СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка к Дню славянской письменности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это занятие можно провести в рамках недели русского языка и литературы.

Цель –знакомство учащихся с возникновением письменности; воспитание интереса к истории.

Просмотр содержимого документа
«Разработка к Дню славянской письменности»

«Дорога к письменности»

Это занятие можно провести в рамках недели русского языка и литературы.

Цель –знакомство учащихся с возникновением письменности; воспитание интереса к истории.

Ход занятия

1. Истоки письменности

Учитель.

- Можно ли представить себе жизнь без телевизора?

"Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. - У моих бабушек и дедушек в детстве не было те¬левизора. К ним домой не приходили театр, кино и спортивные соревнования".

- А можно ли представить себе жизнь без электричества?

"Тоже трудно, - навер¬ное, скажете вы. - Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лу¬чине ".

- А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Тут уж вы точно скажете: "Мы знаем, что так когда-то было, но вообразить это совершенно невозможно".

- Кто и когда изобрел письменность? Дорога к ней была длинной-длинной и труд¬ной.

Как обходились без письма?

А начинали все медведи

Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далекие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи.

Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.

- Вы, наверное, помните веселое стихотворение Н. Некрасова "Генерал Топтыгин". В нем рассказывается о медведе, которого люди, боящиеся всех начальников на свете, приняли за генерала.) (несколько учащихся читают стихотворение )

1 ученик

Дело под вечер, зимой,

И морозец знатный.

По дороге столбовой

Едет парень молодой,

Мужичок обратный:

Не спешит, трусит слегка;

Лошади не слабы,

Да дорога не гладка -

Рытвины, ухабы.

Нагоняет ямщичок

Вожака с медведем:

"Посади нас, паренек,

Веселей поедем!"

- " Что ты? с мишкой ?" - "Ничего!

Он у нас смиренный,

Лишний шкалик за него

Поднесу, почтенный!"

- "Ну садитесь!" - Посадил

Бородач медведя,

Сел и сам - и потрусил

Полегоньку Федя...

Видит Трифон кабачок,

Приглашает Федю.

"Подожди ты нас часок!" -

Говорит медведю.

И пошли. Медведь смирен,

Видно, стар годами,

Только лапу лижет он

Да звенит цепями...

2 ученик.

Час проходит; нет ребят,

То-то выпьют лихо!

Но привычные стоят

Лошаденки тихо.

Свечерело. Дрожь в конях,

Стужа злее на ночь;

Заворочался в санях

Михайло Иваныч,

Кони дернули; стряслась

Тут беда большая -

Рявкнул мишка! - понеслась

Тройка как шальная!

Колокольчик услыхал,

Выбежал Федюха,

Да напрасно - не догнал!

Экая поруха!

3 ученик.

Быстро, бешено неслась

Тройка - и не диво:

На ухабе всякий раз

Зверь рычал ретиво;

Только стон кругом стоял:

"Очищай дорогу!

Сам Топтыгин-генерал

Едет на берлогу!"

Вздрогнет встречный мужичок,

Жутко станет бабе,

Как мохнатый седочок

Рявкнет на ухабе.

А коням подавно страх -

Не передохнули!

Верст пятнадцать на весь мах

Бедные отдули!

4 ученик.

Прямо к станции летит

Тройка удалая.

Проезжающий сидит,

Головой мотая;

Ладит вывернуть кольцо

Вот и стала тройка;

Сам смотритель на крыльцо

Выбегает бойко;

Видит, ноги в сапогах

И медвежья шуба,

Не заметил впопыхах,

Что с железом губа,

Не подумал: где ямщик

От коней гуляет?

Видит - барин материк,

"Генерал", - смекает.

Поспешил фуражку снять:

"Здравия желаю!

Что угодно приказать,

Водки или чаю?.."

Хочет барину помочь

Юркий старичишка;

Тут во всю медвежью мочь

Заревел наш мишка!

И смотритель отскочил:

"Господи помилуй!

Сорок лет я прослужил

Верой, правдой, силой;

Много видел на тракту

Генералов строгих,

Нет ребра, зубов во рту

Не хватает многих,

А такого не видал,

Господи Исусе!

Небывалый генерал,

Видно, в новом вкусе!.."

5 ученик.

Прибежали ямщики

Подивились тоже:

Видят - дело не с руки,

Что-то тут негоже!

Собрался честной народ,

Всё село в тревоге;

"Генерал в санях ревет,

Как медведь в берлоге!"

Трус бежит, а кто смелей,

Те - потехе ради -

Жмутся около саней;

А смотритель сзади.

Струсил, издали кричит:

"В избу не хотите ль?"

Мишка вновь как зарычит...

Убежал смотритель!

Оробел и убежал,

И со всею свитой...

Два часа в санях лежал

Генерал сердитый.

Прибежали той порой

Ямщик и вожатый;

Вразумил народ честной

Трифон бородатый

И Топтыгина прогнал

Из саней дубиной...

А смотритель обругал

Ямщика скотиной.

Учитель. Но оказалось, что ничего таинственного в этих царапинах нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.

Именно так представляют себе некоторые ученые начало дороги к письменности. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям медвежью услугу.

- Объясните, что означают в нашем рассказе слова медвежий угол и медвежья услуга.

Ученик.

В рассказе о пещерных медведях и людях эти два выражения употреблены в прямом значении: медвежий угол- место обитания медведей; медвежья услуга- действительно хорошая услуга, которую медведи, сами того не ведая, оказали людям.

- А сейчас попробуйте объяснить, в каком значении обычно употребляют выражения медвежий угол и медвежья услуга. В том, в котором они использованы в нашем рассказе, или нет?

Ученик.

Медвежья услуга обозначает такую неумелую услугу, которая вместо помощи приносит вред. Это выражение возникло из басни И. А. Крылова «Пустынник и медведь". Медведь, охраняя сон человека, ударил камнем муху, севшую на лоб спящего. От этого удара человек умер: медведь оказал ему медвежью услугу.

(Чтение басни.)

Хотя услуга нам при нужде дорога,

Но за нее не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

Жил некто человек безродный, одинокой,

Вдали от города, в глуши.

Про жизнь пустынную как сладко ни пиши,

А в одиночестве способен жить не всякой:

Утешно нам и грусть и радость разделить.

Мне скажут: "А лужок, а темная дуброва,

Пригорки, ручейки и мурова шелкова?"

"Прекрасны, что и говорить!

А все прискучится, как не с кем молвить слова".

Так и Пустыннику тому

Соскучилось быть вечно одному.

Идет он в лес толкнуться у соседей,

Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.

В лесу кого набресть,

Кроме волков или медведей?

И точно, встретился с большим Медведем он,

Но делать нечего: снимает шляпу,

И милому соседушке поклон.

Сосед ему протягивает лапу,

И, слово за слово, знакомятся они,

Потом дружатся,

Потом не могут уж расстаться

И целые проводят вместе дни.

О чем у них, и что бывало разговору,

Иль присказок, иль шуточек каких,

И как беседа шла у них,

Я по сию не знаю пору.

Пустынник был неговорлив;

Мишук с природы молчалив:

Так из избы не вынесено сору.

Но как бы ни было, Пустынник очень рад,

Что дал ему бог в друге клад.

Везде за Мишей он, без Мишенькитошнится

И Мишенькой не может нахвалиться.

Однажды вздумалось друзьям

В день жаркий побродить по рощам, по лугам,

И по долам, и по горам;

А так как человек медведя послабее,

То и Пустынник наш скорее,

Чем Мишенька, устал

И отставать от друга стал.

То видя, говорит, как путный, Мишка другу:

"Приляг-ка, брат, и отдохни

Да коли хочешь, так сосни;

А я постерегу тебя здесь у досугу".

Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,

Да тотчас и заснул.

А Мишка на часах - да он и не без дела:

У друга на нос муха села.

Он друга обмахнул,

Взглянул,

А муха на щеке; согнал, а муха снова

У друга на носу,

И неотвязчивей час от часу.

Вот Мишенька, не говоря ни слова,

Увесистый булыжник в лапы сгреб,

Присел на корточки, не переводит духу,

Сам думает: "Молчи ж, уж я тебя, воструху!" -

И, у друга на лбу подкарауля муху,

Что силы есть - хвать друга камнем в лоб!

Удар так ловок был, что череп врознь раздался,

И Мишин друг лежать надолго там остался.

Учитель

-В нашем языке принято употреблять выражения медвежий угол и медвежья услуга в переносном смысле.

I. Древние письмена. Рисуночное письмо

Учитель

"Нам никогда не узнать, как это происходило", - может быть, подумаете вы. Ничего не осталось в памяти поколений не только о людях, которые создали письменность, но и тех бабушек и дедушек, которые помнили бы рассказы своих бабушек и дедушек о том, как люди додумались до этого.

Ученик

И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата, мудро правившем своим народом и многому его научившем. Свою книгу Лонгфелло назвал "Песнь о Гайавате". Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин.

Ученик.

Легендарный вождь индейцев научил свой народ сажать и выращивать хлебные растения, строить лодки и еще многому другому, а самое главное - жить в мире и согласии. Он думал о благополучии не только живущих сегодня людей, но и тех, которые придут потом, - внуков и правнуков.

Легендарный вождь горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают - растворяются во времени.

И вот для того, чтобы ничего не забывалось и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

Эти письменные знаки совсем не похожи на современные.(Слайд 1-2)

III."Священные знаки"

Учитель.

Когда люди открыли рисуночное письмо, они прошли уже большой путь по до¬роге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь да¬леко не все можно выразить с помощью рисунков. Попробуйте, например, изобра¬зить рисунками: "Вчера я видел хороший сон", или: "У моего товарища прекрасный характер". Наверное, не получится.

Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне.

Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было шесть тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера.

А для него это было важнее всего. И тут художникам пришел на помощь другой способ письма - иероглифы. Слово иероглиф обозначает "священные знаки". Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.

Вот как записали египетские художники имя фараона Нармера. Они изобра¬зили рыбу, так как слово нар - по-египетски "рыба". Мер на этом же языке обозна¬чает "резец". Изображение рыбы над изображением резца - так решили худож¬ники задачу, поставленную перед ними фараоном. (Слайд 3-4)

В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Китайские иеро¬глифы родились в глубокой древности. Они произошли от рисунков. Так писали три с половиной тысячи лет назад древние китайцы на панцирях черепах и на костях. (Слайд 5-6)

Как и древние египтяне, китайцы изображали солнце в виде кружка с точкой по¬середине, а рисунок, данный под солнцем, означает горные вершины.

Иероглиф для китайца - не только знак слова, но и картинка. Поэтому он одновременно и читает, и как бы разглядывает книжку с картинками.

Китайцы любят свои иероглифы и гордятся ими.

Ученик.

Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. На ее основе стал разрабатывать алфавит другой древний народ – греки. Но они не могли обойтись записью только согласных звуков, так как в их языке было много гласных. Пришлось придумать для них обозначение.

Долго трудились люди над изобретением букв для своего языка. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто 2, кто 3, а один - даже 6 букв. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его более понятным и удобным длялюдей. Ученые понимали, что знание - свет, и хотели дать людям этот свет, так как титан Прометей дал им огонь!

Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит "завоевал" почти в(мир: он помог многим народам создать свою письменность.(Слайд 7)

Ученик

Древнейшие дошедшие до нас славянские письменные памятники выполнены двумя значительно различающимися азбуками — глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.

Название «глаголица» образовано от глаголъ — «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своем связаны с греческим минускульным алфавитом, некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Существует предположение, что эта азбука была создана Константином Философом.

Какая из двух азбук была изобретена первой и по сей день остается тайной, однако утверждения о том, что глаголица появилась раньше кириллицы, является достаточно обоснованным. Например, имеются ряд палимпсестов, т.е. рукописей, в которых устранен имевшийся в них ранее текст, а на его место нанесен новый. В славянских палимпсестах часто кириллический текст нанесен на место устраненного глаголического.

Название другой славянской азбуки — кириллицы — произошло от имени славянского просветителя 9 века Константина (Кирилла) Философа. Существует предположение, что именно он является ее создателем, однако точных данных о происхождении кириллицы нет.

В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что и в греческом языке, — некоторые получили новые значения в соответствии с особенностями славянской фонетики. (Слайд 8)

На Руси кириллица была введена в 10-11 веках в связи с христианизацией. Из славянских народов кириллицу дольше всех сохранили болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей.

К занятию прилагается презентация.


Викторина «Знаешь ли ты фразеологизмы?»


Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим «перлам, самородкам и самоцветам родного языка», по образному выражению профессора А.И. Ефимова. Воспитать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка помогут уроки-викторины.

Ход игры:

Класс разбивается на три команды. Учитель предлагает пройтись по пяти станциям: Историческая, Теоретическая, Практическая, Сообразительная, Полминутки шутки.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

I. ИСТОРИЧЕСКАЯ.

Вопросы. (сформулированы на карточках и презентации, ответ должен быть оформлен письменно, за грамотное оформление ставятся дополнительные очки).

1). Расскажите о происхождении слова «фразеология»?

(Происходит от греческого слова phrasis – «выражение» и logos – «слово», «учение»).

2). Почему мы так говорим? Откуда берутся фразеологизмы?

Ахиллесова пята – слабое, уязвимое место кого-либо.

Рог изобилия - символ неисчерпаемого богатства, достатка.

Дамоклов меч – наивысшая угроза, постоянно угрожающая опасность.

Яблоко раздора – причина спора, вражды.

Сизифов труд – тяжёлая, изнурительная и бесплодная работа.

Время истекло – время прошло, как давно это было.

Данные фразеологизмы взяты из Греко-римской мифологии.

Ахиллесова пята. В «Илиаде» Гомер воспел мужественного и сильного героя Ахилла. По преданию, мать его, морская Фетида, чтобы сделать сына неуязвимым, в детстве окунула его в воды священной реки Стикс. При этом вода не коснулась пятки, за которую мать держала младенца. Таким образом пятка осталась единственным местом Ахиллеса, куда он был смертельно ранен.

Рог изобилия. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё, что бы они не пожелали.

Дамоклов меч. По древнегреческому преданию, у сиракузского тирана Дионисия Старшего был приближённый по имени Дамокл, который однажды вслух позавидовал его богатству и счастью. Чтобы проучить завистника, Дионисий посадил его на своё место, повесив над ним на конском волосе острый и тяжёлый меч. Испуганному Дамоклу он объяснил, что этот меч – символ опасностей, которым постоянно подвергается властитель.

Яблоко раздора. Согласно древнегреческому мифу, однажды богиня раздора Эриду не пригласили на свадебный пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко с надписью «прекраснейшей» и незаметно бросила его между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Богини заспорили, кому из них должно принадлежать яблоко: каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьёй, отдал яблоко Афродите, а она в благодарность за это помогла ему похитить жену спартанского царяМенелая, прекрасную Елену. Из- за этого вспыхнула Троянская Война.

Сизифов труд. В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринорскомцаре Сизифе, который несколько раз ловко обманул богов. Чтобы продлить роскошную жизнь на земле. Разгневанный Зевс присудил его за это к вечным мукам в аду: Сизиф должен быть вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вырывался из рук и скатывался вниз.

Время истекло. Свыше двух с половиной тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции, Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием на дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло. Отсюда и произошло выражение сколько воды утекло с тех пор (как давно это было).

Истории, легенды учащиеся рассказывают устно!

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.

Вопросы:

1. Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

(Фразеологизмы -это устойчивые сочетания слов).

2. Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя этих сочетаний слов?

(Нет. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом).

3. Где найти разъяснение значений фразеологизмов?

(Фразеологический словарь русского языка, в справочнике «Крылатые слова». Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях, обозначаются знаком).

4. В каких стилях речи чаще всего используются фразеологизмы?

(В разговорной речи, в художественных произведениях (книжный стиль), придают речи выразительность).

5. Откуда берутся фразеологизмы?

(Исконно-русские: сматывать удочки.

Из старо-славянского языка: как зеницу ока.

Из слов разных профессий: сгущать краски.

Крылатые слова и выражение из Греко-римской мифологии: нить Ариадны).

6. Что общего и чем различаются слова и фразеологизмы?

(Фразеологизмы-это готовые сочетания слов, они не производятся в речи (подобно новым словосочетаниям типа: новый дом), а воспроизводятся: если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей языковой памяти, а не строит его заново).

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ.

1. Найдите фразеологизмы среди этих выражений.

Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть

в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глаза, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит.

2. «Одним словом». Читаю фразеологизм, учащиеся должны подобрать синоним.

Трудиться до седьмого пота – усердно;

Не успел глазом моргнуть – мгновенно;

Яблоку негде упасть – тесно;

Бежать со всех ног – быстро;

Из рук вон – плохо;

Быть наверху блаженства – наслаждаться;

Держать пари – спорить;

В двух шагах – близко;

И след простыл – исчез;

Молоть ерунду – вздор;

Сражаться не щадя живота – смело;

Крокодиловы слезы – притворные.

3.Окончи фразеологизм.

1. Золотые… (руки). 1. Спустя…(рукава).

2. Изо дня…(в день). 2. Не сводить…(глаз).

3. Ломать…(голову). 3. Медвежья…(услуга).

4. Лакомый…(кусочек). 4. Зарубить…(на носу).

5. От нечего…(делать). 5. От всего…(сердца).

6. Лицом…(к лицу). 6. Битком…(набито).

7. Калачом…(не заманишь). 7. Как рукой…(сняло).

8. Прикусить…(язык). 8. Мастер…(на все руки).

9. Не долго…( думая). 9. Ни жив…(ни мертв).

4. Фразеологизмы – антонимы.

Попытайтесь подобрать фразеологизмы-антонимы к следующим выражениям:

1. Приносить пользу (наносить вред).

2. Набраться сил (выбиться из сил).

3. Набраться терпения (выбиться из терпения).

4. Попасть в беду (выбраться из беды).

5. Заключить договор (расторгнуть договор).

6. Не давать покоя (оставить в покое).

7. Выйти из себя (взять себя в руки).

8. Вступить в строй (выйти из строя).

9. Открыть счет (закрыть счет).

10. Одержать победу (потерпеть поражение)

11. Лишиться чувств (прийти в чувство).

12. Потерять сознание (прийти в сознание).

13. Обратить внимание (оставить без внимания).

14. Войти в доверие (выйти из доверия).

15. Сдержать слово (нарушить слово).

IV. СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ.

1. Назови фразеологизмы, в основе происхождения которых лежат описанные ниже ситуации, явления. Кто быстрее?

А) Баран считается настолько глупым животным, что будто бы не узнает своего двора,если поставлены новые ворота, и поэтому долго смотрит не решаясь войти. Как баран на новые ворота (уставиться, смотреть, глядеть).

Б) Человек, который по ошибке съел белены, на некоторое время теряет рассудок, сильное отравление может привести к смерти. Белены объелся.

В) Когда заявляют, спрашивают о чем-либо очень решительно, обычно сопровождают этот вопрос или заявление характерным жестом: ребром ладони резко ударяют по столу. Ставить вопрос ребром.

Г) Издавна на Руси признаком красоты были белое лицо и румяней на щеках, что несомненно являлось свидетельством хорошего здоровья. Кровь с молоком.

Д) Всякое масло скользкое и может применяться для уменьшения трения между предметами. Как по маслу (идти, войти, течь).

Е) До XVIII века применялись такие жестокие пытки, как забивание раскаленных железных гвоздей или игл под ногти, с целью узнать правду у преступника. Узнать подноготную.

Ж) Суеверные обычаи рекомендовали сжигать мусор в печи, а не выбрасывать его за порог, поскольку злой человек мог якобы наслать беду на хозяина избы, произнося особые слова над мусором. Не выносить сор из избы.

2. Фразеологический зверинец.

Припомните не менее двух фразеологизмов с названием каждого изображенного здесь зверя и птицы. (Учитель предлагает вниманию детей картинки с изображением волка, медведя, зайца, коня, свиньи, собаки, вороны, курицы, гуся).

ОТВЕТЫ: смотреть волком, волчий аппетит; заячья душа, ехать зайцем; медведь на ухо наступил, медвежья услуга; не в коня овес, работать как конь; визжит как свинья, посади свинью за стол; собака на сене, собачий холод; денег куры не клюют, куриная память; ворон считать, пуганая ворона (и куста боится); гусь лапчатый, гусь свинье не товарищ.

V. ПОЛМИНУТКИ ШУТКИ.

1. Шуточные вопросы:

- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (БЕЖАТЬ СО ВСЕХ НОГ).

- Есть ли ноги у газеты, журнала? (Есть, когда их держат ВВЕРХ НОГАМИ).

- В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (ДРУГ ДРУГА. Они ненавидели ДРУГ ДРУГА).

Существует фразеологизм ПОВЕСИТЬ НОС (ПРИУНЫТЬ).

А какой фразеологизм указывает, куда именно вешать нос? Музыканты, подскажите! (ПОВЕСИТЬ НОС НА КВИНТУ).

В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (ЗНАТЬ КАК ДВАЖДЫ ДВА).

Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? (СОЧЕТАЮТСЯ С ГЛАГОЛОМ СОГНУТЬ)).

2. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов:

А) Деньги выпускаются в трубу. (Вылетают в трубу).

Б) Слухом не слыхивал. (Слыхом не слыхивал).

В) Душа кровью изливается. (Сердце кровью обливается).

Г) Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь. (Не ударить лицом в грязь).

Д) Он отдал девушке руку и сердце. (Предложил руку и сердце).

Е) Скрепя зубы. (Стиснув зубы, скрепя сердце).

3. Раздаю по листу бумаги каждой команде.

Задание: проиллюстрировать любой фразеологизм, затем поменяться рисунками, отгадать.

В заключение викторины подводятся итоги, награждаются победители.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!