СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка элективного курса «Христианство и шаманизм»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка элективного курса «Христианство и шаманизм»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано на заседании МО учителей

социально-экономического цикла

Протокол №1 от 27.08.2018.

Руководитель МО __________ Фомина Н.Е


Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы.

Протокол № 1 от 28.08.2018.


Утверждаю

И.о. Директора школы ______Г.С.Землянская

Приказ № 90 от 31.08.2020г.


ПРОГРАММА

элективного курса (факультатива) «Христианство и шаманизм»





7 – 9 класс









Составитель: Учитель истории и

Обществознания Ф.Н.Фомина






Пояснительная записка.


Перемены в нашей жизни, связанные с демократизацией и гуманизацией общества, должны привести к другому взгляду школы на религию.

Повышение интереса к религии в настоящее время очевидно. Для этого есть много причин социально – психологического и политического характера. Как это часто бывает в переломные кризисные периоды истории, роль религиозного фактора возросла.

В этих условиях одна из задач школы – помочь молодежи научиться ориентироваться в многообразии мировоззренческих позиций. Тем более, что удовлетворение интереса к религии зачастую принимает нежелательную форму. Не секрет, что в последнее время активно развернулись «ловцы душ», представляющие многочисленные секты, деятельность которых направлена на разрушение традиционных ценностей. Религия всегда являлась и продолжает оставаться составной частью культуры, стержневым фактором в формировании духовности личности. Религия живет, формирует идеи, понятия, нормы, создает материальные ценности. Непосредственное влияние на религию оказывают различные области духовной жизни человека – политика, мораль, философия, наука, искусство. Но и сама она оказывает влияние на все сферы жизни – экономику, политику, культуру.

Религия - это способ познания мира. Осознание своего «я» в нем, попытка объяснить то, что находится за пределами человеческого понимания. Религия – это преодоление страха смерти и желание продлить жизнь, порождающее веру в бессмертие души. В отрыве от религии мы строим ненадежный, непрочный дом духовности. Поскольку наша школа несколько лет находилась на эксперименте «Воспитание культуры межнационального общения», мною был разработан элективный курс (факультатив) «Христианство и шаманизм». Так как языческое обожествление природы сохранилось у большинства людей. Язычество древних греков, шаманизм остяков, вогулов и бурят – это духовное богатство всего человечества.

Религия как особая форма духовной деятельности и социально – культурный феномен, имеет свои особенности, свои закономерности развития, которые не выявляются, пока не станут предметом специального рассмотрения.

Разработанный мною курс, рассчитан на 34 часа для изучения в 7 - 9 классах. Учащиеся 7 – 9 классов уже обладают некоторыми знаниями о религии, изучая историю, литературу, географию и искусство. Кроме того, они непосредственны и любознательны, хорошо запоминают информацию, переданную в образной форме. А именно образ является основным носителем религиозных преставлений.





Цели и задачи курса.


Целью данной программы является ознакомление с историей религий (шаманизмом и христианством), а также их ролью в развитии народов.

Основные задачи курса:

  1. Формирование представлений о шаманизме и христианстве как феномене культуры.

  2. Формирование мировоззрения учащихся, способного дать ответы на вопросы о мире, обществе и человеке.

  3. формирование гуманистической направленности личности молодого человека, в которой важную роль играет приобщение к духовным ценностям, накопленным человечество за многовековую историю.

  4. Воспитание уважительного отношения к носителям разных культур, терпимости к инакомыслию.

  5. Воспитание эстетических и патриотических чувств, рассмотрение связи конкретных религий с культурой, в рамках которой они существуют.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;

- представление в виде выступлений, эссе, презентаций;

- выявление типологических особенностей религиозных систем, соответствующих разным этапам развития общества;

- обсуждение результатов исследований, участие в дискуссиях.


Основные методы работы:

  • анализ исторической литературы и исторических источников;

  • эвристическая беседа;

  • лекция;

  • дискуссия;

  • подготовка и обсуждение сообщений учащихся.


Основные формы отчетности:

  • тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, ответы на вопросы);

  • творческие работы (электронные презентации, итоговые работы учащихся).



Программа элективного курса

I.Введение. Мировые религии ( 7 часов)

1- 2 Верования древних.

3. Иудаизм.

4. Индуизм.

5. Буддизм.

6. Ислам.

7. Итоговое занятие.

Литература.

  1. Ромбандеева Е.И. История народов манси( вогулов) и его духовная культура.

Изд. «Северный дом», Сургут; 1993.

  1. Цивилизации. Универсальная энциклопедия для юношества.

М., Изд. «Педагогика – пресс»; 2000.

  1. Энциклопедия для детей.Т.6, ч.I. Религии мира.

М., Аванта плюс, 2001.

  1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Религии.

М., Олимп. ООО. Изд. «АСТ»; 2000.

II. Шаманизм (12 часов)

1. Зарождение шаманизма.

2. Видение шаманами мира.

3-4 Мир духов:

а) домашние и личные духи;

б) родовые и местные духи;

в) всеобщие духи.

5. Представление о душе человека.

6. Обряды посвящения в шаманы.

7. Внешний вид шамана (одежда, снаряжение, атрибуты).

8. Камлание( типы и образцы камланий).

9. Жертвоприношения.

10. Культовые места.

11. Шаманы Лапландии.

12. Итоговое занятие.

Литература.

  1. Ловкость рук или игра чертей// Родина. 2000. №9

  2. Шаманы Лапландии.// Наука и религия.1991.№8

  3. Карьялайнен К.Ф. Религии Югорских народов, т1 -2 Томск. Изд. Томского университета, 1995.

  4. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск. «Наука», 2005

  5. Потанов Л.П. Алтайский шаманизм. М., «Наука», 1991

  6. Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. Томск. Изд. Томского университета, 2001

  7. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., «Наука», 2004

  8. Шаманизм (по ту сторону). Минск, «Плопресс», 2003

  9. Энциклопедия для детей, т.6, ч.I, Религии мира. М., «Аванта плюс». 2001

III. Христианство(14 часов)

  1. Рождение Иисуса, его детство, крещение.

  2. Иисус – пример для каждого из нас.

  3. Уникальность Христа.

  4. Казнь Иисуса и его воскресение.

  5. Библия.

  6. Христианский культ. Таинства ( крещение, миропомазание, причащение, брак…)

  7. Праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица, и др.

  8. Храм. Символика русского храма.

  9. Становление православия на Руси.

  10. Древнерусская икона.

  11. Ревнители христианства ( Сильвестр, Стефан Пермский и др.)

12- 13. Направления в христианстве:

а) православие;

б) католицизм;

в) другие направления – протестантизм, баптизм …

14. Итоговое занятие.

Литература.

  1. Атеистический словарь ( под общ. редакцией П. Новикова). М., изд. Политической литературы, 2006.

  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. 1993.

  3. Ботвинник М.Н. и др. Мифологический словарь, М., Просвещение, 1995

  4. Где истина? Сравнение основных доктрин христианства с другими религиями. С.-Пб., 2002

  5. Лекции по истории религии. М., 2000

  6. Русское православие. Вехи истории. М., Политиздат, 1989

  7. Энциклопедия для детей, т.6, ч.I, Религии мира. М., «Аванта плюс». 2001

  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Религии.М., Олимп. ООО. Изд. «АСТ»; 2000.

  9. Яковлев Е .Г. Искусство и мировые религии. М., Высшая школа, 1995


Таким образом, курс состоит из трех частей, первая часть – «Мировые религии» - это общее знакомство с религиями мира. Учащиеся знакомятся с теми религиями, которые определяют в настоящее время ситуацию в мире. Здесь дана краткая характеристика этих религий и их этническая направленность.

Вторая часть – «Шаманизм» - посвящена проблемам шаманизма как одной из ранних форм религии, возникшей при первобытнообщинном строе. Народные сказки. Легенды и предания, героические поэмы и красочные мифы, загадочные наскальные рисунки и орнаменты, художественная резьба по дереву, глубокие по смыслу обряды – все это может быть исторически осмыслено, если мы будем хорошо знать древнее шаманское миропонимание.

Третья часть – «Христианство». Здесь рассматриваются особенности вероучения, культа и службы, смысл храма и литургии, праздники – все то, что должен знать человек. Даже если он этому не принадлежит. Эти знания помогают сформировать всесторонне развитую личность, способную более глубоко осознать происходящие события в современном мире, адекватно реагировать на них, находить верные решения различных конфликтов.
















Учебно – тематический план



Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля




Лекции

Практ.

работа

1

2

3

4

5

6


Раздел I. Мировые религии

8

5

3


1-2

Верования древних

2

1

1

Сообщение учащихся

3

Иудаизм

1

1


Ответы на вопросы

4

Индуизм

1

1


Карточки с заданиями

5

Буддизм

1

1


Ответы на вопросы

6

Ислам

1

1


Сообщения учащихся

7-8

Итоговое занятие

2


2

Семинар



Раздел II. Шаманизм.

12

10

2


9

Зарождение шаманизма

1

1


Ответы на вопросы

10

Видение шаманами мира

1

1


Подготовить сообщение

11-12

Мир духов

2

1

1

Составить таблицу

13

Представление души человека

1

1


Мини – сочинение

14

Обряды посвящения в шаманы

1

1


Ответы на вопросы

15

Внешний вид шамана

1

1


Сделать рисунок

16

Камлание

1

1


Ответы на вопросы

17

Жертвоприношение

1

1


Сообщение учащихся

18

Культовые места

1

1


Ответы на вопросы

19

Шаманы Лапландии

1

1


Сообщения учащихся

20

Итоговое занятие

1


1

Работа с тестами




1

2

3

4

5

6



Раздел III. Христианство

14

7

7


21

Рождение Иисуса. Его детство.Крещение

1

1


Анализ отрывков из библии

22

Иисус – пример для каждого из нас

1


1

Просмотр видеофильма

23

Уникальность Христа

1


1

Работа с отрывками из Библии

24

Казнь Иисуса и его воскресение

1

1


Ответы на вопросы

25

Библия

1

1


Эссе «Мой взгляд на библию»

26

Христианский культ. Таинства

1


1

Подготовить сообщение

27

Праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица и др.

1


1

Подготовить сообщение

28

Храм. Символика русского храма.

1

1


Сделать зарисовки храма

29

Становление православия на Руси.

1

1


Подготовить сообщение о крещении Руси.

30

Древнерусская икона

1

1


Ответы на вопросы

31

Ревнители христианства

1


1

Составление исторических портретов «Кто есть кто»

32-33

Направления в христианстве: православие, католицизм, протестантизм и др.

2

1

1

Работа с источниками, подбор материала из газет о сектах

34

Итоговое занятие

1


1

викторина



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!