СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка и анализ результатов выполнения педагогического теста по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест тематического контроля. охватывает  материал большого раздела содержания, включая в себя несколько учебных тем.

Просмотр содержимого документа
«Разработка и анализ результатов выполнения педагогического теста по географии»



МБОУ Байкальская средняя

общеобразовательная школа

п. Вершино-Дарасунский

Буданова М.С, учитель географии.





Разработка и анализ результатов выполнения педагогического теста по географии



Современным школьным учителям и ученикам приходится все чаще сталкиваться с тестированием как формой контроля учебных достижений. Главное достоинство тестирования – объективная и независимая оценка уровня подготовки учащихся. Процедуры тестирования лежат в основе Единого государственного экзамена(ЕГЭ) И Государственной итоговой аттестации(ГИА)

Преимущества тестирования перед традиционными формами педагогического контроля при массовой оценке учебных достижений не вызывает сомнения. Однако эти преимущества реализуются только при наличии качественного педагогического теста.

Отсутствие минимальных знаний в области разработки и использования педагогического теста в реальном школьном учебном процессе приводит к определенному недоверию школьных учителей к тестированию. Качество имеющихся в продаже контрольных материалов в тестовой форме учителю оценить трудно . Это одна из причин неэффективного использования педагогических тестов в школе. Они применяются , во- первых, для того, чтобы познакомить школьника с особенностями заданий в тестовой форме, так как именно эта форма заданий используется в КИМах, во-вторых, для выставления отметки ученику по результатам такого тестирования. В то время как правильно составленный- в полном соответствии с целью педагогического контроля , с подобным планом и спецификацией – тест позволяет оценить структуру знаний как отдельного ученика , так и группы на содержательном и, главное, деятельностном уровне.

Анализ результатов выполнения качественных тестов выявляет типичные ошибки учащихся и их причины, показывает, какими видами знаний и умений владеет ученик и на каком уровне. Следовательно, по итогам тестирования можно корректировать реальный процесс обучения и индивидуализировать обучение, добиваясь результатов в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Таким образом, насущной потребностью , на мой взгляд, становится знакомство учительского сообщества с основами тестологии и формирование тестовой культуры педагогов. Последнее поможет учителю самостоятельно оценивать качество используемых тестов, корректно и эффективно проводить анализ результатов тестирования на всех этапах обучения.

Основная концепция подхода к разработке педагогического теста выражена в его определении .Педагогический тест –это не просто набор заданий в тестовой форме, а система которая контролируется специальным образом для достижения цели педагогического контроля, четко сформулированной на языке осваиваемой деятельности. Правильно сконструированный тест не только позволяет объективно оценить индивидуальные учебные достижения каждого ученика, но и дает значительно больший объем информации ( по сравнению с традиционными контрольными) для внесения необходимых изменений в процесс обучения, то есть более эффективно выполняет функцию обратной связи в системе «обучение –контроль».

Повышение тестовой культуры в среде учителей средней школы особенно актуально в связи с внедрением новых стандартов образования. Их эффективное функционирование возможно только при разработке адекватных инструментов оценки выполнения стандарта в той его части, которая связана с требованиями к результатам обучения. Кроме того, использование тестового контроля в школе помогает формированию столь важных в современной школе УУД.

Разработка тематического теста

Тест тематического контроля, охватывает материал большого раздела содержания, включая в себя материал нескольких учебных тем. Сначала, пользуясь рабочей программой и учебником, отбираем контролируемые подтемы, (материал каждого урока) вопросы и понятия. В тесте производим контроль шести видов географических знаний в таблице колонка №5.

Содержание этих тем дает дает возможность проконтролировать сформированность таких ПУУ,как переработка информации, логические операции сравнения, установление причинно- следственных связей и обобщения. Кроме того, есть возможность использовать в тексте невербальный материал рисунки, что позволяет проверить умение работать с ними. После определения элементов содержания и видов знаний и умений, контролируемых заданиями, переходим к составлению плана теста.

План тематического текста

тз

Содержательная линия (подтема,вопрос)

Вид географических знаний

Уровень освоения знаний

ПУУД

Трудность ТЗ%

Время выполнения

1

Отчего зависит климат нашей страны . Клим-ие факторы

Фактуальные

Репродуктивный

-

50

1

2

Воздушные массы

Фактуальные

Репродуктивный

Классификация

60

2

3

Солнечная радиация

Фоктуальные

Репродуктивные

Установление причинно- следственных связей

90

2

4

Характер подстилающей поверхности

Фактуальные

Репродуктивные

-

40

1

5

Атмосферные фронты

Фактуальные

Репродуктивные

Работа с картой

90

1

6

Циклон, антициклон

Причинные

Репродуктивные

Работа с картой

90

2

7

Типы климатов России.Коэффициент увлажнения

Фактуальные

Репродуктивный

Сравнение

70

1

8

Испарение

Фактуальные

Репродуктивный

Классификация

70

2

9

Типы климата умеренного пояса

Фактуальные

Репродуктивный

Работа с картой

60

1

10

Типы климата умеренного пояса

Фактуальные

Репродуктивные

Сравнение

60

1

11

Климатические пояса России

Алгоритмические

Алгоритмический

Классификация

50

2

12

Распределение осадков по территории России

Причинные

Репродуктивные

Установление причинно -следственных связей

70

2

13

Климат России

Фактуальные

Репродуктивные

Обобщение работа с таблицей

90

2

Итого

68

20

Критерии оценивания

Число выполненных заданий

Отметка

12-13

5

9-11

4

7-8

3

0-6

2







Тест « Климат России»

1.К климатообразующим факторам относят :

а. Географическая широта и осадки;

б. Циркуляция воздушных масс и рельеф;

в. Температура и влажность;

г. Подстилающая поверхность и испарение.



2. Установите соответствие:

Воздушные массы

свойства

1. УВМ

2.ТВМ

3. АВМ

а. холодные и сухие

б. меняются по сезонам

в. Влажные и теплые

г. Сухие и теплые

3.На какой из территорий России наибольшая суммарная солнечная радиация:

а. Хабаровск;

б. Сочи;

в. Москва;

г. Чита.

4. Расположите виды земной поверхности в порядке возрастания в них % отраженной солнечной радиации:

а. Почва;

б. песок;

в. Снег;

г. Зеленая трава.

5. Какой атмосферный фронт надвигается на Нижний Новгород:

а. теплый;

б. холодный.



6. Какой из показанных на карте погоды городов находится в зоне действия антициклона:

а. Москва;

б. Якутск;

в. Анадырь;

г. Новосибирск.



7. Где правильное высказывание о климате России

а. Санкт –Петербург Кув

б. Астрахань Кув=1

в. Мурманск Кув1

г. Якутск Кув1

8. Установите соответствие:

Количество испарения

Территория

а. 100-200 мм

б. 300-400мм

в. 500-600мм

г. 600-800мм

1.Краснодар

2. Москва

3. Верхоянск

4.Петропаловск-Камчатский

9. Определить какай буквой обозначен континентальный тип климата:

1. А 2. В 3. С 4. Д

10. Для муссонного типа климата характерно:

а. Обильные осадки в летнее время;

б. Небольшой коэффициент увлажнения;

в. Жаркое лето;

г. Зимние температуры 35 С0.

11. Какие климатические пояса проходят по территории России:

а. Тропический и умеренный;

б. Умеренный и субарктический;

в. Субтропический и тропический.

12. Найти соответствие

Город

осадки

1.Санкт-Петербург

2. Астрахань

3.Владивосток

4. Чита

А.100-200

Б.200-400мм

В. 600-800мм

Г. 800-1000мм





13. Школьники готовили доклад о климатообразующих факторах. Они нашли в Интернете данные, полученные на различных метеостанциях в результате многолетних наблюдений , и взяли данные четырех метиостанции, расположенных в России примерно на одной долготе. Собранные данные представили в виде таблицые.

Пункт наблюдения

Геогр. Коорд-ты

Температура воздуха СО

Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм

Июнь

Январь

А

640с.ш. 400 в.д

13,1

-13,5

577

В

560 с.ш. 370 в.д

22,1

-7,5

705

С

520 с.ш. 400 в.д

18,5

-7,4

611

Д

460с.ш. 320 в.д

23

-4,8

221



Проанализировав данные таблицы учащиеся сделали выводы. Кто из учащихся сделал верный вывод.

а. Сергей: «Чем южнее, тем больше выпадает осадков».

б. Анна: «Чем севернее расположен пункт, тем больше в нем выпадает осадков».

В. Иван: «Средние месячные температуры воздуха в январе понижаются при движении с юга на север».

г. Миша: «Средние месячные температуры воздуха в июне постепенно понижаются при движении с юга на север».



Анализ результатов выполнения педагогического теста



Анализ результатов выполнения педагогических тестов, даже без компьютерной статистической обработки, представляет три вида данных:

- о выполнение теста конкретным учеником;

- выполнение теста группой;

- качестве самого теста как инструмента педагогического контроля.



Ф.И

ученика

ТЗ

Кол-во выполненных ТЗ и отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


Анцифирова И.

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

11/4

Бронникова Т.

1

0

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

8/3

Брылев А.

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

10/4

Гусева К.

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

1

0

8/3

Дудкин А.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

1

1

0

6/2

Задворнов П.

1

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

3/2

Затопляев Д.

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

11/4

Зубкова К.

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

9/4

Казакеев С.

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

9/4

Колпаков Д.

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

11/4

Колпакова Т.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13/5

Костюченко Е.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

12/5

Кириченко А.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

11/4

Кузнецова Е.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13/5

Куфорова А.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

11/4

Оченева Р.

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0

1

1

0

8/3

Павлова О.

1

0

1

1

0

1

1

1

0

0

1

0

0

7/3

Путинцев И.

1

1

1

1

0

1

1

0

0

0

1

1

0

8/3

Селедцов Д.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

12/5

Соколовский Е.

1

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

11/4

Шитикова Р.

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

0

0

6/2

Щиенко Л.

1

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

9/4

Трудность Т.З,%

50

60

90

40

90

90

70

70

60

60

50

70

90

68% 3,7









Анализируя данные выполнения теста каждым учащимся, можно:

- определить, сверяясь с планом, какие вопросы и темы вызвали затруднения у конкретного ученика, то есть выявить структуру знаний каждого учащегося на содержательном уровне.

- определить, сверяясь с планом теста, какие виды географических знаний и какой уровень усвоения вызвали у каждого ученика затруднения, то есть выявить структуру знаний каждого учащегося на деятельностном уровне.

- выявить, сверяясь с планом теста, какие познавательные универсальные учебные действия недостаточно (достаточно) сформированы у конкретного ученика.

Таким образом, педагогический контроль в тестовой форме не только позволяет оценить индивидуальные достижения и недостатки каждого ученика, но и дает основания для внесения необходимых коррективов в процесс обучения для совершенствования его содержания, методов, средств и форм управления, то есть выполняет функцию обратной связи «обучение- контроль».

Cписок литературы:

1. Юнина Е.К. Новые педагогические технологии: учебно- методическое пособие.- Пермь: издательство ПРИПИТ; 2008.-148с[24-25

2. Дятлова К. Д., Михайлова Т.Г. Розработка педагогических тестов: М,: ВАКО, 2014,-160с. [3-5] [111-113] [129-131]

3. География. Подготовка к ОГЭ.-2018. Учебно-методическое пособие/ А. Б. Эртель.- Ростов н/Д: Легион; 2017-368с [10, 26, 35,170,]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!