СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка к семинару по функциональной грамотности по теме: "Приёмы развития глобальных компетенций на уроках обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Приёмы развития глобальных  компетенций на уроках обществознания"

Просмотр содержимого документа
«Разработка к семинару по функциональной грамотности по теме: "Приёмы развития глобальных компетенций на уроках обществознания"»


МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»








Семинар по функциональной грамотности

на тему: Приёмы развития глобальных компетенций на уроках обществознания






Подготовила: учитель истории и обществознания

Нагуманова О.Л.








Санномыск 2023 г.


Приёмы развития глобальных

компетенций обучающихся на уроках обществознания



Цель моего выступления: продемонстрировать использование заданий на уроках обществознания по формированию глобальных компетенций у обучающихся.

Слайд – 2. Глобальные компетенции – компонент функциональной грамотности, одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме.


Главными умениями глобальной компетентности являются:

1. способность оценивать информацию

2. выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать

3. формулировать аргументы

4. объяснять сложные ситуации и проблемы

5. оценивать действия и их последствия


Слайд – 3. На уроках обществознания формируются умения, которые являются неотъемлемой частью глобальной компетенции критическое мышление, умение аргументировать, умение общаться, работать в команде; способность оценивать информацию; выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать; объяснять сложные ситуации и проблемы; оценивать действия и их последствия; систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников; Приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России

Для того, чтобы сформировать такие умения, задания на урок необходимо подбирать, дифференцируя их по возрасту.

Слайд -4. Задача учителя обществознания

1. Сформировать умение оценивать ситуацию

2. По мере возможности, найти выход из сложившейся ситуации

3. Умение мыслить глобально, а действовать локально.

Сегодня мы попробуем на примере заданий по обществознанию, как можно развивать гибкие навыки при решении глобальных проблем.


Слайд -5. Глобальные проблемы: война и мир, международный терроризм, изменение климата, мировой океан, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде), демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема, миграция и беженцы, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека

Межкультурное взаимодействие: семья, природа, образование, здоровье (здравоохранение, питание), традиции и обычаи, человек и государство (права человека)


Слайд – 6. Часто задания обращаются либо к опыту ребенка, либо к его небольшим знаниям, побуждая его высказывать свою точку зрения, вырабатывать свою позицию, критически мыслить. Учат эффективно действовать индивидуально и в группах. В каждом классе, так или иначе, это прослеживается.

Например, в 6 классе в теме «Когда возможности ограниченны», Боголюбов Л.Н. предлагает понять простую истину, что, не смотря на какие-то ограничения в здоровье, все мы равны. Приводит примеры того, где

и как люди с ограниченными возможностями могут себя реализовать.


Слайд – 7. Другой тип задания. Работа с иллюстративным материалом.

Репродукция картины В.Г. Перова «Приезд институтки к слепому отцу». Отвечая на вопросы, ребята тем самым учатся выражать свои эмоции, чувства, делятся переживаниями и своим отношением к данной проблеме.

Проблеме толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Рубрика «Жил на свете человек» знакомит нас с Эдуардом Аркадьевичем Асадовым, который, несмотря на потерю зрения, вновь стал писать стихи. Он не потерял веру в жизнь, благодаря поддержке окружавших его людей.


Слайд – 8. Учащимся предлагается подумать, на примере местной организации Всероссийского общества слепых, как каждый из них мог бы помочь таким людям.

Это реальная ситуация, которая поможет детям осознать свои возможности. Учимся глобальному через локальное!

В данном контексте будет актуально изучение в конце параграфа памятки

«Учимся взаимодействовать людьми с разными возможностями».


Слайд -9. Развивая тему, в 7 классе «Как устроена общественная жизнь») Боголюбов Л.Н. вводит понятие «социальная справедливость» - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести и достоинства по отношению к себе и другим людям и приводит памятку, как развить в себе эти качества.

Умение жить в обществе, где живут самые разные люди очень важно. Без него невозможно существовать в современном мире. Это и есть формирование глобальных компетенций.

Важной компетенцией является способность критически рассматривать проблемы глобального характера и поиск общего решения.


Слайд – 10. Вопросы мирового экологического кризиса и глобализации. Перед учениками ставится проблемный вопрос «Человек – венец природы?». Для ответа на него необходимо проанализировать текст. Это мнение известного ученого Н.Н.Моисеева. Дети должны подумать и объяснить свой выбор, приведя аргументы «За» и «Против».

Рассматривая тему глобальных проблем современности, нам предлагают различные пути решения.

При этом автор спрашивает, у учеников, что они лично готовы сделать для решения данных экологических проблем.

Таким образом мы подводим к мысли о личной ответственности каждого человека на земле, о необходимости совместно действовать и находить общее решение.

Слайд – 11. Иллюстрация.

Слайд – 12. Задание направлено на формирование семейных ценностей, на роль семьи в жизни общества.

Объект оценки: Идентифицировать проявления культурного сходства и различий на основе информации источника

На уроках обществознания школьники узнали о разных типах семей. Первый тип называется патриархальным. В таких семьях жёстко закреплены семейные обязанности, глава семьи – мужчина, который обеспечивает семейное благополучие и пополняет бюджет, а мнение детей по разным вопросам семейной жизни не спрашивают. Второй тип семьи с противоположными признаками принято называть демократическим.

Слайд – 13. Выберите все верные факты. Поставьте «+» около каждого выбранного факта.

1) В семье принято совместно отмечать важные семейные события и праздники

2) В семье Гордеевых двое детей – Артём и Вера

3) Мама Артёма – врач, а папа работает в научно – исследовательском институте

4) Родители Артёма зарабатывают примерно одинаково

5) Маме приходится задерживаться на работе, и тогда ужин готовит папа

6) Все Гордеевы обсуждали, как потратить премию отца: купить новые туфли маме или заменить люстру в общей комнате.

Слайд – 14.

Задание направлено на умение аргументировать, способность оценивать информацию; выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать; объяснять сложные ситуации и проблемы; критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников.

 

Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Слайд – 15.

Слайд – 16. Прочитайте стихотворение, какие функции семьи в стихотворении показаны? Выпишите их:

Слайд – 17. КУРС «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» в силу своей специфики (содержание, формируемые умения) играет большую роль в развитии глобальных компетенций.

• Есть темы, которые конкретно касаются данных вопросов;

• На уроках обществознания формируются умения, которые являются неотъемлемой частью глобальной компетенции - критическое мышление, умения аргументировать, умение общаться, умение работать в команде и т.п.).

Слайд – 18

Участник

Сумма баллов

Максимальный балл

Процент выполнения

Уровень

Сумма баллов

Максимальный балл

Процент выполнения

Уровень


2

7

28,57

недостаточный

3

6

50,50

Средний


2

7

28,57

недостаточный

3

6

50,00

Средний


0

7

0,00

недостаточный

3

6

50,00

Средний


0

7

0,00

недостаточный

2

6

33,33

низкий


0

7

0,00

недостаточный

1

6

16,67

недостаточный


1

7

14,29

недостаточный

0

6

0,00

недостаточный







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!