СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка краткосрочного курса "Химия и жизнь"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка краткосрочного курса "Химия и жизнь"»






Рабочая программа

курса по выбору

«Химия и жизнь»

(5-7 класс)





Разработана:

Скворцовой Ольгой Павловной,

учителем химии и биологии

первой квалификационной категории












Пермь-2019


Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

  2. Общая характеристика курса по выбору……………………...................3

  3. Описание места курса по выбору в учебном плане……………………...4

  4. Требования к результатам обучения……………………………………...4

  5. Содержание курса по выбору…..…………………………………….........5

  6. Учебно-методическое обеспечение……………………………………….5

  7. Лабораторные работы……...………………………………………………6






















1. Пояснительная записка


Данный курс предусматривает непродолжительное, доступное для учеников 5-7 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Содержание курса предполагает разнообразие видов деятельности учащихся, работу с различными источниками информации, в том числе и Интернет-ресурсами. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по химии в повседневной жизни. Химия - это источник знаний о здоровье человека, так как при её изучении ученики знакомятся с составом различных веществ, как эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, и в целом на саму жизнь человека, что полезно, в каких количествах, и что вредно.

Курс по выбору реализует связь школы с жизнью, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивая интерес и создавая связи между предметами, изучаемыми в школе.

Задачи курса:

  1. Развитие устойчивого интереса к курсу химии.

  2. Ознакомление с первоначальными химическими сведениями (основными понятиями химии, химической символикой, важнейшими веществами, их свойствами, основами химического производства);

  3. Отработка простейших экспериментальных умений, необходимых для проведения практических работ (формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности);


2.Общая характеристика курса по выбору

Программа курса по выбору «Химия и жизнь» разработана для учащихся 5-7 класса и носит метапредметный характер. Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, в быту, в косметологии, даёт понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека. Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека. Актуальность данного курса подкрепляется и практической значимостью тем, что способствует повышению интереса к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с медициной.


3.Описание места курса в учебном плане


Курс по выбору «Химия и жизнь» проводится в 5-7 классе одну четверть. В неделю – 1 час. Количество часов за курс: 8 часов.


Методы и приемы работы:

- сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов);

- практические (лабораторные работы, эксперименты);

- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).


4.Требования к результатам обучения

Учащиеся должны:

-овладеть первоначальными навыками работы с лабораторным оборудованием;

-знать формулы некоторых химических веществ;

-уметь работать в группе и индивидуально;

-создавать презентации.



5.Содержание курса


п/п

Тема

Содержание

1

Введение

Техника безопасности в кабинете химии.

2

Химия и здоровье

Витамины, лекарственные препараты

3

Химия и красота

Средства гигиены, косметика, моющие средства. Сделать мыло в домашних условиях

4

Химия и пища

Жиры, белки, углеводы. Аминокислоты. БАДы.

5

Химия и вода

Значение воды в жизни человека. Анализ домашней воды


5кл

час

7 кл

час

Тема

Виды деятельности

Цель

1

1

Введение

Лекция-беседа

Дать понятие «химия» и ее значение для человека.

Техника безопасности при работе с химическим

оборудованием. Просмотр фильма.

2-3

2-3

Химия и здоровье

Беседа, лабораторная работа

Значение витаминов в жизни человека. Лекарства.


4-5

4-5

Химия и красота

Диспут, лабораторная работа

Делаем экологически чистые продукты

6

6

Химия и пища

Эксперимент, лабораторная работа

Польза и вред продуктов питания

7

7

Химия и вода

Ролевая игра, лабораторная работа

Анализ питьевой и водопроводной воды

8

8

Подведение итогов работы по теме «Химия и жизнь»

Показ презентаций

Рефлексия




Тема1. Введение. Техника безопасности в кабинете химии, при проведении лабораторных и практических работ(5-7 кл). Введение. Просмотр фильма по ТБ.

Тема2,3. Химия и здоровье. Что такое витамины? Классификация витаминов. Значение витаминов в жизни человека. Рассказ (5 кл). Презентация « Витамины группы В» (7 кл).

Лабораторная работа №1 «Определение витамина С в яблочном соке» (5 кл).

2 «Определение витамина «Д» в яичном желтке» (7 кл); № 2.1 «Краски – невидимки»

Лекарственные препараты, их классификация. Презентация «Польза и вред лекарств» (5-7 кл)

Тема4,5. Химия и красота. Средства гигиены: мыло, зубная паста, шампунь, дезодорант, их состав и влияние на здоровье человека.

Лабораторная работа №3 «Варим мыло» (5 кл), 3.1 «Жидкое мыло»

Косметика. Помада, тушь, пудра, косметические маски, духи. Составляющие компоненты. Влияние на здоровье человека.

Лабораторная работа №4 «Косметическая маска в домашних условиях» (7 кл); Презентация «Моющие средства», «Стиральный порошок», «Бытовая химия для мытья кухни и посуды» (7 кл).

Тема6. Химия и пища. Что такое жиры, белки и углеводы. Их содержание в организме человека и продуктах питания. Значение для организма человека.

Лабораторная работа №5 «Содержание крахмала в черном и белом хлебе» (5 кл).

6 «Свёртывание белка молока и яйца». Презентация (7 кл). ГМО (5 кл). БАД. Польза и вред добавок (7 кл); № 6.1 «Черный сахар» (7 кл); № 6.2. «Ныряющее яйцо»; № 6.3. «Ферменты слюны».

Презентация «Продукты питания, богатые белком», «БАД» (7 кл).

Тема7. Химия и вода. Значение воды в жизни человека. Определение качества минеральной, питьевой и водопроводной воды.

Лабораторная работа №7 «Определение качества водопроводной воды разными методами» (5 кл). №8 «Определение качества талой воды» (7 кл); № 8.1 «Разноцветная вода» (7 кл). Презентация «Очистка питьевой воды» (7 кл).

Поурочное планирование 5 класс (8 уроков)



№ урока

Тема урока

Содержание

1

Введение

Техника безопасности при проведении лабораторных работ

2

Химия и здоровье

Лабораторная работа №1 «Определение витамина С в яблочном соке» .

3

Химия и здоровье

Презентация «Значение витаминов в жизни человека»

4

Химия и красота

Лабораторная работа №3 «Варим мыло»

5

Химия и красота

Лабораторная работа№ 3.1 «Жидкое мыло»

6

Химия и пища

Лабораторная работа №5 «Содержание крахмала в черном и белом хлебе» .


7

Химия и вода

Лабораторная работа №7 «Определение качества водопроводной воды разными методами»

8

Презентация

Тема по выбору






Поурочное планирование 7 класс (8 уроков).

урока

Тема урока

Содержание

1

Введение

Техника безопасности при проведении лабораторных работ

2

Химия и здоровье


Лабораторная работа № 2 «Определение витамина «Д» в яичном желтке»

Лабораторная работа № 2.1 «Краски – невидимки»


3

Химия и здоровье

Презентация «Польза и вред лекарств»

4-5



Химия и красота


Лабораторная работа №4 «Косметическая маска в домашних условиях»

Презентация «Моющие средства»


6


Химия и пища


Лабораторная работа № 6 «Свёртывание белка молока и яйца

Лабораторная работа № 6.1 «Черный сахар»

Лабораторная работа № 6.3. «Ферменты слюны».

7


Химия и вода


Лабораторная работа №8 «Определение качества талой воды»

Лабораторная работа № 8.1 «Разноцветная вода»

8

Презентация


Тема по выбору




6.Учебно-методическое обеспечение


  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С.  Физика. Химия.  5 – 6 классы, учебник для общеобразовательных учебных заведений, 2 – е изд., Москва, Дрофа, 2004  г.

  2. Ефимовский Е. С. След колесницы (истории в стихах), Ленинград, Детская литература, 1988 г.

  3. Энциклопедический словарь юного химика (сост. Крицман В. В., Станцо Д. В.), Москва, Педагогика, 1990 г.

  4. Энциклопедия для детей, том 17, Химия, Москва, Аванта+, 2003 г.

  5. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Химия (авт. – сост. Л. А. Савина), Москва, АСТ – ЛТД, 1998 г.


7.Лабораторные работы.


Лабораторная работа №1 «Определение витамина С в яблочном соке».

Цель: Определить содержание витамина С в пакетированном и натуральном соке.

Оборудование: пробирки, держатель, вода, крахмал, йод, сок из пакета, яблоко.

Ход работы:

1)В пробирку налили 2 мл сока и добавили воды, доведя объем до 10 мл.

2) Добавили немного крахмального клейстера.

3) Затем по каплям до появления устойчивого синего окрашивания на 10-15 сек добавляют раствор йода. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

Вывод:

Лабораторная работа №2 «Определение витамина «Д» в яичном желтке».

В пробирку налили 1 мл рыбьего жира и прилили 1 мл раствора брома. Если наблюдается зеленовато-голубое окрашивание, то в жире содержался витамин D.


Лабораторная работа № 2.1. «Краски – невидимки»

Лимонный сок — чернила для тайнописи. В стаканчик выдавливают немного лимонного сока, которым на белом листе бумаги делается надпись или рисунок, незаметные после высыхания. Проявить надпись или рисунок можно горячим утюгом. Цвет — темно-коричневый.


Лабораторная работа №3 «Варим мыло».

Цель: научиться изготавливать мыло в домашних условиях для своего типа кожи.

Оборудование: детское мыло, плитка, оливковое масло, молоко, травы (мята, берёзовые листья), сахар, кофе, эфирные масла, вода, формочки, пульверизатор.

Ход работы:

1) Первым делом нужно нарезать мыльную основу небольшими кусочками или натереть детское мыло на терке, это поможет им скорее расплавиться.

2) Теперь растапливаем мыльную основу на водяной бане, периодически помешивая ее. Добавляем к мылу оливковое масло из расчета 3 чайных ложки на 100 грамм основы.

3) Пока основа плавится, необходимо иногда подливать немного молока, чтобы получилась сметанообразная масса. Вместо молока можно добавить капельку отвара трав. 4)Когда мыльная основа полностью растоплена, снимаем ее с огня и добавляем различные ингредиенты: 5 капель эфирного масла, чайную ложку глицерина, красители, ароматизаторы, кофе.

5) Теперь нужно перелить мыло в формочку и сбрызнуть поверхность мыла спиртом из пульверизатора.

6) Оставляем мыло в формочках до полного застывания.

Вывод:

Лабораторная работа № 3.1 «Жидкое мыло для личной гигиены»

Понадобится флакон с дозатором, любое твердое мыло, несколько ложек жидкого глицерина (или оливкового масла) и дистиллированная вода.

Натереть мыло на терке или порезать его на кусочки. Вскипяти воду в кастрюле.

Ингредиенты нужно брать в следующих пропорциях: 3 части воды на каждую часть тертого мыла. Высыпь тертое мыло в воду и варить на медленном огне. При этом помешивать ложкой, для того, чтобы мыльная стружка лучше растворилось. Снять мыло с огня и добавь глицерин.

Для того, чтобы придать ему больше увлажняющих свойств, можно заменить его оливковым маслом. Чтобы мыло приятно пахло, можно капнуть в него немного эфирного масла, например лаванды.

Подождать пока жидкое мыло остынет и перелить его в емкость с дозатором (можно взять флакон от уже закончившегося мыла).



Рецепт N° 2: жидкое мыло для личной гигиены

Этот вариант похож на предыдущий, только в нем не нужно греть смесь. Потребуются 65 граммов тертого мыла, 330 мл дистиллированной воды, 30 мл миндального масла (оно идеально для сухой кожи) и 20 капель любого эфирного масла.

Положить все ингредиенты в блендер и хорошо смешать до однородного состояния. Теперь мыло готово для использования.

Рецепт N° 3: жидкое мыло для личной гигиены

Понадобится 1 литр воды, 25 граммов каустической соды в гранулах (гидроксида натрия), 125 мл оливкового масла и щепотка соли.

Перелить воду в пластиковую бутылку (в ней и будет храниться мыло), и добавить туда понемногу каустическую соду. Помни о том, что она очень едкая, поэтому следует делать это в маске и защитных очках.

Затем добавить масло и соль. Закрыть бутылку и энергично трясти ее, пока все ингредиенты не перемешаются. В течение 15 дней смесь следует перемешивать два раза в день и держать в прохладном и темном месте. После этого, мыло можно ароматизировать эфирным маслом, и оно готово к использованию.

Рецепт N° 4: жидкое мыло для личной гигиены

При помощи этого рецепта, ты можешь превратить один брусок мыла в почти 4 литра жидкого мыла.

Понадобится брусок кокосового мыла весом в 150 граммов, столовая ложка глицерина и дистиллированная вода.

Натри мыло на мелкой терке, оно должно получиться как пыль. Нагрей дистиллированную воду и, не дожидаясь ее закипания, добавь туда тертое мыло и сними с огня. Хорошо перемешай смесь при помощи блендера. Затем добавь еще 6 чашек (1,4 литра) дистиллированной воды и снова перемешай.

Если консистенция будет слишком густой, добавь еще воды, а если жидкой, то добавь мыла или попробуй мешать подольше.



Лабораторная работа №4 «Косметическая маска в домашних условиях».

Цель: приготовить маску для определённого типа кожи лица в домашних условиях.

Оборудование: лимон, обезжиренная сметана, мёд, яйцо, молоко, овсяные хлопья, венчик, вода, чашка для смешивания, банка для хранения.

Ход работы:

1) Для жирной кожи:

- две чайные ложки меда, 20 капель сока лимона и столовая ложка обезжиренной сметаны. Перемешайте, доводя смесь до однородного состояния. Держать от 20 минут. Маска добавит вашей коже ровный цвет и здоровое сияние.

2) Для сухой кожи:

- яичный желток, две чайные ложки молока и неполная столовая ложка мелких овсяных хлопьев. Залить овсяные хлопья очень теплым молоком и дать размокнуть. Взбить вилкой яичный желток и перемешайте с хлопьями. Маску держать 20 минут. Эта смесь придаст сухой коже нежность и бархатистость, избавив от шелушения и ощущения стянутости.

Вывод:


Лабораторная работа №5 «Содержание крахмала в черном и белом хлебе».

Цель: определить содержание количества крахмала в черном и белом хлебе.

Оборудование: хлеб белый и черный, йод.

Ход работы:

1) Отрезать кусок черного и белого хлеба.

2) Капнуть по капле йода.

3) Определить содержание крахмала.

Вывод:


Лабораторная работа № 6 «Свёртывание белка молока и яйца».

К 1 мл 10 %-го раствора белка куриного яйца добавляют 0,5 мл концентрированной азотной кислоты. В результате коагуляции белка в содержимом пробирки образуется белый осадок или помутнение. При нагревании раствор и осадок окрашиваются в ярко-желтый цвет. При этом осадок почти полностью растворяется в результате гидролиза. После охлаждения добавляют 1–2 мл 20%-го раствора гидроксида натрия (до появления оранжевой окраски раствора).

Лабораторная работа № 6.1 «Черный сахар».

Сахароза – дисахарид с формулой C12H22O11. Откуда видно, что соотношение атомов Н и О такое же как и у воды – два водорода на один кислород.

ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПОНАДОБИТСЯ

Реактивы:

вода , сахарная пудра , серная кислота

Посуда:

химический стакан

Оборудование:

стеклянная палочка

СТАДИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
  1. В химический стакан насыпаем сахарную пудру.

  2. Добавляем немного воды.

  3. Перемешиваем сахарную пудру и воду.

  4. Добавляем концентрированную серную кислоту.

  5. Перемешиваем стеклянной палочкой до начала бурной экзотермической реакции.

  6. Сахар превращается в уголь, вспенивается и вытесняется из стакана. Получившаяся пористая масса хрупкая.

Лабораторная работа № 6.2 «Ныряющее яйцо»

В высокий химический стакан или широкий цилиндр наливают 5%-ный раствор соляной кислоты. Затем в раствор опускают неочищенное куриное яйцо, которое вначале опускается на дно сосуда. Однако через некоторое время на поверхности скорлупы появляются пузырьки углекислого газа (вследствие реакции карбоната кальция скорлупы с соляной кислотой) и увлекают яйцо вверх. На поверхности пузырьки газа лопаются, и яйцо вновь «ныряет» на дно. Процесс протекает до тех пор, пока не растворится скорлупа.

Примечание. Если яйцо окажется слишком тяжелым, то для увеличения плотности раствора в него следует добавить немного поваренной соли.

Лабораторная работа № 6.3. «Ферменты слюны»

Ополоснув рот водой, соберите около 1 мл слюны в пробирку или флакончик и разведите тройным количеством дистиллированной или кипяченой воды. Отлейте половину содержимого в другую пробирку и капните примерно десять капель раствора ляписа — нитрата серебра AgNO3 (можно растворить в 1 мл воды половину ляписного карандаша из аптеки; примеси не помешают опыту). К белому осадку, выпавшему в пробирке, добавьте уксус, и осадок частично растворится. Так при взаимодействии с нитратом серебра ведут себя соли соляной (хлороводородной) и фосфорной кислот — хлориды и фосфаты.



Лабораторная работа №7 «Определение качества водопроводной воды разными методами».

Цель: определение пригодности водопроводной воды для питья.

Оборудование: мерный цилиндр, лист бумаги, книжный текст.

Ход работы:

1) 5-балльная шкала оценки вкуса и запаха

0 баллов – вода не имеет ни вкуса, ни запаха;

1 балл – вкус или запах настолько легкие, что могут быть замечены лишь специалистом;

2 балла – очень легкие вкус или запах, которые могут быть обнаружены обычным человеком;

3 балла – явный запах или привкус;

4 балла - выраженные вкус или запах, которые заставляют человека воздержаться от питья;

5 баллов – крайне выраженные запах или привкус, делающие воду непригодной для употребления внутрь.

По ГОСТу, если запах или привкус воды оценены самим человеком на 3 и более балла, воду пить нельзя.

Запах воде чаще всего придают микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, реже – такие растворенные в ней вещества, как аммиак, хлор.

2) Определяем цветность воды

В лабораторных условиях для определения цветности воду смешивают с реактивами, после чего сравнивают ее цвет с эталонными образцами. Дома такой шкалы, конечно же, нет, но в первом приближении этот показатель все же можно определить, налив в стеклянную емкость воду и изучив ее на свет. Перед оценкой необходимо предварительно поместить за цилиндром с водой белый лист бумаги.

3 )Определяем прозрачность воды

Вода, пригодная для питья, должна быть прозрачной.

Самостоятельное определение и оценка качества воды, а точнее, уровня ее прозрачности, может быть осуществлено следующим образом. Налейте в стеклянную емкость воду и посмотрите сквозь воду на свет. Оцените степень мутности, оперируя следующими определениями:

вода прозрачная;

вода имеет легкий перламутровый оттенок, поскольку мельчайшие частицы, содержащиеся в ней, отражают свет;

вода слабо мутная;

вода очень мутная.

Безопасной для питья по этому показателю является абсолютно прозрачная вода. В лаборатории прозрачность определяют не качественно (как в приведенном выше варианте), а количественно, при помощи специального прибора – колориметра.

4) Определяем жесткость воды

Жесткость воде придают соли кальция и магния. Если мыло в воде плохо мылится, овощи – долго варятся, если после того, как вода вскипела, на стенках емкости в большом количестве остается накипь - вода имеет повышенную жесткость.

Жесткость воды влияет на ее органолептические свойства (соли магния придают воде горький вкус), но не оказывает существенного влияния на здоровье.

Вывод:


Лабораторная работа №8 «Определение качества талой воды».

1.Методики определения химических показателей

Водородный показатель рН

В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, 0. 1 мл универсального индикатора, перемешивают и по окраске раствора оценивают величину рН.

Розово - оранжевая рН около 5

Светло-желтая pH - 6

Светло – зелёная рН - 7

Зеленовато-голубая рН - 8

рН можно определить с помощью индикаторной бумаги, сравнивая её окраску со шкалой. По индикаторной бумаге более точное определение, чем визуально.

2.Методы устранения жёсткости воды

Для избавления от временной жёсткости необходимо просто вскипятить воду. При кипячении воды гидрокарбонаты разлагаются с образованием осадка среднего или основного карбоната.

Выводы:

Лабораторная работа № 8.1. «Появление разноцветных надписей и рисунков»

Появление различных надписей на бумаге в результате опрыскивания проявителем при помощи пульверизатора основано на химических реакциях между бесцветными или слабоокрашенными растворами веществ, в результате чего получаются окрашенные химические соединения. Несколько рецептов приведены в таблице.

Раствор для нанесения надписи на бумаге

Проявляющий раствор

Цвет рисунка

Фенолфталеин 
Крахмальный клейстер 
Сульфат железа (III) 
Сульфат меди (II) 
Нитрат висмута 
Соль Мора

щёлочь 
иод 
желтая кровяная соль 
желтая кровяная соль
желтая кровяная соль
желтая кровяная соль

красный 
синий 
синий 
коричневый 
желтый 
зеленый



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!