СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока "Социальные статусы и роли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При поведении урока используется презентация "Социальные статусы и роли"(так же публикуется на данном сайте). Повторюсь, что данные темы очень важны для изучения в 8 классе, поскольку необходимы для дальнейшей успешной адаптации школьников. Задачами урока является создание условий для формирования у учащихся умений и навыков, необходимых для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока "Социальные статусы и роли"»

Урок 17. Социальные статусы и роли

Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры.

План урока:

    1. Повторение и опрос

    2. Изучение нового материала

    3. Обобщение и закрепление



  1. Повторение и опрос



На прошлом уроке мы с вами начали изучение одной из сфер жизни общества.

- Перечислите все сферы жизни общества и дайте определения каждой из них

- Какую сферу жизни общества мы с вами начали изучать на прошлом уроке?

- Что означает термин социальная структура общества?

- В разные исторические эпохи существовало разделение общества. В чем оно выражалось? На какие группы делилось:

А) традиционное общество? (сословия)

Б) индустриальное общество (классы)


Социальная структура традиционного общества представляла собой сословия. В индустриальном обществе шло деление по сословному и классовому признаку.

- Вспомните, какие основные группы были характерны для российского общества XIX века. (Сословия)

В современном обществе принято деление на страты.

- По каким признакам определяют положение человека в современном обществе?


Отсюда вытекает понятие социальное неравенство


- На какие группы (страты) принято делить современное общество с точки зрения социального неравенства (богатые, средний класс, бедные)


- Кто такие маргиналы и люмпены?

Маргинал – человек, находящийся на обочине общественной жизни. Он «ушел» из своей социальной группы, но не примкнул к другой. Примеры: безработные, инвалиды, иммигранты.

люмпены – люди, опустившиеся на «социальное дно» общества.


- Какие приняты схематические изображения нашего общества? (треугольник, ромб). Какое общество считается более устойчивым и почему?


- Можно ли было изменить свою социальную принадлежность в средние века? А в современном обществе?


- Как называется переход людей из одной социальной группы в другую?

(социальная мобильность)


- Какие виды социальной мобильности существуют? (вертикальная (восходящая и нисходящая) и горизонтальная)


- Приведите примеры горизонтальной и вертикальной мобильности


- Что такое социальные лифты? Приведите примеры использования подобных лифтов?


- Все общество включают в себя разные группы людей, т.е. социальные группы. - Какие виды социальных групп вы можете назвать?

  • По численности (большие и малые)

  • По способу организации (формальные и неформальные)

  • По характеру взаимодействия (первичные и вторичные)

- Приведите примеры каждой из видов групп?

Презентация: Тест на проверку домашнего задания (слайд 1-7)

  1. Изучение нового материала

Изучая материал сегодняшнего урока, мы также с вами будем пользоваться презентацией.

Тема урока: Социальные статусы и роли

Слайд 8

- Что в вашем понимании статус?

Статус – социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями

Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к примеру, обучающегося: помимо того, что он обучающийся, он является молодым человеком, сыном, внуком, братом и т.д. Поэтому здесь мы говорим о статусном наборе.

Статусный набор – совокупность всех статусов данного индивида.

Слайд 9: При этом всегда можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее существенной, определяет его социально. Для человека это и будет главный статус.

- Какой главный статус для вас сейчас?

Слайд № 10

Слайд 11

Т.о. в определенный период времени разные статусы будут главными.

Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Для мужчины средних лет - бизнесмен, директор банка

Для пожилой женщины - бабушка,

Для подростка – ученик

Несовпадение статусов повлияло на их разделение. Слайд № 12

Социологи различают :

      1. Предписанный (приписанный) статус - это статус, в котором человек рожден (или будет обязательно признан обществом)



      1. Достигаемый статус - это статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желаниям и свободному выбору

слайд 13 Социологи выделяют еще прирожденные статусы

К прирожденным относятся:

«Негр» – прирождённый статус, характеризующий расу

Мужчина» прирождённый статус, описывающий пол

«Русские» – прирождённый статус, показывающий национальность


Слайд 14

Прирожденный статус не совпадает с приписанным

- В чем разница прирожденного и приписываемого статуса?

Социальный статус

Приписанный (предписанный) достигаемый

Прирожденный (пол, раса, нация) приписываемый (титул,

родственный отношения)



Слайд 15: Определите, к какому статусу относится:

Глава католической церкви

Теща

Муж

Украинец

Бизнесмен

Мужчина

Президент

Сенатор

Жена

Англичанин

Отчим

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.

Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Слайд 16

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Шекспир

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.

Слайд 17

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на конкретный статус.

- Какие же социальные статусы и социальной роли являются типичными и яркими в жизни?

Слайд 18

От человека, занимающего определенное положение, ждут соответствующего поведения

Социальных ролей, как и статусов, у каждого человека достаточно много Пример: отличник – это человек, у которого все пятёрки. Но бывает и такое, что в четверти выходит несколько четвёрок. Однако окружающие всё равно ассоциируют поведение данного ученика как отличника. Отличие социального статуса от социальной роли заключается в том, что социальная роль – это ожидаемое поведение человека от того социального статуса, которого достиг человек.



Совокупность ролей, выполняемых человеком - ролевым набором (ролевым репертуаром).

Однако, нередко бывает, поскольку человеку приходится выполнять различные социальные роли, они могут вступать в противоречия. Тогда возникает ролевой конфликт

Слайд 19

Ролевой конфликт - напряженные отношения-– возникают в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудносовместимых ролей.

Пример: Допустим, ученик Игорь Н. из многодетной семьи, где уровень доходов достаточно средний. Мальчик очень хочет добиться что-то в жизни. Он знает, что он должен регулярно посещать школу. Это поможет ему в дальнейшем получить определенную профессию и повысить свой социальный статус. Однако, он входит в группу сверстников, где принято прогуливать уроки, грубить учителям, не выполнять домашнего задания.

- Каким может быть поведения Игоря в условиях ролевого конфликта? Какую линию поведения выбрали бы вы?

Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, выполнять домашнее задание, следовать определённому распорядку и т.д.

Иная социальная роль у руководителя предприятия, школы. Его главная задача в том, что бы наладить дело, контролировать процесс и т.д.

Слайд 20

- Какие факторы определяют ролевой набор? (Обстоятельства, возраст, окружение, имидж)

- Что же произойдёт, если ожидания не оправдаются, если человек отойдет от ожидаемых моделей поведения?

Последуют санкции. Если ученик не посещает школу – следуют санкции. Приведите свои примеры.

Таким образом, общество мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью.

От человека, обладающего определенным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Почему? Потому что каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Освоение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм.

Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения.

Д/з п. 14, вопрос 5,6 письменно, составить коллаж по теме «Мой социальный статус»
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!