СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка на городской конкурс воспитательных практик по теме "Профориентационный нетворкинг"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка на городской конкурс воспитательных практик по теме "Профориентационный нетворкинг"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1









Городской конкурс воспитательных практик

«Новые идеи воспитания»


ПРОЕКТ

«Профориентационный нетворкинг - воспитательная практика»










Разработали:

Заместитель директора по ВР

Костылева Марина Вячеславовна,

marina.kostyleva@rambler.ru

8-914-165-40-17


Советник директора по ВР

Малявин Даниил Алексеевич,

mda23.00@mail.ru

8-924-480-32-31









ХАБАРОВСК, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………….………………………………………………………..3

  1. Понятие «профориентационного нетворкинга» ……………………….…....4

  2. «Профориентационный нетворкинг» как воспитательная практика……...7

  3. Реализация воспитательной практики ……………………………………...10

  4. Рефлексия……………………………………………………………………..12

  5. Приложение 1………………………………………………………………...15

  6. Приложение 2………………………………………………………………...18

  7. Приложение 3………………………………………………………………...23



























ВВЕДЕНИЕ

Профориентационная работа в настоящее время стала модной и повсеместной, в каждом учебном учреждении реализуются несколько профориентационных проектов одновременно. Да, профессиональная ориентация стала разнообразной и насыщенной. Однако во всем этом многообразии практик отсутствует системность. Набор разнородных, не связанных друг с другом и часто дублирующих друг друга профориентационных практик, одновременно реализуемых самыми разными субъектами, операторами и провайдерами – вот чем чаще всего является профориентационная работа. Отсюда вытекает другая проблема. Не имея понимания зачем нужна подобная работа, как эффективно её организовать и какие результаты можно получить, не только дети, но и сами педагоги не всегда заинтересованы в реализации профориентационных практик. Как же привить интерес к профориентации? Конечно, только собственный практический опыт профессионального самоопределения, осмысленный сначала при помощи педагогов, а потом и самостоятельно поможет повысить мотивацию, дать наиболее полное представление о всем многообразии профессий.

Актуальность предложенного нами комплекса взаимодополняющих воспитательных практик – «профориентационного нетворкинга» заключается в реализации нового подхода к практической ориентации школьников.

Целью воспитательной практики является осознанное погружение учащихся в профориентационную работу посредством нового, первого в городе профориентационного проекта, включающего в себя систему мероприятий, открывающих доступ к новым возможностям исследования профессиий практическим путем.

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- Провести подготовительную профориентационную работу;

- Организовать встречи и беседы с родителями и учителями;

- Провести анкетирование с целью выявления основных профессиональных сфер, интересующих учеников;

- Организовать серию профориентационных мероприятий, а также рефлексию после каждого из них;

1. ПОНЯТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО НЕТВОРКИНГА

«Нетворкинг» в широком смысле означает – деятельность по созданию системы полезных для бизнеса или профессиональной деятельности социальных контактов, связей, актуальных либо перспективных. Использование понятия «нетворкинг» в профориентационном контексте требует, прежде всего, выявления тех субъектов, между которыми целесообразно выстраивание связей, полезных для достижения целей профориентации.

«Профориентационный нетворкинг» – это непрерывный процесс, предполагающий систематическую, последовательную и преемственную работу со всеми возрастами (как и процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения), а также организация взаимовыгодных полезных связей для будущего самоопределения.

Основной инструмент «профориентационного нетворкинга» – коммуникативная площадка, в рамках которой обеспечены условия для встречи, знакомства и диалога учащегося, родителя и работодателя. В качестве одного из возможных вариантов такой площадкой может стать школа, колледж или ВУЗ.

Целью «профориентационного нетворкинга» является формирование системы актуальных и перспективных связей, значимых для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения обучающихся.

Среди задач «профориентационного нетворкинга» можно выделить:

- педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся посредством серии погружений в реальный социально - профессиональный контекст и с использованием практикоориентированных форм сопровождения профессионального выбора;

- активное взаимодействие с родительской общественностью с целью установления прочных связей и активизации совместной работы;

- просветительская деятельность среди педагогов, целью которой является разъяснение необходимости взаимодействия с родительской общественностью, а также представителями различных предприятий, являющихся площадками для профориентационных мероприятий.

От решения этих задач напрямую зависит не только успешность самого профориентационного нетворкинга, но и достижение конечной цели профориентационной работы.

Итак, какие составляющие формируют «профориентационный нетворкинг»?

Каждая ситуация «профориентационного нетворкинга» включает в себя пять составляющих:

1)  организаторы (чаще всего в этой роли выступают образовательные организации различного типа и/или предприятия-работодатели);

2)  адресаты (школьники, их родители, работодатели; в ряде случаев – педагогический и административный персонал образовательных организаций);

3)  приглашённые участники (среди которых могут быть, в различном соотношении, представители муниципальных органов власти, служб занятости, организаций профессионального и высшего образования, студенческого самоуправления, молодёжных объединений, успешные предприниматели, медийные персоны и т.д.);

4)  территория (школа, колледж, вуз, учебный центр или производственная зона предприятия, нейтральная территория и т.д.);

5) тематика работы коммуникативной площадки.

Не секрет, что именно в многообразии технологий и форматов, их оригинальности и яркости, нацеленности на восприятие современными детьми и подростками заключается один из важнейших факторов профориентационной работы с обучающимися. Идея «профориентационного нетворкинга» позволяет максимально разнообразить профориентационную деятельность со школьниками, рационально сочетая эффективность и привлекательность.

«Профориентационный нетворкинг» также может включать различные формы:

- неформальная встреча;

- экскурсия;

- круглый стол;

- олимпиада по определенному предмету, профильному для конкретного предприятия;

- квест-игра.

Таким образом «профориентационный нетворкинг» является, на наш взгляд, одной из самых ярких, актуальных и эффективных воспитательных практик, в рамках которой в полной мере системно могут быть реализованы все формы профориентационной работы.

2. «ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ НЕТВОРКИНГ» КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Чем же привлекательна данная форма профориентационной работы и каковы особенности данной воспитательной практики?

Известно, что подростки часто испытывают затруднения и неуверенность в выборе профессии. Мы считаем, что подобная серия мероприятий (профориентационный нетворкинг) поможет им получить более ясное представление о конкретной работе, а также о том, каковы требования и навыки, необходимые для успешного профессионального развития.

Цель «профориентационного нетворкинга» как воспитательной практики – выявить запросы целевой аудитории, создать благоприятные условия для вовлечения школьников в профориентационную деятельность, в дружеской, неформальной обстановке помочь подросткам попробовать новый для себя формат погружения в профессию с помощью практико-ориентированного подхода. Также данная практика преследует цель пробуждения интереса и мотивации к учёбе и саморазвитию.

Целевой аудиторией являются обучающиеся 9-11 классов и педагогические работники общеобразовательных организаций, в частности:

  • учителя-предметники;

  • классные руководители;

  • советники директора по воспитательной работе

  • заместители директоров по воспитательной работе;

  • педагоги-организаторы;

  • педагоги-психологи.

«Профессиональный нетворкинг» как воспитательная практика реализуется в течение 9 месяцев (одного учебного года) и включает в себя несколько этапов (форм профориентационного нетворкинга):

1. (сентябрь) Экскурсии по предприятиям/организациям/учреждениям, по профессиональным образовательным организациям и ВУЗам, в которых ведется обучение по профессиям и специальностям;

2. (сентябрь) Работа с родительской общественностью, целью которой является установление прочного сотрудничества администрации, педагогов, родителей и их детей. Работа проводится в форме бесед, конференций, круглого стола;

3. (сентябрь) Просветительская деятельность среди педагогов: лекции, беседы, просмотры фильмов и презентаций по актуальным темам;

4. (октябрь) Анкетирование целевой аудитории на предмет профориентационного интереса, проведение круглого стола с классными руководителями по результатам анкетирования, выявление нескольких самых популярных профессиональных сфер;

5. (октябрь) Профориентационная квест-игра «ночь в школе» [приложение 1], отличительной чертой которой является её реализация в неформальной обстановке в рамках нетворкинга, что позволяет старшеклассникам более свободно общаться с работниками различных профессий, задавать вопросы и получать правдивую информацию об интересующей профессии: о трудностях, о преимуществах, о необходимых навыках, о карьерном росте;

6. (октябрь) Подведение итогов. Рефлексия о проделанной работе. Круглый стол. Уточнение дальнейшего плана профориентационной работы с учётом всех плюсов и минусов проведённых мероприятий;

7. (ноябрь) Неформальные встречи с представителями крупных предприятий и организаций, посещение мероприятий, организованных лидерами, спикерами, директорами, возможность узнать больше о конкретной работе, погрузиться в их рабочую среду, задать интересующие вопросы;

8. (декабрь-январь) Серия олимпиад, проводимых на базе предприятий. В основе каждой олимпиадной задачи – производственный процесс. Соответственно, олимпиадные задачи разрабатываются совместно специалистами предприятия и педагогами. Проверка работ проводится сразу же после окончания олимпиады во время экскурсии школьников по предприятию. Награждение победителей проходит в этот же день на территории предприятия топ-менеджерами предприятия;

9. (февраль-май) Профессиональные пробы, которые проводятся по итогам всех предыдущих этапов нетворкинга. Пробы подбираются индивидуально и дают возможность каждому ребёнку стать частью команды, частью рабочего процесса. Предприятие предоставляет наставника, который проведет небольшую стажировку, по окончании которой у обеих сторон будет возможность выбора: со стороны организации – предложить обучение/курсы/работу или же нет, со стороны обучающего – согласиться на предложение или отказаться от него.

По итогам плодотворного года работы с данной воспитательной практикой у обучающихся появится не только чёткое понимание будущей желаемой профессии, не только мотивация к развитию, но также конкретные реальные связи в профессиональном мире, ответы на вопросы, которые, возможно, они боялись задать на стандартных лекциях и экскурсиях.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Воспитательная практика «профориентационный нетворкинг» имеет срок реализации – 9 месяцев (один учебный год) и включает в себя 9 этапов. Разумеется, пока сложно говорить о полной реализации нашего проекта. Однако, находясь на подходе к седьмому этапу под названием «неформальные встречи», уже можно сделать выводы об эффективности данной воспитательной практики.

Практически после каждого этапы были проведены опросы, целью которых было установление необходимости информации, получаемой учениками, правильности подхода. В большинстве случаев процент учеников, удовлетворенных профориентационной работой, составил от 80% и выше. Это говорит об актуальности данного проекта, о его эффективности.

Во многом данный успех зависит от качественно организованного социального взаимодействия.

В своей профориентационной деятельности мы сотрудничаем со следующими учреждениями и организациями:

- КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Д.Л. Калараша»;

- ФГБОУ ВО «ДВГМУ»;

- ФГБОУ ВО «ДВГУПС»;

- КГБ ПОУ «Хабаровский краевой колледж искусств»;

- ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»;

- ВУЗ «ДВФ Российский Государственный университет Правосудия»;

-ФГБОУ ВО«Хабаровский государственный университет экономики и права»

- КГБУК «ХКТЮЗ»;

- КГБ ПОУ «Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности»;

- МАУ ДО «Детский эколого-биологический центр»;

- МАУ ДО ДЮЦ «Восхождение»;

- МАУ ДО ЦЭВД «Отрада»;

- КГБНУК «Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова»;

- МБУК Централизованная система массовых библиотек города Хабаровска.

Благодаря такому богатому партнёрству у наших учеников есть возможность знакомиться с различными профессиональными отраслями на практике, налаживать деловые контакты, сотрудничать и развиваться в интересующем направлении.

Новая воспитательная практика соответствует рабочей программе в полном объёме, однако необходима незначительная коррекция сроков проведения некоторых мероприятий в календарно-тематическом планировании воспитательной работы.

Данная воспитательная практика готова к трансляции. Она может быть использована любым педагогическим сообществом, заинтересованном в организации качественного системного подхода к профориентационной работе. В приложениях 1 и 2 к данной работе содержатся методическая разработка и сценарий одного из мероприятий данной практики – профориентационной квест-игры «ночь в школе», которая была успешна проведена впервые в нашем городе на базе МБОУ гимназии №1. Данное мероприятие было высоко оценено участниками, педагогами, уважаемыми гостями.

Также данное профориентационное мероприятие освещалось в СМИ:

- «Это – Хабаровск! Ночь в гимназии №1»

интервью на радио «Комсомольская правда – Хабаровск» (https://www.youtube.com/live/VsqqgSgyVbo?si=zopKuoRr1B_GHMJH)

- публикации в телеграмм каналах управления образования города Хабаровска и центра развития образования города Хабаровска (https://t.me/khv_obr27, https://t.me/crokhv ).

4. РЕФЛЕКСИЯ

Так как немалая часть нашей воспитательной практики уже реализована, хотелось бы поговорить о результатах: о положительной стороне, о проблемах и трудностях, с которыми пришлось столкнуться.

Успех данной разработки заключается в огромной заинтересованности детей профориентационной деятельностью, которая резко возросла с момента начала реализации проекта. Поэтапное прохождение данной практики позволяет заинтересовать, замотивировать достаточно большое количество учащихся, а затем эффективно работать с целевой аудиторией, настроенной на конкретный результат. Анкетирование, проведенное на четвертом этапе практики, позволило значительно сузить количество профессиональных сфер, привлекающих учащихся. После осуществления данного этапа стала возможной более предметная работа с конкретными отраслями, которые в последствии и были представлены на профориентационном мероприятии «ночь в школе». Участники смогли в дружеской, неформальной обстановке получить ответы на волновавшие вопросы. Формат мероприятия расположил учеников, привлёк их внимание, заинтересовал. После осуществления квест-игры «ночь в школе» многие ребята стали активнее участвовать в общешкольных мероприятиях, интересоваться общественной деятельностью.

Также несомненным плюсом данной практики является возможность её развития. Причём есть несколько путей. Горизонтальное развитие – смена/добавление новых форм профориентационного нетворкинга [приложение 3], работа внутри самой практики, изменение форм, сроков, подходов. В дальнейшем мы планируем рассмотреть и другие варианты наполнения данной практики, которые, возможно, помогут сделать ее более эффективной. Другой тип развития – вертикальное, включает в себя смену целевой аудитории. Мы считаем, что можно рассмотреть актуальность данной практики или конкретного этапа (мероприятия) для других категорий: педагогов-наставников, молодых специалистов, педагогов-психологов.

Конечно, как любое нововведение, наша воспитательная практика не лишена трудностей при реализации. Во-первых, мы столкнулись с определенной нехваткой времени и ресурсов для осуществления данного проекта. Решением первой части данной проблемы стала мотивационная и разъяснительная работа с педагогическим коллективом и родительской общественностью, подключение классных руководителей к реализации мероприятий, к сопровождению. Со второй частью нам помогли справиться наши партнеры, с которыми мы активно осуществляем сетевое взаимодействие.

Ещё одним отрицательным нюансом, который мы вычислили путём рефлексии, стала относительно скромная наполняемость профессиональными сферами, представленными на квест-игре «ночь в школе». Несмотря на то, что в своем выборе отраслей мы руководствовались результатами анкетирования наших школьников, было ощущение, что необходимо расширить этот список. В будущем мы планируем вносить коррективы в список представленных отраслей, дополнять их актуальными специальностями.



































Приложение 1

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КВЕСТ-ИГРЫ «НОЧЬ В ШКОЛЕ» (один из этапов реализации воспитательной практики)

В рамках данного мероприятия участникам представляется возможность познакомиться с представителями различных профессиональных сфер и отраслей: медицина, исследовательская деятельность, социальная сфера, образование, искусство, культура. Специалистами, приглашенными гостями проводятся лекции, мастер-классы, практические занятия и дебаты, которые позволяют старшеклассникам получить первоначальное представление о процессе работы в выбранной сфере.

Немаловажным аспектом проведения "Ночи в школе" является участие профессионалов разных возрастов. Это позволяет старшеклассникам увидеть, какие изменения происходят в выбранной ими сфере работы со временем, а также понять, что успешное развитие карьеры требует постоянного обучения и совершенствования.

Структура мероприятия:

I. Торжественная церемония открытия профориентационного мероприятия [приложение 2].

II. Разделение участников на команды, выдача маршрутных листов, закрепление координаторов.

III. Прохождение квест-игры по станциям:

  1. «Педагогический театр»

Ответственные – ТЮЗ г. Хабаровска

Содержание: действующий актер Театра юного зрителя проводит мастер – класс по сценическому мастерству.

  1. «Педагогическая мастерская»

Ответственные – КГБ ПОУ "Хабаровский педагогический колледж

Содержание: преподаватели ХПК, используя навыки изобразительного искусства, проводят мастер-класс, цель которого – нарисовать часть картины с помощью ассоциативного ряда. В конце мероприятия получится совместное произведение искусства, которое все смогут увидеть на церемонии закрытия.

  1. «Проект»

Ответственные – Молодежный совет при Администрации г. Хабаровска и Совет молодых специалистов ОУ

Содержание: на станции происходит разделение на мини-группы по 5 человек. Каждой группе предоставляется возможность поделиться своими инициативами и идеями для создания социального проекта по темам: «Образование», «Социальная работа».

  1. «Помог себе – помоги другому»

Ответственные – ФГБОУ ДВГМУ

Содержание: преподаватель делит группу по парам и проводит мастер – класс по оказанию первой медицинской помощи в различных ситуациях, том числе с применением подручных средств.

  1. «Педагогическая разминка»

Ответственные – студия современного танца «Breaking Guild»

Содержание: хореограф проводит танцевальный мастер – класс по направлению «Брейкданс», знакомит с несколькими базовыми движениями, после чего разучивает со старшеклассниками небольшую танцевальную связку.

  1. «Каллиграфия» – станция обучения китайским иероглифам.

  2. «Патриот» – станция по сборке/разборке автоматов представителями юнармейского движения.

  3. «Русские – народные игры» развлекательная станция с русскими забавами.

IV. Торжественная церемония закрытия мероприятия [приложение 2].

V. Подведение итогов. Рефлексия.

В конце мероприятия проводится обобщающий разговор, где старшеклассники могут поделиться своими впечатлениями от "Ночи в школе" и задать вопросы специалистам в области профориентации. Также им предлагается провести самооценку и определить наиболее интересующие сферы профессиональной деятельности.

Все это позволяет старшеклассникам получить ценный опыт, который помогает им принять осознанное решение по выбору карьеры. Они могут использовать полученную информацию и опыт в дальнейшем обучении и развитии, а также при поиске работы или поступлении в учебные заведения.











Приложение 2

СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ «НОЧЬ В ШКОЛЕ»


Торжественная часть мероприятия: (18.00-18.30)


18:00

Творческий номер от студентов ТОГУ

+ номер от корпуса барабанщиков



Под музыкальное сопровождение выходят ведущие из разных кулис.


Ведущий 1

В городе нашем, среди множества школ,

Есть одна, в которую ты учиться пришел.

Есть одна, в которой нам работать друзья,

Есть одна такая, без которой нельзя.

Есть одна…, но, впрочем, нам всего не учесть,

Школа – гимназия, № 1 в нашем городе есть.


Ведущий 2

Если, вдруг, не бывали в гимназии нашей,

Много потеряли- упущение ваше.

В нашей гимназии немало инновационных идей,

Нестандартных технологий и талантливых людей.


Ведущий 1

Добрый вечер, уважаемые старшеклассники и гости!

Добро пожаловать в стены нашей гимназии, на уникальное в своем роде профориентационное мероприятие - "Ночь в гимназии", которое реализуется в нашем городе впервые!


Ведущий 2

Сегодня мы предлагаем вам окунуться в мир знаний, развлечений и профессионального самоопределении. Вас ждет очень насыщенная и увлекательная программа, полная интересных заданий, творческих мастер-классов и встреч с настоящими профессионалами различных сфер деятельности.


Ведущий1

В стенах нашей гимназии мы рады приветствовать многоуважаемых гостей и организаторов этого мероприятия:

Ведущий 2

Начальник управления образования – Матвеенкова Татьяна Борисовна!


Ведущий 1

Директор Центра Развития Образования – Пушкарева Ирина Андреевна!


Ведущий 2

Слово для торжественного открытия нашего мероприятия предоставляется, начальнику управления образования -Матвеенковой Татьяне Борисовне.


(Фанфары) Приветственное слово начальника управления образования

Ведущий 1

А также мы рады приветствовать наших гостей: студентов, учащихся школ нашего города, учителей и даже родителей!


Ведущий 2

И для приветственного слова приглашаем на сцену директора гимназии №1 – Сунозову Светлану Михайловну.


(Фанфары) Приветственное слово директора гимназии №1


Запускается профориентационный видеоролик про гимназию, раскрывающий сетевое взаимодействие, профориентационную работу и внеурочную деятельность.


Ведущий 1

После просмотра ролика вы немного больше узнали о работе нашей гимназии.

Ведущий 2

А сейчас внимание! Музыкальный подарок от наших обучающихся и педагогов! Встречайте!


Флешмоб от учащихся 5,10,11-х классов совместно с педагогами

Ведущий 1

Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в квест-путешествие в мире профессий, и с удовольствием знакомим вас с нашими спикерами и станциями.


Ведущий 2

Мы готовы представить вам первого спикера Виталия Альбекова – действующего артиста Театра Юного Зрителя и его станцию под названием: «Педагогический театр», где Виталий будет проводить мастер – класс по сценическому мастерству.


Ведущий 1

Следующая станция – «Педагогическая мастерская».

Спикер - преподаватель Хабаровского Педагогического Колледжа - Пустовалова Анна Сергеевна с каждой группой проведет психолого-педагогические тесты и создаст часть картины с помощью ассоциативного ряда. В конце мероприятия получится совместное произведение искусства, которое все смогут увидеть на церемонии закрытия.


Ведущий 2

А следующая станция – одна из самых интересных и важных не только для наших гостей, но и для города!


Ведущий 1

Эту станцию подготовили наши организаторы: Молодежный совет при Администрации г. Хабаровска и Совет молодых специалистов ОУ.

«Проект».

На данной станции произойдет разделение на мини-группы по 5 человек. Каждой группе предоставится возможность поделиться своими инициативами и идеями для создания социального проекта по темам: «Образование», «Социальная работа».


Ведущий 2

Следующая станция называется - «Помог себе - помоги другому». Которые организовали спикеры из Дальневосточного Государственного Медицинского Университета.

на станции, вся группа делится по парам, и спикер, проведет мастер – класс по оказанию первой медицинской помощи в различных ситуациях, с применением подручных средств.


Ведущий 1

Очень важная и актуальная в наше время станция.

Но и это еще не все! Для всех гостей мы придумали еще одну локацию – «Педагогическая разминка».

Чтобы все расслабились и попробовали себя в роли деятеля культуры – танцора.

Ведущий 2

Также вас будут ждать станции для свободного времени, они будут находиться в наших рекреациях.

Что там вас ждет? Об этом вы узнаете немного позже.

Ведущий1+2

Наше мероприятие считается ОТКРЫТЫМ!

(хлопушки и фанфары)

С 18.30-21.00 прохождение станций

21.00 церемония закрытия





Ведущий 1

(фанфары)

Уважаемые гости, вы были отличными путешественниками в мире профессий! Надеемся, что наше мероприятие помогло вам лучше понять свои интересы и наметить путь в будущую профессию.


Ведущий 2

В рамках нашей познавательной профориентационной встречи для вас организована минутка полезной информации.

На сцену приглашается – Соклакова Елена Владимировна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.


Презентация от Соклаковой Е.В. о сетевом взаимодействии


Ведущий 1

Мы благодарим всех организаторов, преподавателей, специалистов и гостей, которые помогли нам провести это мероприятие. На сцену приглашается директор гимназии №1 – Сунозова Светлана Михайловна


Выступление Сунозовой С.М. со словами благодарности +

Костылева М.В. и Малявин Д.А.

Ведущий 2

Будьте уверены, что всегда можете обратиться к администрации, педагогам за советом и поддержкой в выборе профессии.

Ведущий 1

Ну что ж, а мы, как и обещали, демонстрируем произведение искусства, которое вы сотворили совместными усилиями. Эта картина останется у нас в память о мероприятии.

(демонстрация картины со станции)


Ведущий 2

Уважаемые участники «ночи в школе», поприветствуйте представителя от Молодежного совета при администрации г. Хабаровска – …


Ведущий 1

Наше мероприятие «Ночь в гимназии», подходит к концу.

Вашему вниманию представляется вокально-хореографическая композиция в исполнении выпускника и обучающихся гимназии №1.



(видеоролик про Хабаровск и вальс от выпускников)

Выходят Костылева и Малявин


Малявин + Костылева

Костылева: Дорогие наши гости! Все знают, что Президентом РФ 2023 год был объявлен годом педагога и наставника,

Малявин: И в честь прошедшего нашего профессионально праздника Дня Учителя, примите наше поздравление от молодых специалистов!



Видеоролик от молодых специалистов



Ведущий 2

На этой приятной ноте мы говорим всем спасибо за участие!


Ведущий 1

Желаем вам успехов в новом учебном году и легкого выбора профессии!



Ведущий 2

До новых встреч! Приглашаем всех на чаепитие!
















































Приложение 3

Представляем методические рекомендации по проведению мероприятий – площадок профориентационного нетворкинга – которые могут быть использованы как основа для построения и развития аналогичных практик.

1. «ВСТРЕЧА БЕЗ ГАЛСТУКА»

Цель - мероприятие направлено на формирование у обучающихся представлений об экономике и востребованности профессий через знакомство с историей, сегодняшним днем и перспективами развития конкретного предприятия / компании / учреждения / организации, кадровой политикой на предприятии и требованиями к профильному образованию;

Задачи мероприятия

  • -  расширение представлений учащихся о мире профессий во взаимосвязи с изучаемыми на школьных уроках технологиями, знакомство школьников с конкретным современным технологическим процессом;

  • -  формирование и (или) расширение знаний учащихся об экономике, изучение определенной экономической отрасли на примере конкретного предприятия

  • - формирование и расширение знаний учащихся о возможных путях построения профессиональной карьеры с учетом актуальных и перспективных требований рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования и рынка труда и т.д.

Целевая аудитория - обучающиеся 8-11 классов общеобразовательных организаций.

Форма проведения - «Встреча без галстука» – это неформальная встреча обучающихся с первым лицом предприятия: генеральным директором, главным конструктором, главным врачом, мэром, главой и т.п.

Оптимальный вариант, когда встреча организована на территории предприятия после обзорной экскурсии.

«Живое» общение учащихся с новыми интересными и известными людьми на темы, значимые для старшеклассников, воспринимается школьниками с интересом, а важная для профессионального самоопределения информация усваивается ими легко и надолго.

Содержание мероприятия

В ходе всего мероприятия учащиеся должны получить целостное представление о предприятии. Всю информацию можно разделить на части и знакомить школьников с ними на разных площадках предприятия: история предприятия – в музее, современный технологических процесс – в цехах, лабораториях и отделах, перспективы развития – непосредственно на встрече с генеральным директором.

Ожидаемые результаты

В ходе мероприятия школьники и их педагоги получают наглядное представление о современном предприятии и его руководителе – успешном человеке в современных условиях.

Общение с известным «медийным» человеком, во-первых, формирует у школьников социально приемлемые ориентиры успешности: труд и профессионализм.

Во-вторых, полученные во время общения знания и установки в последующем транслируются ими своим сверстникам, семье, знакомым и т.д. Таким образом формируется имидж необходимых обществу профессий и специальностей, рабочих мест. В целом у подрастающего поколения формируются установки, способствующие их успешной социализации в будущем.

2. «ЯРМАРКА ПРОФЕССИЙ»

Цель - мероприятие направлено на ознакомление учащихся с содержанием определенной профессии (группы родственных профессий) в совокупности с информацией о путях и условиях получения соответствующего профессионального образования.

Целевая аудитория: учащиеся общеобразовательных организаций, оптимально – учащиеся 8-11 классов.

Форма проведения

Мероприятие проводится в один день и включает в себя последовательно:

  • -  экскурсию по предприятию / организации / учреждению (далее – предприятие),

  • -  экскурсию по профессиональной образовательной организации (далее – ПОО) и (или) ВУЗу, в которых ведется обучение по профессиям и специальностям, востребованным на данном предприятии

  • -«круглый стол» (обсуждение увиденного).


Содержание мероприятия – обсуждение плюсов и минусов работы по данной профессии, в том числе и медицинские противопоказания, профессиональные заболевания и пр., перспективы сохранения и развития этой профессии на рынке труда.

Важно, чтобы дискуссия была «живой» и откровенной. Желательно, чтобы школьники были основными «выступающими». Мнения школьников дополняют студенты, если таковые присутствуют на мероприятии. Завершают беседу самые статусные взрослые участники от предприятия: они резюмируют услышанное, акцентируя внимание детей на положительных моментах получения профессионального образования именно в этом колледже / техникуме / вузе и работы именно на этом предприятии.

В заключение – общая фотография на память. Необязательное, но желательное заключение встречи – памятные подарки, сувениры школьникам от предприятия и ПОО (для закрепления позитивных установок).

Ожидаемые результаты

У школьников формируется целостное представление о траектории получения профессионального образования с последующим трудоустройством по полученной профессии. Кроме того, у них формируются социально приемлемые ориентиры успешности: труд и профессионализм. Полученные во время общения знания и установки в последующем транслируются школьниками своим сверстникам, семье, знакомым и т.д. Таким образом формируется имидж необходимых обществу профессий и специальностей, рабочих мест. В целом у подрастающего поколения формируются установки, способствующие их успешной социализации в будущем.

3. «БОЛЬШОЙ ПРОФДЕНЬ»

Цель - мероприятие направлено на оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с учетом потребностей рынка труда региона. Оптимально – предоставить школьникам возможность получить максимально возможный спектр профориентационных услуг на одной площадке.

Целевая аудитория

Обучающиеся 8-11 классов. Возможен вариант проведения «Семейного дня профориентации» с расчетом на совместное участие родителей и учащихся.

Возможные формы мероприятия

Профориентационное консультирование, профориентационное тестирование, тренинг по профессиональному самоопределению или эффективному поведению на рынке труда, презентации профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) и образовательных организаций высшего образования (ВУЗов), информационные лектории о рынке труда, экономике региона (конкретной территории), предприятиях, функционирующих на территории региона (муниципалитета), формах временной трудовой занятости и пр.

Содержание и организация мероприятия

Определяются, исходя из возможностей организатора. Чем шире спектр профориентационных услуг планируется предоставить учащимся, тем больше потребуется ресурсов.

Мероприятие может быть организовано по принципу «карусели», когда все участники мероприятия проходят через все организованные площадки (мини-тренинги, лектории, презентации и пр.), либо к ним в класс заходят все специалисты и приглашенные гости со своими материалами и программами.

Мероприятие может быть организовано по принципу свободного посещения участниками работающих площадок (как правило, этот принцип используется, когда организовывается «Семейный день профориентации»). В этом случае рекомендуется разработать график проведения лекций, тренингов, презентаций и заранее ознакомить с ним участников.

Ожидаемые результаты

Полученная информация способствует осознанному выбору профессии, пониманию значения профессиональной деятельности для человека и общества, условий успешной профессиональной деятельности.

4. «ПРОФ-ОЛИМП»

Цель - мероприятие, в первую очередь, направлено на повышение учебной мотивации у обучающихся, формирует ценность школьного образования в контексте будущей профессиональной занятости. Кроме того, у обучающихся формируются представления о профессиональной карьере и мотивация на планирование профессиональной карьеры, на активную позицию в будущей профессиональной жизни.

Целевая аудитория: Обучающиеся 8-11 классов.

Форма проведения: Олимпиада по определенному предмету, профильному для конкретного предприятия.

Отличительные особенности

Мероприятие проводится на базе предприятия. В основе каждой олимпиадной задачи – производственный процесс. Соответственно, олимпиадные задачи разрабатываются совместно специалистами предприятия и педагогами.

Проверка работ проводится сразу же после окончания олимпиады во время экскурсии школьников по предприятию. Награждение победителей проходит в этот же день на территории предприятия топ-менеджерами предприятия. На усмотрение руководителей предприятия награждение проводится с вручением памятных подарков всем участникам.

Ожидаемые результаты

В ходе мероприятия школьники и их педагоги получают наглядное представление о современном предприятии, технологическом процессе. У школьников возрастает мотивация к учебе, повышается осознанность получения знаний (их «профпригодность»). Педагоги мотивируются на повышение квалификации. Предприятие получает возможность «раннего» формирования кадрового резерва: выявить наиболее перспективных молодых людей для стимулирования их в получении профильного профессионального образования и трудоустройства у себя на предприятии в будущем.

5. «РОДИТЕЛЬ-ПРОФЕССИОНАЛ»

Цель - мероприятие направлено на расширение знаний обучающихся о конкретном предприятии / учреждении / организации, его месте и роли в структуре экономики, современном производстве, содержании и условиях труда.

Мероприятие способствует формированию трудовых династий, развивает у школьников уважительное отношение к труду родителей. Зачастую в результате мероприятия отмечается положительная динамика в детско-родительских отношениях.

Форма проведения: экскурсия обучающихся на предприятие/в учреждение /в организацию.

Мероприятие может быть организовано в двух вариантах

Первый вариант

Мероприятие организовывается для обучающихся одного класса (одной группы) образовательной организации на рабочее место родителя одного из учеников (воспитанников). В этом случае организатором, как правило, выступает образовательная организация в лице классного руководителя.

В зависимости от цели мероприятия экскурсия, может быть, либо полностью проведена только на рабочем месте родителя, либо включать в себя это рабочее место как составную часть. В любом случае желательно (по возможности) чтобы о своей работе рассказал сам родитель.

Второй вариант

Мероприятие организовывается для обучающихся разных возрастов и возможно разных образовательных организаций, объединенных в группу по принципу работы их родителей на одном предприятии – куда организовывается экскурсия.

Родители обучающихся-экскурсантов на усмотрение руководства предприятия могут принимать участие в экскурсии вместе с детьми (если производственный процесс допускает их отсутствие на рабочем месте на время проведения экскурсии, либо возможно замещение родителя-работника другим специалистом предприятия). Возможен вариант, когда родители находятся на своих рабочих местах, а маршрут экскурсии включает посещение этих рабочих мест. В крайнем случае, при невозможности посетить рабочие места всех родителей обучающихся-экскурсантов, экскурсовод в процессе экскурсии обязательно рассказывает о роли их труда в производственном процессе и объясняет, почему нет возможности посмотреть на их рабочие места.

Ожидаемые результаты

В ходе мероприятия школьники получают наглядное представление о роли труда своих родителей, что формирует у них уважительное отношение к труду в целом, и своих родителей (родителей своих одноклассников) в частности. Через знакомство с конкретным предприятием у школьников расширяются знания о структуре экономики, современном производстве, содержании и условиях труда. Полученные во время мероприятия знания в последующем транслируются ими своим сверстникам, семье, знакомым и т.д. Таким образом популяризируются востребованные экономикой специальности, повышается имидж работы на производственном предприятии.

6. «УРОК для УЧИТЕЛЯ»

Цель - мероприятие направлено на информирование педагогов о ресурсах профориентационной работы в современных условиях.

Целевая аудитория: 1) педагогические работники общеобразовательных организаций, в частности:

  • -  учителя-предметники;

  • -  классные руководители;

  • - советники директора по воспитательной работе

  • -  заместители директоров по воспитательной̆ работе;

  • -  педагоги-организаторы;

  • -  педагоги-психологи;

  • -  социальные педагоги;

  • -  учителя-логопеды (учителя-дефектологи);

  • -  воспитатели;

  • -  библиотекари;

  • -  тьюторы;

Отличительные особенности мероприятия

Обязательными активными участниками мероприятия являются приглашенные специалисты, не работающие в системе образования. Это могут быть:

  • -  специалисты территориальных центров занятости;

  • -  носители определенных профессий: руководители и сотрудники предприятий (организаций, учреждений);

  • -  представители органов местного самоуправления;

  • -  социальные партнеры образовательной организации и другие.

В зависимости от программы мероприятия приглашенных специалистов может быть несколько, а может быть только один. Участие специалистов не из системы образования выводит такое мероприятие за рамки мероприятий уровня образовательной организации.

Основной темой мероприятия является актуальное состояние рынка труда и экономики региона, и (или) современные технологии производства, и (или) содержание новых профессий.

Педагогические работники являются не пассивными слушателями, а активными участниками мероприятия.

Основное содержание мероприятия

В рамках мероприятия педагогические работники получают объективную информацию о таких аспектах современной экономики и рынка труда региона, как:

  • -  приоритетные для региона, муниципалитета, населенного пункта отрасли экономики;

  • -  востребованные профессии и кадровые потребности рынка труда региона;

  • -  имеющиеся рабочие места на территории региона;

  • -  современные условия и содержание труда, современные технологии;

  • -  система профессионального образования в регионе.

Формы проведения мероприятия

В зависимости от задач мероприятия группа по должностному составу может быть однородной (например, к участию приглашаются только методисты или только учителя химии) либо смешанной (например, приглашаются воспитатели подготовительных групп и учителя). Также участвовать в мероприятии могут педагогические работники из одной или разных образовательных организаций.

Так как мероприятие по своей сути практико- ориентированное, то предпочтительнее такие формы его проведения, как:

  • -  мастер-класс;

  • -  экскурсия;

  • -  деловая презентация.

Наиболее эффективно сочетание нескольких форм работы, чередование мини- лекций, показа и практических действий, которые должны иметь ярко выраженную обучающую направленность.

Ожидаемые результаты

В ходе мероприятия педагогические работники получают наглядное представление о современных технологических процессах, условиях труда, условиях получения образования для освоения конкретных профессий, о современных формах профориентационной работы. Транслируя полученные знания своим воспитанникам, ученикам, студентам, их родителям, своим коллегам, знакомым, педагоги косвенным образом формируют имидж необходимых обществу профессий и специальностей, рабочих мест, ценностные ориентиры молодежи, способствуют успешной социализации обучающихся.

Использование полученных педагогами в ходе мероприятия знаний в собственной профориентационной работе и при преподавании учебных предметов способствует повышению у обучающихся мотивации к обучению, повышению осознанности получения знаний.

21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!