2 класс
Разработка интегрированного урока в начальной школе по русскому языку и окружающему миру.
Тема урока: «Однокоренные слова в Царстве грибов»
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Интеграционные уроки создают атмосферу творческого единства, помогают ребенку увидеть богатство и разнообразие мира и в то же время ощутить свою
Интеграция позволяет мне приобщить детей к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.
Интегрированный блок: русский язык, окружающий мир.
Изучаемые темы по предметам: 1. Русский язык «Обобщение по разделу «Природа и мы».
2. Окружающий мир: «Царство грибов».
Тип урока по ФГОС: комбинированный урок.
Цели урока:
Предметные:
Формировать умения в подборе родственных слов, в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов. Познакомить учащихся с царством грибов. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой, в работе в парах.
Метапредметные: создание условий для овладения способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные:
• обучающиеся получат возможность для формирования представления о ценности и уникальности природного мира;
• осознания гражданской идентичности «Я» - как житель планеты Земля.
Формирование УУД:
-; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
-умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, использую свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Методы обучения:
Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.
Основной структурный элемент: диалог
Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деят. уч-ся |
1.Самоопределение к деятельности | Отгадайте загадку. С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает – повезло. (Гриб). Что вы знаете о грибах? | Ответы детей, основанные на жизненном опыте. |
Актуализация знаний. Минутка чистописания | Запишите слова (гриб, грибной, грибовница, грибница, грифель), обозначьте орфограммы, докажите их написание. Что общего в этих словах? Можно ли назвать их однокоренными? Объясните значение слов грибница и грибовница. Оказывается, у слова грибница есть еще одно значение. | Дети подбирают проверочные слова. Часть слова –гри-. Нет, слово грифель лишнее, так как имеет другое значение. Грибовница – суп, грибница – женщина. |
Постановка цели урока. | Подумайте, какой будет тема нашего урока? | Будем говорить о грибах и об однокоренных словах. |
Конкретизация способа действия. Решение частных задач. Строение гриба. Выделение корня в однокоренных словах. | Рассмотрите строение гриба. Назовите его составные части. А как в разговорной речи мы привыкли называть плодовое тело? Рассмотрите рисунок, назовите «лишний» гриб. Объясните. Можно ли по названию гриба узнать, почему он так называется? Запишите слова, выделите корень. | Шляпка и ножка – плодовое тело, грибница – корневая система. Гриб. Мухомор, несъедобный. Лисички схожи по цвету с лисой, у моховика под шляпкой кожица, как мох, рыжики – рыжие, свинушки, как уши у свиней. Взаимопроверка в парах. |
Взаимосвязь в природе. | В природе все взаимосвязано. Деревья и грибы дружат между собой. Недаром в пословице говорится: Леса нет, и гриб не родится. Где дубы, там и грибы. В чем же заключается эта дружба? | Грибы дают дереву воду и соль, деревья грибам – питательные вещества и сахар. |
Словообразование. | Отгадайте загадку: Этот гриб живет под елью, Под ее огромной тенью. Мудрый бородач-старик, житель бора - …. (боровик). Запишите название этого гриба. Почему его так называют? Подберите однокоренные слова, выделите корень. Какие морфемы помогли образовать эти слова? | Растет в бору. Суффиксы –ов-, -ик-. |
| Отгадайте загадку. В шляпе розовой, мохнатой, Но не выглядим растяпой. Будто плюшевое ушко, Для соления - …(волнушка). Запишите название этого гриба. Почему его так называют? Подберите однокоренные слова, выделите корень. Какие морфемы помогли образовать эти слова? | Шляпка волнистая. |
Физкультминутка. | | |
| Отгадайте, о каком грибе идет речь? Шоколадно-бурый гриб, К скользкой шляпке лист прилип. Воротник ажурный тонок – Гриб такой зовут… (масленок). Запишите название этого гриба. Почему его так называют? Подберите однокоренные слова, выделите корень. Какие морфемы помогли образовать эти слова? | Шляпка масляная, липкая. |
5)Работа в парах со справочным материалом. | Определите, в каких лесах, местах растут такие грибы, как подберезовик, подосиновик, лисички, грузди, маслята, сыроежки, шампиньоны. | |
6)Работа в группах с кроссвордом. | Разгадайте кроссворд о грибах по загадкам. Какое слово лишнее, почему? Запишите его, выделите корни. | Сыроежка образовано от двух слов. |
Рефлексия. | Почему так говорят: «Иди в лес по грибы с хорошим грибознатцем – с ним и лукошко будет полным. Кого можно назвать грибознатцем? Как называется это слово? Какие же слова называются однокоренными? Как найти корень в слове? О чем говорят пословицы: Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке. Выдранный с землей гриб – навек погиб. Срезанный под корешок – даст приплод мешок. Почему к грибам нужно относиться бережно? Что нового узнали на уроке, что понравилось, а что показалось сложным? | Сложное. |