СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока по русскому языку на тему: «Дательный падеж»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по русскому языку для третьего класса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по русскому языку на тему: «Дательный падеж»»















Разработка конспекта урока

по русскому языку

в 3-В классе

на тему: «Дательный падеж»







Разработал:

учитель начальных классов,

Лебедь Светлана Ивановна














2022 год



Конспект поурочного плана

по русскому языку

Учитель: Лебедь С.И.

Дата урока: 07.02.2022

Класс: 3 - В

Тема урока: Дательный падеж

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методическая цель урока: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

знать особенности дательного падежа; уметь определять падеж по вопросу и предлогу.

Метапредметные результаты

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Личностные результаты

самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Оборудование урока: учебники, видео «Правило: дательный падеж», карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!

  1. Актуализаци знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

  1. Каллиграфическая минутка.

аа А аа

Азбука – к мудрости ступенька

-Запомните: Красиво пишет тот, кто правильно сидит!

2. Словарно-орфоэпическая минутка.

Игра «Знаю орфограммы».

Моро..

П..льто

Тра..вай

М..тель

С…стье

Лес..ница

Ч..тыре

Со..нце

Ил..я

Ван..а

Ш..ссе

- Запишите пропущенные орфограммы в строчку, прочитайте слово

3. Проверка д/з, правила

Упр. 79 Стр.44, правило «Родительный падеж»

Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища

-  Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега;  для кого? для мамы и т.д.) 

- Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.)

- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные)

- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.)

- Сколько всего предлогов?(10)

-  Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)

  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

1.Работа над стихотворением Татьяны Рик.

(Чтение стихотворения учеником наизусть.)

Если б я названия

Падежам давал,

Я б тогда дарительным

ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А ещё как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу.

А ещё КОМУ? ЧЕМУ?

Птенчику, коню, сому,

Кошке, зайцу, бегемоту,

Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,

По земле лечу, несусь!

Всем подарки развезу я

И тогда домой вернусь!

  1. Беседа

- Какой падеж герой стихотворения предлагает назвать «дарительным»? (Дательный падеж).

-На какие вопросы отвечает Дательный падеж? (Кому? Чему?)

- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже.(Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) 

- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) 

- Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)

- Назовите тему нашего урока. (Дательный падеж)

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

1. Наблюдение над языковым материалом

-  Запишите под диктовку словосочетания.

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

-  Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?

-  Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?

2. Работа над формулировкой правила.

- А теперь давайте проверим, правильно ли мы определили падеж имён существительных. Что нам помогло определить его.

Для этого мы познакомимся с правилом о Дательном падеже. (Видео)

  1. Работа с учебником.

Упр.83 Стр. 46

-  Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована?(«Стрекоза и Муравей»)

- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь.(Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

-Приготовьте простой карандаш он нужен нам для того, чтобы подчеркивать орфограммы.

- Объясните, какие буквы вставили и почему? орона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)

- Прочитайте задание: Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.

4.Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление нового знания.

Работа в паре.

От дуба…. По тропинке…. На дорожке… до дороги…. По небу…. Из дома… Вокруг леса… над лесом… К бабушке… по ягоды У окна…

Задание: выбрать существительные в дательном падеже, вставить пропущенные окончания.

  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание.

Карточка № 1.

        Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

От  дуба,  по  тропинке, на  ёлке,  до  дороги,  по  небу, из  дома, вокруг  леса,  над  полем,  к  бабушке,  у  окна.

Карточка № 2.

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.

(От чего?) от дуба,  (по чему?) по тропинке, (на чём?) на ёлке,  (до чего?) до дороги,  (по чему?) по небу,  (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса,  (над чем?) над полем,  (к кому?) к бабушке,  (у чего?) у окна.

- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)

- В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна. В предложном падеже – на ёлке, в творительном падеже – над полем)

 - Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу. Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.

  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Что нового узнали? Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились? Закончи фразу «На уроке мне было интересно…»

- Кто испытывал трудности? Закончи фразу «Мне было трудно…»

8. Подведение итогов урока.

9. Оценивание с комментированием.

10. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Упр. 85 Стр. 46-47, выучить правило «Дательный падеж»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!