СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка материала к уроку русского языка «Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка материала к уроку русского языка «Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план».»

Дата:15.11.23 Предмет:русский язык Класс:3Б Учитель: Захарова Н.В. Тема: «Изложение повествовательного текстас опорой на предложенный план».

Цель: развивать умение делить текст на части, сопоставлять с названием частей предложенного плана и писать в соответствии с планом.

Задачи: -формирование умения анализировать и сопоставлять информацию; отрабатывать навык формирования связной письменной речи; обогащение словарного запаса;

-развитие внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей детей; поддерживать интерес к изучению языка;

-воспитание самостоятельности и ответственности; формирование адекватной самооценки.

Планируемые результаты:

Предметные:

самостоятельно работать с текстом;

определять последовательность действий при работе с текстом;

осуществлять простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

Работать по плану, сверять свои действия с целью,

исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

Осознавать уровень и качество выполнения работы.

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание;

участвовать в учебном диалоге;

Оборудование: Раздаточные карточки с текстом, графическое изображение плана, проектор, подбор слайдов. Лист для обозначения самооценки при проведении рефлексии.











Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Позитивный настрой (Упр. «Лучик доброты»

2.Актуализация знаний

На уроках литературного чтения мы использовали пересказ, чтобы передать смысл и содержание прочитанного. А что делать, если ваш собеседник далеко и общаться с ним можно только при помощи писем?(предложения детей)Как называется письменный пересказ текста?

Сегодня мы будем заниматься развитием речи – напишем изложение.

- Каким образом изложение может повлиять на развитие речи?

- Зачем нужно учиться писать изложения?Может быть достаточно пересказывать устно?

1)Построение алгоритма действий при подготовке к изложению

-Для вас это новый вид работы? Что нужно сделать, чтобы подготовиться к изложению? (Электр. доска)

Прочитать текст.

- Зачем нужно это сделать? (Знакомство.)

Определить тему и главную мысль текста.

- Зачем нужно это сделать? (Понимание текста).

Определить тип текста.

- Зачем нужно это сделать? (Понять, как строится этот текст)

Разделить текст на части, чтобы составить план.

- Зачем нужно это сделать? ( Опора для изложения)

Найти в каждой части ключевые слова.

- Зачем нужно это сделать? (Помогает точнее пересказать текст )

Увидеть в словах орфограммы.

- Зачем нужно это сделать? (Грамотно написать)

Обратить внимание, как автор избегает повторов.

- Зачем нужно это сделать? (Помогает грамотно и точно строить текст)

Пересказать каждую часть текста по опорным словам, затем пересказать весь текст.

- Зачем нужно это сделать? (Проверить готовность.)

Записать текст, пользуясь планом и опорными словами.

- Зачем нужно это сделать? (Получить продукт - текст) (Открыть всю запись на эл.доске)

2).Подготовка к написанию сочинения

Групповая работа

- Я предлагаю вам сегодня для подготовки к изложению работать в группах. В конце урока поделитесь, легче ли вам было готовиться к изложению группой?

Знакомство с текстом

-Работаем по плану. Знакомимся с текстом (чтение с экрана).



Перелётные гости

Перепёлки летели зимовать в дальние страны. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы подлетели и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.



Словарная работа Кто такие перепёлки? (Рассказ краткий про них – сначала дети, потом дополнение учителя)

Обыкновенный перепел живёт в Европе, в России — на востоке до Байкала. Зимует в Южной Африке. Отлетают с конца августа по конец сентября. Люди много истребляли их из-за вкусного мяса. В Средней Азии перепелов держат в клетках как бойцовую птицу и ради «пения» — громкого токового крика.)

Что обозначает слово «мачта»?

Самостоятельное чтение с установкой.

Определение темы и главной мысли текста.

Деление текста на части Что сейчас надо делать для подготовки к изложению? (разделить текст на части)

- Как вы думаете, сколько частей в тексте? Прочитайте первую часть. О чём речь в первой части?

- Прочитайте вторую часть. О чём во второй?

- Прочитайте третью часть. О чём в третьей части?

Составление вопросов к каждой части

Теперь составьте самостоятельно вопросы к каждой части, чтобы ответить можно было предложениями из текста

Примерные вопросы к первой части:

Куда летели перепёлки? Каким был их путь? Что произошло в пути?С чем устали бороться птицы? Куда они сели отдохнуть?

Примерные вопросы ко второй части:

Что сделали моряки?Когда птицы начали клевать корм?Как изменилась погода? Что произошло с морем? Что сделали птицы?

Примерные вопросы к третьей части:

Как птицы готовились к полёту?

Ознакомление с предложенным планом: (Графическая запись на доске)

1. Трудный полёт.

2. Отдых на корабле.

3. Снова в путь.

Подбор ключевых слов

Подбор для каждой части 3-4 слова для справок. (Графическая запись)

Перепёлки, бороться, присели, корабль.

Крошки, семечки, успокоилось, обогрелись.

Пёрышки, почистили, расправили.

Работа с орфограммами Что необходимо сделать ещё, чтобы подготовиться к изложению по этому тексту? Обратить внимание на орфограммы в словах.

- Какая орфограмма в этих словах?

(на экране – летели, перепёлки, бороться, отдохнуть, корабля, клевать, успокоилось, взлетели).

( Проверяемые безударные гласные в корне).

- Какая орфограмма в этих словах?

(на экране – перепёлки, корабля, успокоилось, отдохнуть).

( Непроверяемые безударные гласные в корне.)

- Какая орфограмма в этих словах?

(на экране – застигла, отдохнуть, обогрелись, перелётные, почистили, расправили).

( Правописание приставок.)

- Какая орфограмма в этих словах?

(на экране – бороться, клевать, успокоилось, обогрелись, крылья).( Правописание мягкого знака.)

Физкультминутка.

3.Чтение и пересказ текста в группах по плану

4.Написание изложения самостоятельно по плану и ключевым словам.

5.Итог работы. (схема)

- Что такое изложение?

- Зачем нужно учиться писать изложения?

Представление изложений.

Чтение нескольких изложений. Обсуждение результата.

Рефлексия.

• Подведите итог своей работы в группах по таблице (индивидуально и на экране).



Вид работы при подготовке к изложению.

Лучше выполнять в группе (*почему?)

Лучше выполнять одному (*почему?)

Тема и главная мысль текста.



Вид текста.




Составление вопросов к тексту



Опорные слова.




Орфограммы.




Пересказ текста по частям и целиком.













Вид работы при подготовке к изложению.

Лучше выполнять в группе (*почему?)

Лучше выполнять одному (*почему?)

Тема и главная мысль текста.



Вид текста.




Составление вопросов к тексту



Опорные слова.




Орфограммы.




Пересказ текста по частям и целиком.





Вид работы при подготовке к изложению.

Лучше выполнять в группе (*почему?)

Лучше выполнять одному (*почему?)

Тема и главная мысль текста.



Вид текста.




Составление вопросов к тексту



Опорные слова.




Орфограммы.




Пересказ текста по частям и целиком.





Вид работы при подготовке к изложению.

Лучше выполнять в группе (*почему?)

Лучше выполнять одному (*почему?)

Тема и главная мысль текста.



Вид текста.




Составление вопросов к тексту



Опорные слова.




Орфограммы.




Пересказ текста по частям и целиком.











Перелётные гости

Перепёлки летели зимовать в дальние страны. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы подлетели и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.



Перелётные гости

Перепёлки летели зимовать в дальние страны. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы подлетели и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.



Перелётные гости

Перепёлки летели зимовать в дальние страны. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы подлетели и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.





Перелётные гости

Перепёлки летели зимовать в дальние страны. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы подлетели и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!