Работу выполнила
студентка 3 курса
направления “Начальное образование.
Дополнительное образование.
(Графический дизайн и ИЗО)”
Черных Виктория Ярославовна
Практическое задание Разработка фрагмента урока чтения «Выделение звука(ов) и знакомство с буквой»
Разворот страниц «Азбуки»: стр. 41-42.
Тема «Знакомство со звуками [н], [н’] и буквой Нн».
План урока:
Организационные моменты; артикуляционная гимнастика («Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются; «Заборчик »Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10. «Трубочка» Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз. Чередовать «Заборчик» - «Трубочка»);
Актуализация знаний:
Проверка домашнего задания.
Упражнения в чтении слогов.
Игра «Поймай звук».
III. Постановка познавательной задачи урока:
Создание проблемной ситуации (загадки: Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (нос); Всю жизнь ходят в обгонку, А обогнать друг друга не могут. (Ноги) Пять ступенек – лесенка, На ступеньках – песенка. (Ноты)).
Постановка учебной задачи.
Сообщение темы и цели урока.
IV. Знакомство с новыми звуками:
Рассматривание предметной картинки. Работа над значением опорных слов.
Звуко-слоговый анализ слов “барабан” и “конь”.
Выделение нового звука [н], его характеристика.
V. Работа по развитию речи:
Чистоговорки:
Но-но-но – у нас темно.
На-на-на – стоит стена.
Ны-ны-ны – идут слоны.
Он-он-он – возьми бидон.
На-на-на – на лугу растет сосна.
Ни-ни-ни – осенью короче дни.
Дыхательная гимнастика ( Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов; В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза)).
VI. Знакомство с новой буквой. Продолжение работы по новой теме:
Выделение второго звука [н’], его характеристика.
Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий.
Распознавание новых звуков в других словах.
Знакомство с новой буквой.
VII. Закрепление изученного материала на уроке. Упражнения в чтении.
Чтение слогов: на-но-ны-ну-ни.
Чтение текста на странице 42, в каких словах звук [н], а в каких [н’].
Чтение стихотворения Ф. Бобылёва и поиск слов с буквой н.
VIII. Подведение итогов.
IX. Задание на дом.
X. Рефлексия.
«Знакомство с новым звуком(ами) и буквой»
Выделение звука(ов)
У: На полях найдите предметную картинку. Что на ней изображено?
Д: Барабан и конь.
У: Произнесем слова хором. 3-4:
Д: Барабан, конь.
У: Разделим слова на слоги. Произнесем его по слогам, прохлопывая
Д: Ба-ра-бан, конь.
У: Сколько слогов в словах барабан и конь?
Д: В слове “барабан” 3 слога, а в слове “конь” 1 слог.
У: Произнесем хором первый слог. 3-4:
Д: “Ба” в слове “барабан” и “конь”.
У: Из чего состоит 1-ый слог?
Д: В слове “барабан” слог “ба” состоит из 2 б. и 2 зв.: “б” - [б], “а” - [а]. В слове “конь” слог состоит из 4 б. и 3 зв.: “к” - [к], “о” - [о], “н” - [н’], “ь” - не имеет звука.
У: Произнесем второй слог хором. 3-4:
Д: “Ра” в слове “барабан”, а в слове “конь” второго слога нет.
У: Из чего состоит 2-й слог?
Д: В слове “барабан” слог “ра” состоит из 2 б. и 2 зв.: “р” - [р], “а” - [а].
У: Произнесем третий слог хором. 3-4:
Д: “Бан” в слове “барабан”.
У: Из чего состоит 3-й слог?
Д: В слове “барабан” слог “бан” состоит из 3 б. и 3 зв.: “б” - [б], “а” - [а], “н” - [н].
У: Рассмотрите схему слов “барабан” и “конь” под картинкой. Где находится звук, с которым мы познакомились сегодня?
Д: В словах “барабан” и “конь” звук [н] и [н’] последний.
У: Давайте произнесем этот звук и понаблюдаем, как он произносится.
Д: [н], [н’].
У: Эти звуки гласные или согласные?
Д: [н], [н’] согласные звуки.
У: Как вы определили?
Д: Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград, Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.
У: Закройте уши руками и произнесите звуки [н], [н’].
Д: /произносят звуки/
У: Какой это звук - глухой или звонкий?
Д: [н], [н’] звонкие.
У: Посмотрите на схему. Каким цветом обозначены эти звуки на схеме?
Д: На схеме слова “барабан” звук [н] обозначен синим цветом. На схеме слова “конь” звук [н’] обозначен зеленым цветом.
У: Давайте произнесем их хором и понаблюдаем - он твердый или мягкий?
Д: Звук [н] твердый, а звук [н’] мягкий.
У: Кто может рассказать о звуках [н], [н’]?
Д: Звуки [н], [н’] согласные, звонкие, которые бывают как твердые, так и мягкие.
Знакомство с буквой
У: Звук [н], [н’] обозначается буквой Нн. Рассмотрим ее. Из каких элементов состоит заглавная буква “Н”?
Д: Из двух вертикальных линий и одной горизонтальной.
У: А строчная?
Д: Из таких же линий только меньше.
У: Похожи ли заглавная и строчная буквы “Нн”?
Д: Да.
У: Почему букв 2 - заглавная и строчная?
Д: Потому что с заглавной буквы начинаются предложения и имена собственные, а строчная буква пишется в середине слов, в названии предметов и явлений.
У: Рассмотрите картинки и скажите, на что похожа буква “Н”.
Д: Буква “Н” похожа на паровозик, на гамак между деревьями, на двух бегемотиков и т.д.
У: Кто может назвать соседей буквы “Н”?
Д: Соседи буквы “Н” это “М” и “О”.
У: Научимся печатать букву “Н”. Сначала заглавную. Посмотрите, как это сделаю я.
Отступаю от предыдущей работы 2 клетки вниз. От начала строки отступаю 2 клетки вправо. Комментарий: Заглавная буква “Н” состоит из трех элементов: две вертикальные линии и одна горизонтальная разделяющая пополам две другие линии. Начинаем писать заглавную букву чуть выше вспомогательной линии и проводим вниз прямую линию до нижней линии рабочей строки. Далее проводим такую же линию параллельно первой. После чего, проводим прямую горизонтальную линию из середины первой в середину второй линии.