Дата:15.11.23 Предмет:русский язык Класс:3Б Учитель: Захарова Н.В. Тема: «Изложение повествовательного текстас опорой на предложенный план».
Цель: развивать умение делить текст на части, сопоставлять с названием частей предложенного плана и писать в соответствии с планом.
Задачи: -формирование умения анализировать и сопоставлять информацию; отрабатывать навык формирования связной письменной речи; обогащение словарного запаса;
-развитие внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей детей; поддерживать интерес к изучению языка;
-воспитание самостоятельности и ответственности; формирование адекватной самооценки.
Планируемые результаты:
Предметные:
самостоятельно работать с текстом;
определять последовательность действий при работе с текстом;
осуществлять простейшее планирование своей работы.
Регулятивные:
Работать по плану, сверять свои действия с целью,
исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
Осознавать уровень и качество выполнения работы.
Коммуникативные:
Строить монологическое высказывание;
участвовать в учебном диалоге;
Оборудование: Раздаточные карточки с текстом, графическое изображение плана, проектор, подбор слайдов. Лист для обозначения самооценки при проведении рефлексии.
Ход урока
1.Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Позитивный настрой (Упр. «Лучик доброты»
2.Актуализация знаний
На уроках литературного чтения мы использовали пересказ, чтобы передать смысл и содержание прочитанного. А что делать, если ваш собеседник далеко и общаться с ним можно только при помощи писем?(предложения детей)Как называется письменный пересказ текста?
Сегодня мы будем заниматься развитием речи – напишем изложение.
- Каким образом изложение может повлиять на развитие речи?
- Зачем нужно учиться писать изложения?Может быть достаточно пересказывать устно?
1)Построение алгоритма действий при подготовке к изложению
-Для вас это новый вид работы? Что нужно сделать, чтобы подготовиться к изложению? (Электр. доска)
• Прочитать текст.
- Зачем нужно это сделать? (Знакомство.)
• Определить тему и главную мысль текста.
- Зачем нужно это сделать? (Понимание текста).
• Определить тип текста.
- Зачем нужно это сделать? (Понять, как строится этот текст)
• Разделить текст на части, чтобы составить план.
- Зачем нужно это сделать? ( Опора для изложения)
• Найти в каждой части ключевые слова.
- Зачем нужно это сделать? (Помогает точнее пересказать текст )
• Увидеть в словах орфограммы.
- Зачем нужно это сделать? (Грамотно написать)
• Обратить внимание, как автор избегает повторов.
- Зачем нужно это сделать? (Помогает грамотно и точно строить текст)
• Пересказать каждую часть текста по опорным словам, затем пересказать весь текст.
- Зачем нужно это сделать? (Проверить готовность.)
• Записать текст, пользуясь планом и опорными словами.
- Зачем нужно это сделать? (Получить продукт - текст) (Открыть всю запись на эл.доске)
2).Подготовка к написанию сочинения
Групповая работа
- Я предлагаю вам сегодня для подготовки к изложению работать в группах. В конце урока поделитесь, легче ли вам было готовиться к изложению группой?
•Знакомство с текстом
-Работаем по плану. Знакомимся с текстом (чтение с экрана).
Перелётные гости
Перепёлки летели зимовать в дальние страны. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы подлетели и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.
•Словарная работа Кто такие перепёлки? (Рассказ краткий про них – сначала дети, потом дополнение учителя)
Обыкновенный перепел живёт в Европе, в России — на востоке до Байкала. Зимует в Южной Африке. Отлетают с конца августа по конец сентября. Люди много истребляли их из-за вкусного мяса. В Средней Азии перепелов держат в клетках как бойцовую птицу и ради «пения» — громкого токового крика.)
Что обозначает слово «мачта»?
Самостоятельное чтение с установкой.
•Определение темы и главной мысли текста.
•Деление текста на части Что сейчас надо делать для подготовки к изложению? (разделить текст на части)
- Как вы думаете, сколько частей в тексте? Прочитайте первую часть. О чём речь в первой части?
- Прочитайте вторую часть. О чём во второй?
- Прочитайте третью часть. О чём в третьей части?
•Составление вопросов к каждой части
Теперь составьте самостоятельно вопросы к каждой части, чтобы ответить можно было предложениями из текста
Примерные вопросы к первой части:
Куда летели перепёлки? Каким был их путь? Что произошло в пути?С чем устали бороться птицы? Куда они сели отдохнуть?
Примерные вопросы ко второй части:
Что сделали моряки?Когда птицы начали клевать корм?Как изменилась погода? Что произошло с морем? Что сделали птицы?
Примерные вопросы к третьей части:
Как птицы готовились к полёту?
Ознакомление с предложенным планом: (Графическая запись на доске)
1. Трудный полёт.
2. Отдых на корабле.
3. Снова в путь.
•Подбор ключевых слов
Подбор для каждой части 3-4 слова для справок. (Графическая запись)
Перепёлки, бороться, присели, корабль.
Крошки, семечки, успокоилось, обогрелись.
Пёрышки, почистили, расправили.
•Работа с орфограммами Что необходимо сделать ещё, чтобы подготовиться к изложению по этому тексту? Обратить внимание на орфограммы в словах.
- Какая орфограмма в этих словах?
(на экране – летели, перепёлки, бороться, отдохнуть, корабля, клевать, успокоилось, взлетели).
( Проверяемые безударные гласные в корне).
- Какая орфограмма в этих словах?
(на экране – перепёлки, корабля, успокоилось, отдохнуть).
( Непроверяемые безударные гласные в корне.)
- Какая орфограмма в этих словах?
(на экране – застигла, отдохнуть, обогрелись, перелётные, почистили, расправили).
( Правописание приставок.)
- Какая орфограмма в этих словах?
(на экране – бороться, клевать, успокоилось, обогрелись, крылья).( Правописание мягкого знака.)
• Физкультминутка.
3.Чтение и пересказ текста в группах по плану
4.Написание изложения самостоятельно по плану и ключевым словам.
5.Итог работы. (схема)
- Что такое изложение?
- Зачем нужно учиться писать изложения?
Представление изложений.
Чтение нескольких изложений. Обсуждение результата.
Рефлексия.
• Подведите итог своей работы в группах по таблице (индивидуально и на экране).
Вид работы при подготовке к изложению. | Лучше выполнять в группе (*почему?) | Лучше выполнять одному (*почему?) |
Тема и главная мысль текста. | | |
Вид текста. | | |
Составление вопросов к тексту | | |
Опорные слова. | | |
Орфограммы. | | |
Пересказ текста по частям и целиком. | | |
Вид работы при подготовке к изложению. | Лучше выполнять в группе (*почему?) | Лучше выполнять одному (*почему?) |
Тема и главная мысль текста. | | |
Вид текста. | | |
Составление вопросов к тексту | | |
Опорные слова. | | |
Орфограммы. | | |
Пересказ текста по частям и целиком. | | |
Вид работы при подготовке к изложению. | Лучше выполнять в группе (*почему?) | Лучше выполнять одному (*почему?) |
Тема и главная мысль текста. | | |
Вид текста. | | |
Составление вопросов к тексту | | |
Опорные слова. | | |
Орфограммы. | | |
Пересказ текста по частям и целиком. | | |
Вид работы при подготовке к изложению. | Лучше выполнять в группе (*почему?) | Лучше выполнять одному (*почему?) |
Тема и главная мысль текста. | | |
Вид текста. | | |
Составление вопросов к тексту | | |
Опорные слова. | | |
Орфограммы. | | |
Пересказ текста по частям и целиком. | | |
Перелётные гости
Перепёлки летели зимовать в дальние страны. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы подлетели и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.
Перелётные гости
Перепёлки летели зимовать в дальние страны. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы подлетели и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.
Перелётные гости
Перепёлки летели зимовать в дальние страны. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы подлетели и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.
Перелётные гости
Перепёлки летели зимовать в дальние страны. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы подлетели и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.