СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Разработка модели внеурочной деятельности на ступени НОО в ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на заседании методического объединения воспитателей. Воспитатель Дорохова О.Г.

Просмотр содержимого документа
««Разработка модели внеурочной деятельности на ступени НОО в ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»»

Доклад на МО

«Разработка модели внеурочной деятельности на ступени НОО в ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»



Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО для слабовидящих учащихся понимается: процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочной, и направленной на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности для слабовидящих обучающихся на ступени НОО в ГКОУ СКОШИ № 62 III–IV вида разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:



1.Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";



2.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;



  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для детей с ОВЗ;



  1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся;



5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N



  1. « Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к



условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным



программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".



Программа внеурочной деятельности для слабовидящих обучающихся ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида на ступени НОО является компонентом содержательного раздела АООП НОО для слабовидящих обучающихся и ориентирована на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.



Данная программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся младших школьников 1 – 5 классов. Внеурочная деятельность слабовидящих обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.



Актуальность программы заключается в следующем:



Процесс воспитания осуществляется посредством учебной и внеучебной деятельности.



    • школьном пространстве он непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Урок всегда ограничен временными рамками и доминирующим образовательным приоритетом. Основой формирования гражданской

позиции и социальной активности может явиться внеучебная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания, а также обладает огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется множество сфер деятельности, где можно быть успешным.



Данная программа способствует развитию личности школьника.



Целью программы является создание условий для достижения слабовидящими обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей.



Задачами организации внеурочной деятельности на ступени НОО в ГБОУ СКОШИ № 62 является:



  • обеспечение адаптации слабовидящего обучающегося к школьному обучению;



  • оптимизация учебной нагрузки, учет возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся;



  • улучшение условий для развития слабовидящего обучающегося;



  • содействие развитию индивидуальности ребѐнка, нравственного, эмоционального волевого компонентов мировоззрения;



  • познавательного интереса, потребности к самообразованию и творчеству;



  • целеустремленности, аккуратности;



  • формированию у слабовидящих обучающихся потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности, положительной «Я - концепции», которая характеризуется: уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей, убеждѐнностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности, чувством собственной значимости;



  • развитие личности обучающихся, коррекция нарушений развития и профилактика возникновения вторичных отклонений.



Совершенствование и развитие содержания, организационных форм реализации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся ГБОУ СКОШИ № 62 III – V вида осуществляются при соблюдении следующих принципов:

  • принцип гуманистической направленности, предполагающий отношение педагога

    • слабовидящим обучающимся как к ответственным субъектам своего развития; оказание специальной психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и саморазвитии личности;

  • принцип системности, предполагающий, что внеурочная деятельность обеспечивает целостность, преемственность и взаимосвязь между основными

компонентами организуемой деятельности (целевым, содержательным, процессуальным, технологическим и результативным; урочной и внеурочной деятельностью; всеми участниками внеурочной деятельности; региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования);

  • принцип вариативности, определяющий широкий спектр видов, форм, способов организации деятельности, направленных на удовлетворение особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слабовидящих обучающихся;

  • принцип добровольности, предполагающий свободу выбора слабовидящим обучающимся различных видов деятельности, добровольное участие в них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных возможностей;

  • принцип успешности и социальной значимости, направленный на формирование у слабовидящих обучающихся потребностей в достижении личностно значимых и коллективных результатов, на создание ситуации успеха в личностной и общественно значимой деятельности.



Внеурочной деятельностью на ступени НОО в ГБОУ СКОШИ № 62 в соответствии с ФГОС НОО для слабовидящих обучающихся должны быть охвачены первые, вторые, третий, четвертый(пятый) классы.





Реализации внеурочной деятельности в ГКОУ СКОШИ № 62 III-IVвида осуществляется по пяти направлениям образовательно-воспитательной деятельности:



  • Спортивно-оздоровительное;



  • Духовно-нравственное;



  • Социальное;



  • Общеинтеллектуальное;



  • Общекультурное.



Спортивно-оздоровительное направление предполагает:



    • формирование основы гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за спортивные достижения российских спортсменов, в том числе и спортсменов с ОВЗ;



    • ориентация на понимание причин успеха в спортивно-оздоровительной деятельности, на понимание оценок учителей, сверстников, родителей;



    • формирование ценностного отношения к здоровью, к нарушенному зрению и здоровому образу жизни;



    • стремление к максимально возможной физической, социально-бытовой активности и независимости; установку на здоровый образ жизни;



    • стремление к физическому совершенствованию и мобильности;



    • стремление к проявлению волевых усилий;



    • формирование основ здорового образа жизни, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.



Духовно-нравственное направление предполагает:



  • гражданско-патриотическое воспитание, направленное на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности;



  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;



  • формирование основ нравственного отношения к жизни в обществе нормально видящих



  • развитие личности, стремящейся к активности, самостоятельности, преодолению иждивенчества;



  • формирование мотивационной основы внеучебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • развитие учебно-познавательного интереса к внеучебному материалу;



  • формирование трудолюбия, нравственного смысла учения; творческого отношения к учению, труду, жизни;



  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы;



  • формирование способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата, развитие мобильности;



  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;



  • способность к оценке своего участия во внеучебной деятельности;



  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;



  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;



  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;



  • развитие чувства нового, предметных и познавательных чувств.



Социальное направление предполагает:



  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;



  • формирование социальной культуры, посредством развития навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;



  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;



  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;



  • воспитание потребности в социальных контактах, социально-бытовой и пространственно-ориентировочной деятельности;



  • укрепление доверия к другим людям;



  • формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,



средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; построение понятных для партнѐра высказываний; формулирование вопросов;



  • использование речевых средств общения для решения различных коммуникативных задач;



- адекватное использование компенсаторных способов деятельности, своей сенсорной системы (в том числе нарушенного зрения) для решения различных задач;

- адекватное использование нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;



  • использование адекватных средств общения для взаимодействия с партнером.



Общеинтеллектуальное направление предполагает:



  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом материале;



  • формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;



  • учет установленных правил в планировании и контроле способа решения;



осуществление итогового и пошагового контроля по результату;



  • оценку правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;



  • формирование умения адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;



  • использование компенсаторных способов во внеурочной деятельности;



осуществление алгоритмизации действий как основы компенсации;

- осуществление поиска, записи необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- использование знаково ­ символических средств, в том числе, моделей и схем для решения задач.



Общекультурное направление предполагает:



  • знание правил этики, культуры речи;



  • развитие интереса к природе, социальным явлениям, расширение опыта взаимодействия с природными и социальными объектами;



  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, представлений о душевной и физической красоте человека; умение видеть красоту природы, труда и творчества;



  • формирование интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,



концертам, выставкам, музыке;



  • повышение интереса к занятиям художественным творчеством;



  • формирование отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости;



воспитание стремления к опрятному внешнему виду;



    • предупреждение вербализма знаний и речи; установление связи чувственного и логического;



  • формирование компенсаторных способов познавательной деятельности.





Формы организации внеурочной деятельности



Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО для слабовидящих детей в ГБОУ СКОШИ № 62:



Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, формируются с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляются в формах, отличных от урочной системы обучения.



Традиционные формы организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, подвижные и спортивные игры и т.п.), творческие мастерские, поисковые исследования.



Нетрадиционные формы организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся: презентации фактов, явлений, событий, чаепития и др.



Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья. При организации внеурочной деятельности слабовидящих обучающихся в школе – интернате также привлекаются к сотрудничеству учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Основное преимущество организации внеурочной деятельности в ГБОУ СКОШИ № 62 заключается в создании условий для полноценного пребывания ребѐнка в ОО в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего процессов в рамках реализации АООП НОО.



Модель организации внеурочной деятельности



Определена модель организации внеурочной деятельности для слабовидящих детей, используя внутренние ресурсы школы (оптимизационная модель, на основе оптимизации всех внутренних ресурсов общеобразовательного учреждения).



Организация внеурочной деятельности осуществляется на базе школы воспитателем группы и классным руководителем, а также психологом, логопедом, тифлопедагогом, учителем СБО, учителями коррекционных предметов.



Внеурочная деятельность реализуется посредством организации кружковой



работы, реализацией подпрограмм по всем направления внеурочной деятельности, проведением коррекционных занятий, а также вовлечением воспитанников в общественную жизнь школы, в традиционные школьные мероприятия. Цель такой деятельности – формирование ценностных ориентиров.



В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:

  1. познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии,

  2. художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

  3. спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни,

  4. трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

  5. ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях,





  1. свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.



Коррекционное занятие по ритмике, занятия хореографией поддерживает спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. На занятиях формируются умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий, управлять темпом движений, делать движения целесообразными, стройными и уверенными, происходит повышение мобильности слепого и слабовидящего учащегося. Внеурочная деятельность воспитателя по этому направлению реализуется через подпрограмму «Школа здоровья».



Охрана, коррекция остаточного зрения и развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики и осязательного восприятия, развитие мимики и пантомимики, участие в классных и общешкольных мероприятиях поддерживают общекультурное направление. На занятиях формируются умения адекватно воспринимать объекты культуры, организовывать творческую деятельность, ассоциативно и образно мыслить, видеть взаимосвязь различных видов искусств. Внеурочная деятельность воспитателя по этому направлению реализуется через подпрограммы «Волшебный пластилин» (1-2классы), «Творческая мастерская» (3-4 классы), «Волшебный мир книг»



Социально-бытовая ориентировка, ориентировка в пространстве помогают осуществлять социальное направление внеурочной деятельности. На занятиях формируются навыки самостоятельной жизни. Внеурочная деятельность воспитателя по этому направлению реализуется через подпрограмму «Добрые дела моего класса».



Реализация программы развития коммуникативной деятельности, программы по духовно-нравственному воспитанию согласуется с деятельностью по духовно -нравственному направлению. Внеурочная деятельность воспитателя по этому направлению реализуется через подпрограмму «Уроки нравственности». На занятиях формируется умение общаться с разными категориями людей.



Коррекция недостатков развития, участие в общественной жизни школы поддерживает общеинтеллектуальное направление. Внеурочная деятельность по данному направлению осуществляет классный руководитель через подпрограмму классных руководителей «Размышляем, играем, творим».



В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в ГБОУ СКОШИ № 62 используется план организации внеурочной деятельности Организация внеурочной деятельности направлена, в первую очередь, на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО.(на слайде)

Планируемые результаты



Реализация программы внеурочной деятельности младших школьников будет способствовать:



– овладению слабовидящими обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной,художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

  • формированию у слабовидящих обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнооб-разной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.



Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.



Первый уровень результатов  приобретение слабовидящими школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим наставником как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.



Второй уровень результатов  получение слабовидящим школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.



Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).



Третий уровень результатов  получение слабовидящим школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.



Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие слабовидящнго школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.



Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации слабовидящих детей.



  • переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; ·

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально- значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.



В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.



Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому - пятому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Универсальные учебные действия, формируемые в процессе реализации программы внеурочной деятельности.



Планируемыми результатами освоения программы внеурочной деятельности выступают личностные и метапредметные результаты.

Личностные результаты включают готовность и способность слабовидящих обучающихся к освоению АООП НОО, социальному взаимодействию, готовность к вхождению в широкий социум; сформированность положительных личностных свойств и качеств характера; сформированность основ своей гражданской принадлежности, в том числе:

  • саморазвитие, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

  • сформированность основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру;

  • освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение коммуникативными умениями и знание основных норм межличностного взаимоотношения;

  • развитие компенсаторных умений и навыков;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения слабовидящими обучающимися программы внеурочной деятельности предполагают:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи любого вида деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • - определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • сформированность компенсаторных способов деятельности.



Модель выпускника начальной школы











ЛИЧНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ













Интеллектуальное

развитие



Здоровье/здоровый




Духовно-

нравственное




















образ жизни






































































Здоровье, ЗОЖ,

принимает как

ценность






Патриотичен/гражданская
























































позиция




Развитая учебно-

познавательная

деятельность



















































Ответственность перед

семьей, обществом









Физическая

активность








































Сформированная

учебная мотивация,

умение учиться























































Толерантность













Здоровье семьи










































































Социальная зрелость и

активность





































Познавательные





















интересы (глубина)



















































Готовность к обучению на новой
















ступени, владеет УУД и способами,
















компетенциями





























IV. Мониторинг внеурочной деятельности



Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы по её



модернизации и развитию, и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:



    • организация работы с кадрами;



    • организация работы с ученическим коллективом;



      • организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;



  • мониторинг эффективности инновационных процессов.



Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.



Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности по следующим критериям:



  • рост социальной активности слабовидящих обучающихся;



  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;



  • уровень достижения слабовидящими обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;



  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);



  • удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.



Объекты мониторинга:



  1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;



  1. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;



  1. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;



  1. Вовлечённость слабовидящих обучающихся во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне ОУ;



  1. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;



  1. Результативность участия воспитанников в целевых программах и проектах различного уровня.

Диагностика эффективности реализации программы внеурочной деятельности



Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированности познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.

Компетенции ученика

Показатели





Методический










инструментарий


Сформированность

познавательного

потенциала личности

учащегося и особенности

мотивации.

1.Выявление уровня

школьной мотивации учащихся

2.Определение

уровня сформированности

учебно-познавательного интереса.

3.Эмоциональное состояние

(уровень тревожности)

1. Анкета "Оценка уровня

школьной мотивации" Н.Г.

Лускановой

2.Педагогическое наблюдение.







Сформированность

коммуникативного

потенциала личности и её

зависимость от сформированности

общешкольного

коллектива.

1.Комфортность

ребёнка в школе.

2. Состояние эмоционально-

психологической атмосферы

в коллективе.

4.Сформированность совместной

деятельности.

5.Взаимодействиесо

взрослыми, родителями, педагогами.

1. Педагогическое наблюдение.

2.Методика А.А.Андреева

«Изучение удовлетворённости

учащегося школьной жизнью».

3.Социометрическое изучение

межличностныхотношений в

детском коллективе.



Сформированность

нравственного, эстетического потенциала

учащегося.

1.Нравственная направленность

личности.

2.Соблюдение

социальных и этических норм.

3.Сформированность

Отношений к Родине, семье, себе, природе, труду



1. Н.П.Капустин Методика

определения уровня

воспитанности учащихся.

2. Педагогическое наблюдение

3.Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация

конвенциональных и

моральных норм, по

Э.Туриэлю в модификации

Е.А.Кургановой и

О.А.Карабановой, 2004)



Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека)



через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть



направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности



условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета



диагностики.











Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогу:



  • разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;



  • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;



  • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;



  • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;



  • оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).



Список литературы







    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ.

    2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся



    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от



действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А.



Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.



6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.



7.Примерная программа воспитания и социализации, обучающихся начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.



8.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.



9.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.



  1. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методики воспитания, 1994. – 140с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!