СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка комбинированного урока по географии (план-конспект) 6 класс. Тема: Горные породы и минералы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Горные породы и минералы" для учащихся 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка комбинированного урока по географии (план-конспект) 6 класс. Тема: Горные породы и минералы.»

Разработка комбинированного урока по географии (план-конспект)

6 класс. Тема: Горные породы и минералы.

Цели:

Обучающая: сформировать знания о горных породах как о главной составляющей земной коры, формировать знания учащихся об образовании горных пород, их составе, видах и использовании человеком в хозяйстве;

развивающая: продолжить формировать умения работать с географической картой, составлять описание горных пород; выделять главное в изучаемом материале; производить анализ результатов сравнения;

воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету; воспитывать чувство гордости за страну, богатую полезными ископаемыми.

Планируемые результаты обучения в универсальных учебных действиях.

Предметные результаты: изучить понятия: минерал, горная порода. Познакомиться с основными группами горных пород – магматическими, осадочными, метаморфическими. Выявить промышленное значение минералов и горных пород.

Метапредметные результаты: организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи. Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; продолжить формирование у учащихся способности к приобретению практических умений.

Личностные результаты: осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы. Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Тип урока по дидактической цели – комбинированный.

Оборудование: физическая карта России, коллекции горных пород, видеофрагмент «Минералы Урала».

Литература

1.Учебная программа по географии под ред Т.П. Герасимовой.

2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса

3.Баранчиков Е.В Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. К учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "Начальный курс географии, 6 класс.

4. Хрестоматия по физической географии для 6 кл. и для 7 кл.

План урока

Структура(элементы урока) и его содержание

Методы и приемы

  1. Организационный

а) Приветствие. Организация класса.

б) Проверка строения Земли.

в) Постановка задачи и объявление темы темы прошлого урока.

II. Проверка опорных знаний и умений.

1-ый ученик

1. Из скольких частей состоит Земля, назвать части Земли

2. Что в себя включает литосфера?

– Из чего она состоит?

2-ый ученик

1.Как называются зоны взаимодействия литосферных плит?

2. Какие явления в этих зонах происходят?

3-ый ученик

1.Навовите природные явления, связанные с перемещением магмы в земной коре.

2. Какие бывают вулканы по жизнедеятельности?

4-ый ученик

1.Назовите продукты извержения вулкана

2. Какие опасности таит в себе вулкан?

Работа с шаблоном вулкана:

Строение вулкана. По-очереди выйти к доске, взять карточку и поместить на своё место, дать определение (очаг магмы, жерло, кратер, лава)

Оцените свою деятельность на этапе повторения

III. Изучение нового материала.

1.Минералы

2.Горные породы

а) Осадочные

б) Магматические

в) Метаморфические

3.Обобщение.

IV. Закрепление и обобщение знаний

Из чего же состоит земная кора?

В чем различия между минералами и горными породами?

Приведите примеры минералов?

Приведите примеры горных пород?

По какому признаку мы объединили ГП в 3 группы?

Карточка 1.Заполните схему.

V. Домашнее задание.

§17, пересказ текста с использованием иллюстраций, выучить записи в тетради, схемы.

Подготовиться к практической работе ( внешние свойства горных пород по происхождению).

Деятельность учителя

Сообщение дежурных.

Индивидуально – уплотненный опрос.

Рассказ учителя.

Работа в тетради.















Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Рассказ, беседа, демонстрация образцов горных пород.

Рассказ, работа с учебником.

Частично поисковый.

Репродуктивный. Беседа.












Инструктаж учителя.


Конспект урока.

  1. Ребята, прозвенел звонок. Все правильно встали и успокоились (пауза, пока ученики не выполнили это требование). Здравствуйте, садитесь (подождать пока ученики займут свои места). Сегодняшний урок географии и последующие уроки проведу я, меня зовут .......

  2. На протяжении нескольких уроков мы ведём речь о Внутреннем строении Земли. Этот материал нам необходим сегодня, поэтому сейчас мы поработаем над его проверкой. Сначала ответим на несколько вопросов, а затем построем макет вулкана из шаблона. А теперь послушаем первый вопрос: Из скольких частей состоит Земля, назвать части Земли? Такой-то ученик выходит к доске. А мы будем предельно внимательны. После ответа ученика задается вопрос: есть ли замечания к ответу? Затем предлагается второй вопрос: Что в себя включает литосфера? и т.д. Продолжительность опроса не более 3 минут. После опроса давайте построим макет вулкана. По-очереди выйти к доске, взять карточку и поместить на своё место, дать определение (очаг магмы, жерло, кратер, лава).Рецензия на ответы:. Оцените свою деятельность на этапе повторения.

  3. Продолжаем изучение литосферы. Тема урока: Горные породы и минералы. Перед нами стоят следующие задачи:

1. Назвать определения понятия: минерал, горная порода.

2. Познакомиться с основными группами горных пород – магматическими, осадочными, метаморфическими.

3. Научиться определять по внешним признакам горные породы по происхождению.

4. Описывать внешние свойства горных пород.

5. Выявить промышленное значение минералов и горных пород.

С этими задачами мы успешно справимся, если будем внимательны, наблюдательны и активны в течении всего урока. Эта работа будет поощряться. Ваши ответы будут оцениваться жетонами. В конце урока количество жетонов суммируется, и их обладатели получают отметку.

1.Минералы. Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем отличаются горные породы и минералы?

Минералы – однородные по своим свойствам вещества. Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем. Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов. Есть минералы, которые называются слюдой. Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую. Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – поваренная соль, графит – в карандашах. Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000 минералов. Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии. Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости.

2.Горные породы. Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом.

Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов (гранит – полевой шпат, слюда, кварц). – Все горные породы и минералы отличаются. Чем? (Цветом, твердостью, прозрачностью, блеском).

Почему? (образовались в различных условиях и в разное время). ГП: по условиям образования выделяют магматические, осадочные, метаморфические.

а) Осадочные. Осадочные горные породы. Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой. Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки измельчать и переносить на разные участки земной поверхности, заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и морей и других водоемов. Происхождение таких горных пород связано с неживой природой, поэтому они получили название неорганические: В свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и уплотнились в горные породы, назвали обломочными (щебень, галька, песок) А те, которые образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные породы, назвали химическими (гипс, каменная соль). Другие горные породы возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и насекомых. Их назвали органическими (известняк – ракушечник, торф, мел, каменный уголь).

б) Магматические горные породы образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы (гранит). Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются излившиеся, их остывание происходит быстро и кристаллы образуются мелкие, (базальт, без кристаллов – обсидиан).

в) Метаморфические. Горные породы обладают прочностью, но при попадании в другие условия их состав и свойства начинают меняться. Так, в результате тектонических движений горные породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины. Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и превращаются в совершенно другие, которые называются метаморфическими (с греческого "метаморфоз" – превращение). Гранит – гнейс , известняк – мрамор.

3.Обобщение. Таким образом, мы выяснили, что в зависимости от условий и продолжительность (время), образуются различные горные породы. Без которых ,невозможно ни одно производство как в нашей стране, но и в мире.

Но. добывая их, человек не должен забывать о том, что всё в природе необходимо привести в порядок, то есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады и пруды. Иначе природа начнёт « мстить» человеку. Тогда на него начнут обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т.п. они как бы напоминают человеку, что он является частью природы, а не её хозяином.

  1. Закрепление и обобщение знаний: Вопросы. Карточка (см. план урока)

  2. Домашнее задание (см. план урока).

























Скачать

© 2023 190 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!