СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка Контрольно-оценочных средств (КОС) для оценки результатов освоения учебной дисциплины "История"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное контрольно-оценочное средство применяется для оценки результатов освоения учебной дисциплины "История".

Просмотр содержимого документа
«Разработка Контрольно-оценочных средств (КОС) для оценки результатов освоения учебной дисциплины "История"»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский – на - Амуре строительный колледж»




Согласовано

Заведующая председатель ПЦК

____________А.М. Гутников

«____»__________2021г.

Утверждаю

Заместитель директора по УР

___________Е.Б. Волынкина

«____»_____________2021г.





Контрольно-оценочные средства

для оценки результатов освоения

учебной дисциплины

«История»

по специальностям:

23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов автомобилей.


























г. Комсомольск - на – Амуре,

2021г.

Разработчики:

КГБ ПОУ КСК преподаватель истории и обществознания В.В. Волынкин

(место работы) (занимаемая должность)(инициалы, фамилия)











































I.Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения программы учебной дисциплины ОУД.04 История.

В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:

Результаты освоения (объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата

Критерии

Тип задания; № задания

Форма аттестации (в соответствии с учебным планом)

Знать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории периодизацию всемирной и отечественной истории

Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность

цифр.

Теоретическое задание (ТЗ) №1, Теоретичес-кое задание (ТЗ) № 2,

Практическое задание

(ПЗ) №1,

Практическое задание

(ПЗ) №2

Дифференцированный зачет

Уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Полный правильный ответ на задания 1, 4, 5, 8, 9, 10, 12, 13 оценивается;



Уметь осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания,

степень достоверности)

Осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)

неполный, неверный ответ или его отсутствие –



Уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных

знаковых системах (текст, карта, таблица)

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема)

Полный правильный ответ на задания 2, 3, 7, 11 оценивается



Уметь использовать принципы причинно-следственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

Использовать принципы причинно-следственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует



Уметь формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам,

используя для аргументации исторические сведения

Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения

Полный правильный ответ на задание 6 оценивается



  1. Контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации представлено в форме зачета.

  2. Материал контрольно-измерительных материалов представлен в 2 частях: (ТЗ.1) тестирование (22 теоретических заданий); (ПЗ.1, П3.2) практические задания с кратким ответом на вопросы (1 задание).

  3. Задания КОС представлены по всем тема учебной дисциплины ОУД. 04 «История»:

Подраздел 1. Древнейшая стадия истории человечества

Подраздел 2. Цивилизации Древнего мира

Подраздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средине Века

Подраздел 4. От Древней Руси к Российскому государству

Подраздел 5. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству

Подраздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веке

Подраздел 7. Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи

Подраздел 8. Становление индустриальной цивилизации

Подраздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Подраздел 10. Российская империя в ХIХ веке

Подраздел 11. От Новой истории к Новейшей

Подраздел 12. Между мировыми войнами

Подраздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Подраздел 14. Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века

Подраздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы

Подраздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ — ХХI веков

  1. Место выполнения зачета – учебная аудитория;

  2. Максимальное время выполнения зачета – 45 минут.












II.Комплект контрольно-оценочных средств

2.1 Теоретическое задание №1 (ТЗ1)


Инструкция: Выберите один правильный ответ и обведите его кружком.

Правильный ответ 1 балл, неправильный ответ 0 баллов.

1

Самая древняя находка останков человека прямоходящего найдена

а) в Южной Америке

б) в Восточной Сибири

в) в Восточной Африке

2

Появление производящего хозяйства у людей неандертальских ученые археологи именуют

а) палеолитом

б) неолитической революцией

в) мезолитом.

3

Первый календарь был изобретен

а) шумерами

б) аккадцами

в) китайцами.

4

Основным населением полиса являлся …… - народ

а) граждане

б) жители

в) демос.

5

Море, которое для римлян считалось внутренним

а) Черное море

б) Средиземное море

в) Красное море.

6

Событие, которое произошло раньше других

а) Разделение римской империи на восточную римскую империю и западную римскую империю

б) Нападение на Рим готов

в) Нападение на Рим вандалов.

7

Основатель династии московских князей

а) Юрий Долгорукий

б) Андрей Боголюбский

в) Иван Калита.

8

Причина Смутного времени в Российском государстве в начала XVII в.

а) пресечение династии Рюрика

б) распад государства на удельные княжества

в) начало созыва Земских соборов.

9

Столица восточной римской империи

а) Рим

б) Константинополь

в) Москва.

10

Басилевсом назывался

а) император

б) султан

в) глава государства в восточной римской империи.

11

Первый известный письменный источник о расселении славян и организации их жизни называется

а) «Повесть временных лет»

б) «Библия»

в) «Коран».

12

Первыми христианами на Руси были

а) Владимир Красное Солнышко

б) Аскольд и Дир

в) княгиня Ольга.

13

Термин «двоеверие» означает

а) одновременное отправление обрядов двух разных религий

б) одновременное существование двух разных религий

в) совместное существование обрядов христианства и язычества.

14

Роль Кирилла и Мефодия в истории русского государства

а) отправление религиозных культов

б) разработка азбуки

в) сочинительство.

15

Совет старейшин в Золотой Орде назывался

а) хан

б) курултай

в) тьма.

16

Город, который монголо-татары назвали «ЗЛОЙ»

а) Москва

б) Ижевск

в) Козельск.

17

Первым русским царем стал

а) Иван IV

б) Борис Годунов

в) Михаил Романов.

18

Самозванство

а) называние себя чужим именем

б) период, в который на Руси появились спасшиеся царевичи Дмитрии

в) выдача себя за другого.

19

Налог, которым облагались покоренные народы Сибири

а) Ясак

б) Острог

в) Коч.

20

Стиль в русской архитектуре, отличавшийся многокомпонентным объемом постройки и симметричностью композиции

а) романский стиль

б) «нарышкинское барокко»

в) готический стиль.

21

В Новгородской республике являлся высшим должностным лицом и контролировал деятельность князя

а) окольничий

б) владыка

в) посадник.

22

Выберите из перечисленных деятелей современника Алексея Михайловича

а) Емельян Пугачев

б) Григорий Отрепьев

в) Степан Разин.

23

Деятельность княгини Ольги связана с появлением

а) уроков и погостов

б) веча и бояр

в) закуп и рядовичей.

24

Инструкция: расположите в хронологической последовательности правления великих князей и царей на Руси. Запишите цифры, которыми обозначены правители, в правильной последовательности в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

а) Иван Грозный

б) Борис Годунов

в) Федор Иванович

г) Василий Темный

д) Иван Калита

е) Михаил Романов

1

2

3

4

5

6








25

Инструкция: Соотнести название приказа и функции, которые он выполнял. Результат запишите в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

1. Посольский

2. Разрядный

3. Поместный

4. Разбойный

5. Челобитный

6. Тайных дел

а) ведал дворянским войском

б) принимал жалобы царю

в) ведал связями с другими государствами

г) наделял дворян поместьями

д) контролировал деятельность других приказов

е) отвечал за порядок

1

2

3

4

5

6









2.1 Теоретическое задание № 2 (ТЗ2)


Инструкция: Выберите один правильный ответ и обведите его кружком.

Правильный ответ 1 балл, неправильный ответ 0 баллов.

1

Древнейшие следы прямоходящего человека, найденные в Восточной Африке, датируются

а) 1,7 млн лет назад

б) 1,5 млн лет назад

в) 1,8 млн лет назад.

2

Правителей Древнего Египта называют

а) императоры

б) живые боги

в) фараоны.

3

Рабы в Спарте назывались

а) говорящее орудие труда

б) илоты

в) метеки.

4

Совет старейшин в древнем Риме носил название

а) сенат

б) дума

в) вече.

5

Возглавлял русские войска, одержавшие победу на льду Чудского озера

а) Дмитрий Донской

б) Александр Невский

в) Иван Калита.

6

Важнейшая историческая заслуга московского князя Ивана Калиты

а) в принятии первого свода законов «Русская правда»

б) освобождение Руси от ордынской зависимости

в) усиление роли Москвы как центра объединения русских земель.э

7

Подсечно-огневое земледелие

а) это способ обрабатывания почвы огнем и мечом

б) это способ обрабатывания почвы, включающий в себя вырубку деревьев и сжигание пней

в) это способ земледелия, при котором использовали для удобрения золу из печей.

8

В 1097г. в Любече состоялся съезд, принявший решение

а) каждый удельный князь осуществляет сбор дани с удела в пользу великого киевского князя

б) каждый удельный князь осуществляет правление в собственном уделе

в) каждый удельный князь выставляет войско киевскому князю.

9

Основной соперник Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной Руси

а) Рязанское княжество

б) Тверское княжество

в) Новгородская земля.

10

Правитель Золотой Орды – это…

а) хан

б) курултай

в) тьма.

11

Прозвище Ивана Калиты означает

а) сумка

б) кошелек

в) ремень.

12

Год воцарения династии Романовых

а) 1649

б) 1645

в) 1613.

13

За службу князю старшие дружинники получали наследственное владение

а) вотчина

б) феод

в) поместье.

14

Понятие, введенное в Судебнике 1497г. – «Юрьев день» означает

а) день выплаты крестьян в казну пошлин

б) день перехода крестьян от хозяина к хозяину

в) именины князя Юрия Долгорукого.

15

Первые русские святые - это

а) Мономах и Ярослав Мудрый

б) Кирилл и Мефодий

в) Борис и Глеб.

16

Наиболее уадачное направление во внешней политики Ивана Грозного

а) южное

б) восточное

в) западное.

17

Период боярского правления на Руси

а) семибоярщина

б) семидневщина

в) семиродовщина.

18

Соборное уложение (1649г.)

а) это первый печатный сборник законов

б) сборник законов оформивший крепостное право

в) собрание Земли русской.

19

Корабль первопроходцев

а) Ясак

б) Острог

в) Коч.

20

По почину Алексея Михайловича пастор Грегори устраивал в Москве

а) «комедийные действа»

б) курултай

в) кромешную тьму.

21

Ордынские собиратели дани в русских землях

а) наместник

б) баскак

в) опричник.

22

К 1547г. относится событие

а) венчание на царство Иван IV

б) принятие первого общерусского судебника

в) поход Ермака в Сибирь.

23

К царствованию Алексея Михайлович относится событие

а) «углическая драма»

б) Медный бунт

в) введение правила Юрьева дня.

24

Инструкция: расположите в хронологической последовательности имена верховных правителей на Руси. Запишите цифры, которыми обозначены имена верховных правителей Руси, в правильной последовательности в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

А) Ярослав Мудрый, Б) Олег, В) Ольга, Г) Святослав, Д) Игорь, Е) Владимир Красное солнышко

1

2

3

4

5

6








25

Инструкция: Соотнести высказывание и правителя, к которому оно относится. Результат запишите в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

1. И будет Киев Матерью городов русских.

2. Надобно волка умертвить, пока стадо не по портил.

3. Иду на Вы.

а) Святослав

б) Олег

в) Игорь.

1

2

3






2.1 Теоретическое задание №3 (ТЗ3)


Инструкция: Выберите один правильный ответ и обведите его кружком.

Правильный ответ 1 балл, неправильный ответ 0 баллов.

1

В нач. XX в. В пещере Коцетанг недалеко от Пекина были обнаружены черепа

а) питекантропов

б) синантропов

в) неандертальцев

2

Коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка

а) нация

б) этнос

в) род.

3

Самый известный законодатель древнего мира

а) Хаммурапи

б) Ашшурбанапал

в) Тутмос III.

4

Переселенцы из других мест, не имеющие гражданских прав в Древнегреческом полисе

а) говорящее орудие труда

б) илоты

в) метеки.

5

Особый способ построения македонской армии

а) стена

б) фаланга

в) черепаха.

6

«Вечно бегают, едят нечисто, живут без государства»

а) так римляне называли варваров

б) так брахманы называли неприкасаемых

в) так в исторической науке называют кочевников.

7

Одно из последствий крещения Руси

а) принятие великим князем киевским короны от римского папы

б) заключение союза с Хазарским каганатом

в) укрепление связей Руси с Византией.

8

Одна из причин закрепощения крестьян

а) перепись населения с целью выплаты тяжелой дани Орде

б) требование дворян - помещиков ограничить переход крестьян

в) необходимость в рабочей силе для вотчинных мануфактур.

9

Наступивший в 30-е годы политический распад Древнерусского государства привел

а) к снижению обороноспособности русских земель

б) к возрождению полюдья как способа сбора дани киевским князем с подвластных земель

в) к расколу Русской православной церкви.

10

Одна из причин победы Москвы в споре с Тверью за лидерство в русских землях

а) порочный союз Москвы с Литвой против Твери

б) поддержанный другими землями призыв первых московских князей к борьбе с Ордой

в) старшинство московских князей в роду Рюриковичей.

11

Правление Ярослава Мудрого

а) XIв.

б) Xв.

в) XIIв.

12

Афанасий Никитин первым из русских совершил в XVв. путешествие

а) в Китай

б) в Северную Америку

в) в Индию.

13

Предводитель племени, разрушившего Рим

а) Навуходоносор

б) Алларих

в) Аттила.

14

Путешествие, которое каждый мусульманин должен совершить один раз в жизни а) Хадж

б) Медина

в) Мекка.

15

Первый печатный станок в Европе был создан

а) Иваном Федоровым

б) Эразмом Роттердамским

в) Иоганном Гуттенбергом.

16

Конунг

а) военный предводитель

б) султан

в) глава государства в восточной римской империи.

17

Крестьяне, попадавшие в зависимость за долг (купу)

а) рядович

б) долговые рабы

в) холопы.

18

Слой людей, сформировавшихся из служилых князя, получавший за службу поместье

а) бояре

б) дворяне

в) люди.

19

Первая печатная книга, изданная на Руси

а) Библия

б) Апостол

в) Коч.

20

Одна из причин победы на Куликовом поле

а) ослабление власти московского князя

б) военная помощь Руси со стороны Западной Европы

в) объединение сил различных русских княжеств.

21

Выберите из перечисленных событий одно из последствий Смуты в Российском государстве

а) воцарение новой династии

б) окончательное закрепощение крестьян

в) создание народного ополчения.

22

Выберите из перечисленных деятелей современника Ивана Грозного

а) Андрей Курбский

б) Григорий Отрепьев

в) Степан Разин.

23

Место в Боярской думе занимали на основе системы

а) всеобщего голосования

б) мануфактуры

в) местничества.

24

Инструкция: расположите в хронологической события Древней Руси. Запишите цифры, которыми обозначены правители, в правильной последовательности в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

а) Ледовое побоище

б) Куликовская битва

в) сражение на р. Калка

г) Стояние на р. Угре

д) Опричнина

е) Смутное время

1

2

3

4

5

6








25

Инструкция: Соотнести понятие и определение, которое ему соответствует. Результат запишите в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

1. Мануфактура

2. Протекционизм

3. Крепостное право

4. Смута

5. Самозванство

а) ограничение ввоза иностранных товаров в страну

б) поземельное прикрепление крестьян к земле, повлекшее превращение крестьян в «имущество»

в) период русской истории, связанный с появлением выдающих себя за умершего сына Ивана IV

г) промышленное предприятие, основанное на ручном труде с разделением его на операции

д) период русской истории связанный с династическим, экономическим, политическим и социальным кризисом.

1

2

3

4

5








2.2 Практическое задание


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) 1

Инструкция: прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1–2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Правильный ответ 4 балла, неправильный ответ 0 баллов.

Заложил князь город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.

1) Назовите имя князя и годы его правления.

2) Назовите не менее трех направлений его деятельности



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) 2

Инструкция: прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1–2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Правильный ответ 4 балла, неправильный ответ 0 баллов.

Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси.

1) Что это за событие? Назовите год, в который оно произошло.

2) Кто инициатор этого события?


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) 3

Инструкция: прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1–2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Правильный ответ 4 балла, неправильный ответ 0 баллов.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«… почвой для нее послужило тягостное настроение народа, общее чувство недовольства, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии со следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванцев. Коренными причинами смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавший освоится с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием … Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие в разрез с характером московской верховной власти и народным на нее взглядом…Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».

1) К какому периоду (веку, векам) российской истории относятся события, описываемые в отрывке?

2) Что имел ввиду историк, говоря о пресечении династии?


1.Эталон ответов

Задание ТЗ


№ п/п

ТЗ 1

ТЗ 2

ТЗ 3

Баллы

1

в

а

б

1

2

б

в

в

1

3

а

б

а

1

4

в

а

в

1

5

б

б

б

1

6

а

в

а

1

7

в

б

в

1

8

а

б

б

1

9

б

б

а

1

10

в

а

б

1

11

а

б

а

1

12

б

в

в

1

13

в

а

в

1

14

б

б

а

1

15

б

в

в

1

16

в

б

а

1

17

а

а

а

1

18

б

б

б

1

19

а

в

б

1

20

б

а

в

1

21

в

б

а

1

22

в

а

а

1

23

а

б

в

1

За каждый правильный ответ дается по 2 балла

24

1

2

3

4

5

6

д

г

а

в

б

е


1

2

3

4

5

6

б

д

в

г

е

а


1

2

3

4

5

6

в

а

б

г

д

е


2

25

1

2

3

4

5

6

в

а

г

е

б

д


1

2

3

в

б

а


1

2

3

4

5

г

а

б

д

в


2

Количество баллов – 25


Задание ПЗ

Задания

Основные критерии

Баллы

ПЗ 1,2,3

1. Ответы на вопросы соответствуют инструкции.

2. При формулировании ответа студент демонстрирует знания, полученные из различных исторических источников; умения анализировать историческую информацию.

4

Ответы



ПЗ - 1

1) Ярослав Мудрый

2) строительство церквей, обучение грамоте, создание первого писаного сборника законов «Русская Правда»

4

ПЗ-2

1) Любеческий съезд 1097г.

2) Владимир Мономах

4

ПЗ-3

1) События относятся к последним года XVI – началу XVII. Пресечение династии произошло после смерти бездетного Федора Ивановича, сына Ивана IV, и его малолетнего брата Дмитрия («Углтическая драма»).

2) Пресеклась династия Рюриковичей. После этого впервые зи истории Московского государства стал не представитель Рюриковичей, а Борис Годунов, которого избрали на царство.

4


Критерии оценивания

Максимальное количество баллов 41

Количество

баллов

28-26

25-23

22-20

Менее 20

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»




ПАКЕТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ № 1

Специальность _______________

_________________________

_________________________

ОУД.04 История

ФИО ___________________

________________________

________________________

Группа __________________

_________________________



Инструкция: Выберите один правильный ответ и обведите его кружком.

Правильный ответ 1 балл, неправильный ответ 0 баллов.

1

Самая древняя находка останков человека прямоходящего найдена

а) в Южной Америке

б) в Восточной Сибири

в) в Восточной Африке

2

Появление производящего хозяйства у людей неандертальских ученые археологи именуют

а) палеолитом

б) неолитической революцией

в) мезолитом.

3

Первый календарь был изобретен

а) шумерами

б) аккадцами

в) китайцами.

4

Основным населением полиса являлся …… - народ

а) граждане

б) жители

в) демос.

5

Море, которое для римлян считалось внутренним

а) Черное море

б) Средиземное море

в) Красное море.

6

Событие, которое произошло раньше других

а) Разделение римской империи на восточную римскую империю и западную римскую империю

б) Нападение на Рим готов

в) Нападение на Рим вандалов.

7

Основатель династии московских князей

а) Юрий Долгорукий

б) Андрей Боголюбский

в) Иван Калита.

8

Причина Смутного времени в Российском государстве в начала XVII в.

а) пресечение династии Рюрика

б) распад государства на удельные княжества

в) начало созыва Земских соборов.

9

Столица восточной римской империи

а) Рим

б) Константинополь

в) Москва.

10

Басилевсом назывался

а) император

б) султан

в) глава государства в восточной римской империи.

11

Первый известный письменный источник о расселении славян и организации их жизни называется

а) «Повесть временных лет»

б) «Библия»

в) «Коран»

лавре.

12

Первыми христианами на Руси были

а) Владимир Красное Солнышко

б) Аскольд и Дир

в) княгиня Ольга.

13

Термин «двоеверие» означает

а) одновременное отправление обрядов двух разных религий

б) одновременное существование двух разных религий

в) совместное существование обрядов христианства и язычества.

14

Роль Кирилла и Мефодия в истории русского государства

а) отправление религиозных культов

б) разработка азбуки

в) сочинительство.

15

Совет старейшин в Золотой Орде назывался

а) хан

б) курултай

в) тьма.

16

Город, который монголо-татары назвали «ЗЛОЙ»

а) Москва

б) Ижевск

в) Козельск.

17

Первым русским царем стал

а) Иван IV

б) Борис Годунов

в) Михаил Романов.

18

Самозванство

а) называние себя чужим именем

б) период, в который на Руси появились спасшиеся царевичи Дмитрии

в) выдача себя за другого.

19

Налог, которым облагались покоренные народы Сибири

а) Ясак

б) Острог

в) Коч.

20

Стиль в русской архитектуре, отличавшийся многокомпонентным объемом постройки и симметричностью композиции

а) романский стиль

б) «нарышкинское барокко»

в) готический стиль.

21

В Новгородской республике являлся высшим должностным лицом и контролировал деятельность князя

а) окольничий

б) владыка

в) посадник.

22

Выберите из перечисленных деятелей современника Алексея Михайловича

а) Емельян Пугачев

б) Григорий Отрепьев

в) Степан Разин.

23

Деятельность княгини Ольги связана с появлением

а) уроков и погостов

б) веча и бояр

в) закуп и рядовичей.

24

Инструкция: расположите в хронологической последовательности правления великих князей и царей на Руси. Запишите цифры, которыми обозначены правители, в правильной последовательности в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

а) Иван Грозный

б) Борис Годунов

в) Федор Иванович

г) Василий Темный

д) Иван Калита

е) Михаил Романов

1

2

3

4

5

6








25

Инструкция: Соотнести название приказа и функции, которые он выполнял. Результат запишите в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

1. Посольский

2. Разрядный

3. Поместный

4. Разбойный

5. Челобитный

6. Тайных дел

а) ведал дворянским войском

б) принимал жалобы царю

в) ведал связями с другими государствами

г) наделял дворян поместьями

д) контролировал деятельность других приказов

е) отвечал за порядок

1

2

3

4

5

6








ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) 1

Инструкция: прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1–2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Правильный ответ 4 балла, неправильный ответ 0 баллов.

Заложил князь город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.

1) Назовите имя князя и годы его правления.

2) Назовите не менее трех направлений его деятельности









ПАКЕТ ОБУЧАЮЩИГОСЯ № 2

Специальность _______________

_________________________

_________________________

ОУД.04 История

ФИО ___________________

________________________

________________________

Группа __________________

_________________________


Инструкция: Выберите один правильный ответ и обведите его кружком.

Правильный ответ 1 балл, неправильный ответ 0 баллов.

1

Древнейшие следы прямоходящего человека, найденные в Восточной Африке, датируются

а) 1,7 млн лет назад

б) 1,5 млн лет назад

в) 1,8 млн лет назад.

2

Правителей Древнего Египта называют

а) императоры

б) живые боги

в) фараоны.

3

Рабы в Спарте назывались

а) говорящее орудие труда

б) илоты

в) метеки.

4

Совет старейшин в древнем Риме носил название

а) сенат

б) дума

в) вече.

5

Возглавлял русские войска, одержавшие победу на льду Чудского озера

а) Дмитрий Донской

б) Александр Невский

в) Иван Калита.

6

Важнейшая историческая заслуга московского князя Ивана Калиты

а) в принятии первого свода законов «Русская правда»

б) освобождение Руси от ордынской зависимости

в) усиление роли Москвы как центра объединения русских земель.э

7

Подсечно-огневое земледелие

а) это способ обрабатывания почвы огнем и мечом

б) это способ обрабатывания почвы, включающий в себя вырубку деревьев и сжигание пней

в) это способ земледелия, при котором использовали для удобрения золу из печей.

8

В 1097г. в Любече состоялся съезд, принявший решение

а) каждый удельный князь осуществляет сбор дани с удела в пользу великого киевского князя

б) каждый удельный князь осуществляет правление в собственном уделе

в) каждый удельный князь выставляет войско киевскому князю.

9

Основной соперник Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной Руси

а) Рязанское княжество

б) Тверское княжество

в) Новгородская земля.

10

Правитель Золотой Орды – это…

а) хан

б) курултай

в) тьма.

11

Прозвище Ивана Калиты означает

а) сумка

б) кошелек

в) ремень.

12

Год воцарения династии Романовых

а) 1649

б) 1645

в) 1613.

13

За службу князю старшие дружинники получали наследственное владение

а) вотчина

б) феод

в) поместье.

14

Понятие, введенное в Судебнике 1497г. – «Юрьев день» означает

а) день выплаты крестьян в казну пошлин

б) день перехода крестьян от хозяина к хозяину

в) именины князя Юрия Долгорукого.

15

Первые русские святые - это

а) Мономах и Ярослав Мудрый

б) Кирилл и Мефодий

в) Борис и Глеб.

16

Наиболее уадачное направление во внешней политики Ивана Грозного

а) южное

б) восточное

в) западное.

17

Период боярского правления на Руси

а) семибоярщина

б) семидневщина

в) семиродовщина.

18

Соборное уложение (1649г.)

а) это первый печатный сборник законов

б) сборник законов оформивший крепостное право

в) собрание Земли русской.

19

Корабль первопроходцев

а) Ясак

б) Острог

в) Коч.

20

По почину Алексея Михайловича пастор Грегори устраивал в Москве

а) «комедийные действа»

б) курултай

в) кромешную тьму.

21

Ордынские собиратели дани в русских землях

а) наместник

б) баскак

в) опричник.

22

К 1547г. относится событие

а) венчание на царство Иван IV

б) принятие первого общерусского судебника

в) поход Ермака в Сибирь.

23

К царствованию Алексея Михайлович относится событие

а) «углическая драма»

б) Медный бунт

в) введение правила Юрьева дня.

24

Инструкция: расположите в хронологической последовательности имена верховных правителей на Руси. Запишите цифры, которыми обозначены имена верховных правителей Руси, в правильной последовательности в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

А) Ярослав Мудрый, Б) Олег, В) Ольга, Г) Святослав, Д) Игорь, Е) Владимир Красное солнышко

1

2

3

4

5

6








25

Инструкция: Соотнести высказывание и правителя, к которому оно относится. Результат запишите в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

1. И будет Киев Матерью городов русских.

2. Надобно волка умертвить, пока стадо не по портил.

3. Иду на Вы.

а) Святослав

б) Олег

в) Игорь.

1

2

3





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) 2

Инструкция: прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1–2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Правильный ответ 4 балла, неправильный ответ 0 баллов.

Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси.

1) Что это за событие? Назовите год, в который оно произошло.

2) Кто инициатор этого события?






ПАКЕТ ОБУЧАЮЩИГОСЯ № 3

Специальность _______________

_________________________

_________________________

ОУД.04 История

ФИО ___________________

________________________

________________________

Группа __________________

_________________________


Инструкция: Выберите один правильный ответ и обведите его кружком.

Правильный ответ 1 балл, неправильный ответ 0 баллов.

1

В нач. XX в. В пещере Коцетанг недалеко от Пекина были обнаружены черепа

а) питекантропов

б) синантропов

в) неандертальцев

2

Коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка

а) нация

б) этнос

в) род.

3

Самый известный законодатель древнего мира

а) Хаммурапи

б) Ашшурбанапал

в) Тутмос III.

4

Переселенцы из других мест, не имеющие гражданских прав в Древнегреческом полисе

а) говорящее орудие труда

б) илоты

в) метеки.

5

Особый способ построения македонской армии

а) стена

б) фаланга

в) черепаха.

6

«Вечно бегают, едят нечисто, живут без государства»

а) так римляне называли варваров

б) так брахманы называли неприкасаемых

в) так в исторической науке называют кочевников.

7

Одно из последствий крещения Руси

а) принятие великим князем киевским короны от римского папы

б) заключение союза с Хазарским каганатом

в) укрепление связей Руси с Византией.

8

Одна из причин закрепощения крестьян

а) перепись населения с целью выплаты тяжелой дани Орде

б) требование дворян - помещиков ограничить переход крестьян

в) необходимость в рабочей силе для вотчинных мануфактур.

9

Наступивший в 30-е годы политический распад Древнерусского государства привел

а) к снижению обороноспособности русских земель

б) к возрождению полюдья как способа сбора дани киевским князем с подвластных земель

в) к расколу Русской православной церкви.

10

Одна из причин победы Москвы в споре с Тверью за лидерство в русских землях

а) порочный союз Москвы с Литвой против Твери

б) поддержанный другими землями призыв первых московских князей к борьбе с Ордой

в) старшинство московских князей в роду Рюриковичей.

11

Правление Ярослава Мудрого

а) XIв.

б) Xв.

в) XIIв.

12

Афанасий Никитин первым из русских совершил в XVв. путешествие

а) в Китай

б) в Северную Америку

в) в Индию.

13

Предводитель племени, разрушившего Рим

а) Навуходоносор

б) Алларих

в) Аттила.

14

Путешествие, которое каждый мусульманин должен совершить один раз в жизни а) Хадж

б) Медина

в) Мекка.

15

Первый печатный станок в Европе был создан

а) Иваном Федоровым

б) Эразмом Роттердамским

в) Иоганном Гуттенбергом.

16

Конунг

а) военный предводитель

б) султан

в) глава государства в восточной римской империи.

17

Крестьяне, попадавшие в зависимость за долг (купу)

а) рядович

б) долговые рабы

в) холопы.

18

Слой людей, сформировавшихся из служилых князя, получавший за службу поместье

а) бояре

б) дворяне

в) люди.

19

Первая печатная книга, изданная на Руси

а) Библия

б) Апостол

в) Коч.

20

Одна из причин победы на Куликовом поле

а) ослабление власти московского князя

б) военная помощь Руси со стороны Западной Европы

в) объединение сил различных русских княжеств.

21

Выберите из перечисленных событий одно из последствий Смуты в Российском государстве

а) воцарение новой династии

б) окончательное закрепощение крестьян

в) создание народного ополчения.

22

Выберите из перечисленных деятелей современника Ивана Грозного

а) Андрей Курбский

б) Григорий Отрепьев

в) Степан Разин.

23

Место в Боярской думе занимали на основе системы

а) всеобщего голосования

б) мануфактуры

в) местничества.

24

Инструкция: расположите в хронологической события Древней Руси. Запишите цифры, которыми обозначены правители, в правильной последовательности в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

а) Ледовое побоище

б) Куликовская битва

в) сражение на р. Калка

г) Стояние на р. Угре

д) Опричнина

е) Смутное время

1

2

3

4

5

6

в

а

б

г

д

е


25

Инструкция: Соотнести понятие и определение, которое ему соответствует. Результат запишите в таблицу.

Правильный ответ 2 балла, неправильный ответ 0 баллов.

1. Мануфактура

2. Протекционизм

3. Крепостное право

4. Смута

5. Самозванство

а) ограничение ввоза иностранных товаров в страну

б) поземельное прикрепление крестьян к земле, повлекшее превращение крестьян в «имущество»

в) период русской истории, связанный с появлением выдающих себя за умершего сына Ивана IV

г) промышленное предприятие, основанное на ручном труде с разделением его на операции

д) период русской истории связанный с династическим, экономическим, политическим и социальным кризисом.

1

2

3

4

5







ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) 3

Инструкция: прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1–2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Правильный ответ 4 балла, неправильный ответ 0 баллов.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«… почвой для нее послужило тягостное настроение народа, общее чувство недовольства, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии со следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванцев. Коренными причинами смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавший освоится с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием … Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие в разрез с характером московской верховной власти и народным на нее взглядом…Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».

1) К какому периоду (веку, векам) российской истории относятся события, описываемые в отрывке?

2) Что имел ввиду историк, говоря о пресечении династии?
















ПАКЕТ экзаменатора

Специальность _________________

_______________________________

ОУД.04 История

Ф.И.О. ____________________

____________________

____________________

Группа _____________________

1.Тестирование (ТЗ1)

Задание ТЗ

За каждый правильный ответ дается по 1 баллу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

б

а

в

б

а

в

а

б

в

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

б

в

б

б

в

а

б

а

б

21

22

23


б

в

а

За каждый правильный ответ дается по 2 балла

24

25


1

2

3

4

5

6

д

г

а

в

б

е


1

2

3

4

5

6

в

а

г

е

б

д


Количество баллов - _________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) 1

Инструкция: прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1–2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Правильный ответ 4 балла, неправильный ответ 0 баллов.

Заложил князь город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.

1) Назовите имя князя и годы его правления (Ярослав Мудрый)

2) Назовите не менее трех направлений его деятельности (строительство церквей, обучение грамоте, создание первого писаного сборника законов «Русская Правда»)

Количество баллов - _________

Преподаватель _____________________ ___________________

Подпись Ф.И.О.












ПАКЕТ экзаменатора

Специальность _________________

_______________________________

ОУД.04 История

Ф.И.О. ____________________

____________________

____________________

Группа _____________________

1.Тестирование (ТЗ2)

Задание ТЗ

За каждый правильный ответ дается по 1 баллу


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


а

в

б

а

б

в

б

б

б

а


11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


б

в

а

б

в

б

а

б

в

А


21

22

23



б

а

б


За каждый правильный ответ дается по 2 балла


24

25


1

2

3

4

5

6

б

д

в

г

е

а


1

2

3

в

б

а


Количество баллов - _________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) 2

Инструкция: прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1–2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Правильный ответ 4 балла, неправильный ответ 0 баллов.

Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси.

1) Что это за событие? Назовите год, в который оно произошло (Любеческий съезд 1097г.)

2) Кто инициатор этого события? (Владимир Мономах)

Количество баллов - _________

Преподаватель _____________________ ___________________

Подпись Ф.И.О.














ПАКЕТ экзаменатора

Специальность _________________

_______________________________

ОУД.04 История

Ф.И.О. ____________________

____________________

____________________

Группа _____________________

1.Тестирование (ТЗ3)

Задание ТЗ

За каждый правильный ответ дается по 1 баллу


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


б

в

а

в

б

а

в

б

а

б


11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


а

в

в

а

в

а

а

б

б

в


21

22

23



а

а

в


За каждый правильный ответ дается по 2 балла


24

25


1

2

3

4

5

6

в

а

б

г

д

е


1

2

3

5

6

г

а

б

д

в


Количество баллов - _________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) 3

Инструкция: прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1–2. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Правильный ответ 4 балла, неправильный ответ 0 баллов.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«… почвой для нее послужило тягостное настроение народа, общее чувство недовольства, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии со следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванцев. Коренными причинами смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавший освоится с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием … Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие в разрез с характером московской верховной власти и народным на нее взглядом…Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».

1) К какому периоду (веку, векам) российской истории относятся события, описываемые в отрывке? (События относятся к последним года XVI – началу XVII. Пресечение династии произошло после смерти бездетного Федора Ивановича, сына Ивана IV, и его малолетнего брата Дмитрия («Углтическая драма»)).

2) Что имел ввиду историк, говоря о пресечении династии?( Пресеклась династия Рюриковичей. После этого впервые зи истории Московского государства стал не представитель Рюриковичей, а Борис Годунов, которого избрали на царство)

Количество баллов - _________

Преподаватель _____________________ ___________________

Подпись Ф.И.О.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!