СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка индивидуальной образовательной траектории для детей с отягощенной нозологией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа будет полезна как начинающим свою трудовую деятельность, так и опытным учителям.

Просмотр содержимого документа
«Разработка индивидуальной образовательной траектории для детей с отягощенной нозологией»

КОУ ВО «Землянская школа-интернат»










Выступление на педагогическом совете по теме: «Разработка индивидуальной образовательной траектории для детей с отягощенной нозологией»

учителя начальных классов Катаевой Н.С.













Землянск

2022



Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Индивидуальная траектория учения (ИТУ) это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние ученика. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение учителя и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.п.

Нозологические группы обучающихся с ОВЗ накладывают особые условия в создании индивидуальных траекторий обучения, всвязи с и их образовательными потребностями.

1. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).

2. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

3. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).

5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР).

6. Дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые).

7. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

8. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Воспитанники, для которых составлялась и писалась СИПР, в той или иной мере соответствуют всем видам нозологических групп. Не буду останавливаться более подробно на каждой из них, но этих детей надо социализировать в нашем обществе.

Каждая из образовательных областей в программе основана на понимании того, что дети этой нозологической группы обучаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированной эмоциональной реакции, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких обучающихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено.

Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции — коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для этих обучающихся характерны ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость.

Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная невостребованность потенциальных способностей, в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании своей собственной программы развития, приводят к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде.




В работе с такими детьми вербальные средства передачи информации малоэффективны, поэтому необходимость в создании специальных адаптивных программ для этой категории детей является на сегодняшний день актуальным.


В данной программе, в качестве основного средства взаимодействия осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация.

Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.

Для данной категории детей материал программы не регламентируются временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.


По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы.

Программой определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми участниками образовательного процесса, содержание образовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы обучения обучающихся с умеренной и тяжелой у.о., имеющих речевой дефект, состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процессе, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), заносятся в СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать:

Личностные результаты:

1. Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»;

2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;

6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;



8. Владение навыками сотрудничества с взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

10. Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.


Коррекционные занятия проводятся по 2 занятия в неделю, время проведения не превышает 20-30 минут, возможно фактическое дробление занятий на более короткие занятия (10-15 минут), но с увеличением их количества до четырех занятий (в зависимости от особенностей восприятия ребенком, настроения и т.д.). По этим причинам может варьироваться и время фактического проведения занятия в течение дня, причём у всех специалистов.


Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

• умение выполнять инструкции педагога;

• использование по назначению учебных материалов;

• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

• в течение определенного периода времени.


Личностные базовые учебные действия:

• принятие роли обучающегося;

• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

• личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;

• формирование элементарных представлений о картине мира;

• положительное отношение к окружающей действительности;

• ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;


Регулятивные базовые учебные действия:

• умение выполнять инструкции учителя;

• умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

• использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;

• умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности.









Познавательные базовые учебные действия:

• выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;

• алгоритмизация практического действия;

умение слушать учебные тексты;

• освоение элементарных общих понятий.

Коммуникативные базовые учебные действия:

• умение слушать и вступать в диалог;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

• договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

• владение элементарной диалогической речью.


В связи с этим в нашем интернате была разработана индивидуальная образовательная траектория для детей с отягощенной нозологией, составлена СИПР детей, в которую включены следующие предметы:


Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

1. Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

3

2. Математика

2.1. Математические представления

2

3. Окружающий мир

3.1. Окружающий природный мир

3.2. Человек


3.3. Окружающий социальный мир

2

3

1

4. Искусство

4.1. Музыка и движение


4.2. Изобразительная деятельность

2

3

5.Физическая культура

5.1. Адаптивная физкультура

2

7.Коррекционно-развивающие занятия


2

Итого

20

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5 дневной учебной недели)




20

Коррекционные занятия




10

1. Сенсорное развитие

3

2.Предметно-практические действия

3

3. Двигательное развитие


2

  1. Альтернативная коммуникация

2

Внеурочная деятельность

6



При составлении индивидуальной образовательной траектории:

- учитель создает ученику возможность для выбора деятельности, выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель учитывает нозологиальные отклонения школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности;

- для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – включиться в деятельность, по мере своих возможностей, способностей, с учётом здоровья, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала, либо, чтобы добиться запланированного результата.

Реализация индивидуального подхода на основе индивидуальной избирательности и личной активности ученика, предоставления ему возможности для движения по своей собственной траектории учения (ИТУ) требует существенной модернизации всей образовательной среды

Новый стандарт создает условия для ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Индивидуальная траектория развития ребенка будет возможна не на словах, а в реальной жизни. И масштабное педагогическое творчество учителей и целых педагогических коллективов не будет упираться в рамки строгих регламентаций и превращаться в череду всяческих нарушений. В таких условиях сразу станет ясно, какая школа чего стоит. И будет уверенность, что наши усилия по реализации СИПР не напрасны.

В заключение необходимо отметить, что решающее значение для успешной реализации всего предлагаемого комплекса идей и педагогических решений принадлежит учителям. От того, как они позиционируют себя в образовательном процессе, умеют ли организовывать учебную деятельность, которая позволит вооружить каждого ребенка действенным инструментом познания, стремятся ли научить каждого своего ученика, готовы ли сами учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!