СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка контрольно – измерительного материала для проведения промежуточной аттестации по биологии (базовый уровень) в 7 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно измерительные материалы для проверки итоговых знаний за курс биологии 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка контрольно – измерительного материала для проведения промежуточной аттестации по биологии (базовый уровень) в 7 классе»











Демоверсия

контрольно – измерительного материала

для проведения промежуточной аттестации

по биологии (базовый уровень)

в 7 классе


















г. Саратов

2024 г.















СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольно-измерительных материалов

по биологии в 7 классе

  1. Назначение КИМ

Назначение работы: оценить уровень освоения учащимися 7 класса содержания курса биологии. Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по учебному предмету «биология», а также содержанием учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и ФРП по учебному предмету «Биология 5-9 классы»

2. Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки учащихся основной школы.

3. Структура КИМ

Итоговая работа состоит из 14 заданий:

11- задания базового уровня, 2 – повышенного. На выполнение 14 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов: задания 3,9,11 - оцениваются 1 баллом, задания 1,2,4,5,6,7,10,13,14 оцениваются 2 баллами ( если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов), задания 8 и 12 оцениваются 3 баллами ( правильно заполнены все ячейки таблицы 3б. Без ошибок заполнены только четыре любые ячейки таблицы 2б Без ошибок заполнены только три любые ячейки таблицы 1б) Сумма баллов – 27 баллов.


КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по биологии 7 класс.

1 Биология – наука о живых организмах

1.1 Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей

1.2 Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов

1.3 Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

2 Многообразие организмов

2.1 Клеточные и неклеточные формы жизни

2.2 Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы

3 Царство Растения

3.1 Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.

3.2 Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие.

3.3 Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие.

3.4 Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы. Однодольные и Двудольные.

3.5 Многообразие цветковых растений и их значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

4 Царство Бактерии

4.1 Бактерии, их строение и жизнедеятельность

4.2 Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

5 Царство Грибы

5.1 Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов

5.2 Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы.

5.3 Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами

5.4 Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Перечень достижений, которые проверяются в ходе промежуточной аттестации Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 7 классе:

характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые);

приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин) и зарубежных (в том числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях;

применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология, бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда обитания, растительное сообщество, высшие растения, низшие растения, споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные, бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам, грибы по изображениям, схемам, муляжам, бактерии по изображениям;

выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств двудольных и однодольных растений;

определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной карточки;

проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по заданному плану, делать выводы на основе сравнения;

описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на Земле;

выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для растений;

характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения растительных сообществ, растительность (растительный покров) природных зон Земли;

приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека, понимать причины и знать меры охраны растительного мира Земли.


4. Время выполнения работы 40 минут


5. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении промежуточной аттестации не требуются


6. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Шкала перевода:

0 – 12 баллов

«2» -неудовлетворительно

13 – 18 баллов

«3» - удовлетворительно

19 – 23 баллов

«4» - хорошо

24 – 27 баллов

«5» - отлично


Ключи

№ вопроса

ответ

количество баллов

1

папоротниковые однодольные хвойные двудольные

2

1.  Папоротниковые.

2.  Объяснение: это споровые растения.

ИЛИ

1.  Хвойные.

2.  Объяснение: деревья, тогда как все остальные травы.

3

Донные водоросли являются источником питания для водных животных.

ИЛИ

Донные водоросли создают среду обитания для водных животных.

4

3 5 1 2 4

5

45

6

2 6 3

7

221121

8

1.  Злаки  — мятлик, тростник, ковыль.

2.  Лилейные  — лук, тюльпан, камыш.

9

4

10

1.  Признак: число частей (тычинок, чашелистиков, лепестков) цветка.

2.  Объяснение: у двудольных число частей в каждом круге кратно 4 или 5 / двойной околоцветник.

11

4

12

Основание  — организмы, относящиеся к разным царствам.

1.  Группа 1  — грибы: пеницилл, мукор, дрожжи.

2.  Группа 2  — бактерии: кишечные палочки, бактерии вибрионы, бактерии спириллы.

13


Название

Роза

Овёс

Улотрикс

Среда обитания

Наземно-воздушная

Наземно-воздушная

Водная


14

109




























Контрольно-измерительные материалы

для проведения промежуточной аттестации

по учебному предмету

биология

7 класс

Инструкция для обучающихся

На выполнение работы вам отводится 40 минут.

Работа включает 14 заданий.

Общее количество баллов – 27.

Итоговая работа состоит из 14 заданий:

11- задания базового уровня, 2 – повышенного. На выполнение 14 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов: задания 3,9,11 - оцениваются 1 баллом, задания 1,2,4,5,6,7,10,13,14 оцениваются 2 баллами, задания 8 и 12 оцениваются 3 баллами. Сумма баллов – 27 баллов.

Шкала оценивания: 90 % выполненных заданий – оценка «5» (от 24-27 баллов), от 70 % до 90% выполненных заданий (от 19 – 23 баллов) - оценка «4», от 13 – 18 баллов оценка «3».

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успехов!



















Промежуточная аттестация по биологии

учени … 7 _ класса

ФИ_______________________________________

Дата _____________________________________

Вариант №1


1.  Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.

Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: папоротниковые, однодольные, двудольные, хвойные.

A

Б

В

Г

2.  Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.

3.  Каково значение донных водорослей в природе? Назовите одно из них.

4.  Анастасия и Иван собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.

Список слов:

1)  Однодольные

2)  Пшеница

3)  Растения

4)  Пшеница однозернянка

5)  Покрытосеменные

Царство

Отдел

Класс

Род

Вид

В графе укажите номера правильных ответов

 



5.  Известно, что осот полевой  — сорняк полей с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.


1)  Цветки растения язычковые, золотисто-жёлтые с тёмно-жёлтыми столбиками.

2)  Осот содержит белый млечный сок и неохотно поедается скотом.

3)  Семена растения распространяются ветром далеко от места произрастания.

4)  Осот хорошо растёт на обрабатываемых человеком почвах и засоряет все типы посевов.

5)  Растение способно к вегетативному размножению с помощью длинных подземных побегов.

6.  Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Спирогира

В стоячих водоёмах часто плавают скользкие зелёные комки – скопления водоросли спирогиры. По своему строению спирогира  — это _______(А) зелёная водоросль. Внутри клеток находятся зелёные _______(Б) в виде спирально закрученных лент. В них осуществляется фотосинтез, в процессе которого растение активно выделяет _______(В).

Список слов:

1)  углекислый газ

2)  нитчатая

3)  кислород

4)  хлоропласт

5)  одноклеточная

6)  хроматофор

А

Б

В

 





7.  Установите соответствие между характеристиками и семействами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  стебель представлен соломиной

Б)  опыляются ветром

В)  плоды сухие многосемянные

Г)  способствуют обогащению почвы азотом

Д)  плод — зерновка

Е)  опыляются насекомыми

СЕМЕЙСТВА

1)  Мотыльковые

2)  Злаки

8.  Приведите по три примера растений, относящихся к указанным семействам. Запишите их названия в таблицу.

Злаки

Лилейные







 








9.  К какому классу относят растение, имеющее следующую формулу цветка?

1)  Папоротниковые

2)  Голосеменные

3)  Однодольные

4)  Двудольные

10.  Какой признак, показанный в формуле цветка, позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?

11.  Верны ли следующие суждения об этапах развития растительного мира?

А. Первые вышедшие на сушу растения имели примитивные стебли и слабо разветвлённые корни.

Б. Стволы древних папоротникообразных растений, отмирая, образовывали залежи торфа.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  оба суждения верны

4)  оба суждения неверны

12.  Рассмотрите изображения шести организмов. Предложите основание, согласно которому эти организмы можно разделить на две группы по три представителя в каждой.

Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены организмы, общее название для каждой группы организмов и перечислите организмы, которые вы отнесли к этой группе.

Номер группы

Какое основание

позволило разделить

организмы?

Как называется

данная группа

организмов?

Какие организмы

относятся к данной

группе?

Группа 1




Группа 2




13.  Рассмотрите изображения растений: улотрикс, овёс, роза.

Подпишите их названия под соответствующими изображениями. Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.

Название




Среда обитания




14.  Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли.

 

1  — Зелёные водоросли

2  — Красные водоросли

3  — Бурые водоросли

4  — Мхи

5  — Плауны

6  — Папоротники

7  — Хвощи

8  — Голосеменные

9  — Однодольные

10  — Двудольные

 

Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.

Роза

Овёс

Улотрикс






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!