СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классного часа"Диззи Гиллеспи. Из истории джаза"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диззи Гиллеспи, головокружительный джазмен, виртуозно играющий на трубе, загнутой вверх. Во время его выступлений слушатели, не отрываясь, смотрели на лицо музыканта, который раздувал щёки до невероятных размеров, извлекая удивительные звуки из своего инструмента.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа"Диззи Гиллеспи. Из истории джаза"»

МБУДО «САФОНОВСКАЯ ДШИ»


















2024 год

Он оставил ярчайший след в истории развития джаза, стал основателем нового стиля, записал множество альбомов и создал несколько музыкальных коллективов.

Диззи Гиллеспи, головокружительный джазмен, виртуозно играющий на трубе, загнутой вверх. Во время его выступлений слушатели, не отрываясь, смотрели на лицо музыканта, который раздувал щёки до невероятных размеров, извлекая удивительные звуки из своего инструмента.

Джон Биркс Гиллеспи, более известный как Диззи (Dizzy Gillespie), родился 24 октября 1917 года в Южной Калифорнии. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье. В простой рабочей семье было множество музыкальных инструментов: папа будущего музыканта и композитора, работая простым каменщиком, всё свободное время отдавал музыке, был звездой местного ансамбля.

М аленький Джон увлечённо извлекал звуки из всех инструментов, до которых мог дотянуться. Он начал играть на пианино в 4 года, тромбон и трубу будущий великий джазмен взял в руки в 12 лет. Но свое второе имя «Диззи» мальчик заслужил тогда не из-за виртуозного владения музыкальными инструментами, а за свои шалости и проказы, от которых у любого могла закружиться голова, «dizzy» в переводе с английского  означает «головокружительный». Впрочем, музыкальный дар юного Диззи тоже не мог никого оставить равнодушным. В 10 лет он стал студентом Лоринбургского института – общеобразовательного колледжа для темнокожих детей. Здесь Гиллеспи учился играть на тромбоне, посещал занятия по теории и гармонике. Но любимым инструментом Джона стала труба, игре на которой он учился самостоятельно. Уже к 15 годам он понял: именно на этом музыкальном инструменте он готов играть постоянно, извлекая всё новые и новые звуки, совершенствуя собственное мастерство. Во время учёбы он становится участником оркестра колледжа. А вот получение диплома об образовании ему пришлось отложить на несколько месяцев из-за переезда мамы из Южной Каролины в Филадельфию.

В ночных клубах Филадельфии Диззи Гиллеспи начинал свою музыкальную карьеру, выступая в качестве третьего трубача бэнда Фрэнка Фейрфакса. Перебравшись в Нью-Йорк стал участником гарлемского оркестра Тедди Хилла. На прослушивании он эпатировал комиссию, явившись в непривычных для музыкантов пальто и перчатках. Если бы не его виртуозное владение инструментом, возможно, Тедди Хилл отказал бы ему в зачислении в состав. Однако, наряду с эксцентричными манерами, кандидат продемонстрировал ещё и профессиональное мастерство, равного которому не было. В будущем музыкант ещё неоднократно станет удивлять, а некоторых даже раздражать собственным стилем и манерой поведения. Но именно эксцентричная манера игры и станет одной из первых ступенек на пути к всемирной славе трубача, аранжировщика и композитора. Тогда же он своим слегка шутовским поведением умудрился настроить против себя, за редким исключением, всех своих коллег, которые стали требовать у руководителя увольнения Диззи. Но Тедди Хилл сумел конфликт уладить. В гастрольном туре оркестра по Европе Гиллеспи пользовался заслуженным успехом, он уже играет партии первой трубы, оставаясь третьим трубачом.

В 1939 году оркестр распался, Диззи перешёл в коллектив Кэба Кэллоуэя, а в 1940 году женился на Лоррейн Уиллис, выступавшей в гарлемском театре в качестве танцовщицы. Насмешки и розыгрыши Диззи не находили понимания среди коллег, а сам Кэллоуэй не смог понять всей глубины и таланта музыканта, с которым ему довелось работать. Дошло даже до выяснения отношений с помощью кулаков, после чего головокружительный Диззи был уволен.

К началу 1940-х годов Гиллеспи уже был довольно знаменит благодаря своей необычной манере игры, получившей название «головокружительной пассажной техники». Музыка в его исполнении была уникальной. Он будто не играл, а жил внутри произведения, заставляя слушателя каждой клеточкой почувствовать силу музыки. Импульсивная игра, влекущая аудиторию неожиданными поворотами и смысловыми акцентами, дополненными сложнейшей гармонической структурой, сделала музыканта звездой.

Позже, в поисках новых путей в музыке, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер и Телониус Монк стали родоначальниками нового направления джаза – бибопа.

Летом 1942 года Диззи Гиллеспи создает в Филадельфии квартет — первый в истории джаза боп-ансамбль, где на барабанах играл белый музыкант Стэн Леви. В конце того же года Гиллеспи входит в состав оркестра Эрла Хайнса, где была необычайно высокая концентрация ещё никому не известных сторонников нарождающегося стиля бибоп (Чарли Паркер, Бенни Харрис, Бенни Грин, Уорделл Грэй, Сара Вон, Билли Экстайн), стремящихся к обновлению традиционного музыкального языка джаза. После распада оркестра Хайнса, Диззи Гиллеспи играет в комбо Коулмена Хокинса и затем около 3 недель в оркестре Дюка Эллингтона. В последующий период Гиллеспи работает со своим составом, где продолжает активно разрабатывать стилистику бибопа. В 1944 году работает в оркестрах Джона Кирби и Билли Экстайна, в 1945 году — выступает с квинтетом Чарли Паркера (с которым познакомился в 1940 году в Канзас-сити), а затем Диззи создает биг-бэнд, с которым гастролирует в южных штатах. В 1946 году Диззи Гиллеспи обновляет состав своего оркестра, добавляет в ритм-группу нескольких перкуссионистов (самым известным стал Чано Позо), подчеркивая таким образом афроамериканские корни джаза (эту музыку принято называть афро-кубинской). В композициях и аранжировках оркестра упор делается не на звучание инструментальных групп, а на игру солистов-импровизаторов, таких, как Милт Джексон, Рэй Браун, Джеймс Муди, Сесил Пэйн, Джей Джей Джонсон, Юзеф Латиф (позже присоединились Джон Колтрейн, Джимми Хит, Пол Гонзалес). В 1946-48 оркестр несколько раз гастролирует в Европе.

29 сентября 1947 биг-бэнд Диззи Гиллеспи выступил в Карнеги-холл с большой концертной программой, в которой впервые прозвучали «Toccata For Trumpet And Orchestra» Джона Льюиса, «Good Bait» Тэда Дамерона и сюита Джорджа Рассела «Cubana Be, Cubana Bop».

Дальше карьера музыканта идёт по восходящей: он создаёт новые коллективы, записывает пластинки и собирает тысячи поклонников на своих концертах. Посмотреть на уникального музыканта, чье лицо во время игры преображается, а щёки становятся огромными, съезжаются тысячи поклонников.

К огда Диззи Гиллеспи играл на трубе, его шея и щёки находились в таком состоянии, будто их подключили к мощному насосу. Феномен Гиллеспи изучал учёный и пришли к выводу, что у музыканта имеется патология, называемая ларнгоцеле – воздушная киста гортани, из-за чего его шея становится раздутой и напряженной во время прохождения потока воздуха, необходимого для извлечения звуков из трубы. Однако обычно такая воздушная киста одна, у Диззи же было два воздушных мешочка, которые могли образоваться из-за непрерывного выдувания воздуха. Растянутые щеки музыканта были отдельным явлением, которое называют ещё «болезнью стеклодува». Повторяемое сильное воздействие на мышцы растягивает и деформирует щеки. Из-за многократного нагнетания воздуха в ротовой полости лицо музыканта и приобрело подобные анатомические особенности. Они стали его визитной карточкой.

В 1964 году Диззи Гиллеспи сам себя выдвигает кандидатом в президенты США. Его предвыборная программа включала обещание в случае его избрания переименовать Белый дом в «Блюзовый дом», назначить госсекретарем США Дюка Эллингтона, а генеральным прокурором США главу «Организации афроамериканского единства» Малькольма Икс, директором Центрального разведывательного управления — трубача Майлза Дэвиса, а слепого певца Рэя Чарльза — директором Библиотеки Конгресса. Пресс-конференция по случаю выдвижения Диззи в президенты состоялась в Голливуде перед джаз-клубом Shelly’s Manne-Hole, принадлежавшим барабанщику Шелли Мэнну. Собрать деньги на президентскую кампанию не удалось, поэтому Диззи вышел из «президентской гонки» задолго до дня голосования.

В 1970 году Диззи Гиллеспи принимает Веру Бахаи, цель которой — единство всех людей без различения рас и народов. Диззи продолжает играть особую роль в истории Веры Бахаи в Америке, где с момента зарождения общины в начале XX века бахаи активно участвовали в работе по объединению рас и устранению любых форм предрассудков, поэтому в нью-йоркском Центре бахаи до сих пор проводятся еженедельные джазовые концерты в его честь.

В 1970-е годы входил в различные звёздные составы. В конце 1970-х стал почётным доктором нескольких университетов.

В 1980-е годы Диззи Гиллеспи руководит биг-бэндами «Dream Band», «United Nations Orchestra», в которые входили трубачи Артуро Сандоваль и Клаудио Родити, саксофонист Пакито Д’Ривера, перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Сотрудничает с молодыми коллегами, которых по праву считает своими учениками — с Джоном Фэддисом, Артуро Сандовалем или Уинтоном Марсалисом. Самые известные композиции Гиллеспи исполняемые биг-бэндом — Night In Tunisia, Con Alma, Bebop, Salt Peanuts, Dizzy Atmosphere, Groovin’ High, Woody’n You, Blue N’Boogie. В 1989 году Гиллеспи даёт 300 концертов в 27 странах мира и 31 штате США, коронуется как племенной вождь Нигерии, получает 14-ю в своей жизни степень почётного доктора (на этот раз от бостонского музыкального колледжа Беркли). В этом же году удостаивается степени командора Ордена искусств и литературы Французской Республики и премии «Грэмми» за заслуги в течение всей жизни. Звезда Диззи Гиллеспи заложена на голливудской Аллее Славы возле дома 7057 по Голливудскому бульвару в Лос-Анджелесе.

В 1989 г. Диззи дал 300 концертов в 27 странах мира и 31 штате США, был коронован племенным вождём в Нигерии, получил 14-ю в своей жизни степень почётного доктора (на этот раз от бостонского музыкального колледжа Бёркли), степень командора Ордена изящных искусств и словесности Французской Республики и премию «Грэмми» за заслуги в течение всей жизни.

В 1990 году он единственный раз в жизни выступает в СССР (в Государственном концертном зале «Россия»).

За время cвоей карьеры Диззи Гиллеспи записал более 60 альбомов в качестве бэнд-лидера и около дюжины в сотрудничестве с Чарльзом Мингусом, Куинси Джонсом и несколькими другими джазовыми знаменитостями.

Д иззи был по натуре открытым человеком, поэтому часто принимал приглашения участвовать в съемках на телевидении. Так, его однажды пригласили в эпизод детского телешоу «Улица Сезам». Трубач появляется в 413 серии. По сюжету Статлер болен, и Уолдорф решает пригласить на концерт свою жену Асторию. В это время приезжает инспектор ЛаБреа, чтобы убедиться, что уровень шума на представлении не превышает нормы. ЛаБреа говорит Кермиту убавить звук, но тот в свою очередь, как может, отвлекает инспектора, пока Диззи Заканчивает свое выступление. В итоге конфликт разрешается сам собой, так как инспектор оказывается большим поклонником музыканта. Он присоединяется к Диззи, чтобы доиграть композицию на саксофоне. Другими гостями этого популярного в России в 1990-е годы кукольного представления становились Барбра Стрейзанд и Лина Хорн.

Диззи Гиллеспи выступил в самом престижном концертном зале США, нью-йоркском Карнеги-Холле, 32 раза. Назначено было и его 33-е выступление — в день его 75-летия, однако из-за болезни Диззи выступить не смог. В этот день вместо него выступили его друзья и ученики (многолетний партнер по малым ансамблям и биг-бэндам, саксофонист и флейтист Джеймс Муди; трубач Джон Фэддис; кубинский саксофонист и аранжировщик Пакито Д’Ривера и многие другие музыканты).

Диззи Гиллеспи прожил яркую творческую жизнь, оставив богатейшее музыкальное наследие. Он скончался в 1993 году в Нью-Джерси, от онкологического заболевания поджелудочной железы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!