11
ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»
Задача: исследование соответствуют ли квазивыборы (модель выборов, в учебных целях воспроизводимая в аудитории) Конституции Российской Федерации?
Оформление аудитории. Аудитория представляет собой точную (по возможности) копию избирательного участка.
Имеются:
• стол для избирательной комиссии; плакаты с буквами в алфавитном порядке; списки избирателей; бюллетени;
• избирательная кабина;
• урна для голосования (неопечатанна);
• наглядная агитация на стенах.
Ход игры.
Вводное слово: Вы уже достаточно взрослые для того, чтобы знать, что каждый гражданин нашей страны по Конституции имеет самые различные права: право на труд, отдых, жизнь, частную собственность, на охрану здоровья, медицинскую помощь и т.д. Одним из прав гражданина России является право «Избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления» (ст. 32 Конституции РФ). Вот этому праву и будет посвящена наша сегодняшняя игра. Мы понимаем, что вы, может быть, еще не очень хорошо разбираетесь в избирательном праве, но просто нужно быть внимательнее, уметь работать с книгой и просто вспомнить все, что вы слышали о выборах. Думаю, что вы прекрасно со всем справитесь.
Класс делится на две команды, которые по очереди отвечают на вопросы блиц-турнира.
Тур 1: Блиц-опрос
Это разминочная игра для всех.
1 . Парламент. (Федеральное Собрание).
2. Главнокомандующий Вооруженных сил РФ. (Президент РФ).
3. Форма правления, при которой решения принимаются от имени народа избранными им представителями. (Представительная демократия).
4. Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ. (Народ)
5. Официальное название нашего государства. (Российская Федерация).
6. Основной закон России. (Конституция РФ).
7. Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах. (Суверенитет).
8. Всенародное голосование по вопросам государственного значения. (Референдум).
9. Состав Федерального Собрания. (Совет Федерации и Государственная Дума)
10. Президент РФ. (В.В.Путин).
Тур 2: Строкой закона
Команды отвечают на вопросы письменно, используя для ответов законодательные акты.
Президент РФ
1. Кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в России, то есть быть ее гражданином не менее...
• 5 лет
• 10 лет
• 15 лет
2. В каком возрасте вы можете стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации?
• 30 лет
•35 лет
•40 лет
3. В каком году в Российской Федерации был введен институт Президента?
•1988
•1991
•1996
В случае отставки Президента РФ следующие выборы должны состояться...
• немедленно
• не позднее 3-х месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий
• не позднее 6-ти месяцев
Государственная дума
1 .Через сколько лет переизбирается Государственная Дума?
• 3 года
• 4 года
• 5 лет
2. Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Каким еще видом деятельности Закон разрешает им заниматься?
• Предпринимательской
• Государственной службой
• Преподавательской, научной деятельностью
Органы местной власти
1. Закончите предложение, выбрав один из трех вариантов: «В Российской Федерации органы местного самоуправления...»
• не входят в систему органов государственной власти
• входят в систему органов государственной власти
• могут входить в систему органов государственной власти, если это предусмотрено Конституцией или уставом субъекта Федерации
2. «Местное самоуправление в Российской Федерации…»
• осуществляет управление федеральной собственностью
• не утверждает и не исполняет местный бюджет
• обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения
Тур 3: Конкурс капитанов
Каждому капитану по 3 вопроса:
1. В оформлении избирательного участка заложены две ошибки. Какие? (Не снята агитация, не опечатана урна, нет кабины для голосования)
2. Действителен ли бюллетень? Предлагаются бюллетени, в которых:
а) нет печати;
б) есть графа «против всех»;
в) отметки в двух квадратах;
г) нет ни одной пометки.
3. Кого может избирать гражданин России, достигший совершеннолетия?
а) Правительство РФ;
б) Президента РФ;
в) членов Конституционного суда;
г) депутатов местного самоуправления.
4. Какие два из перечисленных условий говорят о том, что человек не имеет права голосовать?
• двойное гражданство
• признание судом недееспособным
• долгое пребывание за границей
• нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда
• необразованность
5. Депутатом в органы власти может быть избран гражданин, достигший...
• 18 лет
• 21 года
• 30 лет
6. Главный избирательный орган страны:
• Государственная Дума
• Федеральное Собрание РФ
• Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК)
Тур 4: Ситуации
Предлагаются ситуации, которые могли бы возникнуть на избирательном участке. Члены команд выступают в роли избирательной комиссии, им необходимо принять решение, как поступить в той или иной сложившейся ситуации, как её разрешить. За каждый правильный ответ команда получает карточку; по числу карточек подводятся итоги.
Примерные ситуации:
1. Я отдал паспорт на прописку, но в списках моя фамилия есть.
Ответ: Отказано в выдаче бюллетеня.
2. Паспорт забыл дома, но у меня есть читательский билет.
Ответ: Отказано в выдаче бюллетеня.
3. Мне только сегодня исполнилось 18 лет, с собой паспорт.
Ответ: Выдан бюллетень.
4. До 20 часов осталось всего две минуты, но я успел. Выдайте мне бюллетень.
Ответ: Выдан бюллетень.
5. Не вижу без очков. Товарищ председатель, отметьте.
Ответ: Нельзя.
6. Мать заболела, но дала паспорт, чтобы я за неё проголосовал (а).
Ответ: Отказано.
7. Посоветуйте, за кого проголосовать, их (кандидатов) так много.
Ответ: Нельзя.
9. Моей фамилии нет в списках. Как быть?
Ответ: Если гражданин имеет право голосовать (т.е. достиг 18 лет; не признан по суду не дееспособным и не находится в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда); прописан на территории данного избирательного участка; имеет при себе паспорт гражданина РФ, он должен быть внесен в списки.
10.Получил бюллетень, проголосовал, минуя кабину.
Ответ: Это личное дело избирателя, но он должен помнить о тайне голосования.
11. Брат уехал за город, а мне оставил доверенность на право проголосовать за него.
Ответ: Нельзя. Брат мог взять открепительный талон или проголосовать досрочно.
Тур 5: Голосование
Вступительное слово учителя:
Итак, вам исполнилось восемнадцать лет. Мы выдвинули трёх кандидатов в депутаты местного самоуправления. Вам предстоит проголосовать. Помните слова первого Президента страны Б.Н. Ельцина: «Тебе - восемнадцать. Ты давно умеешь выбирать то, что тебе нравится. Сегодня пришло время решать, как ты, я, все мы будем жить, может быть; всю оставшуюся жизнь. Можно отказаться от этого выбора, но тогда за тебя решат другие. Думай и выбирай сам! Это твое совершеннолетие!»
Каждый участник игры получает в «избирательной комиссии» по списку избирателей, согласно установленному порядку, игровые «бюллетени», выполненные в соответствии с законодательством; голосует.
«Избирательная комиссия» подводит итог голосования. Результат оглашается.
Подводится итог деловой игры по теме: «Избирательное право»
Заключение.
Мероприятия подобного типа формируют гражданское самосознание и гражданскую ответственность. Как показывает устный опрос учащихся большая часть из них считает необходимым принятие участия в выборах любого уровня, не зависимо от их личного отношения к тому или иному представителю власти. Значит, поставленная перед мероприятием цель была достигнута.
Учащиеся принимали активное участие в мероприятии. Внутри подгрупп сложилась атмосфера дружелюбия. Каждый участник подгруппы активно участвовал в деятельности подразделения, отстаивая свою точку зрения. Ребята научились в процессе обсуждения избегать между собой конфликтов, мобилизуя все силы для совместной работы.
Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных задач и формировании таких компетенций как:
принимать ответственные решения;
участвовать в принятии групповых решений;
разрешать конфликтные ситуации.
Следовательно, можно сделать общий вывод по мероприятию: мероприятие в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса; является интересным и необходимым элементом гражданско-патриотического воспитания.
Список литературы:
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Конституция Российской Федерации.
Никитин А.Ф. Право и политика: Тесты. - М.: Дрофа, 2012.
Шкатула В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Основы правовых знаний: учебное пособие для студентов среднего профессионального учебного заведения - М.: Издательский центр «Академия», 2011.