СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка итогового индивидуального проекта для 9 класса" Психологический кризис в подростковом возрасте"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка итогового индивидуального проекта для 9 класса" Психологический кризис в подростковом возрасте"

Просмотр содержимого документа
«Разработка итогового индивидуального проекта для 9 класса" Психологический кризис в подростковом возрасте"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска « Средняя общеобразовательная школа №158»

К ЗАЩИТЕ

Директор МБОУ СОШ№158

Д. В. Фролов

«___»_________ 20__г.



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

Предметная область: биология, обществознание, психология, педагогика

Тема: Психологический кризис в подростковом возрасте

Исполнитель

Учащийся 9 «Б» ________________ (Д.Н. Матюхова)

(подпись, дата)

Руководитель ________________ (Е.В. Ощепков)

(подпись, дата)

Нормоконтроль ________________ (Н.В. Спирина)

(подпись, дата)



Новосибирск 2020


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………...7

1.1. Сущность подросткового психологического кризиса……………………………………………………………………………….7

1.2. Особенности проявления психологического кризиса у подростков…………………………………………………………………….11-14

1.3. Признаки психологического кризиса у подростков…………...15-18

1.4. Причины психологического кризиса…………………………..19-20

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..

2.1. Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросника CDI………………………………………………………………21-27

2.2. Рекомендации родителям в помощи преодоления п/к у ребёнка………………………………………………………………………28-29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….30-31

Список использованной литературы и источников……………….32-33












ВВЕДЕНИЕ


Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех периодов взросления в жизни человека, представляющий собой период становления личности. Главным комплектующим подросткового возраста является его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются колоссальной перестройке, проявляются и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки и некие нормы восприятия. Этот период процесса преобразования определяет все основные особенности личности подросткового возраста. Для переходного возраста характерна переориентация отношений подростка с родителями, учителями и другими людьми. Старые авторитеты подвергаются переоценке, идёт поиск новых, порой, вовсе в противоположную сторону. Также для подростков характерно тяготение к группированию со сверстниками, где вырабатываются и формируются навыки нового социального взаимодействия.

Каждый возраст хорош и индивидуален по-своему. Но в то же время в каждом возрасте есть свои особенности, сложности к восприятию социума и общества.

Подростковый возраст самый длительный по продолжительности и самый проблематичный переходный период в жизни каждого человека, характеризующийся рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, этот период можно даже назвать вторым рождением личности. До этого некое составленное мировоззрение начинает ломаться и строиться заново.

Всё это происходит в подростковом возрасте. Следовательно, к детям в подростковом возрасте следует относиться с пониманием, и окружать их поддержкой, дабы избежать глобально-негативных последствий, в случае если произойдёт «сбой» и ребёнок начнёт морально или же духовно, развиваться не в том направлении, то это может понести за собой непоправимые последствия.

Гипотеза: предполагаем, что обострённую стадию и депрессию у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков

Цель: изучить аспекты, симптомы, причины, последствия и пути профилактики психологического кризиса у подростков.

Задачи:

  1. Изучить теории развития ребёнка, включая подростковый возраст, периодизацию и характерные черты, выделяемые в исследованиях психологов;

  2. Рассмотреть понятие «подростковый кризис», установить его признаки и способы проявления;

  3. Представить методические рекомендации для педагогов и родителей по сопровождению подросткового кризиса;

  4. Провести анкетирование среди подростков;

  5. Проанализировать материалы теоретического и практического исследования;

  6. Разработать и выдвинуть рекомендации для родителей по профилактике психологического кризиса и депрессивных состояний;

Методы исследования:

  • Систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация информации, содержащейся в готовых информационных объектах;

  •  Выделение главной и избыточной информации, выполнение смыслового свертывания выделенных фактов, мыслей; представление информации в сжатой словесной форме;

  • Приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принятие решения.

  • Предоставить рекомендации родителям, дабы помочь избежать обострение кризисного состояния у ребёнка;

Планируемые результаты:

  • Работать над проектом, соблюдая структуру, композиционное единство;

  • Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения психологии;

  • Работать над проектом (индивидуальным), рассматривая множество теорий по данной теме;

  • Предоставить результаты депрессивных состояний у подростков, проведя анкетирование Бека;

  • Составить выводы к каждой главе, чтобы выявить заключение к данной проблеме;

  • Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной обострения психологического кризиса, выявлять причины и следствия кризиса.

Структура работы: введение, основная часть , состоящая из 2-х глав, разбитых на 6 параграфов, заключение и списка использованной литературы.





























ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Сущность подросткового психологического кризиса.


В психологическом развитии многих детей настигает, так называемый, переломный момент, который известен под названием «подросткового кризиса». Внешне это как правило проявляется в грубости и нарочитости поведения ребенка, стремлении действовать наперекор потребностям, желаниям и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и так далее.

Подростковый кризис так же является главным составляющим фактором переходного периода от детства к взрослости. Но так же бывают случаи бескризисного развития ребенка. В основе этого, это происходит когда взрослые очень внимательны и чутки по отношению к своему ребенку, а то бишь его потребностям и при первых появлениях изменений этих самых потребностей изменяют свои отношения с детьми таким образом, чтобы те могли удовлетворить свои новые потребности. Порой развитие лишь кажется бескризисным, ибо кризис может протекать в так называемой сглаженной форме, так же возможно и смещение во времени, в связи с теми или иными причинами.

Кризисный характер перехода от одного к другому периоду, его развития демонстрирует, что у субъекта проявились новые потребности, удовлетворение которых безусловно сильно затруднено.

Подростковый кризис является самым продолговатым из всех. Есть предложение что это связано с ускоренным темпом физического и умственного развития подростков, в связи с которым образуются такие потребности, которые не могут быть удовлетворены ибо субъекту в данном возрасте характерна недостаточность социальной зрелости школьников, но при этом данные потребности очень сильные и напряжённые.

На образование подросткового кризиса влияют внутренние и внешние факторы. За внутренние факторы отвечают привычки и такие черты характера, которые всячески мешают подростку осуществить задуманное, как правило это являются внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и другое. Внешние же факторы состоят в зависимости и опеке, под вечным контролем со стороны взрослых, от которых подросток всячески пытается отвязаться, возомнив себя уже достаточно взрослым, дабы самостоятельно принимать, на его взгляд верные решения и действовать по своему усмотрению.

Кризис подросткового возраста связан с появлением как такового нового уровня самосознания, в связи с которым у подростков появляются способности и потребности познать самого себя как личность. У подростков рождается стремление к самоутверджению, самовоспитанию и самовыражению, они всячески пытаются проявить себя. Рефлексия является механизмом развития самосознания. Дети в подростковом возрасте слишком самокритичны, они переживают за свои черты характера, которые якобы мешают им саморазвиваться и контактировать с другими людьми, в связи с чем дружба и взаимоотношения не складываются.

Данные переживания обостряются из-за упрёков и замечаний об отрицательных чертах их характера, со стороны учителей и других взрослых. В итоге чего всё приводит к ярко выраженным вспышкам и конфликтам. Подростки как правило требуют к себе отношения как к будучи уже взрослым людям, ибо их категорически не устраивает отношение к себе как к детям, они желают равноправие с взрослыми, а так же подлинного уважения. Иные отношения к ним унижают их и всячески оскорбляют.

По сути дела, как таковое протекание подросткового кризиса, всячески зависит от самих взрослых и их воспитания. Родителям всячески стоит научиться держать себя в руках и иметь крепкое терпение, дабы отношения с подростком не испортились окончательно. Кризис подросткового возраста подойдёт к концу, лишь когда одни фазы сменятся на другие.

Не смотря на детскую внешность подростка, они уже имеют взрослый внутренний мир, как таковое сформированное мировоззрение. Лишь от окружающих людей зависит, какие законы жизни примет ребёнок и как вообще сформируется его дальнейшее мировоззрение.

Так же существуют некие фазы кризиса, это как:

• Предкритическая или негативная. Ранее приобретённые привычки и стереотипы начинают ломаться. В связи с этим, у родителей и других взрослых проявяются серьёзные проблемы в общении с ребёнком.

• Кульминационная точка кризиса. У взрослых и детей слишком завышена как таковая точка кипения, из-за этого подростки начинают присоединяться к разнообразным группировкам, компаниям и субкультурам. Необходимо понимать ребёнка как можно лучше, а так же учитывать его мнение.

• Поскритическая. Строятся новые взаимоотношения. Подростковый кризис, а точнее его начало и конец - дело сугубо индивидуальное, так же и любые точные предсказания в этом, будут крайне неизбежно носить спекуляционный характер.

Вывод по 1.1:

Исходя их всего этого, подростковый кризис – это болезненный переломный момент в жизни каждого ребёнка, когда детство подошло к концу, а взрослая и самостоятельная жизнь еще не наступила. В этот самый период умственное и физическое развитие ребёнка идёт самым быстрым темпом. Подростки нуждаются в понимании и поддержке со стороны взрослых. Лишь от родителей и педагогов зависит то, как скажется подростковый кризис на эмоциональном состоянии ребёнка.


1.2. Особенности проявления психологического кризиса у подростков


В подростковом возрасте у детей глобально перестраивается организм, он несёт в себе множество изменений.

Изначально начинает меняться эндокринная система. Для развития и роста тканей, в кровь начинает поступать уйма гормонов. Скорость роста детей сильно возрастает. Одновременно с этим, так же происходит интенсивное половое созревание. У девочек данные процессы начинаются в 11-13 лет, а у мальчиков в 13-15.

Также изменяется скелето-мышечная система. Эти перемены ярко выражены, ибо происходит некий скачок в росте. Следовательно, у подростков видоизменяются пропорции тела, проявляются мужские и женские черты.

Изначально, до взрослых размеров достигает голова, ступни и кисти рук, далее удлиняются конечности, и на самом последнем месте это туловище.

Также в это период, подвержены изменениям сердечно-сосудистая и нервная система. В связи с тем, что организм довольно-таки быстро развивается, могут возникать проблемы в работоспособности лёгких, сердца и кровоснобжении головного мозга.

При становлении ребёнка как личности, важнейшим является половое созревание. Когда ребёнок начинает быть внешне похожим на взрослого, он ощущает себя иначе (старше, самостоятельнее).

Физиологические и психические процессы, ведут к ряду изменений. Ребёнок начинает осознано управлять своими мыслительными процессами, как раз в этом возрасте. Это влиять на психические процессы: внимание, восприятие, память. Восприятие ребёнка становится более осмысленным. Само мышление, оперирование гипотезами и различными понятиями увлекает его.

В этот же период происходит процесс развития интеллекта, то есть ребёнок начинает осознанно и целенаправленно воспринимать информацию.

В первый период прогрессирует функция общения. Личность ребёнка адаптируется, усваиваются правила и моральные нормы социума.

Начинается формирование самосознания личности ребёнка. Ребёнок осознаёт свою роль в семейной жизни. С помощью родителей, а точнее их слов в свой адрес, ребёнок узнаёт о себе и составляет мнение, благодаря которому складываются его дальнейшие отношения с другими людьми. Это один из самых важных моментов, ибо в этот период ребёнок-подросток начинает ставить какие-то конкретные цели, которые он оценивает по своим возможностям и как таковым потребностям, чтобы их осуществить. Начинает сильнее проявляться потребность понять самого себя. Когда подросток изучает самого себя, он пытается в первую очередь найти в себе какие-либо недостатки и, при выявлении этих недостатков, стремится устранить их. Со временем ребёнок начинает проявлять смирение по отношению к своим недостаткам, он воспринимает их как собственную индивидуальность. С данного периода он переоценивает себя, свои возможности и потребности, начинает разумно оценивать и воспринимать их.

В этом возрасте вполне нормальным считается создавать идеалы, находить их в других субъектах и подражать им. Дети, только вступившие в подростковый период, в поисках своих идеалов, ищут не личностные качества, а более типичное поведение и поступки. К примеру, подросток желает стать человеком-добродетелем, всем и вся помогающим. Подростки более старшего возраста, в основном не стремятся быть похожими на кого-то конкретного. Они выделяют для себя лишь какие-то конкретный личностные качества: воля, нравственность, мужество, отвага и так далее. Как правило, идеалом для них является человек старше по возрасту.

Основой подросткового возраста, является противоречивость. В данный период, для подростков вполне характерно желание состоять в каком-либо коллективе или группе, так как у подростков начинают формироваться межличностные контакты.

Подросток формируется как личность, становится самостоятельным, меняет взгляды на окружающий мир. Также особенности могут перерождаться в некий комплекс ребёнка:

1) мнение и требования других людей о внешнем виде ребёнка, его возможностях, деятельности, умениях и другое;

2) подростки самонадеянны, они самоуверенно и резко высказывают своё мнение, ибо считают его единственным верным и правдивым;

3) проявление неких полярных чувств, поступков и поведения. Подростки могут быть скромными и в то же время развязными, милосердными и жестокими, могут не воспринимать и вовсе быть против общепризнанных людей, а быть зависимым от случайного идеала.

Также у подростков проявляется акцентуация их характера. В данный период у детей особенно прогрессирует гиперактивность, повышенная эмоциональность. Все эти процессы связаны с формированием характера и личности подростка.

Вывод по 1.2:

Дабы вовремя выявить психологический кризис, родителям стоит быть более наблюдательными к своему ребёнку. Нужно с понимаением относиться к подростку, иначе можно спровоцировать негативные факторы данного кризиса, что повлечёт за собой расстройство личности, или вовсе не даст ей формироваться и это может породить различные психические отклонения и асоциальное поведение.

1.3. Признаки психологического кризиса у подростков


Зачастую родители не сразу могут заметить подростковый кризис, в связи с этим взрослые думают, что ребёнок нарочно хамит им, не слушается, игнорирует их замечания. Некоторые родители видят в этом влияние плохой компании или употребление наркотических веществ. Родители понимают, что у ребёнка наступил подростковый кризис, лишь тогда, когда конфликты и разногласия становятся обыденными и продолжительными.

Для того чтобы помочь ребёнку пережить кризис более умиротворённо и без критически негативных последствий, требуется как можно скорее выявить его начало при помощи соответствующих признаков.

Возрастает уровень разногласий и конфликтов в семье и школе. Ранее появившиеся увлечения, хобби и интересы становятся подростку безразличны, отбрасываются все занятия, которые ранее интересовали. Как таковые уговоры наладить учёбу, записаться в какой-нибудь кружок и многое другое воспринимается ребёнком как навязывание чужого мнения, потребностей и ограничение свободы, а не благоприятного совета, дабы улучшить жизнь, поэтому родители со стороны подростка получают отказ.

Как таковой разницей в зависимости от обстоятельств и группы окружающих лиц, поведение зачастую не постоянное, следовательно не только от некой вспышки агрессии. Ребёнок в кругу своей семьи и в школе среди сверстников, ведёт себя абсолютно иначе, как два разных человека, это так же можно определить не только по приоритетам, а по реакциям на одни и те же высказывания и неким действиям в идентичных ситуациях. Подросток изо всех сил старается всем угодить и быть удобным для каждого, но зачастую этого не выходит, ибо пока что слишком сложно жить по одной линии поведения, а как таковые оптимальные черты для сверстников не всегда являются приемлемыми дома.

В связи с негативными обстоятельствами в семье, у ребёнка так же проявляется дистанционное поведение в невежестве. Данное поведение ребёнка может относиться ко всем, или же только к каким-то конкретным лицам.

Дети, тяжело переживающие подростковый кризис, зачастую прекращают какую-либо связь с окружающими людьми, обрывают все возможные контакты, они погружаются в себя, в свои мысли или же в игры, книги; какие-то отстраняются от сверстников и друзей близкого к ним возраста. Это зависит лишь от обстоятельств, насколько сильно ребёнок погружен в собственные мысли, проблемы и события, ранящие его душу и психику, чем чаще такие события в жизни настигают его, тем меньше становится количество его связей и контактов.

В связи с тем, что социальные взаимодействия интересуют его больше чем получение знаний, то учебная продуктивность снижается. Какие-либо занятия могут посещаться лишь из-за того, что там человек, который симпатичен, а не из-за стремления и желания получать знания. Характерно этому отбираются любимые занятия и предметы.

Если же сразу не были замечены как таковые признаки психологического кризиса, то ситуация в разы может ухудшиться и повлечь за собой непоправимые последствия. Ситуация может перерасти в депрессию последней стадии, в нервозы, попытки суицида. Из-за конфликтов в семье подростки сбегают из дома и проживают в притонах, это приводит к наркомании и алкогольной зависимости; по итогу всего этого – формируется антисоциальный тип взаимодействия.

Сами признаки, или симптомы, психологического кризиса подразделяются на три подгруппы:

1) психологические;

2) социальные;

3) биологические.

В когнитивных и поведенческих изменениях проявляются основные черты психологического кризиса:

• теряется влечение и интерес к прошлым занятиям и увлечениям;

• проявляется негативизм, то есть непослушание и отказ в подчинении;

• принимается парадоксальность бытия;

• ухудшается продуктивность когнитивных функций, что влечет за собой ухудшение успеваемости;

•проявляется страх перед будущим, неизвестностью дальнейшей жизни;

• формируется чувство неполноценности;

• проявляется девиантное поведения, стремление проявить себя, показать свою независимость и индивидуальность.

Социальные признаки психологического кризиса:

• снижение авторитета взрослых людей;

• сепарация – некое стремление и желание к самостоятельной жизни и независимости от родителей и других взрослых людей;

• изменение связей подростков: отношения со сверстниками и друзьями становится куда важнее и необходимее, чем со взрослыми;

• потребность в объединениях группы: в младшем возрасте группы однополые; в старшем возрасте проявляется интерес и влечение к противоположному полу;

• занижается или повышается самооценка, это зависит от взаимоотношений со сверстниками и друзьями;

• сомнения самом себе и окружающем мире;

К биологическим признаками относятся:

• проявление половых вторичных признаков, то бишь половое созревание;

• видоизменение тела, быстрый рост;

• голосовые связки подвержены мутации;

• сильное потоотделение, в связи с этим резкий запах;

• истощение или резкая смена настроения;

• сыпь на коже; обострение аллергических реакций.

Данные признаки могут наблюдаться в течение всего взросления. Связан этот сложный этап в жизни каждого ребёнка, не только с психологическими изменениями.

Вывод по 1.3:

Родителям и педагогам нужно быть крайне наблюдательными, ибо необходимо вовремя заметить признаки психологического кризиса, в особенности, когда переходит в болезненную стадию, так как именно в этот период кардинально меняется жизнь ребёнка.


1.4. Причины психологического кризиса

Безусловно, на появление психологического кризиса, влияют психотравмирующие ситуации.

Есть такие причины как:

• тяжёлые заболевания;

• гормоны;

• избыточная самокритичность;

• расставание с семьёй, родителями;

• дефицит внимания;

• смерть родного или близкого человека;

• принадлежность к сексуальным меньшинствам;

• возрастные кризисы;

• зависимость от другого человека;

• неблагополучная семья;

• резкие перемены, смена деятельности или вовсе уход из какой-либо сферы;

• нарушение баланса нейромедиаторов;

• повышение или понижение социального статуса;

• ситуации эмоционального или физического насилия;

• травмы самого раннего детства;

• самобичевание;

• проблемные отношения со сверстниками;

Можно разбить некие подгруппы причин на четыре типа.

Первый тип: кризис удовольствия. Причиной может оказаться невозможность получить удовлетворение и заключается в отбрасывании всего отрицательного, в уходе из реальности. Пробуждаются некие механизмы психологической самозащиты, подросток как бы впадает в летаргический сон и замирает. Таким образом психика ребёнка самозащищается от кардинальных переживаний.

Второй тип: фустрация– отсутствие средств удовлетворения сильной потребности. Дабы удовлетворить свою потребность, подросток подбирает себе формы некого поведения и таким образом идёт к своей цели.

Третий тип причин кризиса: ценностный, в его основе– борьба мотивов. У ребёнка имеются различные отношения, основой которых служит многообразие разных видов деятельности и их реализации, каждый из видов имеют свои мотивы. Борьба данных отношений представляет собой борьбу мотивов. Мотивы выбираются в зависимости с ценностями личности подростка.

Четвёртый тип: целостный кризис, или же некий кризис творческого процесса и воли. У ребёнка строится в сознании практическая и теоретическая составляющие. В теоретическом сознании строятся творческие мысли, где и хранятся ценности и мотивы. Практическое же сознание, отвечает за перевод с теоретических мыслей, на практический язык; воплощает на реальную основу некие планы теоретического сознания.

Вывод по 1.4:

Во избежании данных причин психологического кризиса, стоит помочь подростку обеспечить межличностное общение, эмоционально тёплую атмосферу, поиск новых поведенческих форм, пересмотр цели. Помочь своему ребёнку избежать все негативные ситуации, которые могут спровоцировать обострение кризиса, так же стоит помогать предотвращать это и другим людям.




















ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросника CDI


Шкала депрессии Бека

Одним из самых актуальных и полных, на данный момент, способов выявления заболевания является тест - шкала депрессии Бека.

А.Т.Бек – профессор психиатрии, автор многих трудов в этой области. Именно он создал психотерапию когнитивного характера и предположил, что все психологические проблемы не что иное, как ошибки мышления

Опросник состоит из 21 группы утверждений, при этом они составлены в порядке увеличения своего вклада в общий уровень депрессивного состояния.

Методика оценивания

Выбрать соответствующие состоянию утверждения следует здесь, затем нужно оценить результаты. Заполнив опросник, надо подсчитать количество баллов. Всего их может быть 63 и это максимальное значение свидетельствует про наличие тяжелой степени депрессии.

Оценка результатов:

Не более 9 – депрессии нет,

10-15 — легкий уровень депрессии (субдепрессия),

16-19 — умеренная депрессия,

20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести),

30-63 — тяжёлая депрессия.



Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую группу приведённых в опроснике утверждений и выберите один ответ, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Бланк опросника CDI:

1

0) Я не чувствую себя расстроенным, печальным.

1) Я расстроен.

2) Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.

3) Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.

2

0) Я не тревожусь о своем будущем.

1) Я чувствую, что озадачен будущим.

2) Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем.

3) Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.

3

0) Я не чувствую себя неудачником.

1) Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.

2) Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.

3) Я чувствую, что как личность я - полный неудачник.

4

0) Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

1) Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

2) Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.

3) Я полностью не удовлетворен жизнью и мне все надоело.

5

0) Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.

1) Достаточно часто я чувствую себя виноватым.

2) Большую часть времени я чувствую себя виноватым.

3) Я постоянно испытываю чувство вины

6

0) Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.

1) Я чувствую, что могу быть наказан.

2) Я ожидаю, что могу быть наказан.

3) Я чувствую себя уже наказанным.

7

0) Я не разочаровался в себе.

1) Я разочаровался в себе.

2) Я себе противен.

3) Я себя ненавижу.

8

0) Я знаю, что я не хуже других.

1) Я критикую себя за ошибки и слабости.

2) Я все время обвиняю себя за свои поступки.

3) Я виню себя во всем плохом, что происходит.

9

0) Я никогда не думал покончить с собой.

1) Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.

2) Я хотел бы покончить с собой.

3) Я бы убил себя, если бы представился случай.

10

0) Я плачу не больше, чем обычно.

1) Сейчас я плачу чаще, чем раньше.

2) Теперь я все время плачу.

3) Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.

11

0) Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.

1) Я более легко раздражаюсь, чем раньше.

2) Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.

3) Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.

12

0) Я не утратил интереса к другим людям.

1) Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.

2) Я почти потерял интерес к другим людям.

3) Я полностью утратил интерес к другим людям.

13

0) Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.

1) Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.

2) Мне труднее принимать решения, чем раньше.

3) Я больше не могу принимать решения.

14

0) Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.

1) Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.

2) Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.

3) Я знаю, что выгляжу безобразно.

15

0) Я могу работать так же хорошо, как и раньше.

1) Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь.

2) Я с трудом заставляю себя делать что-либо.

3) Я совсем не могу выполнять никакую работу.

16

0) Я сплю так же хорошо, как и раньше.

1) Сейчас я сплю хуже, чем раньше.

2) Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять.

3) Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть.

17

0) Я устаю не больше, чем обычно.

1) Теперь я устаю быстрее, чем раньше.

2) Я устаю почти от всего, что я делаю.

3) Я не могу ничего делать из-за усталости.

18

0) Мой аппетит не хуже, чем обычно.

1) Мой аппетит стал хуже, чем раньше.

2) Мой аппетит теперь значительно хуже.

3) У меня вообще нет аппетита.

19

0) В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.

1) За последнее время я потерял более 2 кг.

2) Я потерял более 5 кг.

3) Я потерял более 7 кr. Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить крестиком). Да_________ Нет_________

20

0) Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.

1) Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.

2) Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.

3) Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.

21

0) В последнее время я не замечал изменения своего интереса к близости.

1) Меня меньше занимают проблемы близости, чем раньше.

2) Сейчас я значительно меньше интересуюсь межполовыми отношениями, чем раньше.

3) Я полностью утратил либидо интерес.


В анкетировании было задействовано двадцать подростков 15-ти лет.

Вывод по 2.1:

Диагностика анкетирования показала, что:

  1. у 60% испытуемых подростков, депрессивное состояние полностью отсутствует;

  2. 20% - облегчённая стадия, которую ещё называют субдепрессией;

  3. 15% - умеренное депрессивное состояние, которое ещё не сведетельствует о серьёзных проблемах, но должно вызвать определённое беспокойство. При первом же удобном случае необходимо записаться на приём к психотерапевту, чтобы поговорить о своём состоянии для постановки точного диагноза.

  4. 5% - ярко выраженное депрессивное состояние средней тяжести, при котором рекомендуется незамедлительно записаться на приём к психотерапевту, получить квалификационную и профессиональную помощь.

  5. 0% - состояние тяжёлой депрессии, в котором человеку требуется срочная психологическая помощь.




2.2 Рекомендации родителям по преодолению психологического кризиса их ребёнка


Большинство родителей, однако, несправедливы по отношению к своему ребёнку, они обвиняют его за отсутствие помощи, постоянные упрёки за провождение своего времени в пустую и какое-либо бездействие, приводя в аргументы на это- отсутствие забот и проблем. Но родители зачастую ошибаются в своих выводах по этому поводу. То, что ребёнок не желает выполнять работу по дому, обусловлено абсолютно иными причинами. Главной проблемой детей подросткового возраста, является желание разобраться в себе и своей личной жизни, следовательно желание заниматься общественными делами– уходит на задний план. То, что не является некой причиной расстройства для уже взрослого человека, становится кардинальным барьером для ребёнка.

Так же можно предоставить родителям рекомендации помощи ребёнку, в преодолении психологического кризиса:

1. Необходимо создать для ребёнка атмосферу заботы, доверия и любви в вашей семье;

2. Как можно больше времени проводить вместе;

3. Всячески интересоваться жизнью вашего ребёнка;

4. Будьте откровенны со своим ребёнком, говорите на различные темы;

5. Начните уважать интересы, вкусы и выбор вашего ребёнка;

6. Найдите общий язык с ребёнком;

7. Войдите в положение вашего ребёнка, с позиции его возраста проникните в его проблемы;

8. Всегда пробуйте договориться с ребёнком, ни в коем случае не ставьте ему ультиматумы;

9. В ходе возникшего конфликта, идите на компромиссные выходы из ситуаций;

10. Не будьте так бестактны и назойливы ему;

11. Не стоит его столь настойчиво и открыто контролировать;

12. Цените, любите и уважайте его таким, какой он есть;

13. Не делайте акцент на его неудачах и поражениях, а наоборот, как можно чаще хвалите его за хорошие поступки и активную продуктивность в чём-либо.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Цель и задачи исследования выполнены.

В данной работе были рассмотрены основные аспекты подросткового возраста, которые исследуют самый сложный и трудный возрастной период, ведь он отвечает за формирование личности и мировоззрения, что и считается самым важным в жизни каждого человека. Можно сделать вывод:

В данный возрастной период происходит некий фундаментальный процесс имеющегося психологического строя: личность ребёнка кардинально меняется, формирование этических норм, социальные установки, утверждается основа сознания поступков, отношение к обществу, к людям, к себе.

Основные линии побуждения данного возраста связаны с тем, что ребёнок в подростковом возрасте стремится к личностному совершенствованию самого себя, к познанию, самовыражению и утверждению себя среди сверстников и других людей. Так же можно сказать, что изменение ценностей, ориентиров подростка, некое стремление к самостоятельности и взрослости, порождает в юношеском мышлении– эгоцентризм, что влечёт за собой уйму внешних межличностных и внутри личностных конфликтов.

Подростковый возраст– это возраст ненасытного порыва к познанию всего нового, неких исканий, активного образа жизни, порыва к знаниям и принятия важных решений. Интенсивный рост и изменение организма оказывает серьёзное влияние на психику подростка.

В ходе изучения литературы по данной теме и, проведя опросник по выявлению депрессии среди подростков 15-ти лет, хочу сделать вывод по своей работе:

Каждый человек в своей жизни проходит этот этап, а точнее психологический кризис будучи ребёнком. У кого-то кризис проявляется раньше, у кого-то позже, так же у каждого разные стадии кризиса, он может проходить очень болезненно или же вовсе едва заметно, это зависит от того, какие ситуации были пережиты ребёнком и в каких обстоятельствах он проживает, но главную роль играет отношение родителей к своему ребёнку.

Таким образом, хочу ещё раз упомянуть важность психологического кризиса в развитии личности подростка. С каждым последующим годом, изучение данной темы учёными, приобретает всё большую актуальность и необходимость в жизни современного общества. Соответственно, воспитание детей в подростковом возрасте, их привычки, особенности и проблемы, лежат на ответственности членах семьи, педагогах и психологах, так как с их стороны это требует особого внимания.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ


  1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков [Электронный ресурс] / Ю.Ф. Антропов. - М.: Изд-во Медпрактика, 2000. - 224 с.

  2. Бодалев А.А. Личность и общение. Избр. труды [Электронный ресурс] / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1983.- 139 с.

  3. Божович Л.И. Подростковый возраст. [Электронный ресурс]

  4. Драгунова Т.В. "Кризис" объясняли по разному. Хрестоматия по возрастной психологии. [Электронный ресурс] /Т.В. Драгунова, под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 567 c.

  5. Ковалев, Ю.В. Депрессия, клинический аспект [Текст] /Ю.В. Ковалев, О.Н. Золотухина. - М.: Медицинская книга, 2001. - 144 с.

  6. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Электронный ресурс] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 267 с.

  7. Корниенко Н.А. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 1999. - 328 с.

  8. Кулагина И.Ю., Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н. Калюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 459с.

  9. Антропов Ю.С. Психосоматические расстройства у детей.[Электронный ресурс]: https://studfile.net/preview/2491286/ (Дата обращения:01.02.2020)


  1. http://www.many-books.org/auth/3892/book/11392/bodalev_aa/psihologiya_obscheniya/read/30

  2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/51.php

  3. https://ebooks.grsu.by/psihologia/dragunova-t-v-krizis-ob-yasnyali-po-raznomu.htm

  4. Книга

  5. https://ebooks.grsu.by/psihologia/kon-i-s-psikhologiya-starsheklassnika.htm

  6. Книга

  7. Книга

https://studfile.net/preview/2491286/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!