СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа на тему: «Вечные нравственным ценности – добро, зло, терпимость».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка для проведения классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему: «Вечные нравственным ценности – добро, зло, терпимость».»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея

«Майкопский индустриальный техникум»









Разработка классного часа на тему:

«Добро. Зло. Терпимость»











Разработала:

куратор группы гр. ЭО-15

Р. М. Каджешаова.




















Майкоп

2021




Тема: «Добро. Зло. Терпимость»


Цели: - разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»;

- убедить в необходимости добра и недопустимости зла.


Задачи:

  • Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

  • Учить вырабатывать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  • Учить задумываться о своем месте в жизни.

  • Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.

  • Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

  • Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.


Подготовка:

  • мультимедиа;

  • наглядность (название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия);

  • домашние творческие задания (рисунки, сочинения – рассуждения).



Ход беседы.


Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.



Преподаватель:

Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она «Добро. Зло. Терпимость».

Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы детей.)

Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение?

(Ответы детей.)

Послушайте индийскую сказку «Награда», ответьте на вопросы, а затем попробуйте продолжить ее.

Чтение студентом индийской сказки «Награда», ответы на вопросы, продолжение сказки.



Награда.


Как–то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

- Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:

- Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

Страшно стало путнику.

- Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?

- Она и есть, - ответил тигр.

- Какая же эта награда – платить злом за добро? – возразил путник.

- Давай, спросим кого-нибудь – награда это или нет?

Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

- Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

- Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет, пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

- Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.

- Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.

- Эй, корова! – окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?

- Злом! – отвечает корова. Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

- Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

- Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…


Вопросы.


- Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?

- Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?

- Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?

- Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?




Преподаватель:


- На эти вопросы постарается ответить (фамилия и имя ученицы), он же продолжит индийскую сказку.


Студент. (продолжает сказку).

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:

- Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

- Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.


Преподаватель.

Дайте определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек», предварительно посоветовавшись с одноклассниками. (Студенты вырабатывают собственные определения, затем формулировки этих понятий проецируются на экране.)

Добро – все положительное, хорошее; ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро.

Зло – все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.

Добрый человек – человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.

Злой человек – человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.

Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.

  • Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?

  • В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?


Обсуждение.


Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Священное писание).


Преподаватель. Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звезды» и ответьте на вопросы.




Чтение учителем рассказа, ответы на вопросы.


Юноша и морские звезды

Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:

- Толк есть для морской звезды.


Вопросы.


  • Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд?

  • Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?

  • Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?


Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль-Маали: «Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».


Преподаватель.

Настало время проверить домашние творческие задания.


Задание 1.

А. Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включают в себя понятие «доброта».

Б. Представьте, что злоба – это темная тучка. Нарисуйте ее и напишите на ее капельках те качества, которые включает в себя понятие «злоба».

(«Доброта» - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Злоба» - чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.)


Задание 2.

Прочтите изречение К. Пеппера о силе добра и придумайте собственное.


Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливцы.

(К. Поппер).


Задание 3.

Раскройте смысл изречения: «Думай при каждом пробуждении: какое доброе дело совершить мне сегодня? Зайдет солнышко и унесет часть моей жизни». Следуете ли вы этому совету? Какой стала бы наша жизнь, если бы каждый человек поступал таким образом? Напишите сочинение «Спешите делать добрые дела», используя свой жизненный опыт.


Задание 4.

Напишите сочинение на тему «Что значит быть добрым, злым?». Аргументируйте свои утверждения, используя собственный жизненный опыт.

Задание 5.

Как вы понимаете китайскую пословицу: «Добра и зла исток – в душе у нас, а не вовне»?


Задание 6.

Прочтите и выучите стихотворение (приводится ниже). Какова его главная мысль? Напишите сочинение на эту тему, используя свой жизненный опыт.


Быть добрым надо по привычке


Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.


Еще печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда,

Ты должен быть кому-то нужен –

Всегда – как хлеб или вода.


Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти ее из клетки ввысь.


Преподаватель.

Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро» и «зло». А что же такое терпимость? (Ответы студентов.)

Студенты вырабатывают собственное определение, затем формулировка этого понятия проецируется на экране.

Терпимость – способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо; терпимое отношение.

А как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим тебя людям? Ко всему ли в окружающем нас мире надо относиться примирительно, терпимо? (Ответы детей.)

Студенты.


Я думаю, что каждый из нас должен проявлять терпимость к чужим мнениям, поведению, традициям. Именно понятие «терпимость» включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познанию друг друга.


Преподаватель.

В завершение нашей беседы хочу вас ознакомить с правилами, помня, о которых вы научитесь понимать друг друга. Их перечень вы видите на экране. Прочитайте их вслух поочередно.


Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию:


  • Ставь интересы других людей выше собственных.

  • Будь уверен и надежен.

  • Терпимо относись к другим точкам зрения.

  • Воспринимай людей как равных себе.

  • Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

  • Умей прощать и не будь обидчив.

  • Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.

  • Проявляй чуткость.

  • Будь уверен в себе.

  • Будь свободен ото лжи и обмана.

  • Умей контролировать свои желания и поступки.

  • Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

  • Стремись делать все как можно лучше.


Преподаватель.


Понравился ли вам час общения?

Что именно вам понравилось?

Спасибо за общение.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!