СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа на тему "Секреты общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка классого часа на тему секреты обшения является готовым материалом и разработкой для классных руководителей  6 кл

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему "Секреты общения"»


Разработка открытого классного часа в 6 кл. на тему «секреты общения»

Подготовил классный руководител 6 кл.

Хамзатов Х.З.

26.05.2021 г.

Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.

Задачи:

  1. Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

  2. Научить навыкам позитивного общения учащихся.

  3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

  4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

  5. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Целевая группа: учащиеся 6-го класса в возрасте 11-12 лет.

Длительность занятия: 45-50 минут.

Место проведения: классная комната.

Форма  проведения:  занятие с элементами тренинга.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, разыгрывание и анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

  2. Пространство для активных упражнений, 2 больших стола для групповой работы, стулья по числу участников.

  3. Раздаточный материал: пустые бланки для практической работы, листы бумаги, цветные карандаши, мяч.

Структура занятия.

  1. Приветствие.

  2. Организационный момент.

  3. Разминка.

  4. Целеполагание. Подведение к формулировке темы.

  5. Основная часть: теоретический аспект, упражнения на развитие коммуникативных навыков.

  6. Заключительная часть.

  7. Прощание.













I. Организационный момент

Дети проходят в класс и садятся на стулья в круг.


    1. Игра «Приветствие».

Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. На этом занятии мы не одни, у нас много гостей. Думаю, что это не помешает нам работать активно и спокойно. Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Я предлагаю вам поздороваться интересным способом. Сейчас я здороваюсь с кем-то из вас, и те, к кому я обращусь, в ответ помашут мне рукой. Итак,

  • «здравствуйте, девочки»,

  • «здравствуйте, мальчики»,

  • «здравствуйте те, кто почистил сегодня зубы»,

  • «здравствуйте те, кому утром хотелось поспать»,

  • «здравствуйте те, кто родился летом»,

  • «здравствуйте те, у кого дома есть домашнее животное»,

  • «здравствуйте те, у кого сегодня отличное настроение»,

  • «здравствуйте те, кто готов сегодня заниматься».


Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему занятию. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери

Смысл: Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?


    1.  Вводное слово ведущего.

Сегодня у нас с вами необычное занятие, а занятие, посвященное общению. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать, играть, выполнять упражнения, все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения».



    1. Упражнение «Ассоциации»

Что такое общение? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.

  • Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

  • Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

  • Как вы думаете, есть ли определенные правила и секреты общения?

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Чтобы наше сегодняшнее общение было эффективным и чтобы мы смогли вывести правила общения – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.


II. Основная часть.

Сказка «Мудрецы и слон»

А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Обсуждение сказки: Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)

Молодцы, вы правы.

• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика, а в результате, у них возникла ссора и конфликт.

Какие правила общения нужно соблюдать, чтобы не возникла такая ситуация, как в индийской сказке? (Высказывания детей)

  • Нужно прислушиваться к мнению других

  • Надо уметь слушать и слышать.

  • Нет смысла кричать.

  • Должна быть согласованность в действиях.


Игра «Перестройка»

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.

«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.

В этой игре присутствует и соревновательный момент. Но для начала игры нам надо разделиться на две группы, а для этого я приготовила вам витаминный сюрприз, который прикреплен к спинкам ваших стульев, посмотрите. У каждого из вас желтые или зеленые яблоко или груша. Вам необходимо объединиться в две группы по цвету (группа желтых и группа зеленых).

Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!

И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!

  • Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

  • Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания?

  • Трудно было играть с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица).

Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?

  • уметь внимательно слушать и слышать

  • Нет смысла кричать.

  • Должна быть согласованность в действиях.

  • не перебивать

  • умение задавать уточняющие вопросы

  • Нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться

  • разборчивая и грамотная речь

  • умение понимать не только значение слов, но и жестов, выражений лица и т.д.


Для того, чтобы общение было эффективным и понятным существуют Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается информация.

Подумайте о том, с помощью каких средств происходит общение между людьми. Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным.

  • вербальные (речевые): речь, темп, тембр, громкость речи.

  • невербальные: жесты, поза, походка, мимика (взгляд, улыбка), кожные  реакции (покраснение,  побледнение) и т.д.


Посмотрите на иллюстрацию, только 7% информации мы воспринимаем из речи, а остальную информацию нам несут невербальные средства общения, такие как мимика (выражения лица – взгляд, улыбка), пантомимика (движения тела, позы, походка) и речевые характеристики. Поэтому очень важно уметь считывать информацию не только со слов, но и понимать значение жестов, движений, выражений лица.


Упражнение «Язык жестов»

Давайте поиграем в игру, где будем использовать только невербальные средства общения. Для этого нам нужно разделиться на группы. Посмотрите, какой фрукт прикреплен на спинке вашего стула, соответственно команда – яблоки и команда – груши.

По правому борту группа яблоки при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажет профессии, а другая команда попробует отгадать. Профессия: повар, зубной врач, учитель.

А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик.

У вас все получилось. Скажите, с помощью каких средств общения вы выполняли это задание?


Шуточные задания. Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать вербальные средства передачи информации - речь, интонацию, тембр, темп речи, а также мимику (выражение лица).

  1. Прочитайте текст:

  • Шёпотом;

  • С максимальной громкостью;

  • Переходя волнообразно из одного в другое;

  • С пулемётной скоростью;

  • Со скоростью черепахи;

  • Как будто вы очень замёрзли;

  • Как пятилетняя девочка;

  • Как робот.

Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:

  • Радость;

  • Страх;

  • Удивление;

  • Удовольствие;

  • Неудовольствие;

  • Грусть;

  • Торжественно.

  1. Посмотрите, как смотрят:

  • Лисица, сидящая перед вороной с сыром;

  • Папа после родительского собрания;

  • Мышка на кошку;

  • Удав на кролика;

  • Начальник на подчинённого.

  1. Улыбнитесь, как улыбаются:

  • Очень вежливый японец;

  • Собака своему хозяину;

  • Кот на солнышке;

  • Само солнышко;

  • Пациент, после посещения дантиста.

  1. Нахмурьтесь, как нахмуриваются:

  • Учитель, недовольный ответом ученика;

  • Ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;

  • Человек, желающий скрыть свою улыбку;

  • Родитель, открывший дневник сына.

Какие же средства общения мы использовали в этих упражнениях? (вербальные - голос, громкость голоса, темп, тембр, и невербальные – мимику. Т.е.выражение лица)

Решение конфликтных ситуаций.

Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.

1 ситуация. Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Паша и Слава, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу ________ и __________ зачитать её вслух.

Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая невинная просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.

Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, мальчик забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик, к которому так обратились с просьбой.

А сейчас, я предлагаю исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре. Давайте переформулируем слова мальчика, которому нужна ручка.

А теперь давайте сформулируем ответ другого мальчика, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе.

Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!

2 ситуация. Я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которую я увидела в школе. Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, один мальчик одолжил у своего друга новый диск с игрой, а вернул его поцарапанным. Предлагаю вам посмотрим на экран. __________ и __________ прочитайте вслух.

Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.

Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации мальчику, который испортил диск? (Извиниться).

Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.

Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре.

Молодцы ребята! Вы правило исправили все ошибки ребят!


Игра «Комплименты»

Цель: развитие навыков позитивного общения учащихся.

Ну а теперь давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Маша, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.

Ребят вам приятно было получить комплимент. А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент. Продолжим наше приятное общение?


Подведение итогов.

  • Ребята, какие о каких секретах (правилах) общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.

  • Если пользоваться выведенными правилами, как это повлияет на наше общение с людьми?

  • А как вы думаете, они помогут нам сделать наше общение с товарищами приятным?

Да действительно, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен. Очень важно уметь признать свою вину, извиниться, если ты не прав. Не нужно ссориться и ругаться, важно слушать, слышать друг друга и конечно нужно учиться договариваться.


III. Заключение.

Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

Вот и подошло наше занятие к концу.

  • Понравилось ли вам наше общение, что особенно понравилось?

  • Как вы себя чувствовали на занятии, выполняя различные упражнения?

  • С  какими  чувствами  вы  уходите  с  занятия? 

  • Улыбнитесь те, кто уходит с занятия с отличным настроением!


Ритуал завершения.

Ребята, мне приятно было с вами общаться и вы мне подарили хорошее настроение на целый день, даже на целую неделю.

Я тоже хочу вам сделать подарок, на цветных листочках я написала «секреты общения», которые помогут вам быть хорошим собеседников и сделают ваше общение с товарищами приятным.

Спасибо за работу и до новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!