СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка итогового индивидуального проекта для 9 класса "Как сделать субботник полезным?"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка итогового индивидуального проекта для 9 класса "Как сделать субботник полезным?"

Просмотр содержимого документа
«Разработка итогового индивидуального проекта для 9 класса "Как сделать субботник полезным?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №158»

К ЗАЩИТЕ

Директор МБОУ СОШ№158

Д. В. Фролов

«___»_________ 2020г.





ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

Предметная область: биология

Тема: «Как сделать субботник полезным?»





Исполнитель: ________________________(А.П. Гладких)

Руководитель:________________________(Е.В. Ощепков )

Нормоконтроль пройден ________________ (Н.В. Спирина)











Новосибирск 2020



СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………...……………………….3-4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1  «Что такое почва?»…………………………………………………….……...6-8
1.2 «Гумусовый слой: значение и функции»…………………………………...9-11

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1«Эксперимент»………………………………………………………………12-15
2.2«Что делать?»……………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы и источников……………………………....18



ВВЕДЕНИЕ.

«Урбани́стика — наука, посвященная развитию различных городских систем (транспорт, пешеходная инфраструктура, экология, здравоохранение и другие), их взаимодействию между собой и с жителями города»[1].
Иными словами, наука о городах. О том, как эти города должны быть устроены, чтобы всё в них было удобно и правильно. Главная проблема этой науки заключается в том, что сделать всё удобно и правильно с первого раза практически невозможно, всегда будут возникать мелкие, а иногда и крупные, ошибки и неурядицы, мешающие людям и медленно разрушающие город. Эти мелкие, а иногда и крупные ошибки нужно исправлять, да вот только и дома, и магазины, и дороги не пластилиновые, раз построишь - век простоят. Сносить их дорого и хлопотно, а строить заново и того хуже. Законодатели и архитекторы, уверенные в своей правоте, сплели целую паутину норм, запретов и ограничений, которые душат всякую инициативу хоть что-то изменить. Намного проще для правительства закрыть глазки и притворяться, что всё идёт просто замечательно.

Однако, бездействие частенько наносит инфраструктуре меньше вреда, чем совершенно невежественное желание всё "исправить", руководствуясь всё теми же окаменелыми заблуждениями.
Случается так, что известные добродетели, в тщетной попытке избавиться от пробок, превращают мир в перегруженную автотрассу[2], в погоне за дешевым жильём строят микрорайоны, - гигантские муравейники, которые в России с рекордной скоростью превращаются в гетто[3], из добрейших, быть может, побуждений, устраивают субботники, лишая городскую растительность гумусового слоя - необходимого запаса питательных веществ. О последнем сегодня пойдёт речь.

Почему моя тема - субботники?
Ответ очень прост: я - школьник. А именно мы, школьники, чаще всего сталкиваемся с этим поистине замечательным мероприятием, которое, - уж проверим на слово, - прививает патриотизм и любовь к труду, а также готовит молодежь к будущей профессии, позволяет прогулять пару маловажных уроков, найти пару использованных шприцов, надышаться пыли и расколоть товарищу череп граблями.
Почему моя тема - субботник?
Ответ очень прост: я не люблю, когда моё время тратят впустую.
Нет, разумеется, я не против провести часок с пользой для города, в конце концов я люблю Новосибирск, однако именно поэтому и не хочу становиться соучастником в преступлении против урбанистики.

Увозя на свалку очередной мешок осенних листьев, мы не задумываемся о последствиях. "Красиво же! А чего ещё надо?.." Здесь нужно вспомнить учебную программу детского садика: червяк ест яблоко, птичка ест червяка, кошка ест птичку, кошка умирает и её останки питают почву, из которой вырастает яблоня... Это – круговорот жизни в природе[5]. Согласно закону о сохранении энергии, «Энергия, как и материя, не может быть создана или уничтожена, она лишь переходит из одного вида в другой в различных физических процессах»[4].

Так на что же мы надеемся, дружно вырывая одно из звеньев пищеварительной цепи? На то, что деревья, научившись нарушать один из основных законов термодинамики, из ниоткуда насинтезируют себе питательных веществ?.. Всё проще. Мы, зачастую, вообще не задумываемся о последствиях своих действий, тем более, если те проявляются не сразу, а постепенно, год за годом…













Моя цель:
Доказать ошибочность традиционных методов проведения субботника и предложить некоторые возможные альтернативы.

Мои задачи:
1. Выяснить, из чего состоит почва и как образуется.
2. Выяснить значение гумусового слоя в почвообразовании.
3. Экспериментальным путем доказать снижение плодородности почвы в связи с регулярным удалением естественного покрова.

4. Рассмотреть некоторые альтернативы обращения с опавшими листьями.

5. Подвести итоги.





















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 «Что такое почва?»

Сперва разберемся в понятиях. Что же такое «почва»? Казалось бы, глупости какие: ведь что такое почва всем предельно ясно! Ан попробуй-ка, расскажи.
Вот и мне было не совсем это понятно. А ведь, согласитесь, прежде чем писать работу о том, что хорошо и плохо для почвы, нужно для начала разобраться, а что же такое эта почва и как она работает. Вот что я узнала.

В общем значении, почва – верхний слой земной коры. Но нам, пожалуй, больше подойдёт более развёрнутое определение из Википедии: «Почва или Био-косное вещество природное тело, фор­ми­рую­щее­ся в ре­зуль­та­те пре­об­ра­зо­ва­ния по­верх­но­ст­ных сло­ёв суши Земли при со­вме­ст­ном воз­дей­ст­вии факторов почвообразования. Почва состоит из почвенных горизонтов, образующих почвенный профиль»[6].

Ну, а если позволить себе говорить совсем уж просто, то почва, – та штука, по которой мы ходим, полезными веществами которой питалась еда на нашем столе, - по структуре своей напоминает слоеный пирог, каждый коржик которого отличился собственной толщиной, собственной плотностью, водным режимом, набором микроорганизмов… Такие вот «коржики» называются слоями почвы, или почвенными горизонтами. Они образуют почвенный профиль – «Сочетание генетических горизонтов, характерное для каждого природного типа почвообразования. «…» характеризует изменение всех её (почвы) свойств по вертикали»[9].

Разумеется, почвенный профиль – вещь для каждой местности совершенно уникальная. Особенности его могут зависеть от возраста, состава почвы, температурного режима на местности, уровня кислотности, водного режима, местных обитателей, в конце концов (микроорганизмы, насекомые, животные, включая людей), и ещё огромного множества факторов, факторов почвообразования. Однако, как и у слоеных тортиков, между типами почвенного профиля больше общего, нежели различий. Хорошенько усреднив, мы сможем говорить о некотором общем «шаблоне» строения почвы.

Глубже всего расположены коренная подстилающая порода, на схемах обозначаемая за слой «C», и материнская порода, «D». Коренная порода, как не трудно догадаться, - самый «толстый» из горизонтов. Она не затронута процессами почвообразования[9][13][14].

Материнская порода, - её толщина порядка 120-ти сантиметров, - слабо затронута процессами почвообразования. Материнскую породу и впрямь по праву можно назвать «матерью» почвы. Материнская порода – это то, на чем почва держится, то, из чего она образуется. Основная функция материнской породы – удерживать воду и питательные вещества, не давая им уйти глубже, скопиться у коренной породы. С этой задачей хуже всего справляются песчаные почвы: вода проходит сквозь них, как сквозь сито, почти не задерживаясь.
В - горизонт вмывания(«приноса»), или иллювиальный горизонт расположен на уровень выше материнской породы, вроде как, на «третьем этаже». Он тоже достаточно объёмен, - около 75 сантиметров, - и включает в себя: слой вымывания каллоидов, карбонатов, гипса, легкорастворимых солей. Он достаточно плотный по сравнению со слоями выше. Как вы уже поняли, этот слой – кладовая почвы, в нём копится и удерживается основной запас питательных веществ, «вмываемых» дождевой и талой водой из горизонтов выше[6][9].
А2 – горизонт вымывания (выноса), или элювиальный горизонт. Как ни странно, будучи расположенным вплотную к гумусовому горизонту, элювиальный горизонт крайне беден питательными веществами. Он всегда отличается бледностью на фоне других горизонтов, иногда бывает и вовсе белым (если почва подзолистая), гумуса в нём почти нет. Однако, уходя выше, он постепенно темнеет, «сливаясь» с гумусовым горизонтом.
Почвы, в которых элювиальный горизонт преобладает, зачастую обладают низким плодородием: растениям попросту нечего есть. Толщина этого горизонта всего около 25-ти сантиметров[6][9].

Вот мы и подошли к самому интересному: четвертый снизу коржик, отец плодородия, гвоздь нашей программы – А1 - гумусовый (перегнойный) горизонт. Именно о его проблемах мы поговорим во второй главе[6][9].

Гумусовый горизонт, в отличии от своего соседа снизу, не нуждается в загаре: его отличает темная окраска, обусловленная, как не трудно догадаться, высоким содержанием гумуса. Как следствие - высокая концентрация питательных веществ в легком доступе для любого корня. Гумусовый слой, по сути своей, - и кухня, и столовая, где всё нужное для питания подаётся на блюдечке.
Ширина гумусового горизонта, в среднем, составляет около 25-ти сантиметров. Однако, в черноземных почвах может достигать сорока сантиметров[6][13][14].

Ad – дернина, расположена на предпоследнем, шестом этаже. С чем сравнить этот горизонт? Тут уж не хватает даже моего воображения. Однако, уж поверьте, это вещь очень интересная.

Особенность его в следующем: дернина – слой почвы, плотно-плотно пронизанный корнями травянистых растений. Если схватить пучок травы и попытаться выдернуть всё разом, корни травы, сплетенные с целой сетью других корней, потянут друг за друга, и в итоге целый слой отделится от матери-почвы и окажется, можно сказать, у вас в руках. Уверена, всем знакомо это чувство. Под отделившимся слоем влажной земли, сплетенной тонкими корнями травы и цветов, вы обязательно обнаружите их, любимцев каждого дачника, терпеливых трудяг, рыхлящих нашу почву, нелепо извивающимися в попытке заползти назад в тяжким трудом вырытую норку[9][6].

О дернине, как о месте обитания дождевых червей, мы ещё поговорим во второй главе.
A0 – лесная подстилка, она же степной войлок, она же органогенный горизонт. Здесь природа перерабатывает то, что создала. Лесная подстилка - тот самый злодей, разводящий стафилококки, портящий вид в городе и настроение граждан. Тот самый нежелательный элемент, избавиться от которого окончательно и безвозвратно стремится любой уважающий себя организатор субботника. Иными словами – опавшие осенние листья[9]
Давайте же обсудим их подробнее.



1.2 «Гумусовый слой: значение»


В этой главе мы подробно обсудим три верхних «этажа» почвы: гумусовый горизонт, дернину и лесную подстилку. Именно они принимают наиболее активное участие в процессах почвообразования, именно они становятся домом для невообразимого множества живых организмов. Мы поговорим о том, какие процессы протекают в этих горизонтах, о том, как некогда сухой, черствый осенний лист получает новую жизнь, становится сырьём, из которого то же дерево, когда-то породившее этот лист, извлекает необходимые для жизни питательные вещества.

На этот раз мы начнём с вами не снизу, а наоборот, с самого верху и постепенно спустимся к границе между жизнью и бесконечной почти мертвой землей...

Разумеется, не одними лишь листьями кормится природа: любая органическая субстанция, будь то листья, сухая трава, корни, трупы животных и насекомых, попадая в почву становится частью лесной подстилки. Однако, основную, и зачастую самую питательную её массу составляют именно осенние листья[7].
Что происходит осенью с листьями всем известно: хлорофилл, придающий листьям характерный зеленый цвет, разрушается, а из-за укороченного дня солнца становится попросту недостаточно, чтобы генерировать новый. Такие вот обесцвеченные листья больше не могут участвовать в процессе фотосинтеза, а значит и приносить дереву пользу тоже не могут. Вот почему дерево в целях экономии энергии благоразумно от них избавляется[10].

И вот мы наблюдаем знакомую картину: сотни килограмм столь необходимого любому растению удобрения кружатся над землей в элегантном танце, покрывая землю пестрым ковром. Одна его часть, расположенная на территориях школ, расфасовывается по мешкам и отправляется гнить на свалку, не принося пользы. Другая же проходит крайне интересную и красивую трансформацию.

Опавшие листья в исходном, сыром состоянии, какими бы вкусными они ни казались, попросту не съедобны для организмов подземного мира из-за высокой концентрации в них танинов. Прежде чем попасть в почву листья проходят стадию рафинирования, или приготовления: белая гниль перерабатывает танин, превращая листья в живописные кружева – лакомый кусочек для большинства почвенных организмов.
«Чтобы лист разложился, нужно, чтобы микроорганизмы его заселили и использовали, а животные – переработали. Этот процесс может занять от одного года да десяти лет и даже больше»
Так говорит Жан-Франсуа Понж, исследователь Национального Музея Истории Природы во Франции, Париж[6].
Да-да, разложение – процесс длительный. Питательные вещества, запрятанные в иллювиальном слое, скопились там вовсе не за день, и не за неделю. Деревья, которые мы постепенно лишаем гумусового горизонта, вынуждены питаться тем, что запасалось годами. Но все мы знаем, что тратится накопленное куда быстрее, чем оно запасалось.
Листьями, прошедшими стадию рафинирования, с удовольствием лакомятся клещи, ногохвостки, мокрицы, многоножки… И, разумеется, дождевые черви.
Существует три вида дождевых червей[7][12]. Первый вид – эпигеики. Они живут не глубоко, чаще всего в лесной подстилке, своих норок не имеют, постоянно двигаются, копошатся, ползут куда-то… Эти ребята крайне подвижны и прекрасно приспособлены к меняющимся условиям окружающей среды. Их выгоднее всего растить в промышленных масштабах для производства биогумуса.
Второй вид – эндогеики. Они живут капельку глубже: их норы, обычно, не превышают трех десятых метров в глубину. Эндогеики обитают, по большей части, в дернине. Помимо всего прочего, они поедают отмершие корни растений.

Третий вид – анецики. Эти ребята короли вертикальных тоннелей: взрослая особь способна прорыть нору глубиной до двух с половиной метров. Работают они по ночам, живут они то там, то сям: колеблются от самых низин гумусового горизонта до лесной подстилки. Опавшие листья – любимое лакомство этих червей. В отличие от эпигеиков, анецики предпочитают обедать в безопасности. Вот, что они делают.

Прорыв вертикальный тоннель, анецик ухватывает краешек листа и, как страшное чудовище из недр океана, утаскивает его к себе в нору. Там, в глубине гумусового горизонта, устроившись поудобнее, анецик приступает к трапезе. В связи с этим можно наблюдать забавную картину: целая поляна, усеянная листьями, постепенно редеет. Был лист, и нет его.

Таким образом, анецики вместе с некоторыми другими животными, имеющими схожий образ жизни, обогащают гумусовый горизонт питательными веществами из лесной подстилки, служат эдаким лифтом.

Но анецики – далеко не единственные обитатели гумусового горизонта: этот слой почвы буквально кишит живыми организмами, чье разнообразие поражает. Небольшой комок гумуса, размером не больше двух кулаков, вмещает в себя тысячи экземпляров сотен тысяч организмов, от самых маленьких, вроде ложноскорпионов и ногохвосток, до самых крупных, вроде тех же дождевых червей. Эти существа живут в совершенно ином пространстве, нежели мы с вами: в их мире не столь важно, где верх, где низ, где право, где лево. Их мир поделен на плоскости, в каждой из которых можно устоять «на своих двоих», в каждой из которых полно места для жизни[7].
Возможен ли этот мир без опавших листьев?..


ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 «Эксперимент»

Почва характеризуется плодородием[6][8]. Плодородие – один из ключевых критериев качества почвы. Наша задача – доказать, что плодородие почвы, ежегодно лишаемой лесной подстилки, ниже, чем плодородие почвы стабильно проходящей все нужные  стадии образования гумуса.
Как это сделать? В чём измеряется плодородие?

Как говорит Википедия[8], «Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности». Плодородие – «емерджентное» свойство почвы. Иными словами, проявляется оно благодаря совокупности множества факторов, а значит, к сожалению, никакими единицами его не измерить.

Однако, ссылаясь на определение, мы можем говорить о том, что плодородие почвы тем выше, чем лучше в ней её обитателям. Что же нам, ходить по городу и сравнивать на глаз, где деревья выглядят лучше: в школьном дворе или в лесу? Нет уж, слишком велика вероятность совершить ошибку.

Относительно объективный способ провести нужный анализ предложил Евгений Владимирович.

Что, если судить о плодородии почвы не по тому, насколько хорошо в ней живется деревьям,  а по тому, насколько хорошо, скажем, бактериям?
Разумеется, чем лучше бактериям в почве, тем они активнее размножаются, тем их больше, тем больше они оставляют следов. И что же это за следы такие?
Проще всего было определить количество полезных бактерий ориентируясь на уровень кислотности почвы. Определить его – задача не слишком сложная.
Считаю нужным упомянуть, что высокая кислотность почвы далеко не всегда говорит о плодородии. В определенных типах почв чрезмерная кислотность не связана с деятельностью бактерий и для растений смертельна. Так, например, обстоят дела в песчаных почвах[7]. Однако, почвы, собранные мной в качестве образцов, к ним не относятся. Мы ожидаем, что среда в лесной почве будет не кислой, а нейтральной – самое то для большинства растений, а в почве, собранной в школьном дворе, среда, в связи с малым количеством микроорганизмов, будет скорее щелочная.
Для начала нам понадобились три образца почвы: из леса, со школьного двора и с обочины дороги. Почему аж три? Сейчас объясню.
Во время тестирования нового лекарственного препарата врачи непременно придерживаются ряда правил и принципов, одним из которых является наличие нескольких групп подопытных. Первая группа – контрольная. Она, сама того не зная, под видом лекарства получает пустышку, не содержащую в себе ни капли действующего вещества. Эта группа нужна, чтобы сравнить с ней состояние пациентов, принимавших лекарство и понять, помогло ли оно на самом деле, а также исключить влияние так называемого эффекта плацебо. Вторая группа – группа, принимающая новый лекарственный препарат, чью эффективность проверить ещё предстоит[15].

Третья же группа, - она участвует в исследовании далеко не всегда, - принимает старое лекарство, «проверенное временем», чтобы понять, насколько превосходит или, наоборот, отстаёт по эффективности старый метод от нового.
В нашем случае роль первой, контрольной группы, получающей пустышку, играет образец почвы из леса: он был собран относительно далеко дорог и субботников, он почти не подвергался воздействию человека.
Роль второй группы играет земля школьного двора, истощенная субботниками. Это «лекарство» можно считать новым, так как основательно его влияние на состояние «пациента» ещё никто не проверял, и нам предстоит совершить этот шаг.
Роль же третьей группы, - принявшей лекарства, «проверенного временем», - играет почва, собранная у обочины дороги. В чем мы только ни винили выхлопные газы… Они и впрямь штука не слишком приятная, а иногда даже смертельно опасная. От них повышается температура на земле, от них тают айсберги, от них кашляют и задыхаются… Не от них ли уменьшается кислотность почвы?
Давайте подумаем. Ведь сосновый бор находится от дороги намного дальше, нежели двор школы, и, даже если почва в школьном дворе будет менее кислотной, виноваты ли в этом субботники? Быть может, всё дело в старых-злых выхлопных газах? Вот для чего нужна третья группа.

Для проведения эксперимента нам понадобятся:
- Три образца почвы, обожженных в печи
- Три небольших сосуда, наполненных теплой водой
- Три деревянных палочки для помешивания
- Индикаторная бумага
- Таймер.

Три образца почвы мы обжигали в печи на протяжении суток. За тем, некоторую часть каждого образца поместили в помеченные сосуды с теплой водой, тщательно измельчили и перемешали, поставили таймер на пятнадцать минут, по прошествии которых в каждый сосуд окунули индикаторную бумажку. Сравнив образцы со шкалой кислотности и друг с другом, мы получили ожидаемый результат: по уровню кислотности почва с обочины дороги не слишком отличалась от контрольного образца, однако почва со школьного двора немного уходила в щелочь.



Отсутствие явного влияния загазованности на кислотность была достаточно предсказуема. Судя по материалам сайта, «качество почвы», «неестественный микроклимат, загазованность, несоблюдение технологии посадки» на деревья влияют, мягко говоря, не хорошо, однако их влияние совершенно ничтожно по сравнению с влиянием качества почвы. Вопреки серьезной загазованности, деревья, растущие в хороших почвенных условиях, могут быть здоровыми и жить достаточно долго.
В перечень основных отличий городской почвы от автоморфной таежной, крайне неблагоприятно влияющих на состояние растений, включено «нарушение естественных циклов и динамики питательных элементов (уборка листьев, удаление сухостоев, ветровалов, буреломов и т. д.)»[11].


2.2 «Что делать?»

Что же делать? Неужели мы просто оставим гору уродливого, гниющего мусора во дворах, где бегают дети с ещё несформированным иммунитетом? Разумеется, нет. Помимо всего прочего, опавшие осенние листья вылетают на дорогу, залетают и забиваются куда попало. «То, что для одного мусор, для другого – сокровище». Для растений это – сокровища, бесценные удобрения необходимые для жизни, но для человека опавшие листья, в первую очередь, - мусор, мешающий жить и от этого никуда не денешься. Так что же такого можно сделать, чтобы этот мусор не пропадал зазря? Очевидное, и кое-где практикуемое решение – свозить собранные листья на поля и использовать в качестве удобрения для посевов. Может, не так эффективно, как навоз, за то в десятки раз дешевле. Согласитесь, намного лучше. Мне так и не удалось узнать, наверняка, практикуется ли такое в Новосибирске, однако крайне сомневаюсь: у нас на субботниках под руководством учителя в один пакет с листвой смело суют пластиковые бутылки, использованные шприцы, камни, щебень, проволоку, словом, всё, что подпадает по категорию «на выброс». Однако, даже будь эта практика общепринятой, деревьям в наших дворах лучше не стало бы. Еду у них и так и сяк забирают, и не дают ничего взамен.
Суммируя, я бы предложила следующее решение: листьев убирать ровно столько, чтобы избавиться от неудобств и не превратить город в мусорную свалку, собранное – использовать для удобрения полей, а области, полностью лишенные естественного покрова, удобрять тем, что не будет нести биологической опасности, но компенсирует для дерева утраченные вещества. Более того, было бы неплохо знать о свойствах и недостатках почвы на вашей территории, чтобы знать, как за ней ухаживать.

Звучит сложно, да? По крайней мере, явно сложнее, чем схватить всё содержимое участка в охапку и запихнуть в один мешок.

Заключение

Субботник – благородная идея. Вот только реализуют её как-то вкривь и вкось, не задумываясь особенно, зачем. Если вы действительно хотите вовлечь детей в жизнь города и преподать основы урбанистики, лучше, для начала, объяснить им, чем они, собственно, занимаются и зачем это делают. В случае субботника, правда, получится что-то вроде: мы с вами, детишки, наводим в городе красоту, лишая почву естественного покрова и уничтожая гумусовый слой. Расскажите детям о новых открытиях, сделанных урбанистикой, ведь эта наука жива и постоянно развивается. Расскажите им о том, что на самом деле работает, и о том, что никогда не работало и работать не может. Расскажите им, как сложно устроены города, как сложно устроены жители этих городов. Расскажите, что они могут сделать, чтобы по-настоящему помочь городу. Расскажите им, как провести правильный субботник.




















Список использованной литературы и источников.

  1. Урбанистика. [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (Дата обращения: 19. 02. 20)

  2. Забудьте о расширении дорог при борьбе с пробками. [Электронный ресурс]: https://proboknet.livejournal.com/691488.html(Дата обращения: 19. 02. 20)

  3. Почему новые микрорайоны в погоне за "майскими" указами превращаются в гетто? [Электронный ресурс]: https://www.nakanune.ru/articles/115375/(Дата обращения: 19. 02. 20)

  4. Законы термодинамики. [Электронный ресурс]: https://dpva.ru/Guide/GuidePhysics/GuidePhysicsHeatAndTemperature/Thermodynamics/TheFirstLawOfThermodynamics/ (Дата обращения: 09. 01. 20)

  5. Круговорот веществ в природе. [Электронный ресурс]:
    (https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda-vokrug-nas-324086/krugovorot-veshchestv-v-prirode-342253/re-6ea628f9-6d47-429f-abed-3628fa47bf5b; (Дата обращения: 09. 01. 20)

  6. Почва. [Электронный ресурс]:
    (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B0) (Дата обращения: 09. 01. 20)

  7. «Живая земля – фильм о почве» [Электронный ресурс]:
    https://www.youtube.com/watch?v=6yhDMz2SZo4 (Дата обращения: 15. 02. 20)

  8. Плодородие. [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B5(15. 02. 20)

  9. Почвенный горизонт [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%82(Дата обращения:16. 02. 20)

  10. Почему осенью опадают листья. [Электронный ресурс]: https://kipmu.ru/pochemu-osenyu-opadayut-listya/(Дата обращения: 19.02.20)

  11. Качество почвы [Электронный ресурс]: https://givoyles.ru/articles/nauka/kachestvo-pochvy/(Дата обращения: 17. 02. 20)

  12. Какие виды дождевых червей бывают? [Электронный ресурс]: https://zen.yandex.ru/media/id/5cf6c3b2bbfeea00af30f1c3/kakie-vidy-dojdevyh-chervei-byvaiut-5d445837bd45c000afa0f6d9(Дата обращения: 17. 02. 20)

  13. Почвоведение. Морфология почв. [Электронный ресурс]: https://www.slideshare.net/UA_Mycologist/6-74140429 (Дата обращения: 17. 02. 20)

  14. Перекапывать или нет? Вот в чем вопрос. [Электронный ресурс]: https://zen.yandex.ru/media/s_lopatoy/perekpyvat-ili-net-vot-v-chem-vopros-5be12ae194c14900aa52b089(Дата обращения: 17. 02. 20)

  15. Клиническое исследование [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (Дата обращения: 19.02.20)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!