СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа "Нам этот мир завещано беречь" Классный час в 3 классе, посвященный 80 годовщине освобождения Зольского р-на КБР от немецко-фашистских захватчиков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи мероприятия: 1. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся.

2. Воспитывать у учащихся любовь к истории родной страны, гордости за свою страну и местность, где ты живешь, за свой народ;

3. Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945г, ее защитниках и подвигах.

4. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.

5. Воспитывать историческую память, уважение к старшему поколению.

6. Воспитывать готовность защищать Родину в трудное время, прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа "Нам этот мир завещано беречь" Классный час в 3 классе, посвященный 80 годовщине освобождения Зольского р-на КБР от немецко-фашистских захватчиков»

МКОУ «СОШ№1» ШО2 г.п.Залукокоаже, Зольского р-на КБР











«Нам этот мир завещано беречь»



Классный час в 3 классе,

посвященный 80 годовщине освобождения Зольского р-на КБР

от немецко-фашистских захватчиков










Провела – Букина А.В.





2023г





Классный час к 80 годовщина освобождения Зольского района КБР от фашистских захватчиков «Нам этот мир завещано беречь»

Цели и задачи мероприятия:
1. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся.

2. Воспитывать у учащихся любовь к истории родной страны, гордости за свою страну и местность, где ты живешь, за свой народ;

3. Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945г, ее защитниках и подвигах.

4. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.

5. Воспитывать историческую память, уважение к старшему поколению.

6. Воспитывать готовность защищать Родину в трудное время, прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время.

Оборудование: компьютер + проектор, презентация о ВОВ,, о обороне Кавквза.

Форма проведения: литературно – музыкальная композиция.

Ход урока:

Учитель: Каждый год, в эти январские дни все жители Северного .Кавказа и в частности нашей республики вспоминают грозные годы войны.

Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий. Она была самой тяжёлой из всех войн, какие знала история нашей Родины. В то же время она явилась и героическим периодом этой истории. Великая цель защиты Отечества родила и великую энергию. Поднялись исполнительные силы, полные беспримерного мужества и самоотверженности.

Ровно 80 лет назад, Северный Кавказ был освобожден от немецко–фашистских захватчиков. И сегодня мы вспомним события тех далёких лет, о которых забывать нельзя.


Там, где днем и ночью крутят шквалы,

Тонут скалы грозные в снегу,

Мы закрыли прочно перевалы

И ни пяди не дали врагу.

День придет, решительным ударом

В бой пойдет народ в последний раз,

И тогда мы скажем, что недаром

Мы стояли насмерть за Кавказ

Учитель: Среди важнейших событий Великой Отечественной войны, битва за Кавказ по праву считается одним из крупнейших сражений. Битва за Кавказ длилась с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года и завершилась исторической победой, имевшей крупное политическое и военно-стратегическое значение

Претворяя в жизнь план "Эдельвейс", еще 5 апреля 1942 года Гитлер утвердил приказ 341, который определил основные задачи на летнюю компанию, предполагалось окружить и уничтожить советские войска южнее и юго-восточнее Ростова-на-Дону и овладеть Северным Кавказом.

На следующем этапе намечалось обойти Главный Кавказский хребет с запада, захватить Новороссийск и Туапсе и, развивая наступление вдоль побережья Черного моря на юго-восток, выйти в район Батуми. Другая группа войск, состоящая в основном из танковых и моторизованных соединений, должна была развивать наступление на Грозный, Махачкалу и Баку. Кроме того, планировалось овладеть перевалами Главного Кавказского хребта и выйти в район Тбилиси. Выполнение этих задач возлагалось на группу армий «А», превосходившую противостоящие им советские войска в личном составе в 1,5 раза, в орудиях и минометах - в 2 раза, в танках - более чем в 9 раз и в авиации - почти в 8 раз.

Особое внимание уделялось захвату Эльбруса. Гитлер лично распорядился, чтобы на вершине горы был поднят немецкий флаг, что ознаменовало бы полнейшую власть над всем Кавказом. Но его мечты разбились о непреклонные горы приэльбрусья и стальной характер жителей Кавказа.

Остановить врага, измотать его в упорных оборонительных боях и подготовить условия для перехода в решительное наступление - вот задача, которая стояла перед нашими частями и соединениями в оборонительный период битвы за Кавказ, который продолжался до 1 января 1943 года. Советские войска Южного, Северокавказского и Закавказского фронтов, Черноморского флота, Азовской и Каспийской флотилий в кровопролитных боях остановили фашистских захватчиков в предгорьях и на перевалах Главного Кавказского хребта. Враг вынужден был перейти к обороне на подступах к Моздоку и Орджоникидзе, Туапсе и Новороссийску, на побережье Черного моря.

Кабардино – Балкария в этой операции заняла достойное место и внесла огромный вклад в героическую страницу истории.
Военная операция по освобождению республики началась 24 декабря 1943 года, когда войска Закавказского фронта перешли в наступление. Им помогали партизаны Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. К утру 4 января советские войска совместно с партизанами освободили Нальчик и двинулись дальше в направлении Пятигорска.

Солдаты в момент привала пели частушки:

Ученик: Думал немец: Нальчик с пальчик,

Прикарманю живо Нальчик.

Бит бандит на все лады –

драпанул из Кабарды.

Фриц карабкался на горы –

Пулеметы наши скоры:

На заду с тех самых пор

Покатился немец-вор.

 

Лежа в штабе на боку,

Немец думал о Баку.

Штаб лежит на дне глубоком,

Немцу нефть выходит боком. 

Фриц пленился горною высью –

Дали фрицу пулю в лоб.

На Кавказ он ехал рысью,

А обратно прет в галоп.

Особая страница в освобождении Нагорного и Зольского районов от фашистов – бои на Малкинском рубеже.
6 января 1943 года началось наступление советских войск на этом участке. Фашисты подготовили здесь прочную оборону, превратив селение в сильно укреплённый пункт. Любой ценой удержать Малку – таков был приказ немецкого командования, перебросившего сюда отборные части эсэсовской дивизии «Мёртвая голова», которая отличалась особой жестокостью. Малкинский рубеж удерживался шестью батальонами пехоты, усиленными пятнадцатью танками, двумя артиллерийскими дивизионами и батареей шестиствольных миномётов. Выйдя на этот рубеж, советские войска оказались в открытом поле. На подступах к селу в ходе кровопролитных трёхдневных боёв 6-8 января погибло много солдат и офицеров 37-й армии, 2-й гвардейской, 295-й и 351-й стрелковых дивизий, 10-й стрелковой гвардейской бригады. Солдаты и офицеры проявили мужество и героизм при форсировании ледяной Малки.
В те дни свой последний подвиг совершила группа лейтенанта Чухленко из 351-й стрелковой дивизии генерала Сергадского. В ночь на 7 января бойцы пробрались в Малку и захватили здание школы. Немцы окружили горстку храбрецов и целой ротой атаковали их. Отважная пятёрка уничтожила много фашистов, но и сама погибла в неравном бою.
Утром 8 января бойцы полков майора Хаботина и подполковника Корчагина выбили противника из села. Малка была очищена от немцев.
Вот что вспоминали впоследствии участники боёв за Малку.
Садвокая Сагинов – рядовой противотанковой роты (г. Алма-Ата, Казахстан):
«Двое суток я и мои товарищи ни часу не спали. Когда случилась передышка, я снял сапоги, вылил из них ледяную грязь. Тяжелые были бои…».
М.И. Данилова – санинструктор (Ставропольский край):
«Двое суток продолжались ожесточённые бои под Малкой. Никогда не забуду слов раненых и умирающих на моих руках солдат: «Сестрица, помоги!», «Мама, подойди!». Позже я узнала, что в госпитале погибли в боях под Малкой многие мои товарищи: Алабин, Рыбалко, Рощин, Киреев, Алёшин, Сибелев, Редькина, Тимченко, Свободчиков, Стротейчук, Патлачук, Накин. Феня Рыбалко лишилась обеих ног и руки. Прошу их не забывать, герои заслужили о себе добрую память».
В.В. Голубеев – командир роты сапёров:
«Зима была суровая. Выйдя на рубеж Малки, мы оказались в открытом поле. Моей роте сапёров нужно было переправиться через реку, но не было под рукой ничего, чтобы сделать мост. Передовые цепи перешли реку вброд. Потом и переправу сделали. Надо представить себе тот настрой, который двигал нами, превратив армию в одно большое, устремлённое вперёд тело. И бой – не на жизнь, а на смерть».
С. Кирилов, г. Москва:
«Вступление в Ленинскую партию – незабываемое событие для каждого коммуниста. Возможно, поэтому Малка осталась в моей памяти на всю жизнь. У моста через Малку меня приняли в партию 6 января 1943 года. От вашего села я ушел в бой коммунистом. Нас, воинов, встречали всюду радушно, но особенно запомнилось гостеприимство вашего народа. Спасибо за добрую память о ветеранах войны, которую вы храните в своих сердцах. О тех, кто пал в боях с коварным врагом».
А.Т. Шортанов – командир роты связи 351-ой дивизии (впоследствии известный кабардинский писатель):
«До сих пор, когда произносят слово «Малка», вспоминаю тяжёлые бои за село, подвиг храбреца лейтенанта Чухленко. В составе полка майора Хаботина я освобождал Малку. Когда мы спустились с холхолма и оказались в селе, я увидел мужчину, бежавшего нам навстречу и размахивавшего руками. Не знаю, как это случилось, от радости я сорвал с него шапку и надел себе на голову, а свою с красной звездой – на его голову».
В 1946 году А. Шортанов написал рассказ «У Малки», где описал события тех дней.
П.П. Дамарин – командир батареи (г. Донецк ):
«Мы вновь пошли на схватки с отступающим врагом на подступах к Малке. В январе 1943 года здесь были кровопролитные бои. Но натиск Красной армии враг не в силах был остановить. Жители Малки встречали нас радушно. Каждый звал нас, бойцов, в свой дом, хотел угостить хлебом-солью, рассказать о своих горестях, причинённых фашистами. А у нас не было времени, нас ждали другие города и сёла. И мы пошли дальше».
Но пошли не все. В братской могиле, расположенной в центре села, вечный покой нашли 883 воина…
К десятилетию освобождения села в 1953 году на братской могиле сооружён памятник. Благодаря неутомимой работе поисковиков Малкинской второй школы, где создан и успешно действует один из лучших музеев боевой славы, открываются имена многих неизвестных героев, погибших на этом участке. Их потомки приезжают сюда в День Победы, чтобы поклониться праху отцов и дедов.

Кл .рук. Мы неоднократно говорим о том, что нынешнее и грядущие поколения не должны забывать героический подвиг советских воинов, на их примере воспитывать молодежь.

Ученик. Память о павших защитниках и освободителях нашей Родины будет вечно жить в сердцах народов Северного Кавказа

В бой за Родину солдаты

Шли за шагом шаг.

Верили в Победу свято –

Не сломил их враг.

За берёзы и пригорки,

За родимый дом.

За Кавказ, Кубань и Волгу,

За великий Дон.

Всем солдатам воевавшим

Низкий наш поклон...

По солдатам, в битве павшим, –

Колокольный звон...

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!