СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по теме "Алкадиены"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по теме "Алкадиены"»

Класс: 10

Тема: Алкадиены


Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков


Цели:

Деятельностная: учить обучающихся новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему понятий о непредельных углеводородах, расширить знания учащихся о непредельных углеводородах за счет включения новых определений, терминов, описаний диеновых углеводородов.


Задачи урока:
  1. личностные:
  • выстраивание целостного мировоззрения;

  • формирование уважительного отношения к чужому мнению;

  • развитие самостоятельности и познавательной активности;

  • приобретение опыта участия в делах, приносящих пользу людям.

  1. метапредметные (УУД):

- регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и оценивание результатов своей и чужой деятельности; формулирование результатов своей деятельности в устной и письменной форме; умение вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой деятельности; развитие волевой саморегуляции;

- коммуникативные: умение вести диалог, аргументировать и доказывать свое мнение; критично относиться к мнению оппонентов и к своему мнению, формировать навык активного слушания;

- познавательные: умение работать с предложенными источниками информации, преобразовывать информацию из одного вида в другой, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, сравнивать, делать выводы.

  1. Предметные:
формировать представления о многообразии веществ и возможности их использования в жизни человека;

формировать знания о новом классе непредельных углеводородов – алкадиенах;

учиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.



















Ход урока


  1. Мотивационный этап.

Учащиеся рассматривают изображения на слайде для определения темы и задач урока.

При обсуждении выясняется, что изучаться будет тема «Алкадиены», опираться в ее изучении следует на знаниях об алкенах.


  1. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия


Заполнение части таблицы «Алкены»



Обсуждение вопроса о возможности полного переноса знаний об алкенах на алкадиены.

По ходу обсуждения заполняется часть таблицы, в которой свойства практически совпадают. Учащимся сообщаются факты несоответствия свойств без объяснения причин этого.

  1. Выявление затруднения

По таблице выявляются несоответствия свойств алкенов и алкадиенов; возникает вопрос - в чем причина несоответствия или отличия свойств алкенов и диенов.

  1. Рассмотрение множества вариантов, поиск оптимального решения

Учащиеся делают предположения о переходе количественных изменений (две двойные связи) в качественные (отсутствие газообразных веществ, особенности реакции присоединения у диенов).

  1. "Открытие" нового знания:

5.1. изучение материала презентации

- особенности реакции присоединения для алкадиенов

- способы получения диенов

    1. Самостоятельная работа с текстом:

- причины необходимости получения синтетических каучуков;

- области применение каучука;

- получение материалов на основе каучука.

6. Первичное закрепление нового знания

Выполнение тестового задания

  1. Составьте молекулярную формулу алкадиена, содержащего пять атомов углерода.

  2. Составьте молекулярную формулу алкадиена, содержащего четыре атома углерода.

  3. Установите соответствие между общей формулой класса / группы и названием вещества, принадлежащего к этому классу / группе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную числом.


    ОБЩАЯ ФОРМУЛА


    НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

    A)

    CnH2n−2

    1)

    алкан

    Б)

    CnH2n−6

    2)

    циклоалкан

    B)

    CnH2n+2

    3)

    алкен



    4)

    алкадиен



    5)

    арен



    6)

    Циклоалкин



  4. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые имеют общую формулу CnH2n−2.

  1. пропин 4) пропен

  2. бутан 5) бутен-2

  3. бутадиен-1,3

  1. К углеводородам гомологического ряда алкадиенов относятся:

  2. А) изопрен Д) гексадиен-2,3

  3. Б) бензол Е) пропен

  4. В) анилин Ж) полиэтилен

  5. Г) бутадиен-1,3


7.Самостоятельная работа и проверка по эталону.


6

5

4

3

2

1

7








8. Включение в систему знаний и умений.


Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:








  1. Рефлексия

Что узнали нового? Было ли сложно работать на уроке?

Итоги урока, оценивание, дз


ТЕКСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Каучуки — натуральные или синтетические материалы, характеризующиеся эластичностью, водонепроницаемостью и электроизоляционными свойствами, из которых путём специальной обработки получают резину. Натуральный каучук получают коагуляцией млечного сока (латекса) каучуконосных растений. Основной компонент каучука — углеводород полиизопрен (91-96%). Природный каучук встречается в очень многих растениях, не составляющих одного определённого ботанического семейства.

Слово «каучук» происходит от двух слов языка тупи-гуарани: «кау» — дерево, «учу» — течь, плакать. «Каучу» — сок гевеи, первого и самого главного каучуконоса. Европейцы прибавили к этому слову всего одну букву. Среди травянистых растений России есть всем знакомые одуванчик, полынь и молочай, которые тоже содержат млечный сок. Промышленное значение имеют латексные деревья, которые не только накапливают каучук в большом количестве, но и легко его отдают; из них наиважнейшее — гевея бразильская (Hevea  brasiliensis), дающая по разным оценкам от 90 до 96% мирового производства натурального каучука. Сырой каучук из других растительных источников обычно засорён примесями смол, которые должны быть удалены. Такие сырые каучуки  содержат гуттаперчу — продукт некоторых тропических деревьев семейства сапотовых (Sapotaceae). Каучуконосы лучше всего произрастают не далее 10° от экватора на север и юг. Поэтому эта полоса шириной 1300 километров по обе  стороны от экватора известна как «каучуковый пояс». Здесь каучук добывается и поступает для продажи во все страны мира.

Особенно важным и специфическим свойством каучука является его эластичность (упругость) — способность каучука восстанавливать свою первоначальную форму после прекращения действия сил, вызвавших деформацию. Каучук — высокоэластичный продукт, обладает при действии даже малых усилий обратимой деформацией растяжения до 1000%, а у обычных твёрдых тел эта величина не превышает 1%. Эластичность каучука сохраняется в широких температурных пределах, и это является характерным его свойством. Но при долгом хранении каучук твердеет. Каучук — хороший диэлектрик, он имеет низкую водо- и газопроницаемость. Каучук не растворяется в воде, щёлочи и слабых кислотах; в этиловом спирте его растворимость небольшая, а в сероуглероде, хлороформе и бензине он сначала набухает, а уж затем растворяется. Легко окисляется химическими окислителями, медленно — кислородом воздуха. Теплопроводность каучука в 100 раз меньше теплопроводности стали.

Наряду с эластичностью, каучук ещё и пластичен — он сохраняет форму, приобретённую под действием внешних сил. Пластичность каучука, проявляющаяся при нагревании и механической обработке, является одним из отличительных свойств каучука. Так как каучуку присущи эластические и пластические свойства, то его часто называют пласто-эластическим материалом.

В России не было известно природных источников для получения натурального каучука, а из других стран каучук к нам не завозился, а что такое синтетический каучук тогда ещ не знали. И вот 30  декабря 1927 г. 2 кг дивинилового каучука было получено путем полимеризации 1,3-бутадиена под действием натрия. С 1932 г. было начато промышленное производство 1,3-бутадиена, а из 1,3-бутадиена — производство каучука. В настоящее время химическая промышленность производит много различных видов синтетических каучуков, превосходящих по некоторым свойствам натуральный каучук. Кроме полибутадиенового каучука (СКБ), широко применяются сополимерные каучуки — продукты совместной полимеризации (сополимеризации) бутадиена с другими непредельными соединениями, например, со стиролом (СКС) или с акрилонитрилом (СКН). В молекулах этих каучуков звенья бутадиена чередуются со звеньями соответственно стирола и акрилонитрила. Бутадиен-стирольный каучук отличается повышенной износостойкостью и применяется в производстве автомобильных шин, конвейерных лент, резиновой обуви. Бутадиен-нитрильные каучуки — бензо- и маслостойкие, и поэтому используются, например, в производстве сальников.Винилпиридиновые каучуки — продукты сополимеризации диеновых углеводородов с винилпиридином, главным образом бутадиена с 2-метил-5-винилпиридином.Резины из них масло-, бензо- и морозостойки, хорошо слипаются с различными материалами. Применяются, в основном, в виде латекса для пропитки шинного корда. В России разработано и внедрено в производство получение  синтетического полиизопренового каучука (СКИ), близкого по свойствам к натуральному каучуку. Резины из СКИ отличаются высокой механической прочностью и эластичностью. СКИ служит заменителем натурального каучука в производстве шин, конвейерных лент, резин, обуви, медицинских и спортивных изделий. Кремнийорганические каучуки, или силоксановые каучуки, применяются в производстве оболочек проводов и кабелей, трубок для переливания крови, протезов (например, искусственных клапанов сердца) и др. Жидкие кремнийорганические каучуки — герметики. Полиуретановый каучук используется как основа износостойкости резины. Фторсодержащие каучуки имеют как особенность повышенную термостойкость и поэтому используются главным образом в производстве различных уплотнителей, эксплуатируемых при температурах выше 200 °C.

Натуральные и синтетические каучуки используются преимущественно в виде резины, так как она обладает значительно более высокой прочностью, эластичностью и рядом других ценных свойств. Для получения резины каучук вулканизируют. Многие учёные работали над вулканизацией каучука. Только получив качественную резину, они до конца поняли, что такое синтетический каучук. Из смеси каучука с серой, наполнителями (особенно важным наполнителем служит сажа) и другими веществами формуют нужные изделия и подвергают их нагреванию. При этих условиях атомы серы присоединяются к двойным связям макромолекул каучука и «сшивают» их, образуя дисульфидные «мостики». В результате образуется гигантская молекула, имеющая три измерения в пространстве — как бы длину, ширину и толщину. Такой каучук (резина) будет, конечно, прочнее невулканизированного. Меняется и растворимость полимера: каучук, хотя и медленно, растворяется в бензине, резина лишь набухает в нём. Если к каучуку  добавить больше серы, чем нужно для образования резины, то при вулканизации линейные молекулы окажутся «сшитыми» в очень многих местах, и материал утратит эластичность, станет твёрдым — получится эбонит. До появления современных пластмасс эбонит считался одним из лучших изоляторов. Вулканизированный каучук имеет большую прочность и эластичность, а также большую устойчивость к изменению температуры, чем невулканизированный каучук; резина непроницаема для газов, устойчива к царапанию, химическому воздействию, жаре и электричеству, а также показывает высокий коэффициент трения скольжения с сухими поверхностями и низкое — с увлажнёнными.


( по материалам Интернета)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!