СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка информационного проекта по литературе на тему «Проблема революционного терроризма и экстремизма в произведениях Ф. М. Достоевского»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация информационного проекта для использования на уроках "Литературы"  на тему "Проблема революционного терроризма и экстремизма в произведениях Ф.М.Достоевского"

Просмотр содержимого документа
«Разработка информационного проекта по литературе на тему «Проблема революционного терроризма и экстремизма в произведениях Ф. М. Достоевского»»

  ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Проблема революционного терроризма и экстремизма в произведениях  Ф. М. Достоевского»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Проблема революционного

терроризма и экстремизма

в произведениях

Ф. М. Достоевского»

Федор Михайлович Достоевский  (1821-1881)      «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой.»  «Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком.»  Ф.М.Достоевский

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)

«Меня зовут психологом:

неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой.»

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком.»

Ф.М.Достоевский

  Гипотеза  Творчество Ф.М. Достоевского является предостережением человечества от многих зол, в том числе от терроризма и экстремизма. Его произведения дают возможность понять истоки «бесовщины», существующий как в одном человеке, так и в целом мире. Как известно «Предупрежден - значит, вооружен», поэтому, изучая произведения Достоевского, читатели получают оружие борьбы с величайшими проблемами современности.   ЦЕЛЬ ПРОЕКТА  Изучение произведений Достоевского, основная тематика которых связана с проблемами терроризма и экстремизма.  ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ознакомиться с фактами из биографии Достоевского и проанализировать его отношению к проблеме терроризма и экстремизма;  объяснить причины терроризма с точки зрения Достоевского;  поднять проблему противодействия экстремизму и терроризму как важную для человечества; показать весь спектр человеческих судеб, их блужданий, в том числе и влияние на судьбу героев их революционных настроений, приводящих героев произведения к преступлениям, террору или гибели.  

Гипотеза

Творчество Ф.М. Достоевского является предостережением человечества от многих зол, в том числе от терроризма и экстремизма. Его произведения дают возможность понять истоки «бесовщины», существующий как в одном человеке, так и в целом мире. Как известно «Предупрежден - значит, вооружен», поэтому, изучая произведения Достоевского, читатели получают оружие борьбы с величайшими проблемами современности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Изучение произведений Достоевского, основная тематика которых связана с проблемами терроризма и экстремизма.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  • ознакомиться с фактами из биографии Достоевского и проанализировать его отношению к проблеме терроризма и экстремизма;
  • объяснить причины терроризма с точки зрения Достоевского;
  • поднять проблему противодействия экстремизму и терроризму как важную для человечества;
  • показать весь спектр человеческих судеб, их блужданий, в том числе и влияние на судьбу героев их революционных настроений, приводящих героев произведения к преступлениям, террору или гибели.

 

Великие произведения писателя «Все герои Достоевского поглощены какой-нибудь идеей, опьянены идеей, все разговоры в его романах представляют изумительную диалектику идей.»   Н.А.Бердяев

Великие произведения писателя

«Все герои Достоевского поглощены какой-нибудь идеей, опьянены идеей, все разговоры в его романах представляют изумительную диалектику идей.»

Н.А.Бердяев

Был ли Достоевский террористом?

Был ли Достоевский террористом?

 Михаил Петрашевский  И ДОСТОЕВСКИЙ Квартира Петрашевского в начале 1840-х стала местом бурных споров о губительности крепостного права и самодержавия, продажности чиновников и притеснениях цензуры. В домашней библиотеке хозяина дома было немало запрещенных в России книг. В квартиру Петрашевского на пятничные «посиделки» приходили писатели, ученые и литературные критики - Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Данилевский и Алексей Плещеев. Федор Михайлович Достоевский попал на «пятничные» вечера в 1846 году. Петрашевский, прочитавший его «Бедных людей», лично приглашает писателя присоединиться к публичным диспутам. По мнению Петрашевского, литература служила сильным инструментом пропаганды революционных идей.

Михаил Петрашевский И ДОСТОЕВСКИЙ

Квартира Петрашевского в начале 1840-х стала местом бурных споров о губительности крепостного права и самодержавия, продажности чиновников и притеснениях цензуры. В домашней библиотеке хозяина дома было немало запрещенных в России книг. В квартиру Петрашевского на пятничные «посиделки» приходили писатели, ученые и литературные критики - Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Данилевский и Алексей Плещеев. Федор Михайлович Достоевский попал на «пятничные» вечера в 1846 году. Петрашевский, прочитавший его «Бедных людей», лично приглашает писателя присоединиться к публичным диспутам. По мнению Петрашевского, литература служила сильным инструментом пропаганды революционных идей.

Под прицелом

Весной 1849 года на один из «пятничных» вечеров пришел провокатор, проинформировавший власти, что в квартире собираются заговорщики. Донос стал отправной точкой «Делу Петрашевского», которое следователи держали в тайне. В то время оно рассматривалось как серьезный политический заговор, сравнимый чуть ли не с сорвавшимся государственным переворотом декабристов. Достоевского, как и остальных арестованных, бросили в одиночную камеру Петропавловской крепости. Лишь в ноябре 1849 года им предъявили обвинение в распространении письма Белинского, которое «наполнено дерзкими выражениями против православной церкви и верховной власти» и недоносительство о проходивших собраниях на квартире. Петрашевскому и Достоевскому дополнительно вменялись в вину преступные замыслы против государственной власти. К делу отнесли вольнодумные мысли, опубликованные в 1846 году. Настойчивый стук жандармов в дверь Достоевского, на тот момент громко отметившегося на литературном поприще романом «Бедные люди», прозвучал ранним утром 5 мая 1849 года. По личному приказу Николая I писателя арестовали и заключили на долгие месяцы

в Петропавловскую крепость.

Мужество достоевского

Федор Михайлович в ходе многочисленных допросов никого не выдал даже под угрозой четвертования и повешения. Военный суд приговорил отставного инженера-поручика Достоевского к лишению чинов, всех прав состояния и расстрелу, который назначили на 3 января 1850 года. На приговоренных в тот день на Семеновском плацу Петропавловской крепости надели предсмертные рубахи. Некоторым завязали глаза и поставили к столбу. Окончательно в серьезность приговора осужденные поверили, когда увидели священника, готовившегося освятить каждого. Солдаты подняли оружие, начали целиться, но в этот момент ударили отбой… Офицер скомандовал солдатам целиться. В последний момент ударили в отбой, осужденным развязали глаза и зачитали другой приговор. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума.  Согласно императорскому помилованию, заключенные были сосланы на каторжные работы, кто-то попал в арестантские роты. Еще до отправки к месту отбывания наказания несколько петрашевцев были уже психологически сломлены. Восемь месяцев одиночной камеры и жестокая инсценировка казни привели к умопомешательству.

НА КаторгЕ На фото памятник Достоевскому в Омске. Символизирует несение писателем своего креста.  На фото памятник Достоевскому в Омске. Изображает писателя, возвращающегося с каторжных работ. Лицо списано с посмертной маски Ф.М. Достоевского

НА КаторгЕ

На фото памятник Достоевскому в Омске. Символизирует несение писателем своего креста.

На фото памятник Достоевскому в Омске. Изображает писателя, возвращающегося с каторжных работ. Лицо списано с посмертной маски Ф.М. Достоевского

В «Преступлении и наказании» Достоевский пишет о молодом студенте-разночинце, который, став жертвой неких недозрелых идей, что носятся в воздухе, решается убить старуху-процентщицу. Роман «Преступление и наказание» и

представляет собой художественное моделирование криминальной реальности, описание социального эксперимента Р. Раскольникова на предмет выявления в себе статусных признаков элиты своего времени, к которым герой Ф. Достоевского относил право преступать элементарные нравственные законы и нормы.

  Гл авный прикладной вывод из «Преступления и наказания» — всякий криминологический эксперимент опасен, с «бесами» шутки плохи. Вспомним некоторые эксперименты, которые активно используются в криминологии в качестве подтверждения тех или иных теоретических построений.  « Разве я старушонку убил? Я себя убил» - говорит

Р. Раскольников. По мнению Ф.М. Достоевского преступление – это гибель души, полнее ее одиночество, вернуться в живой мир можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.

« Преступление и наказание» (1867 год)

ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ -  одинокие волки или стая ? Раскольников, Смердяков и в каком-то смысле также Верховенский — все это «одинокие волки». Но таких волков целая стая. Каждая из этих фигур своим появлением в той или иной мере обязана определенным людям и убеждениям. Рассматривая убийц и террористов с этой точки зрения, мы перемещаемся из сферы уголовного права в сферу этики, которую Достоевский любил больше всего.

ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - одинокие волки или стая ?

Раскольников, Смердяков и в каком-то смысле также Верховенский — все это «одинокие волки». Но таких волков целая стая. Каждая из этих фигур своим появлением в той или иной мере обязана определенным людям и убеждениям. Рассматривая убийц и террористов с этой точки зрения, мы перемещаемся из сферы уголовного права в сферу этики, которую Достоевский любил больше всего.

«идиот » (1868 год)

« Идиот» - одно из самых сложных произведении Достоевского. Образ князя Мышкина, задуманный как тип «положительно прекрасного человека», превратился в образ больного, слабого человека с печатью глубоких внутренних страданий.

Князь не способен разрешить ни одного жизненного противоречия, он сознает трагический, безысходный хаpaктер происходящих явлений, но он пока еще никак не может изменить эту жизнь. Несмотря на то, что князь глубоко понимает жизнь и людей, он не может оказать на них никакого влияния.

Одним из них стал «Идиот», где устами князя Мышкина Федор Михайлович вспомнил о страшном утре на Семеновском плацу: «Один человек был раз взведён, вместе с другими, на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием, за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но, однако же, в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрёт. Вспоминал об этом он с необыкновенною ясностью и говорил, что никогда ничего из этих минут не забудет…» Но Достоевский утверждает, что жизнь требует сильных, волевых людей, способных противостоять негативному влиянию зла.

 «Бесы» (1870-1871 )      Знаменитый пророческий роман – предупреждение Ф.М. Достоевского «Бесы» и сейчас интересен современному поколению читателей и не только как литературный шедевр.  Роман о зарождающемся терроризме и анархизме раскрывает трагедию русской души, в которой поселились бесы.  Достоевский пытается остановить Россию вступающую на путь кровавого революционного террора. Многие герои романа умирают насильственной смертью. Это роман разрушений и преступлений. Писатель показал истоки терроризма. Они – в безверии, бездуховности, глубоком внутреннем опустошении. Этим больны многие герои романа, в этом – главная тайна центрального персонажа – Николая Ставрогина .

«Бесы» (1870-1871 )

Знаменитый пророческий роман – предупреждение Ф.М. Достоевского «Бесы» и сейчас интересен современному поколению читателей и не только как литературный шедевр. Роман о зарождающемся терроризме и анархизме раскрывает трагедию русской души, в которой поселились бесы.

Достоевский пытается остановить Россию вступающую на путь кровавого революционного террора. Многие герои романа умирают насильственной смертью. Это роман разрушений и преступлений. Писатель показал истоки терроризма. Они – в безверии, бездуховности, глубоком внутреннем опустошении. Этим больны многие герои романа, в этом – главная тайна центрального персонажа – Николая Ставрогина .

Иллюстрации к роману «Бесы»           Графика  Ф.М.Достоевского Графическая композиция, включающая изображение архитектурных деталей, каллиграфические записки и портретный набросок «Вторая записная тетрадь к роману «Бесы»

Иллюстрации к роману «Бесы»

Графика Ф.М.Достоевского

Графическая композиция, включающая изображение архитектурных деталей, каллиграфические записки и портретный набросок «Вторая записная тетрадь к роману «Бесы»

СЕРГЕЙ Нечаев  В 1866 году в Петербург приехал 19-летний Сергей Геннадьевич Нечаев (1847–1882). Уже через три года он совершил свой первый и единственный революционный «подвиг» — убийство студента Иванова, после чего бежал за границу, где скитался до тех пор, пока в 1872 году не был арестован швейцарской полицией и передан российским властям. Признать российское правосудие он отказался, настаивая на своем статусе политического, а не уголовного преступника. Официально он был приговорен к 20 годам каторги в сибирских рудниках, где люди, как правило, не проживали и нескольких месяцев. Однако царское правительство столь сильно боялось Нечаева, что он в режиме строжайшей тайны был переведен в ту же тюрьму, где в 1848 году сидел Достоевский, — в Алексеевский равелин Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Там ему удалось убедить надсмотрщиков, что на его стороне сам наследник, и с их помощью девять лет спустя смог установить контакт с «Народной волей», террористической организацией, которая была построена по образцу нечаевской.

СЕРГЕЙ Нечаев

В 1866 году в Петербург приехал 19-летний Сергей Геннадьевич Нечаев (1847–1882). Уже через три года он совершил свой первый и единственный революционный «подвиг» — убийство студента Иванова, после чего бежал за границу, где скитался до тех пор, пока в 1872 году не был арестован швейцарской полицией и передан российским властям. Признать российское правосудие он отказался, настаивая на своем статусе политического, а не уголовного преступника. Официально он был приговорен к 20 годам каторги в сибирских рудниках, где люди, как правило, не проживали и нескольких месяцев. Однако царское правительство столь сильно боялось Нечаева, что он в режиме строжайшей тайны был переведен в ту же тюрьму, где в 1848 году сидел Достоевский, — в Алексеевский равелин Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Там ему удалось убедить надсмотрщиков, что на его стороне сам наследник, и с их помощью девять лет спустя смог установить контакт с «Народной волей», террористической организацией, которая была построена по образцу нечаевской.

Иллюстрации к роману «Бесы»

Иллюстрации к роману «Бесы»

«Братья карамазовы» (1880 год)

Заключительный роман Достоевского. «Братья Карамазовы» — шедевр русской и мировой литературы и итоговое произведение писателя, в котором по-новому повторились многие мотивы, сюжеты, образы его предыдущих сочинений. К созданию этого романа писатель шел всю жизнь. В нем поставлены коренные проблемы человеческого бытия: вопрос о смысле жизни каждого человека и всей человеческой истории, вопрос о нравственных основах и духовных опорах существования людей. Эта книга созрела на национальной ниве, сложилась на почве общих исканий русской философско-религиозной и художественно-гуманистической мысли и знаменует новый этап в ее развитии: стремление сблизить, свести воедино философию и веру, науку и религию. Расплачиваться за грех в «Братьях Карамазовых» приходится Дмитрию. Подозрение оказывается направленным на него с самого начала, и после фарсового судебного процесса его осуждают на 20 лет каторжных работ в Сибири. При этом он абсолютно невиновен. Однако из эпилога мы понимаем, что именно благодаря этому, на первый взгляд несправедливому, приговору он смог развить и углубить в себе человечность.

Кто и что виной насилию? Как видно из «Бесов» и «Братьев Карамазовых», Достоевского меньше всего интересует сам акт насилия. Для него важнее психологические и метафизические причины совершения этого акта, которые тесно связаны с вопросом, занимающим его больше всего: кто и что тому виной?  Этот вопрос возникает, в сущности,. Так, в «Братьях Карамазовых» он ясно дает читателю понять, что, хотя старого сладострастника Федора Карамазова убил Смердяков, именно Иван поселил в его голове мысль об убийстве и оправдал этот поступок в его глазах — как Ставрогин делает это с остальными нигилистами в «Бесах». На Ставрогине лежит больше вины, чем на конкретном убийце, и Иван виноват больше, чем Смердяков

Кто и что виной насилию?

  • Как видно из «Бесов» и «Братьев Карамазовых», Достоевского меньше всего интересует сам акт насилия. Для него важнее психологические и метафизические причины совершения этого акта, которые тесно связаны с вопросом, занимающим его больше всего: кто и что тому виной? Этот вопрос возникает, в сущности,. Так, в «Братьях Карамазовых» он ясно дает читателю понять, что, хотя старого сладострастника Федора Карамазова убил Смердяков, именно Иван поселил в его голове мысль об убийстве и оправдал этот поступок в его глазах — как Ставрогин делает это с остальными нигилистами в «Бесах». На Ставрогине лежит больше вины, чем на конкретном убийце, и Иван виноват больше, чем Смердяков

ВЫВОДЫ

Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи сознания и бытия. Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область произведений и предчувствий.

Как известно - «Зло провоцирует зло». Субъект, уверенный в своей правоте, нуждающийся в самоутверждении и преследующий цели, попадает под влияние той или группировки и «эволюционирует» по цепочке «экстремизм – фанатизм– терроризм».

Таким образом, рассмотренные нами проблемы революционного терроризма в произведениях Достоевского дают возможность увидеть сложность проблемы при ее внешней простоте.

В современном мире, будущее которого зависит от цивилизованного разрешения социально-политических, этнических и религиозных конфликтов, изучение, в частности произведений художественной литературы, может помочь понять, разрушить выше указанную цепочку, а значит и искоренить зло называемое терроризмом и экстремизмом .

 БЛАГОДАРИЮ  ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРИЮ

ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!