.

1. Вступительное слово.

Матвей: - Здравствуйте!

Софья: - Здравствуйте! Сегодня мы предлагаем вам создать устный журнал: «ЖЗЛ» - Жизнь Замечательных Людей. Мы начинаем цикл встреч, на которых будем знакомиться с жизнью и деятельностью интересных людей города..

Софья: - В 2017 году город Лесной отмечает 70-летие. Наш город гордится педагогами, отдавшим профессии большую часть своей жизни и воспитавшим ни одно поколение жителей Лесного. Именно таким человеком была Вера Павловна Дятлова. И мы предлагаем выпустить первый номер журнала об этом педагоге.

Матвей: - Для начала мы разделимся на группы. Первая группа, исследователи, изучит работу: «Шаги в бессмертие», посвященную истории 10-го Уральского Добровольческого Танкового корпуса. И даст нам ответ на вопрос: «Как история УДТКа связана с судьбой Веры Павловны Дятловой?».

Вторая группа - по сохранившимся архивным документам составит рассказ о встрече Веры Павловны с историческими личностями.

Третья группа, корреспонденты, возьмут интервью у коллеги Дятловой Веры Павловны – Салтыковой Ларисы Федоровны, учителя русского языка и литературы, присутствующей сегодня здесь. Лариса Федоровна более 20 лет проработала вместе с Верой Павловной в школе-интернате №63. Вам нужно написать статью о знаменитых выпускниках Дятловой В.П.

(Обучающиеся работают в группах в течение 15 минут).

Матвей: - 2010 год был объявлен в нашей стране Годом учителя. И именно в этом году ушла из жизни Вера Павловна. Ей было79 лет. Более 50 лет она работала с детьми. В городе ее называли «бессменной пионерской вожатой».

Софья: - Вера Павловна работала пионерской вожатой и во Всесоюзных пионерских лагерях «Артек» и «Орленок». Она была убеждена, что дети должны быть организованы и их досугом должны руководить взрослые. До последних дней существовал Пионерский отряд при школе-интернате №63, которым руководила Вера Павловна. Она понимала, что сейчас другое время, и пионерское движение в том виде, в котором оно было, должно измениться. Раньше в пионеры принимали самых лучших, самых достойных, а она в свой отряд брала «трудных» детей, потому что именно им, в первую очередь, нужна была помощь.

Матвей: - Главным направлением работы Веры Павловны было патриотическое воспитание. Она как патриот своей Родины считала, что ребята обязаны знать историю своего государства и людей, которые эту историю творят. «Ведь без прошлого нет настоящего», - любила повторять вожатая.

Софья: - Страница первая. Патриоты.

Исследователи, изучив раздаточный материал: «Шаги в бессмертие» расскажут об истории формирования УДТКа, о героях-танкистах и отце Веры Павловны Дятловой, Глебове Павле Федоровиче, который в 1943 году был зачислен в состав корпуса механиком-водителем. Вместе со своим экипажем Павел Федорович прошел путь через Орлово-Курскую дугу, Брянск, Львов, освобождал Польшу, штурмовал Берлин. Горел в танках, был обстрелян, но выходил из боя победителем. Многие из его товарищей погибли, а его с новым экипажем погрузили на платформы и отправили на Дальний Восток, на борьбу с Японией. Павел Федорович был награжден орденами «Красной Звезды», «За победу над Германией», «За победу над Японией», медалью «20 лет победы в Великой Отечественной войне».

Матвей: - А мы листаем дальше наш журнал. Страница вторая. Встреча с интересными людьми.

Выступление второй группы. Обучающиеся, проработав архивный материал, рассказывают о встрече Веры Павловны с матерью героя Великой Отечественной войны Олега Кошевого, о работе с Уральским писателем П.П. Бажовым, и поездке на конференцию в Москву, где состоялась встреча с первым космонавтом Ю.А. Гагариным.

Софья: - Третья страница нашего устного журнала: «Воспитанники Веры Павловны».

Третья группа брала интервью у Салтыковой Л.Ф. и рассказывает о знаменитых выпускниках Дятловой Веры Павловны:

Силкина Тамара – чемпион «Артека» в беговых дисциплинах, награждена Большим Лавровым венком.

Капустин Михаил – неоднократный чемпион Советского Союза по городкам.

Попов Александр – мастер спорта по лыжам.

Белецкая Любовь – чемпионка России по стрельбе, мастер спорта.

Андреев Михаил, Жданов Сергей, Жиделёв Александр, Другова Галина – награждены «Мастер золотые руки», работники ЭХП.

Голохвастов Павел – тренер по боксу, работает в городе.

Веденькова Людмила – работает тренером в городе.

Михневич Оксана – директор Детского Дома творчества в городе Нижний Тагил.

Гущин Евгений – начальник отдела социальной политики г. Лесного.

Молодоженцев Владимир – долгие годы был председателем городской Думы г. Лесного.

Приходько (Калинина) Людмила ( ныне пенсионер) – бывший директор школы №71, которую сейчас возглавляет ее дочь.

Кузнецов Александр – полковник, преподаватель военной кафедры в медицинском институте города Нижний Новгород, после окончания военного училища работал начальником военно-медицинской службы пограничных войск в Туркмении.

Заключительное слово учителя.

Софья: - За многолетний добросовестный труд Вера Павловна была награждена многими знаками отличия. Когда она надевала свой парадный пиджак, ей завидовали и взрослые, и дети. Кажется, невозможно заработать столько наград, а у нее они есть.

Матвей: - Итогом ее деятельности стало создание музея в школе-интернате №63. Вместе с пионерами она отбирала материалы, оформляла стенды, собирала документы, фотографии, создавала летописи, готовила экскурсоводов. В музее проводились выставки, проходили классные часы, приемы детей в пионеры.

Софья: - Вот какой необыкновенный человек работал в школе-интернате, в которой учились ещё и воспитанники Детского дома. Без Веры Павловны школа осиротела. Конечно, в городе работают талантливые люди, но Вера Павловна была особенной. На всех у нее хватало время, всем дарила она тепло своего сердца, всегда приходила на помощь. Почему она воспитала так много замечательных людей? Да потому, что ей руководила Любовь, а любовь вселяла Надежду, а надежду Веру. Веру, что из каждого маленького человечка вырастит настоящий патриот своей Родины, который будет служить Отчизне Верой и Правдой.

Вера Павловна была настоящим учителем и для детей, и для взрослых. Если бы мне поручили воздвигнуть памятник Учителю, я бы его сделала в виде рук, держащих бьющееся сердце. Именно свое беспокойное сердце отдала людям Вера Павловна.

И я уверена, что жизнь будет продолжаться на Земле до тех пор, пока будут биться беспокойные сердца.

Вот и закончились странички нашего журнала.

Ребята, большое спасибо за ваш труд, вы провели огромную исследовательскую работу, и я предлагаю рассказать о Вере Павловне другим людям.


9



Просмотр содержимого документа
«ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ДЯТЛОВЙО В П»

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

ИЗ ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №63.

В 60-70-е гг 20 века школе-интернате №63 была традиция ездить по местам боевой славы. Сохранились документы и свидетельства о поездке учащихся в город Краснодон, где в годы Великой Отечественной войны боролась с фашизмом комсомольская организация, возглавляемая Олегом Кошевым. Там произошла историческая встреча с матерью героя. Елена Николаевна Кошевая подписала ребятам книгу «Памяти погибших», рассказала о своем сыне и его друзьях и пожелала ребятам: «Свято оберегайте великое звание Советского Человека, воспитывайте в себе граждан, тружеников и борцов».

После поездки пионерская организация школы-интерната решила зачислить в свои воспитанники Героя Советского Союза Олега Кошевого. Сохранился дневник, где учащиеся зарабатывали отличные отметки.

Удивительные люди всегда встречаются и дружат с интересными людьми. Таких друзей у Веры Павловны было много.

Оказывается, Вера Павловна была хорошо знакома с Павлом Петровичем Бажовым. В 1947 году она училась в школе старших пионерских вожатых в городе Свердловске. Ей, как одной из самых активных учащихся, доверили пригласить Павла Петровича на вечер встречи с вожатыми. Они познакомились, и завязалась дружба. Это были добрые, неравнодушные, увлеченные люди, готовые прийти в любой момент на помощь нуждающимся. Вера Павловна стала не просто другом П.В. Бажова, но и помощником: она переписывала рукописи, выполняла различные поручения, была одной из первых слушательницей его знаменитых уральских сказов. А Павел Петрович помогал молодым вожатым готовить спектакли по своим произведениям, был критиком и зрителем, любил общаться с молодежью во Дворце пионеров.

Мы написали письмо семье Бажовых с целью получения доказательств этой дружбы. Мы надеемся, что в архивах семьи сохранены черновики Павла Петровича, написанные рукой Веры Павловны.

Документы: приглашения, программку на Всесоюзную научно-методическую конференцию в Москве, где состоялась встреча Веры Павловны с первым космонавтом планеты – Юрием Алексеевичем Гагариным. А воспоминания об этой встречи нам предоставили выпускники прошлых лет.

Это был 1963 год. Программа культурного обслуживания участников конференции была очень насыщенной. 7 февраля комсомольские активисты должны были посмотреть фильм о Гагарине.

Вера Павловна зашла в зал одной из первых. Ей очень хотелось сидеть на первом ряду. Надо сказать, ей всегда и везде хотелось быть первой. Место она заняла, но вскоре всех сидящих в первом ряду попросили пересесть, так как туда сели девушки в «одинаковых красивых платьях». А Вера Павловна нашла себе место в третьем ряду с краю. Начался показ фильма о первом космонавте Юрии Гагарине. Все с интересом смотрели и слушали объяснения диктора. И вот показали кадр, как Ил - 18 за номером 75717 14 апреля 1961 года, окруженный почетной семеркой маленьких самолетов, приземлился во Внуково. Ушли в облака истребители. Легкий толчок. И вот уже Юра быстро сбежал по трапу, зашагал к трибуне ровно, бодро. Зрители разглядели все, даже увидели, что шнурок на его ботинке развязался. Весь зал замер, кажется, все умоляли Юру: «Не наступи! Не упади!». А он все шел. И тут в зале зажегся свет. По дорожке от экрана в зал шел «живой» Юра. Но этого же просто не может быть. Участники, а это были молодые, неравнодушные люди, замерли. Увидеть Юру - этого никто не ожидал. А потом начался шквал оваций. Все вскочили с мест, кричали, хлопали в ладоши, плакали, скандировали. 30 минут люди приветствовали первого космонавта планеты.

Вера Павловна успела добежать до первого ряда. Здесь и произошло их знакомство.

Родники.

Одно из последних направлений работы с пионерами Веры Павловны - это было участие в областной программе: «Родники». Вера Павловна считала, что есть нечто заставляющее человека стать на колени не только, чтобы утолить жажду в жаркий полдень, а еще удивляться чуду рождения. Это рождение водного источника, родника, в глубинах матушки-земли. Она верила, что это чудотворная вода. Вместе с пионерами Вера Павловна ухаживала за «хрупкими ключиками», которые дают силу и жизнь. Дети эту воду носили ветеранам.

В память о Вере Павловне один из родников назван ее именем.






2


Просмотр содержимого документа
«ШАГИ В БЕССМЕРТИЕ»










ШАГИ В БЕССМЕРТИЕ


Материалы

из фондов школьного музея,

посвященные 65-летию 10-го Уральского

Добровольческого Танкового корпуса





















РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Квасова Е.А.

КОНСУЛЬТАНТ: Салтыкова Лариса Федоровна, учитель русского языка и литературы,

ИСПОЛНИТЕЛИ: Зверева Екатерина, ученица 8 кл., Зверева Елизавета, ученица 8 кл., Беляева Алина, 7 кл., Александров Андрей, 8 кл, Седойкина Руслана, 8 кл.

ЦИФРОВОЕ ФОТО: Калинина Татьяна Дмитриевна, Кривенков Вячеслав, 8кл.

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС: 624200, Свердловская область, г. Лесной, Дорожный проезд 19.

ТЕЛЕФОН: (34342) 4-81-69





СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

Введение

4

1. Экскурсия по передвижной выставке


1.1Историческая справка

6

1.2Из воспоминаний Ивана Ивановича Астраханцева

8

1.3Из воспоминаний Веры Павловны Дятловой о боевом пути ее отца

10

1.4 Подсарайнов Владимир Васильевич

12

1.5 Из воспоминаний ветерана корпуса Кабанова Павла Васильевича

14

Заключение

16

Список использованной литературы

18

Приложения

19

ВВЕДЕНИЕ

- Здравствуйте, уважаемые гости.

Вы находитесь в музее истории школы-интерната №63.

Сегодня мы хотим познакомить вас с экспонатами музея, представить жемчужину нашей экспозиции - передвижную выставку, посвященную 65-летию 10-го Уральского Добровольческого Танкового корпуса.

- Девиз нашего школьного музея:

- Он был основан в 2006 году, в год 50-летия школы-интерната. Основателем школьного музея, его первым руководителем стала Дятлова Вера Павлова, педагогический стаж которой более 56 лет.



С каждым годом события Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. В настоящее время солдатскую гимнастерку и солдатский котелок можно увидеть только в музеях. Но участники Великой Отечественной войны и труженики тыла, на плечи которых выпали все тяготы и лишения, голод и холод, эвакуация, бомбежки, работа на заводах и фабриках по 12 -18 часов, а то и сутками, будут помнить об этом, пока живы.

Фронтовики не щадили себя ни в военное лихолетье, ни потом, в мирные дни, жили честно, на компромиссы с честью не шли.

Традиции ветеранов, закаленных в сражениях, имеющих богатый жизненный, боевой, трудовой опыт, мы должна сохранить и передать потомкам. Надо «вернуть память» поколению, которое не видело войны, но должно о ней знать.

Одним из направлений работы музея – патриотическое воспитание. Традиционной уже стала работа учащихся по сбору материла об участниках Великой Отечественной войны.

В 2008 году исполняется 65 лет со дня создания 10-го Уральского Добровольческого Танкового корпуса. И музей начал работу по изучению формирования легендарного корпуса и поиску его ветеранов.

Задачи, которые поставили перед собой активисты музея:

- посетить музей танкового строения «Уралвагонзавода» в городе Нижний Тагил. (Именно этот завод стал базой формирования Уральского добровольческого корпуса);

- найти и организовать встречи ветеранов с учащимися нашей школы и записать их воспоминания;

- в школьном музее оформить стенды, посвященные героям-танкистам

- провести уроки мужества, посвященные героям 10 УДТК, в школьном музее.

В работе использованы воспоминания ветеранов добровольческого корпуса Астраханцева Ивана Ивановича и Кабанова Павла Васильевича, с которыми состоялась встреча, а также материалы из книг: «Нижнетуринцы в боях за Родину», Н.Тура, 2003, «История Урала с древнейших времен до наших дней», /Под ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова, Екатеринбург. 2006, личных архивов.

Была организована поездка в музей при заводе «Уралвагонзавода» города Нижний Тагил, где познакомились с историей формирования 10-го УДТК и с историей создания боевой техники.(Приложение)

1. ЭКСКУРСИЯ ПО ПЕРЕДВИЖНОЙ ВЫСТАВКЕ

1.1.ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Память – это история. Нет памяти – нет истории. Но историю создают люди: известные и неизвестные. Таких людей было немало и на Урале. Им мы благодарны, прежде всего, за мир в нашем доме.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло около 2 млн. уральцев, из которых более 600тыс. не вернулись.

В 2008 году уральцы отмечали 65-летие Уральского добровольческого танкового корпуса.

В конце 1942 г. рабочие Уралвагонзавода и Уралмаша выдвинули предложение: сделаем сверхплановые танки и самоходки и поведем их в бой. Эта идея получила широкую поддержку трудящихся Урала.

Большой патриотический подъем захлестнул рабочих Урала. В течение нескольких дней было подано более 110 тысяч заявлений добровольцев о зачислении их в корпус. Было зачислено 9 тысяч 600 человек.

Вооружение и полное оснащение корпуса производилось за счет сверхплановой продукции, созданной о внеурочное время. Все это выкупалось на собранные средства трудящихся Урала.

Так, Свердловская область внесла на формирование корпуса свыше 70 миллионов.

11 марта 1943 года корпусу и частям, входящим в его состав, присвоены номера и наименования.В начале июня 1943 года добровольческий танковый корпус был готов к отправке на фронт. 26 октября 1949 года приказом Наркома обороны 30-й танковый корпус преобразован в гвардейский и стал именоваться 10-м гвардейским Уральским добровольческим танковым корпусом.

Более 3800 км прошел Уральский добровольческий танковый корпус по фронтовым дорогам. За проявленную отвагу в боях за Отечество, стойкость, мужество, смелость, дисциплину, организованность и умелое выполнение боевых задач 10-й гвардейский танковый корпус за освобождение города Львова получил почетное наименование – Львовский, а затем был трижды награжден боевыми орденами и стал именоваться 10-й гвардейский танковый Уральско-Львовский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова добровольческий корпус.

35-ти командирам и бойцам – гвардейцам присвоено звание Героя Советского Союза. 21 воин стали кавалерами орденов Славы трех степеней, сотни воинов награждены орденами и медалями. Таков далеко не полно освещенный героический путь воинов добровольческого корпуса.

1.2 ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ИВАНА ИВАНОВИЧА АСТРАХАНЦЕВА

- Данный стенд посвящен Иван Ивановичу Астраханцеву, который в настоящее время проживает в городе Нижняя Тура и находится на заслуженном отдыхе. Из воспоминаний И.И. Астраханцева.

- Я попал в танковый корпус из Серовского района. Вместе со своими земляками, такими же юнцами, как и я – Юрой Киселевым, Васей Скоробогатовым, Витей Ходыревым. Это было в марте 1943 года.

Сначала шло формирование, потом отправились на учебу. Учились в обстановке, приближенной к боевой, учились по 12-16 часов в сутки, как говорят до седьмого пота. В июне мы уже получили удостоверения механиков-водителей.

Первое боевое «крещение» принял на подступах к Орлу, в районе деревни Бессоновки. Выгрузились из эшелона ночью. Только где-то далеко на западе вспыхивали временами ракеты. Оттуда доносился приглушенный расстоянием гул боя.

И мы почувствовали себя на войне.

Вскоре колонна уже на марше. В этот день пришлось встретиться с фашистами. Форсировали какую-то речку, пошли по лощине, заросшей кустарником, и, поднявшись на небольшую возвышенность, неожиданно напоролись на боевые порядки противника. Получили приказ «Не останавливаться!» Смяли несколько пушек и пулеметов, прошлись по окопам. Первый бой для нашего экипажа закончился благополучно. Но первый есть первый – руки долго еще дрожали от напряжения. Да и от страха тоже.

Наступление продолжалось. Уже на окраине деревни, впервые встретились с фашистскими танками. Один удалось подбить. Но, чтобы самим не попасть под снаряды, приходилось «рыскать» из

стороны в сторону, искать укрытия, а потом снова выскакивать на ударную позицию. Но так продолжалось недолго. Один раз, когда мы совсем уже было укрылись за кирпичной стеной какого-то сарая, раздался взрыв, танк сильно тряхнуло, а потом он сам собой стал разворачиваться на месте. «Гусеница..», - мелькнуло в голове. Мы вылезли из танка, чтобы исправить повреждение. Бой гремел со всех сторон. Только я начал снимать поврежденный трак, как рядом снова ухнуло.

Одним осколком зацепило руку, другой угодило в голову…

После лечения в госпитале города Иваново, мне повезло, я вернулся в свою бригаду Уральского добровольческого корпуса.

Запомнилось торжество по случаю вручения корпусу гвардейского знамени. Части выстроились на лесной поляне, окруженной лесом. Приезжали представители уральских областей. Они привезли множество подарков. Играл духовой оркестр. Отличившимся командование вручало награды. Я получил тогда орден Красной Звезды.

В сорок четвертом меня опять тяжело ранило. В госпитале вытащили из меня три пули. Потом «нашли» еще одну… Начались скитания по госпиталям: Житомир, Новоград-Волынский, Киев, Кыштым… Меня комиссовали . Но долго я еще не расставался с медиками. Раны давали себя знать, и хирургам еще 13 раз приходилось вмешиваться и устранять последствия войны, оставленные на моем теле…

- Не смотря на преклонный возраст, Иван Иванович Астраханцев частый гость в школах города, не только Нижней Туры, но и Лесного. Ветеран считает своим долгом рассказывать о тех страшных событиях, участником которых он был.

1.3 ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ ДЯТЛОВОЙ О БОЕВОМ ПУТИ ЕЕ ОТЦА

- Следующий стенд расскажет вам о боевом пути Павла Федоровича Глебова. Его уже нет в живых, поэтому интервью мы брали у Веры Павловы Дятловой, его дочери и руководителя нашего школьного музея.

- Когда началась Великая Отечественная война Павел Федорович, мой отец, работал на заводе г.Нижняя Тура.

В 1942 году он подает заявление с просьбой об отправки его в армию, но получил отказ. «Стране нужны квалифицированные рабочие руки, а армии нужны снаряды».

Наступил 1943 год. Все уральцы знали о формировании добровольческого танкового корпуса.

Павел Федорович опять подает заявление с просьбой отправить его на фронт, но о таком он даже и не мечтал. Его зачисляют в состав корпуса механиком-водителем. А потом были суровые будни.

Вместе со своим экипажем Павел Федорович прошел путь через Орлово-Курскую дугу, Брянск, Львов, освобождал Польшу, штурмовал Берлин. Горел в танках, был обстрелян, но выходил из боя победителем. Многие из его товарищей погибли, а его с новым экипажем погрузили на платформы и отправили на Дальний Восток, на борьбу с Японией.

С детства мне запомнился рассказ отца о взятии Берлина. Войска все ближе подходили к городу. 16 апреля в 5.00 началась тридцатиминутная артиллерийская и авиационная подготовка к прорыву обороны и наступлению в пределы Берлина. «Мы верили и не верили себе. Мы находились в самом центре фашизма. Мы дошли». Все было готово к основному решительному удару. Это

сражение папа помнил всю свою жизнь. Сколько раз уже после войны во сне он проживал эти минуты снова и снова. На участке главного удара вспыхнуло 140 прожекторов, но об этом он узнал много позже. А тогда это было море света, огромное количество страшных металлических конструкций, шквал огня и огромное желание выжить. Было страшно и величественно. Прожектора заливали ярким светом поле боя, ослепляя врага. Враг был ошеломлен новинкой применения осветительных приборов. Противник вел оборону из жилых зданий, заводских корпусов, подвалов. Для борьбы с нашими танками применили фаустпатроны. Бои шли за каждую улицу, дом. 3 мая 1945 года Берлин пал. Мы оставили свои автографы на стенах фашистского Рейхстага. В воздухе витал вкус победы!»

Павел Федорович был награжден орденами «Красной Звезды», «За победу над Германией», «За победу над Японией», медалью «20 лет победы в Великой Отечественной войне».












1.4 ПОДСАРАЙНОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ


- Ветераном Уральского добровольческого танкового корпуса был и внучатый дедушка выпускницы нашей школы Каримовой Надежды – Подсарайнов Владимир Васильевич.

Благодаря сохранившемуся семейному архиву мы сумели узнать о боевом пути этого замечательного человека и его самоотверженной борьбе с гитлеровцами.

Подсарайнов Владимир Васильевич родился в 1925 году. В 17 лет ушел на фронт, был ранен, вернулся в родной поселок Красный Урал.

Узнал о создании добровольческого танкового корпуса и, не раздумывая, подал заявление о зачисление в состав корпуса.

«Учился на танкиста. И вот уже укомплектован экипаж. Молодые ребята в новеньком обмундировании прибыли на Уралвагонзавод. Получили машину Т-34 только что с конвейера, Владимир – наводчик.

С прииска приехал отец. Встретились. Отец передал ему на дорогу сверсток с домашней снедью, обнял, поцеловал. И Владимир уехал…

Гвардейская танковая часть вела ожесточенные бои – уничтожалась окруженная вражеская группировка. Вихрем обрушилась машина Владимира Подсарайного на вражескую колонну. До смерти перепуганные гитлеровцы разбежались в разные стороны. А танк мял, давил гусеницами автомашины, повозки, пушки. Сержант Владимир Подсарайнов в упор расстреливал из орудия вражескую технику.»

«..Этот рубеж был сильно укреплен. Гитлеровцы оказывали отчаянное сопротивление. В самый разгар боя мимо наших бойцов промчалась «тридцатьчетверка». Из окопов поднялись бойцы и побежали за танком. Подавив пулеметные минометные точки, танкисты сломили сопротивление врага, в образовавшуюся брешь устремились наши пехотинцы. Танк все дальше гнал противника. Из засады ударила пушка – снарядом свернуло башню, убило командира – Сергеенко. Бой продолжали втроем. Владимир бил из орудия по огневым точкам.

Снова оглушительный удар – заглох двигатель. Копытов включил радиостанцию.

- Мы окружены. Будем драться.

Это были последние слова экипажа.

Кончились боеприпасы. Теперь фашисты наседали со всех сторон. Из укрытия выползли самоходные орудия «фердинанды». По броне застучали чем-то металлическим.

-Русс, вылезай! Сдавайся!

Люки были крепко закрыты. Фашисты взорвали танк».

Так Владимир Подсарайнов шагнул в бессмертие. Было ему девятнадцать лет.


1.5 ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА КОРПУСА

КАБАНОВА ПАВЛА ВАСИЛЬЕВИЧА


- Группа поисковиков нашли еще одного участника 10-го УДТК. Это тоже житель города Нижняя Тура. Кабанов Павел Васильевич поделился с нами своими воспоминаниями.

- В 1943 году, когда я окончил девять классов, получил повестку о призыве в Армию. Разговор с военкомом был кратким: «Направляетесь на шестимесячные курсы радистов».

Полгода напряженной учебы пролетели так быстро, что увлеченной для себя полувоенной обстановкой, почувствовал конец учебы только тогда, когда загрузился в эшелон. «Все, - подумал я, - теперь фронт». Куда отправят? Где им придется встретиться с врагом? Что нас ждет впереди?

Отдельный минометный полк, в который был зачислен я, действовал в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. В первом же бою мне, радисту, пришлось корректировать огонь минометных батарей, и выполнял эту работу старательно. Знал: ни одна мина не должна пролететь мимо, корректировка должна быть предельно точной.

…Мы успешно выполняли боевые задачи, освобождая от немецко-фашистских оккупантов города и села Белоруссии. Боевые действия проходили на территории братской Польши. Враг неистово сопротивлялся. Особенно тяжелыми были сражения на подступах к Варшаве. Вот здесь-то, в одном из боев, я получил тяжелое ранение в голову. Погибли командир и связной. А для меня начались бесконечные испытания на физическую выносливость. Меня перевозили из госпиталя в госпиталь. Я побывал и в Бресте, и в Тбилиси. Операции стали моими спутниками.

За отличные боевые действия Кабанову Павлу Васильевичу были объявлены две благодарности приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза т. Сталина И.В.

Он награжден орденом «Отечественной войны 1 степени», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и другими одиннадцатью юбилейными медалями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В ходе работы музея по изучению формирования 10-го УДТК мы пришли к следующему выводу:

- в годы Великой Отечественной войны из числа добровольцев создано мощное танковое соединение, полностью оснащенное оружием и боевой техникой на средства трудящихся Урала;

- вооружение и полное оснащение корпуса производилось за счет сверхплановой продукции, созданной во внерабочее время на заводах Уралвагонзавода и Уралмаша;

- трудящиеся Урала проявили небывалый патриотизм в борьбе с фашизмом за освобождение своей Родины;

- узнали об уникальной книге «Нижнетуринцы в боях за Родину», которую выпустили сами оставшиеся в живых солдаты. Они решили увековечить память тех, кто служил в этом легендарном танковом корпусе. Огромный труд проделали эти немолодые люди: нашли родственников, взяли из личного архивах воспоминания, восстановили биографии воинов. Очень старались, хотя в книгу, к сожалению, попали не все герои, как не попал в нее и Павел Федорович Глебов. Книга вышла на деньги ветеранов, конечно, малым тиражом. Но тем она и ценна. Ее писали не профессионалы, но она написана сердцами тех, кто воевал, дожил, выжил и преподал нам урок памяти и мужества. Своих скромных героев надо помнить.

Был собран материал по теме, а также проведены 7 уроков мужества в школьном музее (3-9 классы), организованы 2 встречи с ветеранами для учащихся 3-4классов, 5-9 классов.

Зверева Екатерина, ученица 8 класса принимала участие в городской научно-практической конференции с исследовательской работой по теме: «История Уральского добровольческого танкового корпуса в воспоминаниях ветеранов».

Считаем необходимым продолжить эту поисковую работу, «вернуть память» поколению, которое не видело войны, но должны о ней знать.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. «История Урала с древнейших времен до наших дней», /Под ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова, Екатеринбург. 2006.

  2. «Нижнетуринцы в боях за Родину»/ Под ред. А.Н. Смирновой Н.Тура, 2003.

  3. Ему было всего девятнадцать // Артемьев В.Г. « За Победу» . 6 мая 1975г.Стр.6.

  4. Уральскому танковому корпусу – 65 лет!// И. Астраханцев, П Кабанов. Радар. 29 ноября 2007. г.Лесной. стр.6



















П Р И Л О Ж Е Н И Я


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!