Разработка «круглого стола» (дискуссионной площадки).
Тема: Толерантность в современном обществе-гражданский выбор или необходимость?
Вступительная часть.
Актуальность: 16 ноября- международный день толерантности. В многообразном и непростом современном мире каждый человек определяет собственную позицию по отношению к нестандартным проявлениям людей в обществе, к представителям других рас, этносов и конфессий.
Эпиграф.
Люби того, кто ест не так
И носит странную одежду,
Пусть он иной, но он не враг,
Он занят в жизни тем же.
Он любит, создает семью
И строит дом, как все земляне,
Он так же падает в бою…
Не лучше ль всем нам быть друзьями?!
Цель «круглого стола» - формирование гражданской позиции по проблеме толерантности в многообразном современном мире.
Основная часть.
Заглянем в прошлое
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Толейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.
Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. От имени этого мудрого министра образовано слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Содержание понятия. Толерантность - терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Вопросы для обсуждения (выступления студентов).
1.Этническая толерантность.
2.Религиозная толерантность.
3.Социальная и бытовая толерантность.
Основные направления дискуссии:
-проблема межэтнических и межрасовых конфликтов в мире и пути её решения,
-проблемы веротерпимости, гомофобии, сексизма, нестандартной внешности и нестереотипного поведения в обществе, вплоть до ситуаций отказа носить маски в общественных местах в период пандемии (ковид-диссиденты).
-современные тенденции проявления интолерантности (лукизм, фэтшейминг, эйблизм, эйджизм).
-проведение параллели с ситуацией в Казахстане по рассматриваемым проблемам.
«Памятка толерантности».
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Заключительная часть.
Вопросы участникам дискуссии:
-Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
-Хорошо или плохо, что мы все разные?
-Как жить в мире, где столько разных людей?
Напутствие участникам.
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Итог обсуждения. Ответ на главный вопрос: толерантность - это сознательный выбор или необходимость? В современных реалиях это и первое, и второе. Пожелание участникам круглого стола - по- граждански осознанно подходить к вопросу толерантности, руководствуясь прежде всего гуманистическими ценностями.
Модератор мероприятия,
преподаватель кафедры ЕГД О.Рихтер.