СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка метапредметной недели по географии и истории

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка метапредметной недели с планом мероприятий

Просмотр содержимого документа
«Разработка метапредметной недели по географии и истории»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

г.Луга, Ленинградская область









Методическая разработка на тему:

«Метапредметная неделя по истории и географии»

Концепция – проектная деятельность












Разработали:

Ахмедханова Софья Валерьевна

учитель истории и обществознания

Козина Инна Николаевна

учитель географии













Луга-2017



Содержание.

Введение 3

Пояснительная записка 4

План проведения предметной недели 7

Результаты 8

Список используемой литературы 8

Приложение 9



















































Введение.

Современная школа должна работать таким образом, чтобы дать возможность самоопределения и самореализации каждого школьника. Решить задачи, которые сейчас стоят перед образованием невозможно лишь традиционными методами и приёмами школьного обучения. Сегодня школа должна формировать людей новых, с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных, а также людей, способных работать не только индивидуально, но и в составе команды. Актуальность в данной работе связана с тем, что современный рынок нуждается в специалистах не просто с широким кругозором, а в таких, работа которых тесно связана со знанием географии, истории, экономики, права. Это делает знание предметов гуманитарного цикла наиболее востребованными. Однако так как происходит быстрый рост изменений в обществе, общественных отношений, которые влияют на школу и на школьников, большой поток информации, фактически невозможно уложить в рамки уроков, поэтому большую роль начинает приобретать внеклассная работа, в целом, и, безусловно, по истории.

Метапредметная неделя является важным этапом в первичном выявлении творческих, исследовательских, организаторских и других способностей учащихся. Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность.

Метапредметная неделя включает в себя все необходимые для полноценного саморазвития личности этапы:

- самоцелеполагание (свобода, воля);

- самопланирование (инициатива, творчество);

- самоорганизация (самостоятельность, решительность);

- самореализация намеченных целей (трудолюбие, способности),

- самоанализ и самооценка результатов (совесть, честность).

Во внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.

Принятие участия в метапредметной недели формирует познавательные, информационные, социальные, коммуникативные компетенции.












Пояснительная записка.


Неделя истории и географии– это одна из многочисленных форм внеурочной работы.

Внеурочная работа – это такая деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, содействует углублению знаний учащихся в области истории и географии, развитию их разносторонних интересов и способностей.

Цели:

- углубление знаний по предмету;

- развитие умения применять полученные знания в практической деятельности;

- развитие у учащихся способности к самоорганизации, творческому подходу, коммуникабельности;

Задачи:

- привлечение внимания учащихся к знаменательным историческим событиям;

- формирование положительной мотивации к изучению истории вообще и к истории родного края в частности;

- систематизация и обобщение имеющихся знаний;

- развитие познавательной активности учащихся;

- проведение в рамках недели уроков, Квест-игр, проектных заданий, эко- рейдов и исторических рейдов, интеллектуальных соревнований между учениками, открытых уроков и конференции.

- воспитание чувств патриотизма, гордости за свою страну, родной край, семью;

- развитие коммуникативных качеств, ораторских способностей, чувства коллективизма, взаимоуважения, ответственности.

Формы и методы предметной недели:

- беседы, конкурсы, семинары, викторины, интеллектуальные игры;

- творческие работы, проекты.

Планируемые результаты:

Результатом метапредметной недели является развивание у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам проведения предметной недели относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты в процессе проведения метапредметной недели выражаются в следующих качествах:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты метапредметной недели включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Методика проведения.

Метапредметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы. План проведения метапредметной недели утверждается директором за месяц до ее начала, в это же время утверждаются ответственные за организацию мероприятия учителя и учащиеся.

В организации и проведении метапредметной недели по истории и географии активно задействованы ученики 7-11 классов.

В начале учебного года на занятиях по истории и географии учащимся сообщают о проведении недели по данным дисциплинам. Метапредметная неделя по истории и географии проводиться с 20 по 24 ноября 2017 г.

Каждый день недели имеет свою направленность.

На кануне начала мероприятия организаторами и ответственными учащимися оформляется школа:

1. Перед входом вывешивается объявление о проведении недели географии и истории;

2. В фойе школы на информационном стенде размещаются следующие документы: утвержденный план проведения метапредметной недели; положения о конкурсах; информация о баллах, которые может набрать класс, участвуя в конкурсах и мероприятиях.

На общешкольной линейке директор школы объявляет об открытии метапредметной недели образовательной области истории и георгафии и излагает план его проведения.



































План проведения метапредметной недели с кратким описанием мероприятий

Неделя истории и географии

Сроки проведения: 20-24 ноября 2017г.

Участники: обучающиеся 8-11 классов.

Этапы:

20 ноября 2017 года

1)Организационный момент.

Проводится общешкольная линейка, на которой происходит официальное открытие недели географии и истории. Проводится разъяснение правил проведения мероприятий, условия участия и награждения.

2) Квест-игра «По дороге знаний».

Слово Quest переводится на русский язык как «поиск». В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует хорошо подумать и вспомнить всё, чему его учили в школе и не только, чтобы разрешить предложенную ситуацию, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием быстрее других. Игра может быть командной или индивидуальной. Темы нашего стартапа связаны со школьными предметами, с увлечениями ребят спортом, творчеством, интеллектуальным развитием и различными увлечениями и интересами. 

В ходе квеста ученики получают баллы.

3) Проводится анализ. Вывешиваются результаты квеста.

Приложение 1 по истории.

Приложение 2 по географии

4) Награждение победителей и участников грамотами и сертификатами.


21 ноября 2017 года

1) Анализ этнографического диктанта по географии

2) Интеллектуальная игра по обществознанию «Своя игра» для учащихся 9 классов.

3) Проводится анализ. Награждение победителей и участников грамотами и сертификатами.


22 ноября

1)Защита проектов по выбранной детьми тематике.

2) Проводится анализ. Награждение победителей и участников грамотами и сертификатами.


23 ноября

1) Экологический рейд «Чистая природа- здоровые мы»

2) Патриотический рейд «Юные защитники Отечества».

3) Проводится анализ. Награждение победителей и участников грамотами и сертификатами.



24 ноября

Проведение открытых уроков:

  • «Япония на пути модернизации» -по истории

  • Африка- история открытия материка, особенности географического положения. -по географии


1) Проведение конференции на тему: « Проектная деятельность на уроках истории и географии».

2) Подведение общих итогов метапредметной недели по истории.



Результаты проведенной недели


Планируемые результаты

Достигнутые результаты

Участники

Понедельник 20.11.2017г.

Квест-игра «По дороге знаний»

Расширить интерес к предмету география и история через восприятие обучающимися учебного материала по данным предметам.

Развить познавательный интерес у обучающихся в процессе проведения игры, закрепить познавательный интерес.

Воспитать научное мировоззрение, умение четко организовывать групповую работу, воспитание чувства товарищества.

Обучающиеся, в процессе игры четко ориентировались в источниках географической и исторической информации, выдвигали гипотезы.

Дети выбрали средства для достижения цели игры, как в группе так и индивидуально.

Обучающиеся аргументированно оценивали свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (учебных), опираясь на собственные знания по предметам география и история.


В игре участвовали 2 команды из 8а и 8б класса по 5 человек в каждой команде. В игре принимали участие обучающиеся 11 класса 10 человек в качестве организаторов аудиторий на станциях.

Вторник 21.11.2017г.

Проведение анализа «Этнографического диктанта» в 11 классе.

Интеллектуальный марафон «Своя игра».

1. Этнографический диктант:

Дать возможность обучающимся оценить область своих знаний в этнографии Российской Федерации.

Развить толерантность.

Провести анализ своих знаний, выявить пробелы.





2. Интеллектуальный марафон «Своя игра»:

Научиться давать определения терминов, понятий по тематике предмета.

Научиться решать интеллектуальные задачи в форме дискуссии.

Развить коммуникативные навыки в процессе проведения марафона.

Расширили учебно-познавательный интерес к многообразию этносов России через самостоятельную познавательную деятельность.

Развили толерантность к традициям народов России и языковым барьерам.

Провели анализ собственных знаний в форме мини-дискуссий.


Обучающиеся научились аргументированно излагать свое мнение подтверждая его фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, понимать позицию другого выраженную в явном виде, различать в речи другого мнения, доказательства и факты, гипотезы, теории.

Корректировать свое мнение под воздействием аргументов.

Обучающиеся 11 класса в количестве 10 человек.













Обучающиеся 9А класса в количестве 23 человека и 9Б класса в количестве 20 человек.

Среда 22.11.2017г.

Защита проектных заданий.

Планируемый результат:

На подготовительном этапе:

  • сформулировать проблему по теме проекта

  • выявить социальные и индивидуальные потребности обучающихся в данной деятельности.

  • определить возможности команды исполнителей

На технологическом этапе (разработка плана проекта и его реализация):

  • составить план работы с указанием временных рамок

  • распределить обязанности между участниками проектов

  • определить необходимые ресурсы и источники информации

  • реализовать проектное задание согласно составленному плану


На подготовительном этапе:

  • сформировали устойчивый познавательный интерес к теме проектов

  • сумели самостоятельно организовать сбор материала

  • создали команды для работы над проектами

На технологическом этапе (разработка плана проекта и его реализация):

  • составили план работы

  • распределили обязанности между участниками

  • определили необходимые ресурсы для выполнения проектов

  • реализовали проектные задания

Команда подготовки и реализации проектов обучающиеся 9А класса в количестве 6 человек и обучающиеся 9Б класса в количестве 6 человек.

Целевая аудитория обучающиеся 7Б класса и 9А класса.

Четверг 23.11.2017г.

Патриотическая волонтерская акция «Память»

Сформировать духовно-нравственные качества у обучающихся.

Продолжить развитие патриотического и гражданского воспитания.

Развить волонтерские качества в данном направленности.

Углубить знания по краеведческо-географической направленности.

Перед проведения акции был просмотрен тематический фильм « ПАМЯТИ ГЕРОЕВ Великой Отечественной войны».

Посетили место захоронения останков Великой отечественной войны на территории МБОУ СОШ№5, возложение цветов на мемориал.

Обучающиеся 7А класса: 20 человек, обучающиеся 8А класса: 24 человека, обучающиеся 9А класса 15 человек.

Пятница 24.11.2017г.

Проведение открытых уроков по истории и географии.(см. технологические карты уроков)

Понедельник 27.11.2017г.

Проведение итоговой линейки







Заключение.

В заключении, хочется сказать, что удачная метапредметная неделя во многом определяется ее подготовкой. Эта подготовка имеет две взаимосвязанные и неотделимые стороны, во-первых, определение целей, задач, мероприятий, их содержания, во-вторых, определение деятельности учащихся и руководящего этой деятельностью учителя.

Проведение недели истории и географии– это не только и не столько развлечение для учащихся, сколько одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения. Углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширить их кругозор. В ходе метапредметной недели между учителями и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.





Список литературы.

Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2010 г

Кочетов Н.С. Предметная неделя в школе. Волгоград, 2011. С. 3–7.

Роль внеурочной деятельности в обучении предметам естественнонаучного цикла /Открытый класс. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/200953]

Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/534738/]





































Приложение 1

Квест- игра «По дорогам знаний»

  • Станция- Кроссвордная

  • Станция- Словарная

  • Станция- Загадочная

  • Станция - Ребусная

  • Станция- Объяснялкина

Представители представляют название, эмблему и девиз своей команды и собираются в главном ШТАБЕ. Команды по 5 человек от 8А и 8Б классов.

Ведущий (ученица 11 класса): Уважаемые участники игры! Сегодня Вы будете путешествовать по странам школьной страны. Ваша задача за один час разгадать все задачки, чтобы найти спрятанный клад. При выполнении каждого задания, вы будете получать обрывок фразы, которую в конце нужно расшифровать.
Для успешного путешествия и продвижения к намеченной цели Вам понадобятся знания по истории и географии, находчивость, смекалка и сплоченность. Помогать Вам будут независимые консультанты.


Капитанам команд вручаются конверты с заданиями. После выполнения заданий, на каждой станции капитан получает конверт с указанием следующей станции.

Предлагается следующий набор станций с заданиями на них:


  • Станция- Кроссвордная

  • Станция- Словарная

  • Станция- Загадочная

  • Станция - Ребусная

  • Станция- Объяснялкина

Чтобы получить свой маршрут, вам необходимо выполнить одно задание :

За 10 минут придумайте название команды и девиз с эмблемой! Количество баллов -10.

За выполнение задания команда получает балы и начало фразы «У истории»…

К концу квеста участники команд должны получить фразу«У истории, как и у природы, есть свои законы.»








Станция – Кроссвордная:




7




2






8










6
















9






5
















3




1
















4
















10









По горизонтали:

1) Дочь Петра I взошедшая на престол в 1747 году и правившая до 1761 года?

4) Лицо, руководящее в случае болезни или малолетства монарха?

5) Придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха?

6) Сподвижник Петра I и фаворит Екатерины I ?

9) Река – сердце Петербурга?

10) Родина Екатерины II ?


По вертикали:

2) Документ конституционного содержания, предложенный к подписанию императрице Анне Иоанновне при её вступлении на престол членами Верховного тайного совета?

  1. Привилегированная часть армии, созданная Петром I, на которую опирались монархи при свершении дворцовых переворотов?

7) Фаворит Анны Иоанновны, чьим именем была назван крайне реакционный режим в России в 30-х годах 18 века? 

  1. Болезнь перенесенная Петром III незадолго до свадьбы с Екатериной Алексеевной, которая едва не унесла его жизнь?

Станция – Отгадайкина:

Текст:

В.....году армия французского императора .......... перешла границу России. на защиту отечества поднялся весь народ,
поэтому её называют ....... Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец ....... . Главное сражение этой войны произошло у деревни ......, ...... сентября .... года. На военном совете в подмосковной деревне ..... главнокомандующий ...... принял непростое решение. Чтобы сохранить армию, он решил оставить ................ . Однако напрасно французский император ....... ожидал на .......... горе делегацию граждан с ............................ от города. Через несколько дней в городе начались ........ и император ......... принимает решение покинуть город.





















Станция – Загадочная:


Старинные загадки русского народа (история):

1) Русский дом:

Одна коптиться

Другая топчется (Пол и потолок)


2) Орудия труда:

На дворе кланяется

А домой придет растянется (Топор)


3) Представление о мире:

Что было завтра и было вчера? (День)


4) Нравственные ценности русского народа:

Что нельзя купить ни за какие сокровища? (Потерянного времени)


5) Внутреннее убранство в доме:

Маленький, удаленький

По полу елозит, спины не занозит (Веник)


6) Домашняя утварь и посуда:

Никогда не есть

А только пьет!

А как зашумит-

Всех приманит! (Самовар)


7) Еда и питье:

Возьму пыльно

Сделаю жидко,

Брошу в пламень-

Будет камень (Пирог)


8)Рукоделие и одежда:

По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел (Штаны)

9) Еда и питье:

Сидит на ложке

Свесив ножки (Лапша)


10) Крестьянский труд:

Птица- юстрица

На девяти ногах стоит,

Крыльями машет

А улететь не может (Мельница)





Станция –: Ребусная

1) Вавилон

  1. 2) Папирус


3) История

4) Монархия


5) Невская битва


6) Пирамида


7) Фараон


  1. Рыцарь


  1. Язычество


10) Бояре


Станция –: Объяснялкина

Пояснить определения

1) Дворцовые перевороты- временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами или придворными дворцовых переворотов.

2) Индульгенция-  католической церкви освобождение от временного наказания (кары) за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи.

3) Регент- лицо, временно правящее государством за государя по его малолетству, болезни или отсутствию изгосударства

4) Фаворит-  лицо, пользующееся благосклонностью правителя, влиятельного лица, получающее от него различные привилегии и в свою очередь оказывающее на него влияние

5) Реформация- духовное и политическое движение 16—17 вв. в странах Европы, обозначившее радикальные изменения в зап. христианстве. Результатом этого движения стало возникновение протестантизма.

6) Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.

7) Десятина – налог в пользу церкви.

8) Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.

9) Самодержавие – неограниченная монархическая форма правления.

10) Промышленная революция (промышленный переворот) – переход от ручного труда к машинному и соответственно от мануфактуры к фабрике.











Приложение 2

Станция – Отгадайкина:

Вставить недостающие слова:

Индия расположена на юге материка________________________________.

Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы _______________________________.

Берегов Индии с запада, востока и юга омывает ______________________океан.

Самые многоводные реки в Индии ________________________________.

В _____ веке до н.э. Почти все индийские царства объединились под властью царя _________________. У древних индейцев существовали касты: ________________________________________________________________________________________________________________________________________.





Станция Ребусная

  1. Б
    акал

  2. В
    аршава

  3. В
    олга


  4. Глобус


  5. Евразия


  6. Канада

  7. Л
    ондон


  8. Париж

  9. П

    рага

  10. Стокгольм


Станция –: Объяснялкина

Пояснить определения

Болото — избыточно увлажнённый участок с влаголюбивой растительностью.

Вершин — самая высокая часть горы или холма.

Водопад — падение воды в реке с уступа, расположенного поперёк течения этой реки.

Географическая карта— уменьшенное изображение земной поверх­ности на плоскости (бумаге).

Глобус — сильно уменьшенная модель земного шара.

Гора — обширное поднятие земной поверхности с колебаниями высот более 200 м.

Горизонт — граница видимого пространства, где небо сходится с поверхностью земли или воды. Основные стороны горизонта: север, юг, запад и восток.

Горные породы — природные тела, входящие в состав земной коры.

Горный хребет — вытянутая на большие расстояния цепь гор.

Долина — удлинённая впадина, образующаяся вдоль рек и ручьёв или лежащая между горными хребтами.





Станция Загадочная

Раскалена от жара.

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны –

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой …

(Африке).


Лишь в стране большой, зелёной

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

(Австралия).

В море плавает сапог

Тыщи лет и не промок!

А на нем живет народ –

Кто его нам назовет?

(Италия и итальянцы).


Север –

Там, где много вьюг.

Там, где жарко –

Будет…

(Юг).

Главный город государства,

Хоть республики, хоть царства.

Тут смекалка пригодится:

Вот Москва, она – …

(Столица).


Мы найдём на глобусе

Два различных полюса!

А у Южного найдём

Материк, покрытый льдом!

(Антарктида).







Суши маленький кусочек, –

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода.

(Остров).


Я широка, я глубока,

Я отражаю облака,

Держу я путь издалека –

Текучая …

(Река).


Ну, конечно, чудо это! –

Вот уже который век

Даже самым жарким летом

На её вершине снег!

(Гора).


В ней песков большие груды

Называются барханы,

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном.

(Пустыня).














Станция –: Кроссвордная





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!