Методическая разработка урока математики по теме: «Вычисление производных, суммы, разности, произведения, частного»
Пояснительная записка
В настоящее время актуален вопрос о целях образования и их практическом применении, выраженной в мотивации учебной деятельности обучающихся. Очень трудно бывает объяснить студенту, для чего ему нужна математика, если он собирается быть электриком или автомехаником. Поэтому главной своей задачей считаю, необходимость формирования у обучающихся умений самопознания, самосозидания и самореализации. В этом мне помогают элементы новых педагогических технологий, которые я включаю в каждый из своих уроков.
Урок закрепления и систематизации знаний по теме «Вычисление производных суммы, разности, произведения, частного» разработан для студентов СПО, 1 курса (на базе 9 классов) по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования (по отраслям)», квалификация «техник». Изучающих программу общеобразовательного цикла, по учебникам А.Н. Колмогоров «Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс».
Готовясь к проведению урока, преподаватель дает творческое задание, для исследовательской работы студентам по теме. Тема исследовательской работы на уроке освещается лишь тезисным выступлением авторов в защиту своей работы. Данный прием относится к инновационной технологии проектного обучения.
В данной разработке представлены задания для проверки теоретического материала, путем закрепления решения практических и тестовых заданий. Использование разноуровневых заданий для самостоятельной работы позволяет проверить знания и умения сформированных навыков у каждого студента индивидуально. Данный прием относится к инновационной технологии уровневой дифференциации.
Особое значение урока заключается в использовании информационно-коммуникационных технологий. Презентация к уроку включает задания для устного счета и закрепления, способствует решению задач по реализации объема учебного материала, где прослеживается межпредметная связь.
Работа с интерактивной доской позволяет сделать урок более насыщенным.
Данная разработка урока направленна на формирование профессиональных компетенций.
Тема: Вычисление производных суммы, разности, произведения, частного.
Цели урока:
Создать условия для углубления и обобщения знаний студентов по нахождению производной суммы, произведения, частного и производной степенной функции.
Активизировать умения по нахождению производной функций, используя правила дифференцирования, умения применять их на практике.
Содействовать воспитанию у студентов самостоятельности, самопознания, самосозидания и самореализации.
Средства обучения: Презентация, приложение для интерактивной доски, учебник, разноуровневые карточки, интерактивная доска, жетоны, координатная прямая (для рефлексии), наклеивающиеся точки (на каждого ученика)
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Форма урока: эвристическая и практическая работа с элементами исследования.
Ход урока:
I. Организационный момент
а) Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь. ( Китайская мудрость.)
Моя цель на этом уроке – обобщить и закрепить полученные знания при изучении темы, а ваша задача созвучна китайской мудрости.
б) Постановка целей и задач урока
в) Активность каждого на уроке будет оцениваться жетонами, в конце урока все жетоны суммируются и выставляется оценка, число жетонов соответствуют оценке.
II. Актуализация учебного материала
1. На прошлых уроках мы познакомились с понятием производная и с основными правилами вычисления производных, давайте вспомним: (Презентация)
а) Что такое производная? (ответ, слайд 3)
б) Как она обозначается (штрих)
в) Какие смыслы производной существуют? (физический, геометрический)
г) Что значит продифференцировать?(Найти производную функции)
д) Какая функция называется дифференцируемой в точке хо?
(Функцию, имеющую производную в точке хо)
2. Соотнесите формулы и прочитайте их (приложение 1)
III. Устный счет.
Применение теоретического материала к решению задач. Найдите производную функции (Вопросы высвечиваются на интерактивной доске, студенты отвечают по «цепочке») (слайд, 4)
IV. Закрепление
1. «Найдите ошибку» № 209 (б), № 210 (а), № 215 а,в (приложение 2 )
Студенты выходят по 1 человеку к интерактивной доске, читают решение примера и исправляют ошибки
№ 209 (г)
Решение
№ 210 (а)
Решение
№ 215 а
2. Тест с использованием интерактивной доски.
В тесте зашифрована фамилия ученого-математика. Основное понятие дифференциального исчисления - понятие производной, возникло в 17веке в связи с необходимостью решать задачи по физике, математике. Кто явился создателем дифференциального исчисления? Фамилия одного из первых кто ввел понятие производной, вы сможете узнать, решив задания теста. Ответ (Лейбниц ) (слайд 5-19)
3. Сообщение студента
Кравченко Иван готовил сообщение «История появления производных», краткое содержание Иван изложит. (Приложение 3)
V. Повторение. Решение задач с профессиональной направленностью
(Слайд 20-21)
1. Посмотрите на эти предметы, это все нас окружает в жизни. Найдите среди предметов среднее число потребляемой энергии каждого, и ответе на вопрос: «Какой предмет потребляет большего всего энергии?». Подойдите к доске и выберите ответ.
2. Мощность некоторых предметов обозначено звездочкой, что означает:
* - Данное электрооборудование имеет пусковые токи.
** - Данное электрооборудование имеет большие пусковые токи.
Расшифруйте пожалуйста, что означает пусковые токи?
VI. Разноуровневая самостоятельная работа
Ребята! У вас у каждого на столе лежат красная карточка, это оценка «5», желтая – оценка «4», зеленая – оценка «3». Выберите для себя одну карточку, рассчитав свои силы, все задания выбранной карточки должны быть решены верно, для получения соответствующей оценки.
Оценка «5»
Вычислите производные функций:
1.
2.
3.
4.
5.
Оценка «4»
Вычислите производные функций:
1.
2.
3.
4.
5.
Оценка «3»
Вычислите производные функций:
1.
2.
3.
4.
5.
VII. Итог занятия.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Что понравилось, какие виды деятельности?
Анализ работы студентов, выставление оценок
VIII. Рефлексия
Ребята! У выхода висит координатная прямая, наклейте точки соответствующие вашему эмоциональному состоянию на уроке.
Точка: (-1) «Мне было скучно, не интересно, урок не понравился»
Точка: (0) «Мне безразлично»
Точка (1) «Мне было интересно, урок понравился»
IX. Домашнее задание
Задания на дом выдается аналогичное тем, что мы сегодня выполняли.
П. 15 прочитать
№ 214, 216 решить