Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано на заседании МО учителей социально-экономического цикла Протокол №1 от 27.08.2018. Руководитель МО __________ Фомина Н.Е | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы. Протокол № 1 от 28.08.2018. | Утверждаю И.о. Директора школы ______Г.С.Землянская Приказ № 90 от 31.08.2020г. |
ПРОГРАММА
элективного курса (факультатива) «Христианство и шаманизм»
7 – 9 класс
Составитель: Учитель истории и
Обществознания Ф.Н.Фомина
Пояснительная записка.
Перемены в нашей жизни, связанные с демократизацией и гуманизацией общества, должны привести к другому взгляду школы на религию.
Повышение интереса к религии в настоящее время очевидно. Для этого есть много причин социально – психологического и политического характера. Как это часто бывает в переломные кризисные периоды истории, роль религиозного фактора возросла.
В этих условиях одна из задач школы – помочь молодежи научиться ориентироваться в многообразии мировоззренческих позиций. Тем более, что удовлетворение интереса к религии зачастую принимает нежелательную форму. Не секрет, что в последнее время активно развернулись «ловцы душ», представляющие многочисленные секты, деятельность которых направлена на разрушение традиционных ценностей. Религия всегда являлась и продолжает оставаться составной частью культуры, стержневым фактором в формировании духовности личности. Религия живет, формирует идеи, понятия, нормы, создает материальные ценности. Непосредственное влияние на религию оказывают различные области духовной жизни человека – политика, мораль, философия, наука, искусство. Но и сама она оказывает влияние на все сферы жизни – экономику, политику, культуру.
Религия - это способ познания мира. Осознание своего «я» в нем, попытка объяснить то, что находится за пределами человеческого понимания. Религия – это преодоление страха смерти и желание продлить жизнь, порождающее веру в бессмертие души. В отрыве от религии мы строим ненадежный, непрочный дом духовности. Поскольку наша школа несколько лет находилась на эксперименте «Воспитание культуры межнационального общения», мною был разработан элективный курс (факультатив) «Христианство и шаманизм». Так как языческое обожествление природы сохранилось у большинства людей. Язычество древних греков, шаманизм остяков, вогулов и бурят – это духовное богатство всего человечества.
Религия как особая форма духовной деятельности и социально – культурный феномен, имеет свои особенности, свои закономерности развития, которые не выявляются, пока не станут предметом специального рассмотрения.
Разработанный мною курс, рассчитан на 34 часа для изучения в 7 - 9 классах. Учащиеся 7 – 9 классов уже обладают некоторыми знаниями о религии, изучая историю, литературу, географию и искусство. Кроме того, они непосредственны и любознательны, хорошо запоминают информацию, переданную в образной форме. А именно образ является основным носителем религиозных преставлений.
Цели и задачи курса.
Целью данной программы является ознакомление с историей религий (шаманизмом и христианством), а также их ролью в развитии народов.
Основные задачи курса:
Формирование представлений о шаманизме и христианстве как феномене культуры.
Формирование мировоззрения учащихся, способного дать ответы на вопросы о мире, обществе и человеке.
формирование гуманистической направленности личности молодого человека, в которой важную роль играет приобщение к духовным ценностям, накопленным человечество за многовековую историю.
Воспитание уважительного отношения к носителям разных культур, терпимости к инакомыслию.
Воспитание эстетических и патриотических чувств, рассмотрение связи конкретных религий с культурой, в рамках которой они существуют.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
- представление в виде выступлений, эссе, презентаций;
- выявление типологических особенностей религиозных систем, соответствующих разным этапам развития общества;
- обсуждение результатов исследований, участие в дискуссиях.
Основные методы работы:
анализ исторической литературы и исторических источников;
эвристическая беседа;
лекция;
дискуссия;
подготовка и обсуждение сообщений учащихся.
Основные формы отчетности:
тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, ответы на вопросы);
творческие работы (электронные презентации, итоговые работы учащихся).
Программа элективного курса
I.Введение. Мировые религии ( 7 часов)
1- 2 Верования древних.
3. Иудаизм.
4. Индуизм.
5. Буддизм.
6. Ислам.
7. Итоговое занятие.
Литература.
Ромбандеева Е.И. История народов манси( вогулов) и его духовная культура.
Изд. «Северный дом», Сургут; 1993.
Цивилизации. Универсальная энциклопедия для юношества.
М., Изд. «Педагогика – пресс»; 2000.
Энциклопедия для детей.Т.6, ч.I. Религии мира.
М., Аванта плюс, 2001.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Религии.
М., Олимп. ООО. Изд. «АСТ»; 2000.
II. Шаманизм (12 часов)
1. Зарождение шаманизма.
2. Видение шаманами мира.
3-4 Мир духов:
а) домашние и личные духи;
б) родовые и местные духи;
в) всеобщие духи.
5. Представление о душе человека.
6. Обряды посвящения в шаманы.
7. Внешний вид шамана (одежда, снаряжение, атрибуты).
8. Камлание( типы и образцы камланий).
9. Жертвоприношения.
10. Культовые места.
11. Шаманы Лапландии.
12. Итоговое занятие.
Литература.
Ловкость рук или игра чертей// Родина. 2000. №9
Шаманы Лапландии.// Наука и религия.1991.№8
Карьялайнен К.Ф. Религии Югорских народов, т1 -2 Томск. Изд. Томского университета, 1995.
Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск. «Наука», 2005
Потанов Л.П. Алтайский шаманизм. М., «Наука», 1991
Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. Томск. Изд. Томского университета, 2001
Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., «Наука», 2004
Шаманизм (по ту сторону). Минск, «Плопресс», 2003
Энциклопедия для детей, т.6, ч.I, Религии мира. М., «Аванта плюс». 2001
III. Христианство(14 часов)
Рождение Иисуса, его детство, крещение.
Иисус – пример для каждого из нас.
Уникальность Христа.
Казнь Иисуса и его воскресение.
Библия.
Христианский культ. Таинства ( крещение, миропомазание, причащение, брак…)
Праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица, и др.
Храм. Символика русского храма.
Становление православия на Руси.
Древнерусская икона.
Ревнители христианства ( Сильвестр, Стефан Пермский и др.)
12- 13. Направления в христианстве:
а) православие;
б) католицизм;
в) другие направления – протестантизм, баптизм …
14. Итоговое занятие.
Литература.
Атеистический словарь ( под общ. редакцией П. Новикова). М., изд. Политической литературы, 2006.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. 1993.
Ботвинник М.Н. и др. Мифологический словарь, М., Просвещение, 1995
Где истина? Сравнение основных доктрин христианства с другими религиями. С.-Пб., 2002
Лекции по истории религии. М., 2000
Русское православие. Вехи истории. М., Политиздат, 1989
Энциклопедия для детей, т.6, ч.I, Религии мира. М., «Аванта плюс». 2001
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Религии.М., Олимп. ООО. Изд. «АСТ»; 2000.
Яковлев Е .Г. Искусство и мировые религии. М., Высшая школа, 1995
Таким образом, курс состоит из трех частей, первая часть – «Мировые религии» - это общее знакомство с религиями мира. Учащиеся знакомятся с теми религиями, которые определяют в настоящее время ситуацию в мире. Здесь дана краткая характеристика этих религий и их этническая направленность.
Вторая часть – «Шаманизм» - посвящена проблемам шаманизма как одной из ранних форм религии, возникшей при первобытнообщинном строе. Народные сказки. Легенды и предания, героические поэмы и красочные мифы, загадочные наскальные рисунки и орнаменты, художественная резьба по дереву, глубокие по смыслу обряды – все это может быть исторически осмыслено, если мы будем хорошо знать древнее шаманское миропонимание.
Третья часть – «Христианство». Здесь рассматриваются особенности вероучения, культа и службы, смысл храма и литургии, праздники – все то, что должен знать человек. Даже если он этому не принадлежит. Эти знания помогают сформировать всесторонне развитую личность, способную более глубоко осознать происходящие события в современном мире, адекватно реагировать на них, находить верные решения различных конфликтов.
Учебно – тематический план
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля |
| | | Лекции | Практ. работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Раздел I. Мировые религии | 8 | 5 | 3 | |
1-2 | Верования древних | 2 | 1 | 1 | Сообщение учащихся |
3 | Иудаизм | 1 | 1 | | Ответы на вопросы |
4 | Индуизм | 1 | 1 | | Карточки с заданиями |
5 | Буддизм | 1 | 1 | | Ответы на вопросы |
6 | Ислам | 1 | 1 | | Сообщения учащихся |
7-8 | Итоговое занятие | 2 | | 2 | Семинар |
|
| Раздел II. Шаманизм. | 12 | 10 | 2 | |
9 | Зарождение шаманизма | 1 | 1 | | Ответы на вопросы |
10 | Видение шаманами мира | 1 | 1 | | Подготовить сообщение |
11-12 | Мир духов | 2 | 1 | 1 | Составить таблицу |
13 | Представление души человека | 1 | 1 | | Мини – сочинение |
14 | Обряды посвящения в шаманы | 1 | 1 | | Ответы на вопросы |
15 | Внешний вид шамана | 1 | 1 | | Сделать рисунок |
16 | Камлание | 1 | 1 | | Ответы на вопросы |
17 | Жертвоприношение | 1 | 1 | | Сообщение учащихся |
18 | Культовые места | 1 | 1 | | Ответы на вопросы |
19 | Шаманы Лапландии | 1 | 1 | | Сообщения учащихся |
20 | Итоговое занятие | 1 | | 1 | Работа с тестами |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
| Раздел III. Христианство | 14 | 7 | 7 | |
21 | Рождение Иисуса. Его детство.Крещение | 1 | 1 | | Анализ отрывков из библии |
22 | Иисус – пример для каждого из нас | 1 | | 1 | Просмотр видеофильма |
23 | Уникальность Христа | 1 | | 1 | Работа с отрывками из Библии |
24 | Казнь Иисуса и его воскресение | 1 | 1 | | Ответы на вопросы |
25 | Библия | 1 | 1 | | Эссе «Мой взгляд на библию» |
26 | Христианский культ. Таинства | 1 | | 1 | Подготовить сообщение |
27 | Праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица и др. | 1 | | 1 | Подготовить сообщение |
28 | Храм. Символика русского храма. | 1 | 1 | | Сделать зарисовки храма |
29 | Становление православия на Руси. | 1 | 1 | | Подготовить сообщение о крещении Руси. |
30 | Древнерусская икона | 1 | 1 | | Ответы на вопросы |
31 | Ревнители христианства | 1 | | 1 | Составление исторических портретов «Кто есть кто» |
32-33 | Направления в христианстве: православие, католицизм, протестантизм и др. | 2 | 1 | 1 | Работа с источниками, подбор материала из газет о сектах |
34 | Итоговое занятие | 1 | | 1 | викторина |